Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных". УМК Школа России 3 класс.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
УМК «Школа России»
Предмет: окружающий мир
Учитель: Смирнова Алина Александровна
Класс: 3
Тема: «Разнообразие животных»
Тип урока: усвоение нового материала.
Цель урока:
- познакомить учащихся с классификацией животных;
- выявить отличительные групповые признаки;
Задачи урока:
Образовательные:
- Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
- Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
- Развивать умение детей работать с текстом;
- Расширение кругозора учащихся.
Развивающие:
- Развитие познавательной активности;
- Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
- развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
- Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.
Воспитательные:
- Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
- Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
- Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование:
Для учителя - компьютер, проектор, презентация к уроку по теме.
Для учащихся - учебники, рабочие тетради, таблицы, карточки.
Источники дополнительной информации: атлас - определитель «От земли до неба», справочники, энциклопедии, Книга рекордов Гиннеса, Красная книга.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель:
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок?
Вы проверьте,
Все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
II.Актуализация знаний
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?
- Назовите растения, занесенные в красную книгу.
Послушаем ваши выступления. О каком растении вы подготовили сообщения? (Слушаем выступления детей).
III.Самоопределение к деятельности.
- Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний.
- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация? Где мы можем ее найти?
- С какой целью мы читаем информацию?( Чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)
- Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.
План работы на сегодня оформлен в виде схемы. Давайте познакомимся с ним.
На доске:
- Найди информацию.
- Пойми (осознай) ее.
- Измени.
- Сохрани.
Игра «Узнай по описанию» (задания на карточках).
- Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая.
- Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек.
- Летает, весь коричневый. Такой важный!
- Получилось у вас узнать животных? (нет)
- Почему? (для этого недостаточно информации)
- Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)
- Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:
1. Эти животные любят валяться в жидкой болотной грязи. Грязь засыхает и покрывает кожу твердой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья, корка грязи отваливается вместе с различными насекомыми и жуками, которые мешают животному.
Он очень быстро бегает и переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая и покрыта бурой щетиной. (Кабан)
2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб и на время улетают. Самка этого только и ждет, чтоб подкинуть в чужое гнездо свое яйцо. Часто она выкидывает яйцо хозяев, чтоб те не заметили подмены. (Кукушка)
3. Кто – то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. (Майский жук)
- Молодцы. Все же вы догадались кто это. (На доске висят фотографии отгаданных животных)
- Как в двух словах вы можете назвать группу этих существ? (Царство животных)
IV. Работа по теме урока.
Беседа.
- Животные… Кого вы представляете себе, когда слышите это слово?
- Все это представители замечательного царства животных. А кто знает, как называется наука о животных? (зоология)
- Посмотрите на фотографии на доске (слайд). Назовите представителей животного царства. (лягушка, волк, лось, белка)
- Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные)
- А вот эти? (слайд: петух, корова, лошадь, коза, кролик)
- Что это за группа? ( Домашние животные)
Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.
Практическая работа.
Возьмите карточку. Пользуясь атласом – определителем и энциклопедией, заполните таблицы. Напишите названия представителей царства животных каждого в свою группу.
1. 2.
3. 4 .
5. 6.
7. 8.
9.
Домашние животные (живут с человеком) | Дикие животные. |
- Ньюфаундленд
- Сенбернар
- Кабарга
- Рябчик
- Морская свинка
- Квакша
- Богомол
- Таракан рыжий
- Постельный клоп
Беседа.
- Когда вы выполняли задание, вам не захотелось разделить этих животных еще на какие-нибудь группы? (Звери, птицы, насекомые)
- Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком)
- А птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц)
- А к какой группе вы отнесете дождевого червя и морскую звезду?
Ученые – зоологи делят царство животных на большее число групп.
Практическая работа.
Найдите в учебнике текст о разнообразии животных . Заполните таблицу. (Раздаю листы с готовой таблицей). Дополните каждую группу – левый столбик – представителями ( по 3 представителя)и справа напишите их признаки.
Групп животных | Признаки |
Беспозвоночные | |
Черви: | |
Моллюски: | |
Иглокожие: | |
Ракообразные: | |
Паукообразные: | |
Насекомые: | |
Позвоночные | |
Рыбы: | |
Земноводные: | |
Пресмыкающиеся: | |
Птицы: | |
Млекопитающие: |
И так, вы проделали работу. Расскажите, глядя на доску, как вы работали в соответствии с планом?
- Найди информацию. (Нашли ее в учебнике на страницах 88 -90)
- Пойми (осознай) ее. ( Прочитали, мысленно представили представителей каждого класса)
- Измени. (Заполнили таблицу)
- Сохрани. А вот чтобы сохранить, вы попробуете сейчас рассказать о разнообразии животных. (По - желанию несколько человек. Можно каждую группу животных разным детям)
Молодцы, ребята! Вы отлично справились!
Беседа.
Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам - течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!
- Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.
- Что такое Красная книга?
- Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.
- Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги.
V. Физкультминутка.
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко –
Заяц по полю бежит,
В дверь к нему стучится:
- «Стук, стук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!»
- «Заяц, заяц, забегай!
Лапу мне давай!»
VI. Закрепление изученного материала.
- У нас с вами сегодня на уроке зачем –то появилась «Книга рекордов Гиннеса». Посмотрите ее содержание, нет ли там, случайно, представителей какой-нибудь группы? (есть)
- Кто же? Чем же они так отличились, что попали в эту книгу? Впишите их, пожалуйста, в таблицу групп, которую вы заполняли.
(В Книге Гиннеса: белая акула, летучая мышь, медведи, пчелы, осы, шершни, бабочки и мотыльки, дельфины, слоны, лягушки и жабы, ящерицы, пингвины.)
Расскажите, каких животных вы там увидели. И почему они там оказались?
- Белая акула – внесена в книгу, как крупнейшая хищная рыба. Достигает 4,6 м в длину и весит около 900 кг.
- Синий кит – внесен в книгу, как животное с самым большим сердцем в мире и самым медленным ритмом сердечных сокращений среди млекопитающих. Вес сердца составляет 680 кг. Это более чем в 2226 раз больше, чем у человека. Ритм – 4-8 ударов в минуту.
- Летучая мышь – попала в книгу, как животное с самым острым слухом среди всех сухопутных животных. Некоторые виды летучих мышей способны слышать звуки до 120 – 250 кГц. Для человека верхняя граница слышимого звука составляет менее 20 кГц. Эхолокационная система мышей способна обнаружить даже крохотных мышей.
- Медведи. Малайский медведь попал в книгу, как медведь – кроша, т.к. длина взрослой особи составляет 1,4 м. Белый медведь – является самым крупным хищником в мире, вес которого достигает 600 кг. Он способен убить моржа (500 кг) или белугу (600 кг).
- Гигантский шмель – единственный аборигенный вид шмеля, обитающий в лесах умеренного пояса Южной Америки. Длина его тела составляет 4 см. Ныне они встречаются редко. И специалисты опасаются, что им грозит исчезновение.
Гигантский азиатский шершень, который водится в горах Японии, достигает 5,5 см в длину, размер крыльев – 7,6 см. С помощью жала 0,6 см он впрыскивает в жертву яд, способный растворить ткани тела человека. Это не только самый крупный шершень, но и наибольшая настоящая оса.
Так же, в юго - западной части США обитает самая крошечная пчела в 2 мм длинной.
- Представители бабочек и мотыльков тоже находятся в Книге рекордов Гиннеса. Так в книгу попала самая ядовитая гусеница, яд которой вызывает внутренние кровотечения и почечную недостаточность.
Самец малого ночного павлиньего глаза чувствует запах самки аж за 11 км.
Так же, в книгу попала самая большая бабочка. Размах ее крыльев достигает 30 см.
Существует самая быстрая гусеница, размером в 8 мм, которая в момент опасности сворачивается колесом и буквально укатывается прочь, преодолевая 38 см за 1секунду.
- Дельфины попали в книгу по многим показателям. Самый яркий окрас у китайского дельфина, кожа которого имеет розовый цвет. В реках Амазонки живут самые крупные дельфины – 2,6 м – это единственный дельфин, на тебе которого растут волоски. К сожалению, есть и печальные случаи попадания в книгу рекордов. Например, в декабре 2006г. китайский озерный дельфин был объявлен первым вымершим видом дельфинов. Так же дельфины ставили рекорды по высоте прыжка и количеству вращений в воздухе.
- Никто не будет спорить, что помимо человека на земле существуют очень умные животные. Мы знаем о способностях дельфинов, но и стоит поговорить о слонах. Эти удивительно умные гиганты попали в Книгу Гиннеса, как самые крупные сухопутные млекопитающие. Взрослый самец саванного слона достигает в холке 3 – 3,7 м и вести 3 – 7 т. Вес тяжелейшего из известных науке слонов этого вида равен общему весу 146 мужчин – это около 12,24 т. Мозг у них около 5,4 кг, по весу больше только мозг крупнейших китов.
В 1999 году слониха Мотала потеряла ногу, наступив на пехотную мину. В августе 2011 года она получила протез, сделанный специально для нее и выдерживающий вес от 3 до 5 т. Это позволило слонихе попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как носящей самый большой протез конечности.
- В Тринидаде обитают древесные лягушки в 6,5 см. Но удивительно то, что ее головастик имеет размер 16,8 см. Т.е. она уменьшается в размере.
Есть и сама маленькая лягушка – размер ее всего 7 мм.
- Длиннейшая бездонная ящерица – желтопузик – может растягиваться до 135 см.
А комодский варан внесен в книгу, как ящерица – гигант. Самцы достигают в длину около 2,25 м и весят 59 кг. Наибольший размер экземпляра достигал 3,1 м и весил 166 кг.
- Самыми крупными из живущих пингвинов считаются пингвины Антарктиды. А самый маленький пингвин живет в Австралии. Длина его тела достигает 40 см, а вес 1 кг. Продолжительность жизни у этого вида всего 6 лет.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№ 1 с.40
- Прочитайте задания, рассмотрите рисунки на с.40-41. Пронумеруйте рисунки.
№ 2 с.41
- Прочитайте задание. Кто лишний ? Почему? (Осьминог, это моллюск)
- Выполните задание до конца самостоятельно.
(В конце задания взаимопроверка)
№ 3 с.42
- Прочитайте задание. Откройте учебник на стр. 92.
- Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.
№ 4 с. 42
- Прочитайте задание. Запишите по 3 названия животных разных видов.
(После выполнения задания проводится проверка.)
№ 5 с. 42
- Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.
(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)
VII. Рефлексия.
- Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его своему соседу по парте. Оцените его ответ. (Дети могут придумать классификацию по размеру, по цвету, по среде обитания.)
Определите с помощью атласа – определителя животных, изображенных на рисунках учебника стр.87-91.
VIII. Подведение итога.
- Какие группы животных вы узнали на уроке?
- Назовите любое животное и группу, к которой оно относится. (по одному животному каждый ребенок)
IX. Домашнее задание.
- Учебник: прочитать текст на стр. 87 – 92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.92.
- Рабочая тетрадь: № 6 стр. 43.
- Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение о питании животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида
конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...
Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс
Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы) Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока: сформировать понятие « Животное – живое существо», расшир...
Конспект урока по окружающему миру 2 кл Школа России
Урок формирования представление детей о группах животных, их отличительных признаках....
Конспект урока по Окружающему миру 3класс УМК "Школа России."
Конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру "Деньги"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...
Урок по окружающему миру. Животные живого уголка. 2 класс. Школа России
Конспект урока на тему: "Животные живого уголка». ...