Урок окружающего мира "Луг и человек"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека
2. Познакомить с ролью человека, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения,
3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug_i_chelovek.doc | 431 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Жиздринская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок по предмету
«Окружающий мир»
по теме: «Луг и человек»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Урок подготовила и апробировала
учитель начальных классов
МОУ «ЖСОШ №1»
Илюшкина Нэля Юрьевна
Луг и человек
Цели: 1. Рассказать о значении луга в жизни человека
2. Познакомить с ролью человека, помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала, создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути ее решения,
3. Помочь детям составить и запомнить правила поведения на лугу.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс авт. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., компьютерная презентация «Луг и человек», тетради для самостоятельной работы.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
(слайд 2)
- Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд. (бурый медведь)
- У какой птицы самый длинный язык? (дятел)
- Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
- Что теряет лось каждую зиму? (рога)
- Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом? (лиса)
- Дерево – символ нашей Родины (берёза)
- Колобок, обросший иголками. (ёжик)
- Все эти животные и растения представители, какого сообщества? (лес)
- Как вы понимаете слова: «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади?»
- Что вы можете сделать, чтобы сохранить лес? (беречь книги, карандаши, мебель)
- А какие опасности можно встретить в лесу?
- Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете?
(1. Перед выходом в лес предупредить родных куда идёте
2. С собой иметь нож, спички, часы, мобильный телефон
3. Не уходить далеко от знакомого маршрута
4. Надевать одежду из плотной ткани, а также сапоги или высокие ботинки
5. Если встретили животных, не надо навязывать им своё «знакомство»
6. Увидев змею, надо потихоньку отойти в сторону
7. Опасаться клещей
8. После похода в лес, внимательно осмотреть складки одежды и тело)
- Что делать, если вы заблудились в лесу?
1. Не паниковать! Постараться найти подходящие ориентиры, которые помогут найти дорогу (шум машин, собачий лай, колокольни и т.п.)
2. Если есть возможность связаться по телефону со службой спасения 01 или 112
3. Подавать звуковые сигналы (удары палкой о дерево)
4. Если точно знаете, что вас будут искать, оставайтесь на месте. Разведите костёр. Пойте песни
5. Собираясь ночевать, сделайте постель из лапника
III. Сообщение темы и целей урока
- А сегодня мы будем говорить о луге. Узнаем о значении луга в жизни человека, познакомимся с правилами поведения на лугу.
- Давайте вспомним, что такое луг? (безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения)
- Ухаживает ли человек за лугом?
IV.Формирование новых понятий
- Чем поле отличается от луга? (слайд 3)
(на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие)
- Чем богат луг?( на нём много цветов, лекарственных трав)
(слайд 4)
Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце.
(Ромашка)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
Бело-розовый цветок,
И кружавчиком листок.
Поле, луг он украшает,
Хото трава вся выгорает,
И в жару и в холод
Он растёт и молод.
(Тысячелистник)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звука нет.
(колокольчик)
- Какое главное богатство луга? (кормовые травы)
- Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)
- В качестве чего использует человек луга? (слайд 5)
(как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота)
- Прочитайте учебник на стр. 79-80 и скажите, влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться в запущенный пустырь, заросший сорной травой)
- Чтобы сохранить луга, работники сельского хозяйства ухаживают за ними – удаляют с поверхности почвы камни и проросшие кустарники, уничтожают сорные травы и мхи, подсевают семена клевера и тимофеевки. Оставляют нескошенной часть луга.
- Что произойдёт, если засеять распаханный луг кормовыми травами? (это уже будет поле – искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного)
- Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? (не рвать луговые травы, бережно относится к насекомым , жабам, ящерицам и т.д.)
V.Закрепление изученного
Работа в тетради задание 38.
- Назовите луговые травы. Какие из них лекарственные? (тысячелистник, ромашка, мята – лекарственные, мятлик, клевер, люцерна – кормовые)
Задание 40. Коллективное составление памятки «Как вести себя на лугу» (слайды 6- 8)
- Не рвать цветы охапками
- Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдёт опыление – не будет плодов и семян. Бабочка – махаон, многие виды шмелей стали редкими, и нуждаются в строгой охране. Некоторые виды шмелей занесены в Красную книгу России.
- Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят. А между тем они превращаются в красивых бабочек.
- Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнёзда птиц.
- Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
VI.Рефлексия
- Достигли ли мы поставленных целей?
- Что нового узнали на уроке?
-Как работники сельского хозяйства заботятся о сохранении лугов?
VII. Домашнее задание
учебник стр. 79-82, по желанию нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Организм человека" 3 класс.
По теме даётся разработка урока и презентация с подробными схемами и опорными таблицами....
презентация к уроку окружающего мира"как человек использует богатства природы"
презентация к уроку...
Урок окружающего мира "Труд человека", 1 класс
Урок окружающего мира по теме "Труд человека" , 1 класс, система Л.В.Занкова. Разработка урока с презентацией и набором пословиц для работы в группах....
Урок окружающего мира "Организм человека"
Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Организм человека"...
Урок окружающего мира "Организм человека"
Тема: «Организм человека» Цель: познакомить детей с организмом человека; учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.Задачи: 1) обобщить ра...
Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)
В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....
Урок окружающего мира. Организм человека. 4 класс умк ПНШ
Данный урок был проведен как защита проекта. Группы защищали тему своего проекта на уроке обобщения....