Методическая информация |
|
|
|
|
Тема урока /занятия/мероприятия | Роль леса в жизни человека. |
|
|
|
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» 3 класс |
|
|
|
Тип урока | Урок закрепления имеющихся знаний и навыков и формирования новых УУД. |
|
|
|
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий | В системе уроков по изучению природы родного края данный урок четвертый. На уроке учащиеся углубляют свои знания по изучению природы родного края. |
|
|
|
Цель урока
| Формирование образовательных компетенций учащихся школы 1 ступени (информационных, коммуникативных, креативных и др.) через их включение в технологию критического мышления. |
|
|
|
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения | - Формирование основ экологической культуры.
- Принятие норм поведения в природе.
- Освоение правил индивидуальной безопасности жизни.
|
|
|
|
Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов | - Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
- Проявлять интерес к общению.
4) Реализовывать потребность в общении со сверстниками. 5) Воспринимать мнение собеседников. - Работать с материалом дополнительной информации.
- Следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи и оценивать их.
- Действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
|
|
|
|
Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов | - Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
2)Формулировать несложные выводы. 3) Строить высказывания по образцу и в свободной форме. 4) Отвечать на вопросы по содержанию текста. |
|
|
|
Планируемый результат | Предметный Усвоение предметного материала и возможности применять его в нестандартной ситуации. Метапредметный: Уметь формулировать цель урока , уметь выражать и защищать свои мысли, уметь работать в группе – слышать и понимать речь других, договариваться об общих правилах, уметь добывать информацию и использовать её для решения проблем, уметь строить алгоритм действий, уметь анализировать свою работу и работу других учащихся на уроке. |
|
|
|
Способ и формат оценивания результатов работы | 1)Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе. 2)Правильность выполнения задания. 3)Умение действовать согласно инструкции. 4)Публичное выступление групп. 5)Анкетирование |
|
|
|
Необходимое оборудование и материалы | 1)Учебник «Окружающий мир»-3 класс. 2)Раздаточный материал для выполнения заданий каждой групп(картинки с изображением животных, растений, лекарственных трав). 3)Альбомные листы для оформления разделов проекта. 4)Справочная литература: «Большая детская энциклопедия» 5)Клей ,краски, фломастеры, карандаши |
|
|
|
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия
|
|
|
|
|
Этап урока/занятия/мероприятия | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Актуализация знаний учащихся и мотивация к учебной деятельности. | 5 минут | У: Все мы в вами живем в городе. Посмотрите на доску (на доске дорожные знаки, вывески с названиями магазинов, номера маршрутных такси). - Что обозначают данные знаки? - Для чего они нам нужны? - А какую тему мы изучаем по окружающему миру? - А вы ходите в лес? У: Если вы ходите в лес, то вы должны знать, что может дать лес человеку, как человек должен вести себя в лесу, кто и что обитает в лесу? - Значит, хотя мы и городские жители, как вы считаете, нужны нам знания о лесе? - Какие? - Значит, чтобы легко чувствовать себя в лесу, надо узнать?... (животный и растительный мир, лекарственные растения, поведение в лесу).
|
| Личностные УУД: -формирование положительного отношения к природе. |
Формулировка темы и целей урока. | 5 мин | - Поставим общие задачи на урок и определим, что должна сделать каждая группа.
У: Я предлагаю вам принять участие в проекте «Лес». Для этого мы разделимся на группы. А помогут вам таблички, которые я вам раздала перед уроком (каждому ребенку выдается карточка определенного цвета: - красные - правила поведения в лесу; - жёлтые - лекарственные травы; - зеленые - растения леса; - синие - животные леса. Дети распределяются на группы.
|
Дети предлагают, учитель корректирует. План: 1. Соберите информацию. 2. Обобщите и составьте рассказ из полученной информации. 3. Оформите плакат. 4. Подготовьте выступление.
Дети рассаживаются по местам в соответствии с выбранным цветом.
. | Личностные УУД: -формирование положительного отношения к ; Регулятивные УУД: - принимать алгоритм выполнения учебной задачи. Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их содержание, Коммуникативные УУД: -проявлять интерес к общению. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста. |
Организация работы групп | 5 мин |
1. Обсуждение задания. 2. Выполнение практической задачи. 3. Оформление задания. 4. Формулирование выводов. 5. Применение результатов.
Коллективные действия: проведение испытания всего проекта. Учитель предлагает детям обсудить цели урока. В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу.
| . | Личностные УУД: - формирование положительного отношения к освоению содержания сказок Андерсена; Регулятивные УУД: - менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи. Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их |
Подготовительный этап
Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.
|
| 1.Обдумывание проекта. В результате на доске появляются заголовки с основными разделами проекта: животные, растения, лесная аптека, поведение в лесу. 2. Распределение заданий.
Для выполнения практических заданий используют заранее подготовленный учителем материал( картинки с изображением животных, растений, лекарственные травы, энциклопедии).
|
Работа проводится в группах. Дети работают в большей степени самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь.
| содержание Коммуникативные УУД: -реализовывать потребность в общении со сверстниками; -воспринимать мнение собеседников. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста; -формулировать несложные выводы.
|
Работа в группе.
|
| Цель: научиться делиться своими идеями, развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
Раздел «Животные». В этой группе предлагаются картинки с изображением различных животных. Задача детей выбрать животных леса, оформить плакат, подготовить рассказ, используя дополнительную литературу.
б) Раздел « Растения». В этой группе предлагаются картинки изображением различных растений. Задача детей, выбрать растения леса, оформить плакат, подготовить рассказ, используя дополнительную литературу.
в) Раздел «Лекарственные травы». В этой группе предлагаются картинки изображением различных растений (полезных и вредных). Задача детей выбрать полезные растения леса, оформить плакат, подготовить рассказ, используя дополнительную литературу.
г) Раздел « Поведение в лесу». Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп: - условия знаки, запрещающие какие- либо действия в лесу; - словесные формулировки правил поведения в лесу. Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии человека на лес. Задача детей выбрать нужные карточки, оформить плакат, подготовить рассказ, используя дополнительную литературу.
|
Дети работают по инструкционным картам. Вопросы для выступления. 1.Назови животных (птиц, зверей) леса (3-5 видов). 2.Опиши их. 3.Опиши повадки. 4.Чем питаются.
Вопросы для выступления. 1.Назови животных (птиц, зверей) леса (3-5 видов). 2.Опиши их. 3.Опиши повадки. 4.Чем питаются.
Вопросы для выступления. 1.Назови растения, которые помогают при заболеваниях. 2.К какому классу относятся (деревья, трава, цветы). 3.Где применяются (для лечения каких заболеваний).
Вопросы для выступления. 1.Соедини картинку с правилом. 2.Придумай запрещающий знак для людей о правилах поведения в лесу. . | Личностные УУД: -формирование основы для эмоционального переживания художественного текста; - формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, смелость как преодоление страха, верность дружбе и др.) Регулятивные УУД: - менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи; - выполнять учебные действия в устной речи; - работать со словарём и с материалом предварительного чтения. |
Испытание всего проекта
Самоанализ проектной деятельности. (анкетирование)
Внешняя оценка.
|
|
Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес – наш друг».
А Н К Е Т А. (текст анкеты см. приложение№2)
Дети других групп по критериям оценки оценивают работу других групп.
|
Испытатели каждой группы делают сообщения по теме своего раздела.
Дети заполняют анкету
Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.
| Познавательные УУД: - читать тексты, понимать их содержание, - воспринимать смысл слов в процессе предварительного чтения; - понимать вопросы к тексту; - анализировать доступные по содержанию художественные тексты. Коммуникативные УУД: - реализовывать потребность в общении со сверстниками; -воспринимать мнение собеседников; -следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности. Предметные УУД: - читать тексты про себя, понимать содержание текста, -строить высказывания по образцу и в свободной форме, -отвечать на вопросы по содержанию текста; - выделять главную мысль текста. |
Итоги урока |
| Дети подводят итог по заранее подготовленному опроснику: - Хотелось ли тебе рассказать услышанное другим ребятам? - Полезна ли для тебя эта информация? - Интересно ли вам было слушать своих одноклассников
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Музыкальная физкультминутка (2 мин)
| Выполняют действия за учителем. |
Цели: Снятие напряжения
Организует работу, действия под песню. | Песня: У жирафа пятна, пятна…
| Предметные УУД: Упражнения на снятие напряжения. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. |
|
|
|
|
|
Рефлексия | 5 минут | Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5минут Цель: сравнить результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.
|
| Личностные УУД: -формирование первоначального уровня
|
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Предлагаемый урок может быть использован в учреждениях, работающих в режиме развития. Он может быть полезен учителям начальных классов, работающих по разным учебно-методическим комплексам. Подготовка и проведение урока требует от учителя знаний технологии проектной деятельности. |
|
|
|
Анализ и оценка учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия. | Технология проектной деятельности поставили учащихся в новую позицию активного участника образовательного процесса. Технология позволили на всех этапах урока организовать совместную деятельность учителя и учащихся. Учитель выступает в роли фасилитатора. При организации работы в группе, дети учатся распределять действия между собой. Во время работы учащиеся смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости. Во время игры и решения проблемы дети получили положительные эмоции открытия нового знания. |
|
|
|
Обоснование целесообразности использования технологии критического мышления для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия | Учащиеся запоминают лучше информацию, когда они сами участвуют в реальной деятельности, сами выносят решения. Делают выводы, прогнозируют дальнейшую деятельность. Использование технологии критического мышления в дальнейшем, позволит повысить качество образования, мотивацию к самообразованию. |
|
|
|