Леса России УМК Школа России
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок Окружающего мира по теме "Леса России", 4 класс. С использованием ТКМ. Групповая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesa_rossii.zip | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир.
Класс: 4.
Тема: Леса России.
Цели: | Сформировать представление о лесной зоне. - ознакомить с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром; - развивать познавательную активность учащихся; совершенствовать навык групповой работы; развивать умение самостоятельно добывать информацию, выделять важное в теме; - прививать любовь к природе; способствовать воспитанию культуры учебного труда, интереса к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия. |
Планируемый результат: | Личностные. По отношению к предметным ЗУНам: Осознание практической важности изучаемого По отношению к метапредметным ЗУНам: Умение определять цель урока; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат Метапредметные. РУУД: умения выявлять проблему, определять и сохранять цель, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат ПУУД: умения устанавливать взаимосвязи КУУД: умение соблюдение позиции «понимающего» Предметные. Умения характеризовать лесную зону |
Основные понятия: | Природная зона, растительный мир, животный мир |
Межпредметные связи: | Литературное чтение, ИЗО, физическая культура, математика, русский язык |
Ресурсы: | 1). Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 4 класса нач. школы: в 2 ч./ А.А.Плешаков. – М. : Просвещение, 2005 2). Карточки с заданиями по теме «Тундра». 3). Тексты «Тайга», «Смешанные и широколиственные леса». 4). Карточки-домино с фотографиями и описаниями животных лесной зоны. 5). Карточки с изображениями животных. 6). Пазлы: «Тайга», «Смешанный лес». 7). Карточки с заданиями к пазлам. 8). Цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный). 9). Вырезанные из бумаги ступни. |
Организация пространства: | Работа фронтальная, групповая. |
Ход урока.
- Этап мотивации к учебной деятельности.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия Николаевна. На этом уроке вы все опять станете учениками 4 класса и изучать вы будете окружающий мир. А вот о чём сегодня будем говорить, узнаете, отгадав загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малиной,
А Васю – хворостиной.
- Что это? (лес).
- Какова же тема нашего урока?
- Правильно, тема нашего урока – «Леса России».
Метод «Лесной дождь».
- В лесу очень много разных звуков, но все они утихают, когда идёт дождь. И сейчас мы с вами попробуем изобразить дождь в лесу.
Все учащиеся встают в круг, учитель – в центре.
- Я буду показывать разные движения, поворачиваясь по кругу и смотря в глаза каждому участнику. Тот, с которым встретился мой взгляд, начинает делать это движение и не прекращает до тех пор, пока не встретится с моими глазами еще один раз, при этом сменив движение на новое, которое я показываю. Это упражнение должно проходить молча. Вы должны слышать друг друга и всю группу. Постарайтесь услышать, как начинается, усиливается, а потом прекращается лесной дождь.
Движения:
1.Шипение (шелест листьев).
2.Щёлканье пальцами (первые капли дождя).
3.Хлопки (сильный дождь).
4.Топот ногами (ливень, гром).
5. Хлопки (сильный дождь).
6. Щёлканье пальцами (последние капли дождя).
7. Шипение (шелест листьев).
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Чем зона лесов отличается от зоны тундры?»
Метод «Визитные карточки» (Приложение 1.)
- А сейчас давайте вспомним, какая она, зона тундры. Возьмите по одной карточке, прочтите вопрос. Вы можете подходить к любому ученику, предлагать ему свою визитную карточку. Если он возьмёт – должен ответить на вопрос. Если одноклассник затрудняется в ответе, ответьте сами.
Задания на карточках:
- В тундре растёт карликовая берёза. У неё невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. К жизни в каких условиях приспособилось это дерево? (Суровая зима, много снега, дуют сильные ветры)
- Весной в тундре очень быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. С чем это связано? (Все растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена, т.к. лето очень короткое)
- Почему лапы у песца короткие и широкие? (Чтобы ходить по снегу)
- В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Какая в этом связь? (Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. Когда леммингов много, всем хватает пищи)
- В тундре в последнее время возник ряд экологических проблем: нарушение поверхности почвы, загрязнение почвы, недостаток корма для животных (оленей). Что явилось причиной этому? (Использование тяжёлой техники, добыча нефти, оленей не всегда во время перегоняют на другие пастбища)
- Оленей не всегда во время перегоняют с одного пастбища на другое. Чем это грозит природе тундры? (На пастбищах исчезает ягель, потому что олень за один раз съедает то, что росло 10 лет)
- В тундре очень много болот и озёр, а почва влажная. Почему? (Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду, с поверхности вода испаряется медленно из-за низкой температуры)
- Почему говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую? (Снежная часть – много выпадает снега, мокрая – снег, превращаясь в воду, не впитывается в землю из-за вечной мерзлоты)
- Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное. Питается мхом-ягелем. Как это животное приспособилось к жизни в суровых условиях тундры? (Имеет густой мех, подкожный слой жира, раздвоенные копыта)
- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушение экологических связей в тундре? (Запретить браконьерство, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам)
- По какой причине стада северных оленей кочуют по тундре? (К зиме стада уходят в более южные районы, где легче прокормиться)
- С чем связано то, что краснозобая казарка строит свои гнёзда вблизи гнёзд хищной птицы сокола-сапсана? (Сокол-сапсан не охотится вблизи своего гнезда)
- В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «Чем зона лесов отличается от зоны тундры?»
- Этап открытия нового знания.
Метод «Кластер». (Приложение 2.)
- Знакомиться с темой «Леса России» вы будете в группе. В течение 5 минут изучите информацию, запишите основные мысли на карточках, прикрепите их к доске. После этого из каждой группы нужно будет выбрать 1 человека, который презентует работу группы.
Текст для 1 группы:
Тайга.
Зона лесов расположена в умеренном поясе, здесь ярко выражены все 4 времени года. Эта зона делится на 3 части: тайга, смешанные леса, широколиственные леса.
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Эти деревья образуют хвойные леса – тайгу. Тайга занимает большую часть лесной зоны.
Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже ест многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с их мощными корнями.
Текст для 2 группы:
Смешанные и широколиственные леса.
Южнее тайги зима гораздо мягче. Многолетней мерзлоты здесь нет. Эти условия более благоприятны для лиственных деревьев. Поэтому к югу от тайги расположены смешанные леса (хвойные и лиственные деревья). Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими, крупными листьями. К таким деревьям относятся дуб, клён, липа, ясень, вяз. Эти породы называют широколиственными, в отличие от мелколиственных, к которым относят берёзу, осину.
Метод «Станьте любознательными». (Приложение 3.)
Учитель раздает учащимся карточки-домино (на одной стороне – фото животного, на другой – описание этого животного, у каждого учащегося получается ½ полноценной карточки).
- У каждого из вас – только половинка карточки с описанием лесного животного. Ваша задача – найти вторую половинку, сложить карточку и прочитать информацию о животном.
На карточках:
Кедровка – одна из интереснейших таёжных птиц. На зиму она запасает для себя в разных укромных местах кедровые орехи. Часть этих орехов она потом не находит. И они на новых местах дают всходы. Так кедровка помогает кедровой сосне размножаться.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Умеет не только ловко прыгать, но и летать, точнее, планировать на немалое расстояние – до 40 – 50 метров. Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это очень осторожное животное.
Бурундук – очень ловко лазает по деревьям, а живёт в неглубокой норе под упавшим деревом или под пнём. Питается бурундук в основном кедровыми орехами и другими семенами. В своей норе он делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки.
Соболь – хищник. Его основная добыча – грызуны. Соболь предпочитает жить в тёмной, глухой тайге, где растут ели, пихты, кедровые сосны. Когда-то соболя были многочисленны, но из-за красивого меха их почти совсем уничтожили. Создание заповедников помогло спасти этого зверя.
Физкультминутка.
Учитель раздает учащимся карточки с изображениями животных: волк, медведь, заяц, белка, рысь.
- Каждый учащийся показывает движения животного на своей карточке, остальные – повторяют.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
Метод «Картинная галерея». (Приложение 4, 5.)
- А сейчас вы станете художниками. Но вместо кисточек и красок у вас будут пазлы, из которых нужно собрать картину. Чтобы собрать картину, нужно внимательно прочитать вопросы на листе, ответить на вопросы и найти пазл с ответом. Будьте внимательны: пазлы обеих групп перемешаны.
Вопросы на листе для 1 группы:
1). Какие три части можно выделить в лесной зоне?
2). Какой лес мы называем тайгой?
3). О каком животном идёт речь: «Это животное умеет не только прыгать, но и летать»?
4). Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
5). Узнай животное по описанию: «Любит тёмные леса, к добыче тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах».
6). Найди лишнее: «В широколиственных лесах произрастают дуб, клён, лиственница, липа, ясень».
На пазлах:
1). Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.
2). Хвойный лес.
3). Белка-летяга.
4). Кедровка.
5). Рысь.
6). Лиственница.
Вопросы на листе для 2 группы:
1). У какого животного пять чёрных полос на спине?
2). Найди лишнее: «В тайге произрастают ель, сосна, пихта, дуб, кедровая сосна».
3). Узнай животное по описанию: «Всеядный зверь, больших размеров, кажется неповоротливым, но очень быстро бегает, лазает по деревьям».
4). В каком лесу наряду с хвойными деревьями растут лиственные?
5). Какой лес не выделяют в лесной зоне: смешанный лес, широколиственный лес, мелколиственный лес?
6). Какое животное называют лесным великаном?
1). Бурундук.
2). Дуб.
3). Медведь.
4). Смешанный лес.
5). Мелколиственный лес.
6). Лось.
- Что изображено на картинах, которые у вас получились? (тайга, смешанный лес)
Дополнительный материал.
- В лесу много разных деревьев, животных. Давайте вспомним некоторые из них, отгадав загадки:
1. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою – без иголок.
(Лиственница)
2. Под каким кустом сидит заяц,
Когда идет дождь?
(Под мокрым)
3. У какого дерева не растут сучья?
(У сухого)
4. Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель)
5. Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок
-Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
6. Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)
7. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
- Итоги урока.
- А теперь давайте вспомним вопрос, на который должны ответить. Так чем же зона лесов отличается от зоны тундры? (Лето более продолжительное, температура воздуха выше, высокие деревья, травы, много животных, птиц)
- Этап рефлексии, самооценки.
- Давайте посмотрим, какой путь прошёл каждый из вас за время урока. (раздаёт каждому цветные карандаши и вырезанные из бумаги ступни с надписями: На уроке я …, Самым интересным для меня было … ).
- Дополните предложения своими мыслями, оцените свою работу на уроке, раскрасив ступню красным (плохо), жёлтым (хорошо) или зелёным (отлично) карандашом.
Ступни прикрепляются на доску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Леса России" УМК "Школа России" предмет "Окружающий мир"
Данная презентация может быть использована на уроке "Окружающего мира" по теме "Леса России". В ней кратко представлены животные и растения леса Северо-Западного региона нашей страны....
Урок окружающего мира 3 класс "Золотое кольцо России" презентация Школа России Плешаков А.А.
Презентация составлена на основе конспекта урока из методички Т.Ю. Целоусова, Т.В. Максимова "Поурочные разработки по курсу окружающий мир". Урок проводится в 4 четверти по теме "Путешествие по города...
Презентация к уроку окружающий мир в 3 классе по теме "Золотое кольцо России" УМК "Школа России"
Данная презентация знакомит детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями...
Методическая разработка урока по предмету "Мир вокруг нас" по теме "Золотое кольцо России". УМК "Школа России", 3 класс.
Урок построен в форме путешествия по " Золотому кольцу России". Учащиеся имеют возможность познакомиться с историей и достопримечательностями городов "Золотого кольца", оценить их значимос...
Конспект урока на тему"Моря, реки озёра России" (УМК"Школа России"4 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с морями, озерами и реками на территории России. Планируемые результаты Предметные: · ...
Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)
Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...