Занятие по экологии в старшей группе: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»
план-конспект по окружающему миру
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_zhivaya_i_ne_zhivaya_priroda.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №129»
Открытое занятие по экологии в старшей группе
Тема: «ЖИВАЯ И НЕ ЖИВАЯ ПРИРОДА»
Ф.И.О. педагога – Скокова Юлия Игоревна
Курган
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы, от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:
- развивать любознательность, память, умение делать выводы о развитии природы;
- развивать творческое воображение, навыки активной речи, обогащать активный словарь;
- способствовать развитию познавательных интересов;
- расширить знания о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;
- учить быстро находить правильный ответ на поставленный вопрос;
- продолжать воспитывать любовь к природе;
- развивать навыки проведения опытов;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Атрибуты: Картинка старичка – лесовичка, карта, атрибуты к 3 полянкам и дидактическим играм.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел старичек – лесовичек и он предлагает нам отправиться в поход. Вы ходили когда-нибудь в поход?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чтобы пойти в поход нужно точно знать маршрут, по которому мы пойдем. Хотите знать куда мы отправимся?
Дети: ответы детей.
Тогда угадайте о чем, это стихотворение?
Словно крыша над землею,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки, и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Это стихотворение о природе. Ведь все что нас окружает: солнце, воздух, вода, реки и озера, горы и леса, растения, животные и сам человек – относиться к природе.
А что не относиться к природе? Ответы детей.
Воспитатель: К природе не относиться только то, что сделано руками человека: дом, в котором ты живешь, стол, за которым ты сидишь, книга, которую ты читаешь.
Нам пора отправляться в путь. Но прежде нам нужно запастись картой. Посмотрите какую карту нам принес Старичек – лесовичек. Мы побываем с вами на 3 лесных полянках: Ягодной, грибной и цветочной. Ну что, вы готовы? Тогда отправляемся в путь!
Однажды ранним утром,
Чуть занялся восход,
Я с ветерком попутным
Отправился в поход.
Прошёл я полем, рощей,
Дорогу пересёк.
Журчит, скрываясь в чаще
Прозрачный ручеёк.
1 ягодная полянка.
Атрибуты: иллюстрации ягодок, картинки мира природы, картинки с предметами, которые сделаны руками человека, 2 корзинки.
Д/и «Что относится к природе, а что сделано руками человека»
Воспитатель: Посмотрите, на полянке разложены ягодки с картинки, нам нужно распределить их на 2 группы:
1 группа. Картинки, которые относятся к природе.
2 группа Картинки с предметами, которые сделаны руками человека.
Давайте возьмем корзинку с ягодками с собой и угостим Старичка – лесовичка вкусной, спелой земляникой.
2 грибная полянка.
Атрибуты: грибочки, мел, 2 стаканчика, вода, карточки для подвижной игры.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, мы попали с вами на грибную полянку. Давайте соберем грибочки для Старичка –лесовичка.
А нас ждет еще одно задание от Старичка, но сначала давайте вспомним какая бывает природа? Ответы детей.
К природе относится все, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа делится на живую и не живую. К не живой природе относится: солнце, воздух, вода, горы, реки, камни, песок, почва, небо, звезды. К живой природе относятся: растения, животные, насекомые, птицы, микробы и сам человек.
Давайте проведем эксперимент. На столе лежит мел и 2 стаканчика один с водой, а другой пустой. Возьмите мел и разломите его. Что стало с мелом? Он перестал быть мелом? (мел остался мелом, только кусочки его стали меньше). Возьмите воду и перелейте часть воды в другой стаканчик. Что стало с водой, она перестала быть водой? Ответы детей.
А что будет с бабочкой, жучком, цветком, деревом, птицей, если мы их разделим на части? И можно ли так делать? Ответы детей.
А в чем вы видите отличие живой природы от неживой? Ответы детей (живая природа дышит, растет, питается, движется, развивается, размножается, изменяется и умирает).
Воспитатель: Значит природа имеет две формы, живую и не живую. Предметы живой природы имеют отличительные признаки:
1.продолжительность жизни – они растут;
2. питаются;
3. дышат;
4 дают потомство.
Предметы не живой природы таких признаков не имеют.
Представим на минутку, что исчезнет неживая природа, а именно солнце, воздух и вода. Смогут ли тогда растения, животные и сам человек существовать? (нет, живая и неживая природа связаны между собой).
Давайте рассмотрим примеры таких связей.
1. Без солнечного света и тепла не могут существовать большинство животных, растений и сам человек.
2. Без воды все живое погибает.
3. Все живое дышит воздухом. Воздух должен быть чистым.
Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? Ответы детей.
Конечно нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
А теперь давайте не много отдохнем и поиграем, закрепим наши знания о природе.
П/игра «Живая и не живая природа».
Воспитатель: Если я буду называть вам объекты живой природы - вы будете качать руками из стороны в сторону, если я назвала объект не живой природы – вы стоите на месте, а если я назвала вам объект, который вообще не является природой, а сделан руками человека – вы присаживаетесь на корточки.
А теперь нам пора в путь нас ждет последнее задание от Старичка – Лесовичка, мы отправляемся на последнюю Цветочную полянку.
3 Цветочная полянка.
Атрибуты: цветы, карточки для Д/и.
Воспитатель: Вот мы и добрались до последней полянки. Дети давайте соберем цветочки для Лесовичка! Цветочная полянка - это дом насекомых, по земле ползают муравьи и жуки, прыгают по траве кузнечики, летают с цветка на цветок бабочки и стрекозы.
А каждый из нас живет в доме со стенами, потолком и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
Ребята, как вы думаете, почему для человека единственным и главным домом остается природа? Ответы детей.
Почему человек не может прожить без природы? Ответы детей.
А в группе у нас есть природа? Ответы детей (воздух, вода, солнечные лучи, растения).
Давайте с вами поиграем в игру. Нам нужно сравнить обычный дом с домом природы.
Д/И «Сравни обычный дом с домом природы»
Воспитатель: На полянке лежат парные картинки, вы должны распределить их на 2 дома: Дом природы и обычный дом.
Вот и подошло наше путешествие по природе к концу. Старичок-лесовичок доволен тем, как мы справились с его заданиями и говорит нам: «Спасибо за подарки, которые мы собрали для него на трех лесных полянках!» Он обязательно еще придет к нам в гости и придумает для нас много новых заданий. А теперь давайте попрощаемся с ним. До свидания, до новых встреч!
Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам понравилось и запомнилось больше всего? Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по математике для старшей группы
Открытое занятие по математике в старшей группе детского сада по теме: Счет предметов до 10...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Сравнение групп предметов»
«Сравнение групп предметов»Цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠», знание двух способов приведения множества в равнозначное соответствие...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по коммуникации в старшей группе ТЕМА: «Задания Смешариков».
Закреплять правильное отчетливое произношение звуков; определять место звука в слове; подбор антонимов; развивать умение последовательно пересказывать рассказ; уточнить знания детей о...
Интегрированное музыкальное занятие с детьми в старшей группе. Тема: «Волшебные приключения в зимнем лесу»
Волшебные приключения в зимнем лесу» интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы.Дети ищут волшебную ягоду «Снеженику», но Снежная Королева заколдовала их, превратив в суг...
Конспект НОД по экологии в старшей группе "Письмо в Африку"
Расширять и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Учить устанавливать причинно-следственные связи, формировать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, позн...
Занятие по экологии в старшей группе.
1.Беседа об осени (обобщающая).Цель: формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о сост...
Конспект занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Жалобная книга природы»
Расширять представление о природе, учить делать выводы, устанавливать взаимосвязь...