Тема: "Опора тела и движения" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Опора тела и движения. Окружающий мир, 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Опора тела и движение

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-практикум

 Цель урока: Узнать о строении и работе опорно-двигательной системы человека.

Задачи урока: 

Образовательная: знакомство с понятием опорно-двигательной системы, правила выработки и сохранение  правильной осанки.

Развивающая: развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к своему организму, потребность к  здоровому образу жизни.

Формировать УУД:

Личностные УУД

- формирование оценочных поступков в соответствии сложившей ситуации, мотивации к обучению и познавательной учебной деятельности.

 Коммуникативные УУД

-умение работать в паре, выслушивать мнение партнера, помогать

Регулятивные УУД

-  умение формулировать тему и цель урока, умение оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей.

Познавательные УУД

- умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, делать выводы из опытов и практических работ.

Оборудование: плакат «Как правильно сидеть за партой», «Скелет человека»,

« Скелетные мышцы»; презентация, компьютер, экран, сухой лед, зеленка, ватные палочки, бактерицидный пластырь, салфетки.

Формы и методы: Работа в парах, индивидуальная, групповая, практическая работа. 

Ход урока

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Эмоциональный настрой.

Чтобы день твой был прекрасным,

 Говори всегда всем, ЗДРАВСТВУЙ!

ЗДРАВСТВУЙ, мама! ЗДРАВСТВУЙ, папа! (слайд1)

И не бойся, говори, ЗДРАВСТВУЙТЕ,  друзья мои!

- И я вам тоже говорю, Здравствуйте, ребята! А кто знает значения слова «Здравствуйте»?

(ответы детей)

- Здравствуйте – это слово связано со здоровьем.

Раньше, люди здороваясь, снимали головной убор, низко кланялись и говорили: Здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

- Ребята, отгадайте загадку.

Тебя я прикрываю, как плащом,

И органы твои я защищаю.

Жара и холод будут нипочем,

Когда следить за мной ты будешь, постоянно. (Кожа)

- На прошлом уроке мы изучали тему «Надежная защита организма». И сейчас мы проверим ваши знания.

1) Какое значение имеет кожа? (Кожа защищает нас от жары и холода, защищает наши внутренние части от повреждений, болезнетворных бактерий)

2) Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа? (Жир делает кожу мягкой и упругой, пот при испарении охлаждает кожу)

3) Как нужно ухаживать за кожей? (Надо мыть тело мылом и мочалкой один, два раза в неделю, а лицо, шею и уши два раза в день, руки несколько раз в день)

Игровая ситуация  “Скорая помощь”. (РАБОТА В ГРУППЕ)

 

- Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли врачей скорой помощи. Ваша задача: оказать первую помощь пострадавшему. На столе у вас лежат карточки с заданием и аптечка. (двое учащихся показывают наглядно, группа поддерживает)

1 группа. Первая помощь при ранке.  (Надо промыть рану чистой водой, подсушим ватным тампоном, смажем края зелёнкой, наклеим бактерицидный пластырь)

- Почему нельзя смазывать зелёнкой саму рану? (Можно обжечь кожу)

- Молодцы, вы справились с этой задачей,  действовали точно по алгоритму-памятки (на доску вывешивается памятка). Ваша бригада получает значок красного крестаhttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/251121/04e28a2a-c179-4d2e-b628-96cb448370d2/s1200?webp=false

2 группа. Первая помощь при ушибах.  (Пострадавшего посадим на стул, приложим на ушиб что-нибудь холодное, прикладывает бутылку со льдом.)

- Ребята, а вы знакомы с сухим льдом? Посмотрите (учитель показывает пакет с сухим льдом), узнаем, как им пользоваться. Первое, что мы должны сделать, это прочитать инструкцию и действовать точно так, как записано в данной инструкции.   (Пробуем применить сухой лед)

- Молодцы, вы тоже справились с задачей, и получаете медицинский значок- красный крест.

3 группа. Первая помощь при ожоге.  (Надо на место ожога полить большим количеством воды, наложить стерильную повязку)

- А что делать при ожоге 2 степени, когда на коже появился пузырь. Можно ли вскрывать пузырь? (пузыри нельзя вскрывать самостоятельно, это защитный барьер против инфекции)

- Пузыри вскрываются через несколько часов или дней. В месте, где был пузырь, кожа будет обнажена, поэтому чаще всего используют антибактериальные мази, например мазь «Стелланин».

- Молодцы, вы тоже справились с задачей, получаете значок-красный крест.

4 группа Первая помощь при обморожении.  (Обмороженные места разотрем сухой варежкой,  платком или просто рукой до тех пор, пока кожа не порозовеет. Растирать будем круговыми  движениями)

 - А можно  растирать кожу снегом? (Нет, можно повредить кожу)

- А если мёрзнут ноги, руки, что делать? (Надо бегать, прыгать, только не стоять на месте)

- Если рана, ушиб, ожог, обморожение большие, тогда что нужно сделать? (Обратиться в больницу)

3. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

- Ребята, у меня в руках две модели человечков. (учитель показывает бумажного и картонного) Я держу их за ножки, но почему у меня один из человечков согнулся, а другой ровный, прямой? (один сделан из бумаги, а у другого есть картонная основа)

- А как, вы думаете, есть ли «основа» у человека? (Да, это скелет). Плакат.

- Какую роль выполняет скелет человека? (это опора тела)

 - Определите тему нашего урока. (Опора тела и движение). Карточка.

-Какие цели поставим перед собой? (Познакомимся с опорно-двигательной системой, её главной  роли в нашем организме, правилами для укрепления здоровья)

4. Работа по теме

- Узнаем о строении и работе опорно-двигательной системы. Проведем исследовательскую работу:

1) Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей? (кости)

-Кости составляют -  скелет

Он опорою нам служит,

 Форму телу придает,

 Чтоб на скользкую медузу

Не похож ты был дружок.

-Скелет – является… ( опорой нашего тела).

- Дополнительную информацию мы прочитаем в учебнике стр 134.

- Для чего нам нужен скелет? (Это опора нашего тела, защищает внутренние органы от повреждений)

- Какие части различают в скелете? На доску прикрепляются карточки: череп,           позвоночник, грудная клетка, кости таза, кости конечностей.

 - Какой орган защищает череп? (Головной мозг)

 - Какие органы защищает позвоночник? (Спинной мозг)

- Позвоночный столб - является главной осью тела, опорой всего скелета, внутри позвоночного канала проходит спинной мозг.

 - Какие органы защищает грудная клетка? (Сердце и легкие) 

- Скелет человека состоит из множества костей больших и маленьких.

- В скелете человека более 200 костей, все они скреплены друг с другом  подвижно с помощью суставов. Пошевелите пальчиками, согните, сожмите в кулачок, покрутите запястьем, пошевелите плечами. Что вы можете сказать? (Кости соединяются суставами)

Благодаря наличию подвижных соединений, между костями, кости работают как рычаги.

 (слайд 2)

2.ДВИЖЕНИЕ.

- Ребята, но может ли скелет двигаться сам по себе? (Нет). Что приводит в движение наши кости?

- Поднимите руки вверх, опустите их, поднимите ногу, согните, присядьте, наклонитесь вперед, назад.

-Что заставляет кости двигаться? (Ответы учеников). Мышцы. Плакат.

Мы прикреплены к костям,

Вместе двигаться нужно нам.

 

Вывод: Мышцы и скелет образуют опорно-двигательную систему.

-  Прочитайте в учебнике дополнительную информацию опорно-двигательной системы  стр. 134-135

- По чьей команде работают мышцы. (По команде мозга)

- Значит, мозг командует мышцами, а мышцы приводят в движение кости.

- Сколько мышц у человека?(650 мышц). Каждая мышца выполняет свою работу.

Например,  глазодвигательные мышцы участвуют в поворотах глаз, при их сокращении глазное яблоко поворачивается. Мышцы ног занимают особое положение, там почти половина всех мышц нашего тела. Самая большая нагрузка идет на ноги, поэтому они должны быть сильными.

5. ФИЗМИНУТКА.

Чтобы быть здоровым, сильным

Надо мышцы укреплять.

А для этого зарядку

Должен каждый выполнять!

- Сейчас мы выполним комплекс упражнений:

 1.И.п.- ноги вместе, руки вверх. Ходьба на носочках.

2. И.п.- ноги вместе, руки на поясе. Ходьба на пятках.

3. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседание.

4.И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища вправо, влево.

- Зарядку эту делайте с любовью. Она суставы, мышцы укрепит.

Спина, ребята, зеркало здоровья!

Осанка, ваш красивый внешний вид!

- Какое  новое слово вы сейчас услышали?  (Осанка). Карточка

- Что такое осанка?(ответы детей)

- Давайте прочитаем об осанке в учебнике стр. 135.

- Осанка-это прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.

 Человек с правильной осанкой имеет красивый внешний вид.

 Когда нужно начинать вырабатывать осанку? (С детства)

- Осанка вырабатывается с детства. У вас растущий организм, кости не такие крепкие, поэтому, ели не соблюдать определенные правила, они могут расти неправильно.

Прослушайте диалог двух товарищей.

Встретились однажды два приятеля -   Восклицательный и Вопросительный знаки:

- Какой ты стройный и красивый! – сказал приятелю Вопросительный знак.

- Ведь это же здорово! – воскликнул Восклицательный знак

- А как тебе это удается?

- Да очень просто! Ведь мои самые любимые слова:

 «На зарядку становись! Бегать прыгать не ленись! Спинку прямо ты держи!

И осанку береги! Вот тогда всё будет классно! И осаночка прекрасной!»

- Что вы узнали из диалога двух приятелей? Почему один стройный и красивый, а другой нет?

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

- От скелета и мышц зависит осанка человека. Хорошая осанка нужна нам не только для красоты, но и для здоровья.

 Давайте проделаем опыты, которые покажут нам значение правильной осанки.

Опыт 1

- Встаньте и сделайте глубокий вдох. Как проходит воздух в ваши лёгкие? (легко и свободно)

- Наклонитесь, согните ноги в коленях, сделайте глубокий вдох. Что вы почувствовали? (воздух проходит плохо)

Вывод: Человеку с неправильной осанкой труднее дышать.

Опыт 2

- Приложите тетрадный листочек на  желудок и наклонитесь. Встаньте и посмотрите, что стало с вашим листком? (он смялся). Вот так же сжимается  ваш желудок, когда вы сидите неправильно.

 Как, вы думаете, желудок может в полную силу работать в таком положении? (нет, ему будет тяжело)

Вывод: При неправильной осанке страдают внутренние органы.

- Что нужно делать, чтобы наши внутренние органы не страдали? (следить за правильной осанкой).

Опыт 3.

 - Возьмите в правую руку свой ранец. Что происходит с вашим позвоночником? А теперь в левую руку. А теперь наденьте ранец на спину.  Как вам удобнее? Почему?

Вывод: Надо носить ранец на спине, чтобы не было искривления позвоночника.

 -Для школьников 3 и 4-го класса  вес  ранца не должен превышать 2 кг.

При этом ранец должен иметь широкие лямки  и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине.

Опыт 4.

 -Встаньте, положите на голову небольшую книжку или тетрадь, походите.

В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет. Так вы можете проверить свою осанку.

Вывод: Человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работаю внутренние органы.

 Правила выработки правильной осанки. (Рабочая тетрадь стр.77, задание 3)

- Расскажите, с помощью условных знаков, как выработать правильную осанку.

Правила:

1. Сидеть за столом с ровной спиной, не сгибаться.

2. Носить рюкзак за спиной.

3. Равномерно распределять тяжести.

4. Выполнять физические упражнения.

5. Спать на правильно подобранной постели.

- Ребята, для чего на уроках проводятся физминутки? Чтобы ваши мышцы расслабились, прошла скованность мышц, напряжение.

- Несоблюдение всех этих правил, может привести к различным заболеваниям.

 - Искривление позвоночника, приводит к такому заболеванию, как сколиоз. Карточка

Сколиоз - это  деформация позвоночника, характеризующаяся его боковым искривлением относительно плоскости позвоночного столба. (слайд 3)

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РАБОТА  ПАРАМИ.

Итоговый  тест:

 - Ребята, наш урок подходит к концу. И мы должны подвести итоги. На столах у вас тесты. Работаете парой, быстро, сообща.

1) Череп, позвоночник, грудная клетка, тазовая кость, кости рук, кости ног- это

      А. осанка        В.скелет

      Б.  части скелета        Г. опорно-двигательная система

2) Какие органы защищает грудная клетка?

    А. Печень               В. Сердце

    Б.  Лёгкие               Г. Сердце и лёгкие

3) Сколько костей в скелете взрослого человека?

    А. 210                  В.201

    Б. 300                  Г.200

4)  Осанка человека зависит ….

    А. от мышц                        В. от скелета и мышц.

    Б.  от скелета                   Г. от здоровья

5) Правильная осанка нужна ….

    А. для красоты                      В.для опоры

    Б.  для хорошей работы    Г. для дыхания

         внутренних органов

(Проверка теста по эталону)

7. РЕФЛЕКСИЯ. ЦВЕТОК ЗДОРОВЬЯ.

Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что важнее всего. О своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках. А сейчас мы соберем цветок здоровья. На столе у каждого из вас лежат лепестки, напишите на лепестке слова, которые нужны нам для здоровья (дети на доску прикрепляют лепестки со словами:

 « зарядка», «ходьба», «правильно сидеть», «больше гулять», «распределять нагрузку»,

« плавать» и.т.д)

- Сегодня вы все очень хорошо потрудились. Я ставлю вам оценку «отлично»

 

СПАСИБО ЗА УРОК!  БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

8. Д/З :1) Учебник: прочитать текст с. 134 -137, ответить на вопросы раздела на с.137, выполнить задание в  раб.т.с.76 №1,2,3

2) По желанию  раб.т. № 4

3) По желанию. Придумать и показать небольшой комплекс из 5-6 упражнений, для формирования правильной осанки и укрепление мышц.

 

Используемая литература:

1. Окружающий мир, 3 класс, А.А. Плешаков, Москва: «Просвещение», 2018.

2. Как помочь детям стать здоровым, Е,А. Бабенкова, , Москва: АСТ Астрель, 2003.

3.Справочник школьника, Москва: «Эксмо», 2005.

4. ОБЖ, 1 класс, поурочные планы, Поддубная Л.Б., Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

Конспект урока по окружающему миру на теме «Опора тела и движение» 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на теме "Опора тела и движение" по рограмме "Школа России" 2 класс...

Сценарий учебного занятия по теме: «Опора тела и движение»

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации Судаковой Людмилы Владимировны. Педагога дополнительного образования МОУДОД Подростковый центр, Пильнинского района Нижегородской области.Сценар...

Сценарий учебного занятия по теме: «Опора тела и движение»

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации Судаковой Людмилы Владимировны. Педагога дополнительного образования МОУДОД Подростковый центр, Пильнинского района Нижегородской области.Сценар...

самостоятельная работа по окружающему миру для 3 класса по теме "Опора тела и движение"

самостоятельная работа по окружающему миру для 3 класса по теме "Опора и движение"...

Тест по теме «ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ»

Тест по теме «ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ»...

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение"

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение" 3 класс...