Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 4 класса коррекционной школы VIII вида.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Курс предмета "Мир природы и человека" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. Учащиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно - следственные связи и взаимозависимость природных явлений.
Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Содержание предмета базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мираи дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания. Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения в природе", "Неживая природа", "Растения", ""Животные", "Человек".
Программой предусмотрено проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_prirody_4_klass.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
- Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Школа № 75»
- Учебного плана МКОУ «Школа №75» на 2019 – 2020 учебный год.
Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;
- формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и
речи;
- усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;
- развитие диалогической речи, связного высказывания;
- формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.
Курс «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. «Природоведение», «География», «Биология». В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений.
Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Контроль знаний и умений осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.
Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения в природе», «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения
Минимальный уровень | Достаточный уровень. | |
Знать | - названия и назначение объектов изучения; - названия сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе; - требования к режиму дня школьника; - основные правила личной гигиены. | - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - отличительные существенные признаки групп объектов; - правила личной гигиены; - правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей. |
Уметь | - узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; - относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия); - соблюдать режим дня; - соблюдать правила личной гигиены; - ухаживать за комнатными растениями; - кормить зимующих птиц; - составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; - адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира; - адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. | - узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; - относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам; - использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; - отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; - использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач; - проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; - адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; - соблюдать элементарные санитарно-гигиенических нормы; - выполнять доступные природоохранительные действия; - использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. |
Формирование базовых учебных действий:
Личностные результаты:
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать свои предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные базовые учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
Коммуникативные базовые учебные действия:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи с помощью учителя (на уровне предложения или небольшого текста);
- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности на уроке «Мир природы и человека»;
- доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.
Содержание программы
№ раздела | Название раздела | Содержание раздела | Коли- чество часов |
1. | «Неживая природа» | Познакомить учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни растений и человека, способами обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формировать элементарные представления о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формировать первичные представления о формах поверхности земли. Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы. | 4 ч. |
2. | Сезонные изменения в природе. | Формировать понятия о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Закрепить представления о жизни растений, животных в разные времена года, о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе. Обобщить знания о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формировать представления о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, ледоход, проталина, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
| 14 ч. |
3. | «Растения» | Закрепить представления о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, выращиванием и значением для человека растений поля. Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка.
| 7 ч. |
4. | «Животные» | Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания. Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Насекомые-вредители. | 5 ч. |
5. | «Человек» | Формировать элементарные представления о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных | 4 ч. |
Всего: 34 часа. | 34 ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в разделе | Тема урока | Дата |
Раздел «Сезонные изменения в природе» - 4 ч. | |||
1 | 1 | Начало осени. Осенние месяцы. | |
2 | 2 | Растения и животные осенью. | |
3 | 3 | Осенние работы в саду и огороде. | |
4 | 4 | Обобщение знаний по теме «Осень». | |
Раздел «Неживая природа» - 3 ч. | |||
5 | 1 | Почва. Свойства почвы. | |
6 | 2 | Состав почвы: перегной, песок, камни, глина. | |
7 | 3 | Формы поверхности земли: холмы, равнины, горы. | |
Раздел «Растения» - 7 ч. | |||
8 | 1 | Растения сада и огорода. | |
9 | 2 | Лес. Деревья и кустарники. | |
10 | 3 | Культурные и дикорастущие растения. | |
11 | 4 | Лекарственные растения: календула, зверобой. | |
12 | 5 | Редкие растения и их охрана. | |
13 | 6 | Растения поля: рожь, пшеница, овес. | |
14 | 7 | Строение полевых растений. | |
Раздел «Сезонные изменения в природе» - 4 ч. | |||
15 | 1 | Зима. Изменения в природе зимой. | |
16 | 2 | Зимующие птицы. | |
17 | 3 | Труд людей зимой в городах и селах. | |
18 | 4 | Обобщение знаний по теме «Зима». | |
Раздел «Животные» - 6 ч. | |||
19 | 1 | Разведение человеком домашних животных. Уход за ними. | |
20 | 2 | Птицы. Разнообразие птиц. | |
21 | 3 | Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. | |
22 | 4 | Домашние птицы: курица, гусь, утка. | |
23 | 5 | Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. | |
24 | 6 | Полезные насекомые. Насекомые – вредители. | |
Раздел «Сезонные изменения в природе» - 4 ч. | |||
25 | 1 | Весна. Изменения в природе весной. | |
26 | 2 | Пробуждение природы весной. | |
27 | 3 | Труд людей весной в городах и селах. | |
28 | 4 | Обобщение знаний по теме «Весна». | |
Раздел «Человек» - 4 ч. | |||
29 | 1 | Человек. Голова и мозг человека. | |
30 | 2 | Режим дня. | |
31 | 3 | Охрана природы. | |
32 | 4 | Безопасное поведение на улице и дома. | |
Раздел «Сезонные изменения в природе» - 2 ч. | |||
33 | 1 | Лето. Летние месяцы. | |
34 | 2 | Летний отдых детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы, нормы оценок по предмету, требования к...
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....
Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....
Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида
В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....