Леса России УМК Школа России
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Андреева Юлия Николаевна

Урок Окружающего мира по теме "Леса России", 4 класс. С использованием ТКМ. Групповая работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lesa_rossii.zip1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир.

Класс: 4.

Тема: Леса России.

Цели:

Сформировать представление о лесной зоне.

- ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром;

- развивать познавательную активность учащихся; совершенствовать навык групповой работы; развивать умение самостоятельно добывать информацию, выделять важное в теме;

- прививать любовь к природе; способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.

Планируемый результат:

Личностные.

По отношению к предметным ЗУНам:

Осознание практической важности изучаемого

По отношению к метапредметным ЗУНам:

Умение определять цель урока; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат

Метапредметные.

РУУД: умения выявлять проблему, определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат

ПУУД: умения устанавливать взаимосвязи  

КУУД: умение соблюдение позиции «понимающего»

Предметные.

Умения характеризовать лесную зону

Основные понятия:

Природная зона, растительный мир, животный мир

Межпредметные связи:

Литературное чтение, ИЗО, физическая культура, математика, русский язык

Ресурсы:

1). Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. школы: в 2 ч./ А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2005

2). Карточки с заданиями по теме «Тундра».

3). Тексты «Тайга», «Смешанные и широколиственные леса».

4). Карточки-домино с фотографиями и описаниями животных лесной зоны.

5). Карточки с изображениями животных.

6). Пазлы: «Тайга», «Смешанный лес».

7). Карточки с заданиями к пазлам.

8). Цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный).

9). Вырезанные из бумаги ступни.

Организация пространства:

Работа фронтальная, групповая.

Ход урока.

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия Николаевна. На этом уроке вы все опять станете учениками 4 класса и изучать вы будете окружающий мир. А вот о чём сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю – хворостиной.

- Что это? (лес).

- Какова же тема нашего урока?

- Правильно, тема нашего урока – «Леса России».

Метод «Лесной дождь».

- В лесу очень много разных звуков, но все они утихают, когда идёт дождь. И сейчас мы с вами попробуем изобразить дождь в лесу.

Все учащиеся встают в круг, учитель – в центре.  

- Я буду показывать разные движения, поворачиваясь по кругу и смотря в глаза каждому участнику. Тот, с которым встретился мой взгляд, начинает делать это движение и не прекращает до тех пор, пока не встретится с моими глазами еще один раз, при этом сменив движение на новое, которое я показываю. Это упражнение должно проходить молча. Вы должны слышать друг друга и всю группу. Постарайтесь услышать, как начинается, усиливается, а потом прекращается лесной дождь.

Движения:

1.Шипение (шелест листьев).

2.Щёлканье пальцами (первые капли дождя).

3.Хлопки (сильный дождь).

4.Топот ногами (ливень, гром).

5. Хлопки (сильный дождь).

6. Щёлканье пальцами (последние капли дождя).

7. Шипение (шелест листьев).

  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Чем зона лесов отличается от зоны тундры?»

Метод «Визитные карточки» (Приложение 1.)

- А сейчас давайте вспомним, какая она, зона тундры. Возьмите по одной карточке, прочтите вопрос. Вы можете подходить к любому ученику, предлагать ему свою визитную карточку. Если он возьмёт – должен ответить на вопрос. Если одноклассник затрудняется в ответе, ответьте сами.

Задания на карточках:

  1. В тундре растёт карликовая берёза. У неё невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. К жизни в каких условиях приспособилось это дерево? (Суровая зима, много снега, дуют сильные ветры)
  2. Весной в тундре очень быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. С чем это связано? (Все растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена, т.к. лето очень короткое)
  3. Почему лапы у песца короткие и широкие? (Чтобы ходить по снегу)
  4. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Какая в этом связь? (Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. Когда леммингов много, всем хватает пищи)
  5. В тундре в последнее время возник ряд экологических проблем: нарушение поверхности почвы, загрязнение почвы, недостаток корма для животных (оленей). Что явилось причиной этому? (Использование тяжёлой техники, добыча нефти, оленей не всегда во время перегоняют на другие пастбища)
  6. Оленей не всегда во время перегоняют с одного пастбища на другое. Чем это грозит природе тундры? (На пастбищах исчезает ягель, потому что олень за один раз съедает то, что росло 10 лет)
  7. В тундре очень много болот и озёр, а почва влажная. Почему? (Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду, с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры)
  8. Почему говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую? (Снежная часть – много выпадает снега, мокрая – снег, превращаясь в воду, не впитывается в землю из-за вечной мерзлоты)
  9. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное. Питается мхом-ягелем. Как это животное приспособилось к жизни в суровых условиях тундры? (Имеет густой мех, подкожный слой жира, раздвоенные копыта)
  10. Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушение экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам)
  11. По какой причине стада северных оленей кочуют по тундре? (К зиме стада уходят в более южные районы, где легче прокормиться)
  12. С чем связано то, что краснозобая казарка строит свои гнёзда вблизи гнёзд хищной птицы сокола-сапсана? (Сокол-сапсан не охотится вблизи своего гнезда)

- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Чем зона лесов отличается от зоны тундры?»

  1. Этап открытия нового знания.

Метод «Кластер». (Приложение 2.)

- Знакомиться с темой «Леса России» вы будете в группе. В течение 5 минут изучите информацию, запишите основные мысли на карточках, прикрепите их к доске. После этого из каждой группы нужно будет выбрать 1 человека, который презентует работу группы.

Текст для 1 группы:

Тайга.

Зона лесов расположена в умеренном поясе, здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта зона делится на 3 части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны.

Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже ест многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.

Текст для 2 группы:

Смешанные и широколиственные леса.

Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса (хвойные и лиственные деревья). Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широколиственными, в отличие от мелколиственных, к которым относят берёзу, осину.

Метод «Станьте любознательными». (Приложение 3.)

Учитель раздает учащимся карточки-домино (на одной стороне – фото животного, на другой – описание этого животного, у каждого учащегося получается ½ полноценной карточки).

- У каждого из вас – только половинка карточки с описанием лесного животного. Ваша задача – найти вторую половинку, сложить карточку и прочитать информацию о животном.

На карточках:

Кедровка – одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных укромных местах кедровые орехи. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Умеет не только ловко прыгать, но и летать, точнее, планировать на немалое расстояние – до 40 – 50 метров. Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это очень осторожное животное.

Бурундук – очень ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим деревом или под пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.

Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Соболь предпочитает жить в тёмной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровые сосны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого зверя.

Физкультминутка.

Учитель раздает учащимся карточки с изображениями животных: волк, медведь, заяц, белка, рысь.

- Каждый учащийся показывает движения животного на своей карточке, остальные – повторяют.

  1. Этап включения в систему знаний и повторения.

Метод «Картинная галерея». (Приложение 4, 5.)

- А сейчас вы станете художниками. Но вместо кисточек и красок у вас будут пазлы, из которых нужно собрать картину. Чтобы собрать картину, нужно внимательно прочитать вопросы на листе, ответить на вопросы и найти пазл с ответом. Будьте внимательны: пазлы обеих групп перемешаны.

Вопросы на листе для 1 группы:

1). Какие три части можно выделить в лесной зоне?

2). Какой лес мы называем тайгой?

3). О каком животном идёт речь: «Это животное умеет не только прыгать, но и летать»?

4). Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?

5). Узнай животное по описанию: «Любит тёмные леса, к добыче тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах».

6). Найди лишнее: «В широколиственных лесах произрастают дуб, клён, лиственница, липа, ясень».

На пазлах:

1). Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.

2). Хвойный лес.

3). Белка-летяга.

4). Кедровка.

5). Рысь.

6). Лиственница.

Вопросы на листе для 2 группы:

1). У какого животного пять чёрных полос на спине?

2). Найди лишнее: «В тайге произрастают ель, сосна, пихта, дуб, кедровая сосна».

3). Узнай животное по описанию: «Всеядный зверь, больших размеров, кажется неповоротливым, но очень быстро бегает, лазает по деревьям».

4). В каком лесу наряду с хвойными деревьями растут лиственные?

5). Какой лес не выделяют в лесной зоне: смешанный лес, широколиственный лес, мелколиственный лес?

6). Какое животное называют лесным великаном?

1). Бурундук.

2). Дуб.

3). Медведь.

4). Смешанный лес.

5). Мелколиственный лес.

6). Лось.

- Что изображено на картинах, которые у вас получились? (тайга, смешанный лес)

Дополнительный материал.

- В лесу много разных деревьев, животных. Давайте вспомним некоторые из них, отгадав загадки:

1. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою – без иголок.
(Лиственница)

2. Под каким кустом сидит заяц,
Когда идет дождь?
(Под мокрым)

3. У какого дерева не растут сучья?
(У сухого)

4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель)

5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок 
-Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

6. Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? 

(Сова)

7. Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

  1. Итоги урока.

- А теперь давайте вспомним вопрос, на который должны ответить. Так чем же зона лесов отличается от зоны тундры? (Лето более продолжительное, температура воздуха выше, высокие деревья, травы, много животных, птиц)

  1. Этап рефлексии, самооценки.

- Давайте посмотрим, какой путь прошёл каждый из вас за время урока. (раздаёт каждому цветные карандаши и вырезанные из бумаги ступни с надписями: На уроке я …, Самым интересным для меня было … ).

- Дополните предложения своими мыслями, оцените свою работу на уроке, раскрасив ступню красным (плохо), жёлтым (хорошо) или зелёным (отлично) карандашом.

Ступни прикрепляются на доску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Леса России" УМК "Школа России" предмет "Окружающий мир"

Данная презентация может быть использована на уроке "Окружающего мира" по теме "Леса России". В ней кратко представлены животные и растения леса Северо-Западного региона нашей страны....

Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.

Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...

Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"

Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...

Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.

Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу  России".  Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...

Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные:     ·        ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...