Сценарий учебного занятия по теме: «Опора тела и движение»
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации Судаковой Людмилы Владимировны. Педагога дополнительного образования МОУДОД Подростковый центр, Пильнинского района Нижегородской области.

Сценарий проведения урока по ФГОС.

Образовательная область: Естествознание
Предмет: Окружающий мир, 3 кл.
Раздел: Мы и наше здоровье.

Тема урока: Опора тела и движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

  Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Судакова Людмила Владимировна

Район

Пильнинский

Место работы

МОУДОД  Подростковый центр

Должность

Педагог дополнительного образования

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Образовательная область: Естествознание. Предмет: Окружающий мир.

Класс

3

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

УМК «Школа России»,

-Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2012

-Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь: в 2 ч.М.: Просвещение, 2012.

Тема учебного занятия

«Мы и наше здоровье».

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

«Опора тела и движение».

 Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Урок постановки учебной задачи

Учебная задача

  • Открыть способ …
  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п.) ситуацию …
  • Овладеть теоретическим знанием в области … и способами его прикладного использования

- Открыть способ понятия строения и принципы работы опорно-двигательной системы человека

- Вовлечь учащихся в образовательную ситуацию, продолжить знакомить детей со строением тела человека,  со значением «правильная осанка», знать название костей скелета и показывать их на макете, сформировать у детей представление о здоровом образе жизни, заниматься физкультурой и физическим трудом.

- Овладеть теоретическими знаниями в области анатомии и физиологии человека и способами его прикладного использования.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся объяснять строение и общие принципы работы опорно-двигательной системы человека.

Обучающиеся получат возможность расширить знания о строении человека, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира.

Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения человека, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающийся получит представление об организме как целостной системе и необходимости поддержки его функционирования и сложности процесса при нарушении этой целостности, например, при нарушении опорно-двигательной системы.

Обучающиеся получат возможность спланировать свою деятельность для выработки правильной осанки;

Обучающиеся получат возможность освоить способы контроля  положения тела в пространстве и давать оценку осанке своего товарища.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что правильная осанка - залог здоровья. Обучающиеся получат возможность сформировать  понятие ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, вести активный образ жизни, уметь владеть своим телом в покое и движении.

Обучающиеся получат возможность сформировать  понятие ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, вести активный образ жизни, уметь владеть своим телом в покое и движении.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Обучающиеся знакомы с отдельными частями тела человека (пищеварительная система, кровеносная система, нервная система, орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания);

- имеют опыт общения с окружающей средой;

- знают процессы и явления, связанные с органами чувств;

- могут определить, какой орган за что отвечает;

- объяснить причины, привести примеры из жизни своих одноклассников связанных со строением тела.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Самостоятельная работа, контрольная работа

Проекты

Анкетирование

Комментарии учителя к учебному занятию или уроку

Оцениваются знания полученные на предыдущих уроках

Отслеживается умения каждого ученика работать с дополнительной литературой, с научно-популярной литературой

Культурно-оздоровительные программы, приобщение к занятиям физкультурой, ритмикой, хореографией

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Интернет - ресурсы

ЭОРы

Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2012.

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»

 к УМК

 А.А. Плешакова

(М.: Просвещение)

Социальная сеть работников образования-

nsportal.ru

«Первое сентября» http://www.1september.ru/

Российский образовательный портал http//school.edu.

ru 

Презентация, электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова,

Техническое обеспечение

Оборудование: скелет человека (макет), таблицы: «Скелет – опора тела», «Правильная осанка», мультимедийный проектор, ноутбук.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно – ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

  • Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях
  • Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП

Подэтап урока или другой формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

1.1.Организационный момент

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

За посадкою следите

Свои кости берегите.

Держим мы осанку ровно,

Чтоб спина была здорова.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

 1.2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

- На прошедших уроках мы говорили о науке, которая изучает строение тела человека, о том, как мы воспринимаем окружающий мир.

- Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств.

- Два человека будут работать индивидуально по карточкам на местах.

1. Соедини  стрелками.

глаза                   орган осязания

уши                      орган вкуса

нос                        орган зрения  

кожа                      орган обоняния  

 язык                      орган слуха

2. Сколько органов чувств ты знаешь?

3. Как называется наука, изучающая

строение тела человека?

Фронтальный опрос.

Учитель задает вопросы:

– С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?

– С помощью какого органа мы знаем о том, что поет соловей, что зазвенел звонок, залаяла собака?

– Как ухаживать за ушами?

– С помощью какого органа мы узнаем о том, что написано на доске, нарисовано в книге?

– Какой орган помогает почувствовать аромат цветов, запах булочки?

– С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой?

– Какой орган нам помогает узнать колючие или мягкие хвоинки у ели и лиственницы?

- Наша внешняя оболочка это?...

- А внутри нее находятся?...

- Все они свалены в общую кучу?...

- Почему? Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигать свое тело в пространстве?

- Послушайте стихотворение и подскажите мне недостающее слово.

-Дети отвечают: С помощью органов чувств.

- Узнаем с помощью органа слуха – ушей.

- Ученики рассказывают о правилах личной гигиены, о том как они ухаживают за своими ушами.

- С помощью органа зрения – глаз.

- Орган обоняния – нос.

- Орган вкуса – язык.

- Оран осязания – кожа.

- Кожа.

- Все внутренние органы и системы человека.

- Нет, они находятся, каждый на своем месте.

- Потому, что в нас есть основа.

1.3. Создание проблемной ситуации

Учитель читает стихотворение, но подчеркнутое слово не произносит.

Скелет.

Чтоб на кисель не походить

И скользкую медузу,

Скелет у всех нас должен быть,

И он нам не обуза.

Пусть нет его у червяка,

Какой – нибудь амебы,

У стрекозы и мотылька,

А нам он нужен, чтобы

Играть в футбол,

Ходить в кино

И плавать в речке летом.

Мы не смогли бы ничего,

Не будь у нас скелета.

Суставы гибкие согнем,

Пробежку начинаем…

Скелет опорой служит днем,

А ночью отдыхает.

Н.Кнушевицкая

Обучающиеся должны догадаться.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Благодаря чему человек может прямо держаться и передвигать свое тело в пространстве?

Как вы думаете о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Тема урока « Опора тела и движение».

Сегодня на уроке мы будем говорить об опорно – двигательной системе.

- Мы познакомимся со строением скелета человека, с работой мышц, будем развивать интерес к изучению своего организма, воспитывать в себе культурное отношение к здоровому образу жизни, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искривления позвоночника.

- Само слово опорно-двигательная сложное. Из каких частей оно состоит?

Рассмотрим, что в нашем теле является опорой.

- Прощупайте у себя голову, грудь, руки, ноги. Что вы ощущаете под кожей?

- Кости придают телу форму. Они твердые и прочные.

- Что в целом образуют кости человека?

В скелете различают более 200 различных костей, больших и совсем крошечных.

- Из каких основных частей состоит наш скелет?

(учитель пишет на доске)

-Череп, позвоночник, грудная клетка, кости рук, кости ног.

- Для чего нужен скелет?

- Скелет не только опора, но и защита внутренних органов.

- Какие органы защищает череп?

- Какие защищает позвоночник?

- Какие органы защищает грудная клетка? (Учитель задает вопросы.)

Череп – головной мозг.

Позвоночник – спинной мозг.

Грудная клетка – сердце, легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

– Какую же роль выполняет скелет?

– Кости соединены между собой. Но наши руки и ноги двигаются. Как же так можно соединить 2 косточки?

– Сожмите кулак левой руки, а правой рукой обхватите его. Попробуйте пошевелить левой рукой.

Вот примерно так одна кость соединяется с другой и двигается с ней. А чтобы кости не рассоединялись, они крепко-накрепко, как бинтами, связаны между собой гибкими связками.

- Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета?

- Физкультминутка. (Наблюдение):

Отдохнем с тобой дружок,

Ставим дружно руки в бок.

Наклонились влево, вправо.

Потянулись мы на славу.

Сядем тихо мой дружок,

И продолжим наш урок.

Видели ли вы, как просыпается утром кошка?

- Потянемся так, чтобы хрустнули косточки. Затем расправим ручки, потом ножки, выгнем спину. Это мы делаем гимнастику. Круговые движения головой в правую сторону, затем в левую.

– Объясните за счет чего мы смогли выполнить эти упражнения? Что мы разминали?

Кости приводят в движение мышцы. Они, словно канаты, состоят из тонких волокон. Своими концами мышцы крепятся к костям. Когда мышца сокращается, кости как бы подтягиваются друг к другу.

В теле человека 650 мышц. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мышцы помогают нам и петь, и смеяться, и дышать.

- Что заставляет наше сердце работать?

- А что помогает котлете продвигаться от рта до желудка?

- Кто командует мышцами?

– Для чего нам нужны мышцы?

- Но если мышцы не тренировать, они слабеют, и человек будет часто уставать.

Физические упражнения или занятия танцами очень полезны для развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы.

- О скелете человека.

- Отвечают: Опора и двигать.

- Кости.

- Скелет.

Дети смотрят на плакат, отвечают

- Это опора нашего тела.

- Головной мозг.

- Спинной мозг.

- Сердце, легкие.

Дети сами располагают органы на макете скелета.

- Опора и защита всего организма.

Дети выполняют указания учителя.

- Нет.

- Да.

- Выполняют.

- Разминали мышцы.

- Сердечная мышца.

- Мышцы пищевода.

- Мозг.

- Мышцы обеспечивают движение.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

- Осанка человека – от чего она зависит?

- Сегодня мы узнали, что скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она и обеспечивает опору тела и движение.

- От скелета и мышц зависит осанка человека. И сегодня я хотела бы еще поговорить об осанке.

- Правильная осанка не только красива, но и полезна для здоровья. При плохой осанке человеку труднее дышать, начинают хуже работать внутренние органы.

- Для чего нужна правильная осанка?

- Как выработать правильную осанку?

Учитель приглашает помочь 4 человек.

Одному ученику учитель помогает надеть ранец, другому дает в руку портфель и просит пройтись перед всем классом, а затем повернуться спиной к ученикам. Ребенок, который держит в руке тяжелый портфель, наклоняется в сторону, у другого ученика спина не искривлена.

Третий ученик держит небольшое детское ведёрко, наполненное водой. А четвертый берет 2 маленьких ведра. Казалось бы, очень легкое ведро, но подержав его в одной руке, ребенок устаёт и начинает наклоняться в сторону. Второй ученик ровно держит спинку. ( На основе своих наблюдений дети делают вывод: как лучше носить, например, сумки, помогая маме.)

- Чтобы внутренние органы работали без сбоев и помех.

- Ученики говорят о значении физических упражнений.

- Ученики делают выводы о том, с чем лучше ходить в школу: с портфелем или с ранцем.

- Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Работа с учебником и в рабочей тетради.

– Откройте, пожалуйста, учебники на стр. 141 и рассмотрите фотографии. Где правильно сидит девочка? Почему вы так думаете?

– Давайте сформулируем правила посадки за столом.

Далее читают текст учебника (с. 142 - 143).

В рабочей тетради ученики выполняют упражнения на с.60.

- Ученики придумывают и называют правила, как сидеть за столом, как организовать свое рабочее место, чтобы было удобно работать.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

- Можно ли исправить осанку?

- Упражнение для самоконтроля: встать у стены, принять правильную осанку и с закрытыми глазами пройти несколько метров.

- Для чего это нужно делать?

- От чего зависит осанка?

- Походите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Это интересно!

- Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

- Дети обсуждают проблему.- Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем.

- Чтобы не было искривления позвоночника, сколиоза.

- От крепкого скелета и сильных мышц.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

3.1. Подведение итогов урока.

Одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?»

Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

- Прислушайтесь к словам мудреца и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках!

- Переходя от этих слов к итогу урока, давайте вспомним, чему мы сегодня учились.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

3.2. Ситуация оценки.

Работа по группам.

Ответы на вопросы.

1 группа.

Что такое красивая осанка?

Какие физические упражнения нужно выполнять, чтобы сохранить правильную осанку или исправить искривление позвоночника.

2 группа.

Что такое сколиоз?

Какие еще болезни позвоночника вы знаете?

3 группа.

Чтобы вы посоветовали, чтобы кости организма оставались здоровыми?

- Рефлексия.

- Изобразите на смайликах свое настроение.

- Резюме

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Давайте прочитаем вывод в учебнике.

«Скелет и мышцы человека образуют опорно-двигательную систему. Она обеспечивает опору и движение организма. От скелета и мышц зависит осанка человека. Чтобы выработать правильную осанку, надо следить за тем, как ты сидишь и ходишь, заниматься физическим трудом и физкультурой».

- Домашнее задание

Ответить на вопросы “Проверь себя” (с.143).

Дети рисуют.

- Ученики отвечают.

- Дети читают вывод в учебнике на стр.143.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

Конспект урока по окружающему миру на теме «Опора тела и движение» 2 класс

Конспект урока по окружающему миру на теме "Опора тела и движение" по рограмме "Школа России" 2 класс...

Сценарий учебного занятия по теме: «Опора тела и движение»

Итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации Судаковой Людмилы Владимировны. Педагога дополнительного образования МОУДОД Подростковый центр, Пильнинского района Нижегородской области.Сценар...

самостоятельная работа по окружающему миру для 3 класса по теме "Опора тела и движение"

самостоятельная работа по окружающему миру для 3 класса по теме "Опора и движение"...

Тест по теме «ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ»

Тест по теме «ОПОРА ТЕЛА И ДВИЖЕНИЕ»...

Тема: "Опора тела и движения" 3 класс

Опора тела и движения. Окружающий мир, 3 класс...

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение"

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение" 3 класс...