Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных". УМК Школа России 3 класс.
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Лариса Евгеньевна

Урок освоения нового материала по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx184.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

УМК «Школа России»

Предмет: окружающий мир

Учитель: Смирнова Алина Александровна

Класс: 3

Тема: «Разнообразие животных»

Тип урока: усвоение нового материала.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Оборудование:

Для учителя - компьютер, проектор, презентация к уроку по теме.

Для учащихся - учебники, рабочие тетради, таблицы, карточки.

Источники дополнительной информации: атлас - определитель «От земли до неба», справочники, энциклопедии, Книга рекордов Гиннеса, Красная книга.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель:

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок?

Вы проверьте,

Все ль в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

II.Актуализация знаний

- Какую роль играют растения в жизни людей?

- Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими?

- Назовите растения, занесенные в красную книгу.

Послушаем ваши выступления. О каком растении вы подготовили сообщения? (Слушаем выступления детей).

III.Самоопределение к деятельности.

Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим пополнять багаж наших знаний.

- Ребята, как вы думаете, для чего современному человеку нужна информация? Где мы можем ее найти?

- С какой целью мы читаем информацию?( Чтобы узнать, найти что-то новое, уметь пользоваться этими сведениями в жизни.)

- Чтобы работа достигла хорошего результата, должен быть план.

План работы на сегодня оформлен в виде схемы. Давайте познакомимся с ним.

На доске:

  1. Найди информацию.
  2. Пойми (осознай) ее.
  3. Измени.
  4. Сохрани.

Игра «Узнай по описанию» (задания на карточках).

  1. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи.  Кожа толстая.
  2. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек.
  3. Летает, весь коричневый. Такой важный!

- Получилось у вас узнать животных? (нет)

- Почему? (для этого недостаточно информации)

- Правильно. Тогда сделайте вывод, какой должна быть информация? (полной, понятной, доступной, грамотной)

- Верно. Тогда послушайте, что я вам добавлю к тем сведениям, что вы уже прочитали:

1. Эти животные любят валяться в жидкой болотной грязи. Грязь засыхает и покрывает кожу твердой коркой. Затем зверь начинает тереться боком о деревья, корка грязи отваливается вместе с различными насекомыми и жуками, которые мешают животному.

Он очень быстро бегает и переплывает реки. Зверь осторожен. Хорошо слышит и различает запахи. Кожа толстая и покрыта бурой щетиной. (Кабан)

2. Это хитрые птицы. Самец, пролетая над гнездами, распугивает мелких птичек. Они думают, что это ястреб и на время улетают. Самка этого только и ждет, чтоб подкинуть в чужое гнездо свое яйцо. Часто она выкидывает яйцо хозяев, чтоб те не заметили подмены. (Кукушка)

3. Кто – то темный с гудением пронесся в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный! Это враг нашего леса. Его личинки живут в земле и питаются корнями деревьев. От этого деревья болеют. (Майский жук)

- Молодцы. Все же вы догадались кто это. (На доске висят фотографии отгаданных животных)

- Как в двух словах вы можете назвать группу этих существ? (Царство животных)

IV. Работа по теме урока.

Беседа.

- Животные… Кого вы представляете себе, когда слышите это слово?

- Все это представители замечательного царства животных. А  кто знает, как называется наука о животных? (зоология)

- Посмотрите на фотографии  на доске (слайд). Назовите представителей животного царства. (лягушка, волк, лось, белка)

- Как можно назвать животных этой группы? (Дикие животные)

- А вот эти? (слайд: петух, корова, лошадь, коза, кролик)

- Что это за группа? ( Домашние животные)

Верно. Мы сейчас классифицировали животных по месту их обитания.

Практическая работа.

Возьмите карточку. Пользуясь атласом – определителем и энциклопедией, заполните таблицы. Напишите названия представителей царства животных каждого в свою группу.

1.http://ns1.okreditah.org/uploads/posts/2013-02/1360847917_poroda-nyufaundlend.jpg   2. http://vz.ua/static/image/big/1387375361.jpg 

 3. http://static.new.tuoitre.vn/tto/i/s626/2015/02/08/hgE4Wxd9.jpeg   4 . http://www.8lap.ru/upload/resize_cache/iblock/424/341_341_2/424eccbb8af1081f01f844aad93aaf0f.jpg   

5. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/611/106611752_4603781_f0fb599edeab.jpg    6. http://art-assorty.ru/uploads/posts/2011-11/thumbs/1321522856_a9d81cde4bf21e5bf0f085c802b29c53.jpg 

  7. http://wapdown.ru/loads/screen/files/68/68bb9896ef846c91178250152c5b2000/18923153/Bogomol_%5bwapdown.ru%5d.jpg   8. http://pimg.mycdn.me/getImage?url=http%3A%2F%2Fwww.news.novorossportal.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F07%2F1435752487_tarakan.jpg&type=WIDE_FEED_COLLAGE_5&signatureToken=HWVw6VJiVYhyCFaS9IDXYQ   

 9. http://gallery.ykt.ru/galleries/domovodstvo/2012/07/1093913_0.jpg

Домашние животные (живут с человеком)

Дикие животные.

  1. Ньюфаундленд
  2. Сенбернар
  3. Кабарга
  4. Рябчик
  5. Морская свинка
  6. Квакша
  7. Богомол
  8. Таракан рыжий
  9. Постельный клоп

Беседа.

- Когда вы выполняли задание, вам не захотелось разделить этих животных еще на какие-нибудь группы? (Звери, птицы, насекомые)

- Чем похожи звери? (Тело покрыто шерстью, детенышей кормят молоком)

- А птицы? (Тело покрыто перьями, птенцы рождаются из яиц)

- А к какой группе вы отнесете дождевого червя и морскую звезду?

Ученые – зоологи делят царство животных на большее число групп.

Практическая работа.

Найдите в учебнике текст о разнообразии животных . Заполните таблицу. (Раздаю листы с готовой таблицей). Дополните каждую группу – левый столбик – представителями  ( по 3 представителя)и справа напишите их признаки.

Групп животных

Признаки

Беспозвоночные

Черви:

Моллюски:

Иглокожие:

Ракообразные:

Паукообразные:

Насекомые:

Позвоночные

Рыбы:

Земноводные:

Пресмыкающиеся:

Птицы:

Млекопитающие:

 

 И так, вы проделали работу. Расскажите, глядя на доску, как вы работали в соответствии с планом?

  1. Найди информацию. (Нашли ее в учебнике на страницах 88 -90)
  2. Пойми (осознай) ее. ( Прочитали, мысленно представили представителей каждого класса)
  3. Измени. (Заполнили таблицу)
  4. Сохрани. А вот чтобы сохранить, вы попробуете сейчас рассказать о разнообразии животных. (По - желанию несколько человек. Можно каждую группу животных разным детям)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились!

Беседа.

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь живому,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а рекам - течь.

Ты на свете самый главный.

Значит должен всех беречь!

- Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.

- Что такое Красная книга?

- Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.

- Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги.

V. Физкультминутка.

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окошко –

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучится:

- «Стук, стук, дверь открой!

Там в лесу охотник злой!»

- «Заяц, заяц, забегай!

Лапу мне давай!»

VI. Закрепление изученного материала.

- У нас с вами сегодня на уроке зачем –то появилась «Книга рекордов Гиннеса». Посмотрите ее содержание, нет ли там, случайно, представителей какой-нибудь группы? (есть)

- Кто же? Чем же они так отличились, что попали в эту книгу? Впишите их, пожалуйста, в таблицу групп, которую вы заполняли.

(В Книге Гиннеса: белая акула, летучая мышь, медведи, пчелы, осы, шершни, бабочки и мотыльки, дельфины, слоны, лягушки и жабы, ящерицы, пингвины.)

Расскажите, каких животных вы там увидели. И почему они там оказались?

  1. Белая акула – внесена в книгу, как крупнейшая хищная рыба. Достигает 4,6 м в длину и весит около 900 кг.
  2. Синий кит – внесен в книгу, как животное с самым большим сердцем в мире и самым медленным ритмом сердечных сокращений среди млекопитающих. Вес сердца составляет 680 кг. Это более чем в 2226 раз больше, чем у человека. Ритм – 4-8 ударов в минуту.
  3. Летучая мышь – попала в книгу, как животное с самым острым слухом среди всех сухопутных животных. Некоторые виды летучих мышей способны слышать звуки до 120 – 250 кГц. Для человека верхняя граница слышимого звука составляет менее 20 кГц. Эхолокационная система мышей способна обнаружить даже крохотных мышей.
  4.  Медведи. Малайский медведь попал в книгу, как медведь – кроша, т.к. длина взрослой особи составляет 1,4 м. Белый медведь – является самым крупным хищником в мире, вес которого достигает 600 кг. Он способен убить моржа (500 кг) или белугу (600 кг).
  5.  Гигантский шмель – единственный аборигенный вид шмеля, обитающий в лесах умеренного пояса Южной Америки. Длина его тела составляет 4 см. Ныне они встречаются редко. И специалисты опасаются, что им грозит исчезновение.

Гигантский азиатский шершень, который водится в горах Японии, достигает 5,5 см в длину, размер крыльев – 7,6 см. С помощью жала 0,6 см он впрыскивает в жертву яд, способный растворить ткани тела человека. Это не только самый крупный шершень, но и наибольшая настоящая оса.

Так же, в юго - западной части США обитает самая крошечная пчела в 2 мм длинной.

  1. Представители бабочек и мотыльков тоже находятся в Книге рекордов Гиннеса. Так в книгу попала самая ядовитая гусеница, яд которой вызывает внутренние кровотечения и почечную недостаточность.

Самец малого ночного павлиньего глаза чувствует запах самки аж за 11 км.

Так же, в книгу попала самая большая бабочка. Размах ее крыльев достигает 30 см.

Существует самая быстрая гусеница, размером в 8 мм, которая в момент опасности сворачивается колесом и буквально укатывается прочь, преодолевая 38 см за 1секунду.

  1. Дельфины попали в книгу по многим показателям. Самый яркий окрас у китайского дельфина, кожа которого имеет розовый цвет. В реках Амазонки живут самые крупные дельфины – 2,6 м – это единственный дельфин, на тебе которого растут волоски. К сожалению, есть и печальные случаи попадания в книгу рекордов. Например, в декабре 2006г. китайский озерный дельфин был объявлен первым вымершим видом дельфинов. Так же дельфины ставили рекорды по высоте прыжка и количеству вращений в воздухе.
  2. Никто не будет спорить, что помимо человека на земле существуют очень умные животные. Мы знаем о способностях дельфинов, но и стоит поговорить о слонах. Эти удивительно умные гиганты попали в Книгу Гиннеса, как самые крупные сухопутные млекопитающие. Взрослый самец саванного слона достигает в холке 3 – 3,7 м и вести 3 – 7 т. Вес тяжелейшего из известных науке слонов этого вида равен общему весу 146 мужчин – это около 12,24 т. Мозг у них около 5,4 кг, по весу больше только мозг крупнейших китов.

В 1999 году слониха Мотала потеряла ногу, наступив на пехотную мину. В августе 2011 года она получила протез, сделанный специально для нее и выдерживающий вес от 3 до 5 т. Это позволило слонихе попасть в Книгу рекордов Гиннеса, как носящей самый большой протез конечности.

  1. В Тринидаде обитают древесные лягушки в 6,5 см. Но удивительно то, что ее головастик имеет размер 16,8 см. Т.е. она уменьшается в размере.

Есть и сама маленькая лягушка – размер ее всего 7 мм.

  1. Длиннейшая бездонная ящерица – желтопузик – может растягиваться до 135 см.

А комодский варан внесен  в книгу, как ящерица – гигант. Самцы достигают в длину около 2,25 м и весят 59 кг. Наибольший размер экземпляра достигал 3,1 м и весил 166 кг.

  1. Самыми крупными из живущих пингвинов считаются пингвины Антарктиды. А самый маленький пингвин живет в Австралии. Длина его тела достигает 40 см, а вес 1 кг. Продолжительность жизни у этого вида всего 6 лет.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№ 1 с.40

- Прочитайте задания, рассмотрите рисунки на с.40-41. Пронумеруйте рисунки.

№ 2 с.41

- Прочитайте задание. Кто лишний ? Почему? (Осьминог, это моллюск)

- Выполните задание до конца самостоятельно.

(В конце задания взаимопроверка)

№ 3 с.42

- Прочитайте задание. Откройте учебник на стр. 92.

- Запишите, сколько птиц каждого вида изображено на рисунке.

№ 4 с. 42

- Прочитайте задание. Запишите по 3 названия животных разных видов.

(После выполнения задания проводится проверка.)

№ 5 с. 42

- Прочитайте задание. Найдите приложение к нему. Вырежьте и наклейте рисунки.

(После выполнения задания проводится взаимопроверка.)

VII. Рефлексия.

- Придумайте задание на классификацию животных. Предложите его своему соседу по парте. Оцените его ответ. (Дети могут придумать классификацию по размеру, по цвету, по среде обитания.)

Определите с помощью атласа – определителя животных, изображенных на рисунках учебника стр.87-91.

VIII. Подведение итога.

- Какие группы животных вы узнали на уроке?

- Назовите любое животное и группу, к которой оно относится. (по одному животному каждый ребенок)

IX. Домашнее задание.

  1. Учебник: прочитать текст на стр. 87 – 92, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на стр.92.
  2. Рабочая тетрадь: № 6 стр. 43.
  3. Индивидуальное задание: подготовить устное сообщение о питании животных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру. "Животные – живые существа" УМК Начальная школа XXI века. 3 класс

Тема урока ___ Животные – живые существа (организмы)   Тип урока____ Урок формирования умений и навыков Цель урока:  сформировать понятие « Животное – живое существо»,  расшир...

Конспект урока по окружающему миру 2 кл Школа России

Урок формирования представление детей о группах животных, их отличительных признаках....

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...

Урок по окружающему миру. Животные живого уголка. 2 класс. Школа России

Конспект урока на тему: "Животные живого уголка». ...