Конспект занятия по экологии в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Жалобная книга природы»
план-конспект по окружающему миру

Мухаметзянова Светлана Владимировна

Расширять представление о природе, учить делать выводы, устанавливать взаимосвязь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhalobnaya_kniga_prirody.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по экологии в старшей  группе компенсирующей направленности.

Тема: «Жалобная  книга природы»

Воспитатель: Мухаметзянова С.В.

Троицк 2020г

Конспект  занятия по экологии в старшей  группе компенсирующей направленности.

Тема: «Жалобная  книга природы».

 Цель: Расширять представления детей о предметах  природы, растительном и животном мире, взаимосвязи в природе, природы и человека.

Задачи :

Образовательные:

- закреплять умение называть детёнышей, упражнять в подборе прилагательных к существительному.

Развивающие :

-формировать диалогическую речь.

-формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

-развивать познавательный интерес к миру природы, воображение, внимание, мышление;

 Воспитательные:

-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие , речевое развитие , художественно-эстетическое развитие , физическое развитие , социально-коммуникативное развитие детей.

Предварительная работа: разучивание стихов, слушание аудио запись (звуки леса, журчание родника), изготовление с детьми природоохранных знаков,  рассматривание картин с животными и их следами.

Оборудование: аудио: шум леса, журчание ручья родника, презентация; "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами ,  мусор, мусорные пакеты, ёлочки, грибочки, фотографии лесных пейзажей, пейзаж загрязнённого водоёма , картинки животных ,следы животных на пано ,картинка  волчат, природоохранные знаки, столы, стулья, доска,карточки красные, синие

Словарная работа: родник -бесценный дар природы;вода :прозрачная, хрустальная, прохладная, «Жалобная книга», лесник, егерь.

Ход занятия:

- (Дети заходят в зал и встают в круг)

Собрались все дети в круг,

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрите, как много гостей, поприветствуйте их.

«Здравствуйте!»

У вас хорошее настроение? (да)

Поделитесь с гостями, улыбнитесь.

-Пройдите к своим стульям и садитесь.

 Послушайте ребята загадки, отгадав их , узнаете, о  чём сегодня будет разговор.

Вырос мягкий стебелек,

Он и ростом невысок,

Достает до ног едва,

Называется... (трава)

  

Он деревьев младший брат,

Только ростом маловат,

А еще стволов полно

У молодчика того. (Кустарник)

  

Красные, черные глазки видны,

Значит, уже подоспели они.

Спрятались в травке, притихли и ждут,

Когда на варенье их всех соберут. (Ягоды)

 

Сами гнезда они вьют

И заливисто поют.

Могут быстро в небо взвиться.

Кто же это? Это... (птицы)

       

-Мы можем бегать и скакать,

И в море плавать и летать,

Кто в шубке белой и мохнатой

Есть много хищников средь нас
Непротив мы и травку пожевать.

Скорей узнай нас-мы ждём

Ведь рядом с вами мы живём.(животные)

 -Кто запомнил отгадки, повторите .А как можно назвать одним словом наши отгадки? (природа)

 –Ребята, скажите, что такое природа?( Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.)

-Правильно дети.

 – Посмотрите, что здесь стоит на столе?  (книга)

-На ней написано «Жалобная книга природы»

-Что такое «Жалобная книга»?(куда пишут обращение, если что то не нравиться и кажется неправильно)

- (читает ребёнок)  

 Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

- Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то из  лесных жителей нуждается в помощи.  Боюсь, что мне одной не справиться.  А вы мне может помочь?

 – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

Но что бы  справиться с заданиями выполним дыхательную гимнастику.(все встали, выпрямили спины)

«Ветер-ветерок-буря»

----На улице подул ветер.   Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее .Спокойно вдыхаем, надуваем животик, начинаем плавно выдыхать, почти не слышно, затем сильнее и сильнее. Щёки не раздувать. Произносим звук Ууууу. (Здоровье мы укрепили, готовы помогать)

 – А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою жалобу (ребёнок открывает первую страницу) (Изображение леса)        

(Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки).Подойдите все сюда.

    - Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. .

------( звучит аудио-шум леса)Дети, вы слышите звук? Это нас на помощь зовет лес .  Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?(Кто то бросил бытовые отходы).

(читает ребёнок)

         

Люди на природе отдыхали,

         Веселились, загорали.

         И не думая, бросали

         И обертки от конфет,

         И разорванный пакет,

         И коробочки от сока,

         От банана кожуру,

         От орехов скорлупу.

 -Ребята, а можно ли бросать и оставлять мусор в лесу?  (Если выезжают отдыхать на природу, то мусор надо забирать с собой, потому что современный мусор не перегнивает как трава, а остаётся).

-Чем опасен мусор для лесных жителей?

Мусор перегневает очень долго :пакет-от20 до200л, пластиковый стакан-100л,пластиковые бутылки 500л , алюминий 200-500л,стекло 1000л

- А как мы можем помочь этому уголку природы? (собрать мусор в пакеты).

Давайте с вами  соберём мусор. А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак. (дети собирают мусор ).

А как вы думаете, как напомнить людям ,что бы они не сорили. (Здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор.  Дети ставят знак в лесу).

Какие вы молодцы  лесу помогли, чистоту и порядок навели.

 ---------(Звучит аудио-с пением птиц) Слышите, в лесу запели птицы! Это значит им хорошо жить в чистом лесу.

Проходите, садитесь.

– О чем же еще поведает нам книга жалоб? (Ребёнок открывает следующую страницу, там изображение муравья).

                – Ой, беда, беда, беда

              Пропала муравьиная  нора,

              На муравейник кто-то наступил,

              Потом камнями завалил!

А нужны ли муравьи в лесу?(Да. дети отвечают для чего)

Ребята, давайте муравьям поможем, камни снова на тропинку сложим.

Д/и  «Тропинка». (от 1 до 10)

Вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. (дети выходят поочередно и выполняют задание) Справились .Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам   восстановить их тропинку. А какой знак можно поставить около муравейника?(ставят знак )

   Ребята, мы с вами хорошо потрудились и сейчас я вам предлагаю встать  и немного отдохнуть.

Физ. мин.

Ва-ва-ва-вот высокая трава

Вы-вы-вы-даже выше головы

Ве-ве-ве-васильки видны в траве

Ви-ви-ви-только ты их не рви.

А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим кто же еще нуждается в нашей помощи. Кто желает открыть следующую страницу?( Рисунок с загрязненным  водоёмом, рядом стоят животные)

-Что случилось?(Вода стала грязная, животные не могут пить такую воду)

-Ребята, как вы думаете, для чего нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.)

-А вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (из ручейков ) А ручейки откуда?(родников) 

- Правильно многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.

Слайд2, 3(звучит звук ручья , пока идёт показ 3,4 слайдов) Ребята, что вы услышали?

Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает. На ухоженном роднике всегда приятно набирать воду.

 - Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

-Если вода из родника, как   говорят вода….(родниковая)?  Родниковая вода какая?(Вода прозрачная, хрустальная, прохладная, студёная, вкусная.)

- У И.А Бунина есть стихотворение «Родник».Послушайте его

(Рассказывает ребёнок)

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

-  Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит красоту, чистоту природы.

Родник - бесценный дар природы. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными. Люди , животные и птицы не останутся без воды.

Слайд4 

Посмотрите , как прекрасна чистая река. Кто узнал эту реку? (река Уй) .Приятно смотреть на чистую воду? (да) А какой знак вы бы поставили рядом с любым водоёмом? (выставляют)

А есть ли  ещё жалобы, давайте посмотрим ? Следующий желающий открывает страницу. ( Картинка маленькие волчата)

Что же здесь случилось?( Волчата потеряли свою маму).

(Ребёнок рассказывает стих-ие)

Шум и гам в лесу стоит,

В норках весь лесной народ сидит.

Почему их  обижают,

И в лесу спокойно жить мешают?

--Кто-то очень сильно шумел  и   дети животных потерялись.

Поможем  мамам найти детёнышей..

Сейчас мы с вами поиграем в д/и «Следы». Надо по очереди выйти , взять картинку с животным и поместить  в карман около следов этого животного. (Листочки с животными  перевёрнутые. Дети выходят по одному и животных помещают в карман около их следов)

Давайте посмотрим, правильно ли мы разместили животных. Открываем окошки .Кто там , назовите.(лосёнок, лисёнок, медвежонок, бобрёнок, волчонок, зайчата,)

-Молодцы, помогли мамам  найти своих малышей. Расскажите как надо вести себя в лесу? (В лесу нельзя кричать , стучать. Так можно испугать птиц и животных)Какой знак надо поставить ещё? (выставляют знак)

Послушайте ещё раз, как  правильно надо вести себя на природе?

 – (ребёнок рассказывает стих-ие)

         Нельзя рвать цветы, топтать траву,

         Нельзя обрывать с деревьев листву.

         В лесу ходить лишь по тропинке,

         Не мять зеленую былинку,

         Животных надо охранять,

         Да гнезда птиц не разорять.

– Посмотрите книга то закрылась, значит жалобы закончились и книга рада вашим добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию.

-Как называются знаки, которые мы с вами разместили в лесу? (запрещающие)

 Что бы люди знали как правильно пользоваться природой, не нанося ей вред. Какие знаки можно поставить? Как вы думаете, кто ставит эти знаки ,Кто эти люди по профессии? Показываю картинку.(Лесник)

Слайд 5

Посмотрим. Какие знаки остались у нас?(разрешающие) Поставьте их.

- Молодцы.

Заключительная часть

- А сейчас  покажите карточкой, понравилось ,или нет наше занятие . Что больше всего вам понравилось? А что нового вы узнали на нашем занятии? Я хочу поблагодарить вас дети за активное участие и наградить медалями «Юного эколога»

Скажите до свидания гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедия.Взаимодействие педагогов и медработников в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР)

Консультация родителей и педагогов (специалистов) по данной теме необходима для более четкой координации действий всех участников учебно-образовательного процесса....

Констпект НОД в группе компенсирующей направленности

В конспекте раскрыто занятие для детей с ЗПР по развитию речи, на тему "Одежда". Прилагается презентация к занятию....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности V вида «Дифференциация звуков П-Б»

Конспект занятия в подготовительной  к школе группе компенсирующей направленности V вида«Дифференциация звуков П-Б»...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР и ФФНР

Конспект Непрерывной  образовательной деятельности по речевому развитию (составление описательного рассказа) «Что мы знаем о овощах и фруктах?» подготовитель...

Конспект ООД "Непослушная принцесса" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Занятие ООД "Непослушная принцесса" ОО "Познавательное развитие", "ОО Речевое развитие",  "социально - коммуникативное"  проводилось в игровой форме с...

Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР с 21.01. по 25.01 2019уч.г.

Календарно - тематическое планирование по теме "Профессии"   представляет собой взаимосвязанную цепочку введения детей в рассматриваемую тему, её освоение в совместной ООД с детьми...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме "Весна"

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР к лексической теме  "Весна"...