Рабочая программа по предмету "Окружающий мир", 4 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 30.08.2019 № 361
протокол педсовета №1 от 30.08.2019
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Окружающий мир»
4 класс
учителя Санчило И. В.
г. Нижневартовск
2019 год
Содержание:
Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, с учетом примерной программы Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир», «Начальная школа XXI века».
Учебный план в МБОУ «СШ№34» предусматривает обязательное изучение окружающего мира в 4 классе - 68 часов (2 урока в неделю)
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей:
- освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей:
- формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов;
- формирование понимания особой роли многонациональной России современном мире;
- формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры;
- понимание особой роли России в мировой истории;
- воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране;
- воспитание уважительного отношения к истории страны;
- воспитание любви к родному краю;
- воспитание любви к своей семье;
- воспитание гуманного отношения к людям;
- воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе;
- принятие норм нравственного поведения в природе;
- принятие нравственного поведения в обществе;
- принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания;
- формирование основ экологической культуры;
- понимание ценности любой жизни;
- освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
- Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира;
- расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение);
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт);
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент);
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника;
- формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
- выявлять признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека, характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карте объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах – соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России; называть имя президента современной России;
- описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:
-применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
-различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменение государственного устройства, события в культурной жизни) в рамках изученного.
2 . Содержание учебного предмета
Человек – живое существо (организм)-16ч
Человек – живой организм.)
Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.)
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце – главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения – почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи, правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов.
Объяснять роль нервной системы в организме.
Твое здоровье (12 часов)
Человек и его здоровье. Знание своего организма – условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия:
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания.
Практические работы:
Составление режима дня школьника для будней и выходных.
Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок.
Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)
Человек – часть природы (2 часа)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека.
Характеризовать условия роста и развития ребенка.
Человек среди людей (5 часов)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках – качества культурного человека. Правила культурного общения.
ОБЖ: почему надо избегать общения с незнакомыми людьми
Универсальные учебные действия:
Различать положительные и отрицательные качества человека.
Приводить житейскиепримеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми.
Родная страна: от края до края (12 часов)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские города». Улицы, история и происхождение названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Универсальные учебные действия:
Описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон.
Моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв.
Находить на карте равнины и горы России (своего края). Выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям).
Обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей разных стран – соседей России.
Человек – творец культурных ценностей (12 часов)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В.Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И.Баженова. изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.Пушкин – «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А.Жуковский, А.Н.Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И.Даль, А.А.Фет, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, В.А.Тропинин, И.И.Левитан и др.)
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). произведения художников России (А.А.Пластов, К.Ф.Юон, Ф.А.Малявин, К.Малевич и др.). Поэты XX века (М.И.Цветаева, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, Б.Л.Пастернак, А.Т.Твардовский и др.). детские писатели и поэты (К.И.Чуковский, С.Я.Маршак и др.).
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными предметами.
Составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства.
Называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена).
Называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах.
Человек – защитник своего Отечества (6 часов)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И.Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Универсальные учебные действия:
Составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты.
Экскурсии
В биологический (краеведческий), художественный музеи.
Практические работы
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (4 часа)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России.
Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать права и обязанности гражданина России.
Обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах
- Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ | Дата урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающегося | |
план | факт | |||
1 четверть | ||||
1 | 3.09 | Общее строение организма человека. | Обсуждать содержание шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: «Можно ли назвать человека телом живой природы? Какие признаки живых существ — животных и растений — можно отнести и к человеку?». Характеризовать функции разных систем органов. | |
2 | 5.09 | Нервная система. Головной и спинной мозг. Р\К моя земля- Югория | Читать рисунок-схему, Обсуждать тексты «Головной мозг», «Спинной мозг». Составлять план пересказа на тему «Нервная система человека». Характеризовать функции разных систем органов. | |
3 | 10.09 | Двигательная система организма человека.
| и пластмассовую. Высказывать предположение: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей?» Читать и обсуждать тексты. Характеризовать функции разных систем органов. Работать в группах: составлять презентацию «Какие занятия полезны для мышц?» | |
4 | 12.09 | Пищеварительная система. | Выполнять задание на обобщение пройденного материала: «Почему человек должен питаться?» Работать с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Составлять рассказ-рассуждение: «Как пища переваривается?» систем органов. | |
5 | 17.09 | Входная контрольная работа | Проверка знаний по изученным темам | |
6 | 19.09 | Дыхательная система. Р\К Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины | Читать и обсуждать текст «Как работает дыхательная система». Проводить опыт «Измерение давления». Работать с рисунком-схемой. Составлять рассказ-рассуждение. Работать в парах: подготовка памятки «Правила бережного отношения к дыхательной системе» Характеризовать функции разных систем органов. | |
7 | 24.09 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом; измерение пульса. | Участвовать в учебном диалоге: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Строить рассказ-рассуждение с опорой на рисунок-схему. Проводить опыт «Измерение пульса». Проводить специально организованное наблюдение (работа с микроскопом). | |
8 | 26.09 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | Работать с рисунком-схемой «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника. Характеризовать функции разных систем органов. | |
9 | 01.10 | Кожа Входной тест | Читать текст, формулировать вывод. Составлять памятку «О коже нужно заботиться». Характеризовать функции разных систем органов. | |
10 | 3.10 | Экскурсия на пришкольный участок : Как человек воспринимает окружающий мир. | Обсуждать гипотезы по вопросу «Почему поэт связывает слова „Я живу" с органами чувств человека?» Характеризовать функции разных систем органов. Проводить опыт, наблюдения. Участвовать в дидактической игре, читать текст. Читать информацию, представленную на рисунках-схемах. | |
11 | 8.10 | Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы» Р\К Наш край на карте Родины | Проводить опыт: «Рассмотрим предметы». Обсуждать вывод: «Глаза — органы зрения, наши „окна" в мир». Работать в парах: подготовка памятки «Береги глаза». Характеризовать функции разных систем органов. Выполнять рефлексивные действия | |
12 | 10.10 | Слух. Гигиена слуха. Терминологический диктант | Участвовать в учебном диалоге, обсуждать гипотезы — почему нужно выполнять правила охраны слуха. Пересказывать текст Характеризовать функции разных систем органов. Представлять информацию в «свёрнутом» виде (памятка). | |
13 | 15.10 | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | Принимать участие в беседе «Что такое обоняние» Проводить опыты: «Проверим своё обоняние» и «Проверим свой вкус». Вести учебный диалог «Осязание» (на основе высказанных предположений). Характеризовать функции разных систем органов. | |
14 | 17.10 | Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | Поддерживать учебный диалог(на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Выделять главную мысль текста. Работать в группах: разыгрывать житейские ситуации Составлять рассказ-повествование по картине В. Перова «Тройка» | |
15 | 22.10 | Внимание. | Обсуждать житейские ситуации на тему «Когда внимание начинает „работать"?». Выполнять задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работать в парах: обсуждать альтернативные суждения. Работать с листом самооценивания | |
16 | 24.10 | Память. Проверочная работа по теме «Человек – живое существо (организм)» | Обсуждать высказанные предположения «Зачем человеку память?». Выполнять задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работать в группах: составление памятки «Развивай память!» Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал | |
17 | 29.10 | Режим дня. Р\К Формы поверхности, характерные для нашего края | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Составлять текст по последовательной серии иллюстраций. Выполнять задание на самоконтроль и самооценку: проверь себя — выполняешь ли ты правила здорового сна. | |
18 | 31.10 | Режим дня Практическая работа по теме: « Составление режима дня школьника для будней и выходных» | Задание на анализ текста: формулирование вывода «Каковы особенности рационального питания?» Работать в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала учебника). Пересказывать текст рубрики «Этот удивительный мир». | |
2 четверть | ||||
19 | 12.11 | Правила закаливания. | Вести учебный диалог: обсуждать правила закаливания (на основе текста учебника). Работать с листом самооценивания «Активность во время учебного диалога». Составлять текст по иллюстрациям учебника. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». | |
20 | 14.11 | Можно ли снять усталость? | Читать текст и выделять его главную мысль. Работать в парах: характеризовать понятия «физический труд» и «умственный труд» (с опорой на иллюстрации учебника). Пересказывать текст Составлять рассказ-описание «Дискобол» | |
21 | 19.11 | Поговорим о вредных привычках. Р\К Картины природы в лесной зоне | Вести учебный диалог: «Поговорим о вредных привычках». Читать и обсуждать тексты «Курение опасно для здоровья», «Осторожно — спиртное», «Забава, которая приводит к смерти». | |
22 | 21.11 | Поговорим о вредных привычках. Терминологический диктант | Составлять план ответа «Вредные привычки». Работать с рисунками-схемами: составление текста-рассуждения. Оформлять вывод: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки? | |
23 | 26.11 | Когда дом становится опасным. Р\К Ханты —Мансийск — столица края —город на семи холмах. | Вести учебный диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Читать и обсуждать главную мысль стихотворения С. Маршака «Пожар». Работать с иллюстративным материалом: | |
24 | 28.11 | Когда дом становится опасным. | Выполнять игровое упражнение«Как пользоваться газовой плитой». Вести учебный диалог:обсуждать предположение «Может ли компьютер повредить здоровью?». | |
25 | 3.12 | Улица полна неожиданностей. | Обсуждать правила поведения на улице, важность знаков дорожного движения. Обсуждать высказанные предположения о причинах дорожных происшествий с детьми. | |
26 | 5.12 | Улица полна неожиданностей. | Обсуждать жизненные ситуации: «Улица полна неожиданностей». Работать в группах. Оформлять вывод: «Команды регулировщика важнее, чем сигналы светофора и знаки дорожного движения». | |
27 | 10.12 | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». Р\К Взаимосвязь растительного и животного мира | Принимать участие в игре-упражнении: «Помощь при травме». Читать текст «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделять его главную мысль. | |
28 | 12.12 | Если случится беда. Проверочная работа по теме «Твоё здоровье» | Работать в группах:выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). Читать информацию, представленную в видеофильмах (слайдах). Осознавать необходимость беречь своё здоровье. | |
29 | 17.12 | Чем человек отличается от животных. | Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Вести учебный диалог: Читать и обсуждать текст «Человек умеет думать и говорить». | |
30 | 19.12 | От рождения до старости (развитие человека). | Вести учебный диалог: обсуждать высказанные суждения. Строить рассказ-рассуждение на основе иллюстраций учебника. Составлять рассказ из личного опыта. Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить | |
31 | 24.12 | Контрольная работа за 1 полугодие. | Проверка знаний по изученным темам | |
32 | 26.12 | Поговорим о доброте. Р\К Грибы-часть живой природы | Анализировать шмуцтитул. Вести учебный диалог: обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций. Объяснять смысл крылатых выражений. Оформлять вывод. | |
3 четверть | ||||
33 | 9.01 | Что такое справедливость. | Вести учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справедливым). Выполнять задание на самооценку участия в совместной деятельности совместной деятельности). | |
34 | 14.01 | О смелости Р\К Разнообразие птиц Югры | Читать и обсуждать текст «Первый подвиг Геракла». Вести учебный диалог:обсуждать проблему «Смелость — это отсутствие страха или умение его преодолевать?» Объяснять смысл пословицы «Смелость города берёт». | |
35 | 16.01 | Умеешь ли ты общаться. | Вести учебный диалог: Составлять памятку «Культура общения». Работать в группах: сравнивать диалоги сказки «По щучьему велению,сравнивать и анализировать письменную речь, представленную в разных письмах. | |
36 | 21.01 | Умеешь ли ты общаться. Проверочная работа по теме «Человек среди людей» | Работать в парах: составлять памятку «Если в дверь позвонили». Анализировать шмуцтитул: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе хотелось бы ещё узнать. | |
37 | 23.01 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. Р\К Лес –«легкие» Югры | Анализировать шмуцтитул; Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску, для чего полярной сове густой перьевой покров. Составлять тезисы по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина Сравнивать картины Арктики и тундры (с опорой на иллюстрации и видеоматериалы). | |
38. | 28.01 | Природные зоны России. Тайга | Читать и обсуждать текст «Тайга». Работать в группах: составлять план-пересказ текста Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). Находить информацию в справочной литературе; готовить презентацию по изученной теме. | |
39 | 30.01 | Природные зоны России. Зона смешанных лесов. | Читать и обсуждать текст «Зона смешанных и широколиственных лесов». Упражняться в классификации: заполнять таблицы (на основе иллюстраций учебника и справочных материалов). | |
40 | 4.02 | Природные зоны России. Степи и пустыни. | Работать в группах: готовить вывод «Особенности степи как природной зоны» или «Особенности пустыни как природной зоны» Оценивать участие в совместной деятельности. Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках | |
41 | 6.02 | Обобщение по теме"Природные зоны России". Тест:"Природные зоны России" | Работать в группах: Оценивать участие в совместной деятельности. Упражняться в классификации: заполнять таблицу. Самостоятельно подготовить рассказ о субтропиках | |
42 | 11.02 | Почвы России. Практическая работа: «Состав почвы». | Проводить опыт: состав почвы. Вести учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника и результатов опыта). Обсуждать проблему: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). | |
43 | 13.02 | Рельеф России. Р\К Водоемы нашего края | Вести учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: Россия – страна великих равнин?» Работать с картой: описывать местонахождение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализировать текст «Восточно-Европейская равнина». | |
44 | 18.02 | Рельеф России. Экскурсия в краеведческий музей | Читать и обсуждать текст . Работать с картой «Кавказские горы» (местоположение, определение высоты). Работать с текстом рубрики «Жил на свете человек». | |
45 | 20.02 | Как возникали и строились города. Проверочная работа по теме «Родная страна от края до края» | Работать с рубрикой «Вспомни». Читать и анализировать текст «Как выбиралось место для строительства города»: характеризовать города как населённые пункты. Обсуждать проблемы: «Каковы причины выбора места для основания города». Обсуждать сообщения учащихся | |
46 | 25.02 | Россия и ее соседи. Япония. Р\К роль реки в жизни коренных народов Югры | Слушать рассказ учителя: «Япония — Страна восходящего солнца». Смотреть и анализировать видеоматериалы. Читать и пересказывать текст». Выполнять творческое задание «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). | |
47 | 27.02 | Россия и ее соседи. Китай. | Работать в парах: сравнивать портреты (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Анализировать результаты деятельности в парах Составлять план рассказа-рассуждения. | |
48 | 3.03 | Россия и ее соседи. Королевство Дания. Тест:"Соседи России" | Составлять рассказ на одну из предложенных тем («Дания — островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании — Х. К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформлять вывод по теме. Анализировать шмуцтитул: что мы узнали, чему научились. | |
49 | 5.03 | Что такое культура. | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Составлять рассказ «Чем я люблю заниматься?». Читать информацию, представленную в графическом (схема) и иллюстративном виде. | |
50 | 10.03 | Из истории письменности. Р\К Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь | Сравнивать собственные высказывания с текстом учебника «Летопись — рукописная книга». Работать в группах: представлять текст в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). Читать пиктограммы. Оценивать совместную деятельность: удачен ли был её результат. | |
51 | 12.03 | О первых школах и книгах. Терминологический диктант | Обсуждать предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей.. Готовить рассказ-описание по картине «Школа в Московской Руси». Слушать рассказ учителя: «Владимир Мономах и его „Поучение"». Самостоятельно готовить сообщение «Первая Азбука». | |
52 | 17.03 | О первых школах и книгах. Р\К загадки и тайны югорских болот | Обсуждать вывод: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализировать и сравнивать учебные планы: современный и XVIII века. Обсуждать предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». | |
4 четверть | ||||
53 | 19.03 | Чему и как учились в России при Петре I. | Читать текст «Как развивалось образование после Петра I?» Составлять план рассказа по теме «Образование в XVIII веке». Пересказывать текст «Михаил Васильевич Ломоносов». | |
54 | 31.03 | Русское искусство до XVIII века. | Работать с иллюстрациями. Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». Вести учебный диалог: обсуждать предположение «Можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства?» | |
55 | 2.04 | Русское искусство до XVIII века. Экскурсия в музей русского быта | Описывать произведения художественного искусства Древней Руси. Пересказывать текст «Скоморохи (потешники) — первые артисты на Руси». Составлять рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»). | |
56 | 7.04 | Искусство России XVIII века. | Читать и обсуждать текст «Архитектура» (с опорой на иллюстративные материалы учебника). Вести учебный диалог: обсуждать предположения | |
57 | 9.04 | Искусство России XVIII века. | Составлять рассказ-описание на тему «Какое произведение живописи нравится мне больше других?» (на основе иллюстраций, по выбору ученика). Пересказывать текст Составлять описание парадного портрета Жемчуговой. | |
58 | 14.04 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Терминологический диктант | Вести учебный диалог: обсуждать предположение, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Читать и обсуждать текст.Обсуждать проблемные вопросы. Работать в группах. Пересказывать текст, составлять рассказ-рассуждение, рассказ-описание. | |
59 | 16.04 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). Р\К главные события 20века | Слушать рассказ учителя «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, П. Чайковского. Составлять рассказ- рассуждение: «Почему я люблю музыку композитора ...». Читать и обсуждать текст Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек». | |
60 | 21.04 | Искусство России ХХ века. Проверочная работа по теме «Человек – творец культурных ценностей» | Вести учебный диалог: обсуждать предположения об особенностях произведений живописи XX века (на основе видеоматериалов и иллюстраций учебника). Играть в игру «Архитектурные памятники столицы» | |
61 | 23.04 | Как Русь боролась с половцами | Обсуждать проблему «Почему люди воюют». Осуществлять коммуникативную деятельность: повествовательные рассказы на темы «Войны в Древней Руси», «Великие войны России». Анализировать текст «Как Русь боролась с половцами». | |
62 | 28.04 | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. Р\К гражданская война | Работать с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Пересказывать текст «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация — представь, что ты был участником Куликовской битвы). | |
63 | 30.04 | Отечественная война 1812 года. | Готовить рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Пересказывать текст рубрики «Жил на свете человек» (учебник, ч. 2, с. 128). Составлять рассказ-описание «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова). | |
64 | 7.05 | Экскурсия в школьный музей: Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | Слушать рассказ учителя «Страницы Великой Отечественной войны» (с использованием видеоматериалов). | |
65 | 12.05 | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. Проверочная работа по теме: "Человек – защитник своего Отечества" | Работать в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. | |
66 | 14.05 | Гражданин и государство. Права и обязанности граждан. | Принимать участие в беседе «Мы живём в Российском государстве». Играть «Спрашиваем — отвечай» (что ты знаешь о своём народе). | |
67 | 19.05 | Символика России. Тест по теме «Гражданин и государство» Р\К Культура и быт коренного населения | Обсуждать проблемы: «Кого называют патриотом». Работать с иллюстративным материалом: сравнивать и описывать символы России. Слушать гимн России. | |
68 | 21.05 | Итоговая контрольная работа | Проверка знаний по изученным темам |
Методические пособия для учителя:
1.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011
2. Окружающий мир. 4 класс: Поурочные планы по учебнику Н.Ф. Виноградовой/Авт. – сост. О.А. Исакова – Волгоград: Учитель, 2011.
3.Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2010 г.
Электронные образовательные ресурсы:
Компьютер, сканер, принтер, документкамера, мультимедийное оборудование, выход в Интернет, целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использование диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках:
- Окружающий мир.4 класс. Издательский центр "Вентана-Граф", 2014 (содержит интерактивные задания к каждой теме и дополнительные материалы)
- Окружающий мир.4 класс. Наглядно-иллюстративная основа к курсу. 2011год (з2 тематических презентации)
- Окружающий мир.1-4 классы. Интерактивные карты для нач школы. Контрольные и тренажёрные задания
- Окружающий мир.4 класс. Интерактивные контрольные, тренировочные работы. Издательство "Планета", 2014
-Окружающий мир 1-4 класс. Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс("Начальная школа ХХI века")
Рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО второго поколенияв соответствии с программой «Математика» – концепция УМК «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н. Ф. Виноградова, с учебнико...
Рабочая программа по математике 4 класс "Начальная школа XXI века"
Примерная рабочая программа для 4 класса разработана на основе федерального государственного стандарта начального общего...
Рабочая программа по математике 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа для учебника 2006 года...
Рабочая программа по технологии 3 класс "Начальная школа 21 века" "
Рабочая программа...
Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"
Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....
Рабочая программа по математике 2 класс.УМК "Школа ХХI века"
Программа содержит тематическое планирование по математике для 2 класса, по УМК "Школа ХХI века", пояснительную записку и критерии оценивания ЗУН учащихся 2 класса....
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Школа XXI века"
Данный материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование с учётом ФГОС второго поколения....