Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_2018-19.docx | 48.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2018 № 500
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
для 3 А класса
на 2018-2019 учебный год
учителя начальных классов: Санчило И. В.
г.Нижневартовск
Содержание
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Программа по предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, с учетом примерной программы начального общего образования по окружающему миру и программы по окружающему миру к УМК для 3 класса Н.В. Виноградова с использованием учебника Н.Ф.Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир» в 2 частях, 3 класс.
Учебный план в МБОУ «НШ №24» предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 3 классе – 68 часов (2 урока в неделю)
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- Содержание учебного предмета
Земля — наш общий дом (7часов)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю (4часа)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (27часов)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников
Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11часов)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12часов)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились в старину (7 часов)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Курс «Окружающий мир» - это интегрированный предмет и изучается совместно с курсом «Мы – дети природы» (региональный компонент),
на который отводится 34 ч. Главная цель курса «Мы – дети природы» - воспитание любви к родной природе на основе познания её ценностей и формирования у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Интегрированный курс краеведения «Мы - дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты Мансийского автономного округа. Получая знания о территориальных разнообразии Ханты-Мансийского автономного округа в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классах таких предметов, как «Литература родного края» География Ханты-Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» и др.
Интегрированный курс краеведения «Мы — дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности,
патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение.
Главная цель курса – формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
- дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи курса краеведения «Мы – дети природы» определяют его содержание и структуру.
Так, содержание курса в 3 классе составляют темы: «Природа югорского края», «Подземная кладовая Югры»», «Земля и люди югорского края», «Художники югорского края».
Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «МЫ – ДЕТИ ПРИРОДЫ»
ПРИРОДА ЮГОРСКОГО КРАЯ
Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи, папоротники, лишайники, их отличительные признаки.
Ягоды нашего края.
Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; их приспособленность к условиям жизни Севера.
Нуждающиеся в охране растения родного края: зверобой пятнистый, кувшинка чисто-белая, пион Марьин корень и др.
Виды животных Югры, требующие особого внимания за сохранением популяции в природе: барсук, кабан, рысь, северный олень, черно-бурая обыкновенная лисица и др.
Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва».
Практическая работа: нахождение на контуре карты нашего края заповедника «Малая Сосьва», практическое занятие по охране природы: подкормка птиц в разные времена года.
Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с экспозициями различных видов растений и животных нашего края.
ПОДЗЕМНАЯ КЛАДОВАЯ ЮГРЫ
Многообразие полезных ископаемых родного края.
Мансийская легенда о происхождении нефти.
Нефть, газ, каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры.
Использование песка и глины.
Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото и др.
Практическая работа: размещение полезных ископаемых на карте ХМАО.
Экскурсия: в краеведческий музей для ознакомления с полезными ископаемыми родного края.
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ ЮГОРСКОГО КРАЯ
Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры.
Герб твоего города, его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе?
Музей родного города. Ценность музеев для потомков, ценность исторических находок, бережное их сохранение.
Праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день; День оленевода, День рыбака и др.
Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
- содержание основных понятий;
- биологическое разнотравье Югорского края;
- культуру народов, населяющих родной край.
Учащиеся должны понимать:
- взаимосвязь явлений и процессов, протекающих в социальной среде края.
Учащиеся должны уметь:
- использовать полученные знания для объяснения взаимосвязей в социальной среде;
- сохранять благоприятную социоприродную среду;
- улучшать социоприродную среду.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ урока | Дата проведения | Тема урока
| Основные виды учебной деятельности, оборудование | |
По плану | Фактически | |||
1 | 1 четверть 05.09 | 05.09 | Введение. Учебник с. 3-5 Где и когда ты живёшь. МДП. Многообразие природы Учебник с. 8-10 Урок вхождения в новую тему | Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения. Обсудить проблему существования человека в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на «ленте времени». Инфоурок 3 класс «Особенности планеты Земля» |
2 | 06.09 | 06.09 | Природные тела и природные явления. Солнце – тело неживой природы. Учебник с. 11-15 | Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. Презентация |
3 | 12.09 | 12.09 | Входная контрольная работа. | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. |
4 | 13.09 | 13.09 | Земля – планета Солнечной системы. Опыт. Смена сезонов, дня и ночи. МДП. Приспособленность животных к условиям Севера Учебник с. 16-17 | Характеризовать Солнечную систему Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли. Презентация |
5 | 19.09 | 19.09 | Земля – планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника. Учебник: с. 18-22 | Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Презентация |
6 | 20.09 | 20.09 | Вода – условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. МДП. Приспособленность животных к условиям Севера Учебник с. 23-26 | Характеризовать условия жизни на Земле. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать и называть источники воды на Земле. Рассматривать картину И.К. Айвазовского «Девятый вал». Презентация |
7 | 26.09 | 26.09 | Воздух – условие жизни на Земле. Опыт. Горение. Учебник с. 27-32 Комбинированный урок. | Характеризовать условия жизни на Земле. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воздуха. Записывать характеристики погоды в таблице, используя условные обозначения. Презентация |
8 | 27.09 | 27.09 | Изображение Земли. МДП. Растения нашего края, мхи, папоротники, лишайники, водоросли Учебник с. 34-36 | Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели Земли (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. |
9 | 03.10 | 03.10 | План и карта. Практическая работа: работа с картой Учебник с. 37-44 | Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего шк. участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты. Презентация |
10 | 04.10 | 04.10 | Бактерии. МДП. Земное тепло Югры (п/иск-ые) Учебник с. 46-48 | Рассматривать бактерии в электронный микроскоп. Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Читать и обсуждать текст. Делать вывод. |
11 | 10.10 | 10.10 | Грибы. Учебник с. 48-53 | Рассказывать строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Презентация |
12 | 11.10 | 11.10 | Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. МДП. Мансийская легенда о происхождении нефти Учебник с. 54-58 | Характеризовать значение растений для жизни; различать растения разных видов, описывать их. Работать в группах: составлять «паспорт» растения. Презентация |
13 | 17.10 | 17.10 | Разнообразие растений на Земле. Учебник с. 58-67 | Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Презентация |
14 | 18.10 | 18.10 | Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с гербарием. Опыт «Содержание воды в листе». МДП. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва» Учебник с. 67-78 | Строить схему «Части растения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. Презентация Цифровой микроскоп |
15 | 24.10 | 24.10 | Размножение растений. . Учебник с. 78-81 | Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. |
16 | 25.10 | 25.10 | Контрольная работа за 1 четверть | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. |
17 | 2 четверть 07.11 | Распространение плодов и семян. МДП. Использование песка и глины | Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян». Презентация Цифровой микроскоп | |
18 | 08.11 | Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные. МДП. Многообразие п/иск-ых на карте ХМАО Учебник с. 82-83 | Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. Презентация | |
19 | 14.11 | Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова. Учебник с. 84-87 | Приводить примеры культурных растений составлять короткое сообщение по одной их тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли». | |
20 | 15.11 | Красная книга России. МДП. Драгоценные полезные ископаемые Учебник с. 88-94 | Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале). Презентация | |
21 | 21.11 | Животные – часть природы. Роль животных в природе. Учебник с. 95-97 | Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Работать с текстом учебника. Презентация | |
22 | 22.11 | Животное – живой организм. Учебник с. 98-99 | Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Презентация | |
23 | 28.11 | Животное – живой организм. МДП. Разнообразие животных края Учебник с. 100-106 | Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного. Презентация | |
24 | 29.11 | Животное – живой организм. Учебник с. 107-109 | Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» Презентация | |
25 | 05.12 | Поведение животных. МДП. Растительноядные насекомоядные животные | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. Приводить примеры разнообразного поведения животных. | |
26 | 06.12 | Беспозвоночные животные. Учебник с. 110-116 | Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. Презентация | |
27 | 12.12 | Позвоночные животные. МДП. Хищные животные Учебник с. 117-123 | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение. Характеризовать особенности рыб и земноводных. | |
28 | 13.12 | Позвоночные животные. . Учебник с. 124-133 | Ориентироваться в понятии «о домашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. | |
29 | 19.12 | Позвоночные животные. МДП. Ягоды нашего края Учебник с. 134-138 | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. Презентация | |
30 | 20.12 | Природное сообщество. Учебник с. 139-144 | Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Характеризовать их. Презентация | |
31 | 26.12 | Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. МДП. Югорская Земля в глубине веков Учебник с. 145-146 Комбинированный | Приводить примеры цепи питания. Составлять рассказ о животных. Выполнять парную работу «Пищевые цепи». Инфоурок 35 «Что такое природное сообщество» 3 класс | |
32 | 27.12 | Рубежная контрольная работа. | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | |
33 | 3 чет 16.01 | Заповедники. Учебник с. 147-153 | Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. Инфоурок «44. Заповедники и национальные парки» | |
34 | 17.01 | Древняя Русь. Восточнославянские племена. Учебник с. 6-11 | «Как мы узнаём о прошлом». Слушать рассказ о восточнославянских племенах. «Читать» историческую карту. Объяснять слова «потомки», «род», «княжества». Различать племена и государства. | |
35 | 23.01 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси.. Учебник с. 12-17 | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. Инфоурок 27 «Первые русские князья» 3 класс | |
36 | 24.01 | Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси. МДП. Происхождение названия города, в котором ты живёшь Учебник с. 17-21 | Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. Презентация | |
37 | 30.01 | Как Москва стала столицей. Иван Грозный. МДП. Современные Археологические памятники Юг. края Учебник с. 22-25 | Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек...» и «Картинная галерея». Инфоурок 39. «Возвышение Москвы» 3 класс | |
38 | 31.01 | Пётр I Великий – император России. Учебник с. 26-32 | Слушать рассказ учителя «Пётр I». Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Инфоурок 20. «Петр I. Выход к морю» 4 класс | |
39 | 06.02 | Екатерина II Великая. МДП. Современные Археологические памятники Юг.края Учебник с. 32-34 | Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Презентация | |
40 | 07.02 | Император Николай II. Учебник с. 34-36
| Слушать рассказ учителя о Николае II. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве». | |
41 | 13.02 | Советская Россия. МДП. Герб твоего города Учебник с. 37-38 | Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. Инфоурок 38. «Образование СССР» 4 класс | |
42 | 14.02 | Из истории имён. Учебник с. 40-45 | Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. | |
43 | 20.02 | Как выглядели наши предки. МДП. Флаг твоего города Учебник с. 46-48 | Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую | |
44 | 21.02 | Как в старину трудились наши предки. Учебник с. 49-50 | Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Инфоурок 24. «Как жили наши далекие предки» 3 класс | |
45 | 27.02 | Как защищали Родину наши предки. Какими были наши предки. МДП. Гимн твоего города Учебник с. 50-55 | Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. | |
46 | 28.02 | Какие предметы окружали русских людей. Учебник с. 56-61 | Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Инфоурок 30. «Древнерусская культура» 3 класс | |
47 | 06.03 | Какие предметы окружали русских людей. МДП. История в названиях улиц твоего города Учебник с. 62-76 | Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. | |
48 | 07.03 | Русская трапеза. Учебник с. 77-83 | Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». | |
49 | 13.03 | Во что верили наши предки. Учебник с. 84-89 | Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. | |
50 | 14.03 | Контрольная работа за 3 четверть | Выполнять задания проверочной работы по изученным темам. | |
51 | 20.03 | Принятие христианства на Руси. Учебник с. 90-96 | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. | |
52 | 21.03 | Принятие христианства на Руси. Учебник с. 90-96 | Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение. Инфоурок 28. «Принятие Русью христианства» 3 класс | |
53 | 03.04 | Что создавалось трудом крестьянина. Учебник с. 98-105 | Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. Презентация | |
54 | 4 четв 04.04 | Труд крепостных крестьян. МДП. История в названиях площадей твоего города Учебник с. 106-108 | Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Презентация | |
55 | 10.04 | Что такое ремесло. Учебник с. 109-112 | Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремёсел в России. Презентация | |
56 | 11.04 | Игрушечных дел мастера. МДП. Музеи твоего города Учебник с. 113-115 | Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. Презентация | |
57 | 17.04 | Маленькие мастера. Учебник с. 116-117 | Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Презентация | |
58 | 18.04 | О гончарном ремесле. МДП. Музеи твоего города Учебник с. 117-118 | Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя Организовать выставку гончарных изделий. Презентация | |
59 | 24.04 | О труде ткачей. Учебник с. 119-121 | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. Презентация | |
60 | 25.04 | Русские оружейники. МДП. Ценность музеев для потомков Учебник с. 121-125 | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Работать в группах. Презентация | |
61 | 8.05 | Первые российские мануфактуры. Учебник с. 126-128 | Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя Организовать выставку гончарных изделий. Презентация | |
62 | 11.05 | Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры. МДП. Ценность исторических находок, бережное их хранение Учебник с. 126-128 | Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. Презентация | |
63 | 15.05 | Железные дороги в России. Учебник с. 128-130 | Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Работать в группах. Презентация | |
64 | 16.05 | Первые пароходы и пароходство в России. МДП. Ценность исторических находок, бережное их хранение Учебник с. 131-135 | Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Презентация | |
65 | 22.05 | Автомобилестроение в России. Учебник с. 135-138 | Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». Презентация | |
66 | 23.05 | Итоговая контрольная работа. | Выполнять задания проверочной работы | |
67 | 29.05 | Самолётостроение в России. МДП. Художники и писатели о Югре Учебник с. 139-143 | Слушать рассказ учителя «Рождение самолётостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию. Презентация | |
68 | 30.05 | МДП. Что я узнал о крае за год Время космических полётов. Учебник с. 144-148 | Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника. Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"
Примерная рабочая программа для 4 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по математике 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа для учебника 2006 года...
Рабочая программа по технологии 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа...
Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"
Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....
Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"
Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"
Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....