Урок окружающего мира по теме "Организм человека".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кузёмина Мария Александровна

Открытый урок урок по окружающему миру по теме "Организм человека" 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме "Организм человека".

Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

Задачи:

  • обобщить ранее полученные знания об организме человека.
  • развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
  • воспитывать бережное отношение к своему организму через осознание важности сохранения здоровья.

                                   

                                  Ход урока

1.Организационный момент

Ветерок с березкой шепчется,

На траве блестит роса

Нам с тобой земля-волшебница,

Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

А кто этот волшебник? (ПРИРОДА).

2. Проверка домашнего задания

- Какой большой раздел мы закончили изучать на прошлом уроке? (Эта удивительная природа.)

- Что такое природа? (Это все, что нас окружает и не создано человеком)

- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

- Перечислите звенья круговорота жизни?

(Растения, животные, грибы с бактериями)

- Как в этом круговороте называют растения и почему?

(Растения – производители, потому что они создают, производят питательные вещества – крахмал и сахар – из углекислого газа и воды при солнечной энергии)

- Как в этом круговороте называют животных и почему?

(Животные – организмы – потребителями, потому что они потребляют вещества, производимые растениями-потребителями)

- Как в этом круговороте называют грибы с бактериями и почему?

(Грибы с бактериями – разрушители, потому что они разрушают мёртвые остатки растений и животных)

- Во что превращаются мёртвые остатки растений и животных благодаря работе грибов и бактерий?

(Мёртвые остатки растений и животных сначала перегнивают, а потом разлагаются, образуя минеральные соли)

- Где происходит накапливание перегноя и разложение его?

(В почве)

- Что же накапливается в почве?

(Питательные вещества, минеральные соли)

- Какова же роль почвы в круговороте жизни?

(Без неё был бы нарушен круговорот веществ в природе)

- Расскажите о круговороте жизни на Земле.

(Растения корнями впитывают воду с растворёнными в ней минеральными солями и поэтому растут. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, то они благодаря грибам и бактериями разрушаются: перегнивают и разлагаются. В почве накапливается запас питательных веществ для новых растений и т.д.)

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Поэтому нужно бережно относиться ко всему живому на земле. И в том числе и к человеку.

3. Актуализация опорных знаний.

Скажите, кто ещё изображён на доске? (человек).

Можно ли сказать, что человек является частью природы? (Да).

- А к какой природе относится человек: живой или неживой? Почему?  (К живой. Человек, как и всё живое, дышит, питается, растёт, развивается, рождается и умирает).

- Чем человек отличается от всех других на Земле живых организмов? (Он – мыслящее существо, обладает речью и умеет трудиться).

-Значит, как мыслящее существо, человек может заботиться о своём здоровье. А сохранить его нам помогут знания своего организма.

Сформулируйте тему и задачи урока.

4. Работа по теме урока

 Давайте вспомним, на какие  группы делятся все органы человеческого тела? (Внешнее и внутренние ).

- Давайте вспомним внешнее строение человека. (Голова, шея, туловище,ноги, руки + вывешивается плакат).

Давайте вспомним о внутреннем строении человека (Лёгкие, печень, головной мозг, сердце, желудок, кишечник + плакат).

-Как вы думаете, ребята, связано ли внешнее строение с внутренним? (Да).

                                   Какой вывод можете сделать?

Всё в человеке взаимосвязано. Внешнее строение связано с внутренним строением. И у здорового человека все органы работают хорошо. Но многое зависит от самого человека.

Как же называются науки, которые изучают организм человека. Ответьте на этот вопрос, пользуясь информацией учебника на странице 123. (Дети отвечают, учитель вывешивает на доску таблички АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА.

-А что же такое организм человека? (1учащийся зачитывает определение.

Организм человека - это система органов, взаимосвязанных между собой и образующих единое целое. 

Вывешивается табличка « Системы органов»

Рассмотрим 5 систем организма:

1) Нервная система.

2) Кровеносная система.

3) Пищеварительная система.

4)Дыхательная система.

5) Опорно-двигательная система.

Итак, переходим к первой системе. Отгадав загадку, вы узнаете, о какой из них пойдёт речь.

-Отгадайте загадку:

Я опору тела составляю

Ходить, бегать, прыгать помогаю.  (Скелет или опорно-двигательная система).

- Какую роль выполняет скелет? (Является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений ).

- Что приводит в движение кости скелета?( Мышцы ).

- Что образует скелет и мышцы? (Опорно-двигательную систему ).

- Что зависит от скелета и мышц? (Осанка человека ).

- Следить за осанкой  нужно с раннего детства.

- Сейчас вам предстоит выполнить сложную и ответственную работу: собрать, буквально «по косточкам» скелет человека.

- Сборка скелета на партах по парам.

-Молодцы! Переходим к следующей пищеварительной системе.

- Расположите на модели органы пищеварения так, как расположены они у человека.

ротовая полость,

- глотка,

- пищевод,

- печень

- желудок,

- толстый кишечник,

- тонкий кишечник

- Проверка

- Что обеспечивает пищеварительная система? (Обеспечивает переваривание пищи ).

-Что нужно соблюдать, чтобы не было проблем с органами этой системы? (Правильно и своевременно питаться и беречь зубы).

Отлично справились и с этим заданием. Переходим к

3 Дыхательной системе

- Перечислите органы дыхательной системы

осоглотка,

- трахея,

- лёгкие,

- бронхи,

- диафрагма

- Чем обеспечивает организм дыхательная система? ( Обеспечивает организм кислородом ).

Следующая система, которую мы с вами повторим

4Кровеносная система.

Прослушаем стихотворение-загадку.

По реке бежит вода,

Ярко-красная она.

Корабли по ней плывут,

Пищу органам везут,

Кислород они подвозят,

Углекислый газ увозят

И умеют воевать –

От микробов защищать.

Что это? (Кровь).

- Как движется кровь? (ро кровеносным сосудам).

- Что заставляет двигаться кровь? (сердце).

- Сердце и кровеносные сосуды, что составляют? (Кровеносную систему).

- Покажите на макете человека сердце.

- Положите правую руку на свое сердце. Чувствуете, как оно стучит?

   Послушайте интересные факты о сердце ( 1 ученик рассказывает):

                               Это интересно!

Сердце – это мощный насос, непрерывно качающий кровь. Этот полый мышечный орган разделён перегородкой на 2 половины; размером со сжатый кулак, весит от 250 до 350 граммов.

В среднем сердце взрослого человека бьётся 72 раза в минуту, 100000 раз в день.

Сердце в здоровом состоянии прокачивает 7600 литров крови почти через 100000 км кровеносных сосудов в день.

Сердце надо беречь и соблюдать все правила по его укреплению.

       Переходим к

5 Нервной системе

Что такое нервная система, вы узнаете изучив информацию в учебнике (стр. 122-123)

-Перечислите органы нервной системы. (головной мозг, спинной мозг, нервы).

- Что обеспечивает нервная система? (управляет деятельностью всего организма).

 Мы рассмотрели основные системы  органов, их гораздо больше. Выделяют покровную систему, выделительную, эндокринную.

5. Закрепление

Организм человека-это сложная система. Как узнать, нормально он работает или нет? Болен человек или нет?

Организм человека имеет показатели(температура, боль, давление), которые свидетельствуют о его состоянии. И их надо знать не только врачам, но и каждому человеку, чтобы сохранить своё здоровье.

-А все ли мы сами можем себе поставить диагноз, вылечить? (Это могут сделать  только врачи).

-Каких врачей вы знаете?

А знаете ли вы, что существуют такие врачи, как:

Аллерголог- специалист по лечению аллергии.

Гастроэнтеролог- врач, лечащий нарушения работы желудочно-кишечного тракта.

Иммунолог- специалист, который занимается иммунной системой.

Неонатологлечит новорожденных, их организм отличается не только от взрослого, но и от организма детей постарше и многие другие.

 О здоровье и нездоровье  Сложено много пословиц. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

1). Дал бы Бог здоровья, а счастье найдём.

2). Здоров  будешь-всё добудешь.

3). Здоровье не купишь-его разум дарит.

4).Здоровьем слаб, так и духом не герой.

5). Не рад больной и золотой кровати.

6). У кого болят кости, тот не думает в гости.

7).У кого кто болит, тот о том и говорит.

8). Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

 6. Итог урока

Тест по теме-проверка-взаимопроверка.

-Какие системы органов есть в организме человека?

-Какая наука изучает строение тела человека?

-Какая наука изучает  работу органов?

-Что такое гигиена?

-Сохранение своего здоровья – одна из главных задач любого человека. Делать это надо с самого детства .

7. Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр. 71-73.

 Слово учителя:

Одному мудрецу задали вопрос: “Что для человека важнее – богатство или слава?”

Он ответил: “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”.

А другой предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только когда его у нас уже нет”.





Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Луг и человек"

Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека            2. Познакомить   с ролью человека, помочь учащимся осознать практическу...

Урок окружающего мира. Презентация. Организм человека.

Урок по окружающему миру с использованием компьютерной презентации....

Урок окружающего мира по теме "Человек и природа"

Цель. Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы. Задачи: доказать детям, что Земля – наш дом, бережем дом – бер...

Урок окружающего мира "Береги природу, человек"

Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуацииТип урока: усвоение новых знанийЗадачи: сформировать знания о значении природы в...

Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс

Презентация к уроку  окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс...

урок окружающего мира "Лес и человек".

данный урок составлен согласно ФГОС нового поколения в рамках УМК "Начальная школа XXI века"....

Урок окружающего мира. Лес и человек.

Урок окружающего мира в технологии « развитие критического мышления»...