Леса России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Леса России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesa_rossii_okruzhayushchiy_mir_4_klass_shkola_rossii.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Т\ у:  Леса России.

Цель урока : сформировать у учащихся представление о лесной зоне.

Цели деятельности учителя: Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».

Задачи:

-Знать географическое положение зоны лесов на карте.

-Ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.

-Познакомить с растительным и животным миром.

-Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.

-Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.

Тип урока: Открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение

Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование: Презентация «зона лесов», карточки с заданиями теста «Тундра». компьютер;

Основные понятия: Тайга, смешанный лес, широколиственный лес

Ход урока.

1.Орг. мом

Добрый день,  добрый час!

Как я рада видеть вас

Друг на друга  посмотрели

и тихонечко все сели.

Эмоциональный настрой на урок

Закройте глаза  и представьте себе яркое, теплое солнышко Пусть его  лучи  согреют Вас  своим теплом. Представьте, что  солнечный луч наполнил ваше сердце энергией  доброты, нежности, любви. Пошлите свет любви вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

2. Проверка  д\з

Скажите мне,  пожалуйста, по какой природной зоне мы с вами путешествовали     на прошлом уроке? (по тундре)

карте

Покажите на карте тундру и расскажите. Что вы о ней узнали.

Может быть кто-то приготовил сообщение о тундре?

( читают сообщение)

 А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста

Раздать тесты

Выполнение теста (раздать)

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство; 
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ..

а) верблюжья колючка, саксаул, кактус;
б) кедр, осина, пальма;
в) карликовая ива, мох-ягель, черника.

7. В тундре обитают ...

а)    тюлени, моржи, киты; 
б)    песцы, волки, лемминги; 
в)    верблюды, лошади, коровы.

8. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8  б).

Поменялись листочками.  Проверяем.

 вопрос 1.Зона тундры расположена

а) южнее арктич.  пустынь

вопрос 2. Тундра расположена

а) на равнинах

вопрос 3 в тундре

в) длинная,  суровая зима и короткое  прохладное лето

вопрос 4 главное занятие коренного населения тундры  

б) оленеводство

вопрос 5 растения тундры

б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями

вопрос 6 к тундровым растениям относятся

в) карликовая береза,мох- ягель, полярная ива

вопрос 7 в тундре обитают    

б) песцы, леминги, волки

вопрос 8 тундровый заповедник находится

б) на полуострове Таймыр

Проверили? Оцените работу. У кого «5»-? «4» и т.д.

3.Самоопределение к деятельности

А сейчас я вам предлагаю узнать,  по какой природ зоне мы с вами будем путешествовать.  А как она называется вы узнаете, прослушав  стихотворение

слайд

           Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

                    С. Погореловский

- Как вы думаете в какую природную зону  мы сегодня   отправимся?

 (лес)

 Сформулируйте тему урока.

слайд

- Тема урока «Леса России».

Включаю фильм «Чудесный лес»

А сейчас представьте, что вы в лесу.

Расскажите,   в каком лесу вы побывали?  (в чудесном, сказочном)

 А почему? (потому что лес красив)

А чтобы он был красив, что нужно делать? (беречь, защищать, не рубить, не жечь)

Молодцы!

А как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке?

Давайте прочитаем

Слайд

  1. Географическое положение  зоны лесов
  2.  Природные условия
  3. Какие растения  растут в этой зоне?
  4. Какие живут звери и птицы.

Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов,  наш класс превращается в научную станцию, а вы в ученых. В ученых - географов, ученых - ботаников, ученых- зоологов.

У вас есть 5-6 минут на подготовку ваших ответов и есть карточки- помогайки с заданиями

раздать

Карточка- помогайка  ученых- географов                                                                    

Стр 72-73, 58-59, стр 95

  1. Где расположена зона лесов?
  2. Какими цветами обозначена эта зона?
  3. Расскажите о природных условиях этой зоны?

Карточка- помогайка  ученых- зоологов

Стр 97-100

1.        Перечислите птиц и животных, которые обитают в зоне лесов.

2.        Как приспособились к жизни?

3.        Чем они питаются?

Карточка - помогайка

ученых- ботаников

Стр 101

1.        Перечислите, какие растения  есть в зоне лесов?

2.        Какие растения  растут в тайге?

3.        Какие  растения растут в смешанных лесах

Итак, время на подготовку вышло.

Давайте будем отвечать

Я предоставляю слово ученым- географам.

Слайд карта без подписи

Найдите и покажите на карте природную зону лесов. ( показ и рассказ)

 Что вы можете рассказать о этой зоне?( примерный рассказ)

Зона лесов находится южнее зоны тундры, на карте  она обозначена зеленым цветом

Показ слайда с подписью

А на какой местности находится зона лесов?

Слайд с равнинами

Зона лесов расположена на Восточно- европейской равнине, Западно- сибирской равнине и на Среднесибирском плоскогорье

Какой климат?

 Здесь холодная зима и теплое лето. Выпадает много дождей и снега.

Спасибо за выступление

 слайд

 Предлагаю продолжить рассказ о зоне лесов ученым – ботаникам

Примерный рассказ

В тайге теплее, чем в тундре, поэтому растут  ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна.

В смешанных и широколиственных лесах растут дубы, клены, липа, вязь, ясень

Так как мы живем ближе к тайге то,

давайте определим, какое из этих деревьев  ель, сосна, лиственница и т.д.

Кто пойдет и покажет ель?

У вас на столе есть карточка помощник, где дано описание ели

Я собрала небольшую коллекцию растений, давайте найдем, где ветка ели, ветка сосны, и др деревья

Ну, а я сейчас дополню рассказ ботаников о зоне лесов

слайд

Эта природная зона – самая большая. Она занимает больше половины территории России. Наш лес даже занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой лес в мире. Нашу страну часто называют великой лесной державой.

слайд

Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит здесь ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и тёплое лето. Зима короче и теплее, чем в тундре. Для роста растений здесь достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре

    Зона лесов разбита на 3 части

  1. Тайга
  2. Смешанные леса
  3. Широколиственные леса

Рассмотрим немного поподробнее  эти части

Тайга.

Тайга-это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холоднее, а лето теплее, чем в тундре, поэтому, здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - высокие хвойные деревья с мощными корнями, их листья - это хвоинки, и они всегда зеленые.

?В тайге растут ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

? надо ли

Познакомимся с ними подробнее.

Ель -всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна -хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют круглую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них падают чешуйки.

Лиственница - единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по 5 штук, а семена - кедровые орешки.

слайд

Смешанные леса.

Ближе к югу, на смену тайге приходит смешанный лес. В нем наряду с хвойными деревьями растут береза, осина, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые опадают на зиму.

слайд

Березу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.

Осина имеет округлые листья, они дрожат при каждом дуновении ветерка. Это свойство осины упомянуто во фразеологическом обороте (дрожит как осиновый лист). Как вы это понимаете? (испытывает чувство страха, ощущает мелкую дрожь в теле).  Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые сережки.

Ольха имеет небольшие темные шишечки на ветках, ствол черного или серого цвета. У черной ольхи листья с выемкой на вершине, у серой ольхи листья имеют острый кончик.

Широколиственные леса.

Ближе к югу зоны становится еще теплее и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, которые на зиму сбрасывают, размножаются семенами.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям. Плодами дуба являются желуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы-темные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.

Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половинка больше другой, плоды -крылатые орешки округлой формы.

Клен бывает остролистный (с большими резными листьями), татарский (у него листья овальные с небольшими выступами) и американский (у него каждый лист состоит из трех-пяти отдельных листочков), а плоды у всех видов клена-крылатки.

Я вижу,  что вы все устали и предлагаю вам отдохнуть

Встали  физминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше

Или музыку поставить?

А сейчас  я предоставляю  слово нашим ученым- зоологам

Примерный рассказ

В лесу встречаются такие животные как белка, лось, рысь, олени.

Птицы: кедровка, глухарь, рябчик.

Включить фильм о животных

Жизнь животных леса зимой

Понравился фильм. Какие  они замечательные эти живые существа. А что нам нужно делать, чтобы им жилось хорошо? ( не рубить лес и не убивать их). Молодцы!

Ну, а сейчас я предлагаю вам выполнить работу

Раздать листочки с проверочной работой

Рефлексия.

Проверочная работа

Дерево

Лес

  1. Пихта
  2. Береза
  3. Кедровая сосна
  4. Липа
  5. Ольха
  6. Сосна
  7. Лиственница
  8. Дуб
  9. Клен

А. Тайга

Б. Смешанный

В. Широколиственный

Если есть время ,то проверяем если нет то сама

А-1,3,6,7 (К тайге мы отнесем- пихту, кедровую сосну, сосну, лиственницу)

Б-1,2,5,6( к смешанным лесам- пихта, береза, ольха, сосна)

В-4,8,9 ( к широколиственным лесам- липу, дуб, клен)

А сейчас давайте подведем итоги урока

-Какие цели были поставлены на уроке? Как вы думаете мы выполнили  их?

(Узнать, где находиться зона лесов. Изучить животный и растительный мир)

Как вы думаете мы выполнили  их?

Дом зад

Я предлагаю вам дом зад  выполнить по душе

1 Написать сочинение о лесе

2.подготовить сообщение

И обязательное   для всех      Уч. с.95-102,

Закончить наш урок я хочу такими словами

 «Не руби берёзы белой,

Не губи глуши лесной.

Не губи и зла не делай,

А особенной весной.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.»,

 но об этом мы будем говорить на следующем уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса России" в 4 классе, УМК "Школа России"

Красочная презентация по теме урока  делает  изучение темы "Леса России" из раздела "Природные зоны" интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м...

Электронный тест "Леса России". Окружающий мир 4 класс

Тест разработан по теме "Природные зоны России. Леса" в программе Excel. Расчитан на индивидуальную работу с компьютером.  Включает в себя 10 вопросов с выбором ответа. Тест проверяется автоматич...

Презентация "Леса России" УМК "Школа России" предмет "Окружающий мир"

Данная презентация может быть использована на уроке "Окружающего мира" по теме "Леса России". В ней кратко представлены животные и растения леса Северо-Западного региона нашей страны....

Леса России УМК Школа России

Урок Окружающего мира по теме "Леса России", 4 класс. С использованием ТКМ. Групповая работа....

3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Леса России...

разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...