Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 4 класса коррекционной школы VIII вида.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Черняева Ирина Михайловна

Курс предмета "Мир природы и человека" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. Учащиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно - следственные связи и взаимозависимость природных явлений.

Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Содержание предмета базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мираи дает возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Программа построена по концентрическому принципу, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания. Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения в природе", "Неживая природа", "Растения", ""Животные", "Человек".

Программой предусмотрено проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_prirody_4_klass.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
  • Адаптированной основной образовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Школа № 75»
  • Учебного  плана  МКОУ «Школа №75» на 2019 – 2020 учебный год.

Цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи:

- обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;

- формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и

речи;

- усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

- развитие диалогической речи, связного высказывания;

- формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.

Курс «Мир природы и человека» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о неживой и живой природе. «Природоведение», «География», «Биология». В процессе изучения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Обучающиеся учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и взаимозависимость природных явлений.

Содержание дисциплины «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состоянием природы. Программа построена по концентрическому принципу, а так же с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Контроль знаний и умений осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы.

Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения в природе», «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Планируемые результаты изучения

Минимальный уровень

Достаточный уровень.

Знать

- названия и назначение объектов изучения;

- названия сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе;

- требования к режиму дня школьника;

- основные правила личной гигиены.

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отличительные существенные признаки групп объектов;

- правила личной гигиены;

- правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей.

Уметь

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

- относить изученные объекты к определенным группам (видо-родовые понятия);

- соблюдать режим дня;

- соблюдать правила личной гигиены;

- ухаживать за комнатными растениями;

- кормить зимующих птиц;

- составлять повествовательный или описательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

- адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира;

- адекватно вести себя в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

- давать развернутую характеристику своего отношения к изученным объектам;

- использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

- отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- использовать полученные знания при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач;

- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми;

- адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира;

- соблюдать элементарные санитарно-гигиенических нормы;

- выполнять доступные природоохранительные действия;

- использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Формирование базовых учебных действий:

Личностные результаты:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  

- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

          Регулятивные базовые учебные действия:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя;

- учиться высказывать свои предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться совместно с учителем  давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные базовые учебные действия:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью  учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Коммуникативные базовые учебные действия:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи с помощью учителя (на уровне предложения или небольшого текста);

- совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности на уроке «Мир природы и человека»;

- доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми.

Содержание программы

раздела

Название

раздела

Содержание раздела

Коли-

чество

часов

1.

«Неживая природа»

Познакомить учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни растений и человека, способами обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формировать элементарные представления о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя.

Формировать первичные представления о формах поверхности земли.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

4 ч.

2.

Сезонные

 изменения

в природе.

Формировать понятия о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Закрепить представления о жизни растений, животных в разные времена года, о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

 Обобщить знания о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времён года. Чередование времён года, закрепление знаний о названиях месяцев.

 Формировать представления о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, ледоход, проталина, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

 Труд людей города и села в разное время года.

 

14 ч.

3.

«Растения»

Закрепить представления о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, выращиванием и значением для человека растений поля.

   Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду.       Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка.

   

7 ч.

4.

«Животные»

Показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

 Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма.

Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Насекомые-вредители.

5 ч.

5.

«Человек»

 Формировать элементарные представления о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

 Профилактика травматизма головного мозга.

  Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

  Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных

4 ч.

Всего: 34 часа.

34 ч.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

урока

в разделе

Тема урока

 Дата

Раздел «Сезонные изменения в природе» - 4 ч.

1

1

Начало осени. Осенние месяцы.

2

2

Растения и животные осенью.

3

3

Осенние работы в саду и огороде.

4

4

Обобщение знаний по теме «Осень».

Раздел  «Неживая природа» - 3 ч.

5

1

Почва. Свойства почвы.

6

2

Состав почвы: перегной,  песок, камни, глина.

7

3

Формы поверхности земли: холмы, равнины, горы.

Раздел «Растения» - 7 ч.

8

1

Растения сада и огорода.

9

2

Лес. Деревья и кустарники.

10

3

Культурные и дикорастущие растения.

11

4

Лекарственные растения: календула, зверобой.

12

5

Редкие растения и их охрана.

13

6

Растения поля: рожь, пшеница, овес.

14

7

Строение полевых растений.

Раздел «Сезонные изменения в природе» - 4 ч.

15

1

Зима. Изменения в природе зимой.

16

2

Зимующие птицы.

17

3

Труд людей зимой в городах и селах.

18

4

Обобщение знаний по теме «Зима».

Раздел «Животные» - 6 ч.

19

1

Разведение человеком домашних животных.  Уход за ними.

20

2

Птицы. Разнообразие птиц.

21

3

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.

22

4

Домашние птицы: курица, гусь, утка.

23

5

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

24

6

Полезные насекомые. Насекомые – вредители.

Раздел «Сезонные изменения в природе» - 4 ч.

25

1

Весна. Изменения в природе весной.

26

2

Пробуждение природы весной.

27

3

Труд людей весной в городах и селах.

28

4

Обобщение знаний по теме «Весна».

Раздел «Человек» - 4 ч.

29

1

Человек. Голова и мозг человека.

30

2

Режим дня.

31

3

Охрана природы.

32

4

Безопасное поведение на улице и дома.

Раздел «Сезонные изменения в природе» - 2 ч.

33

1

Лето. Летние месяцы.

34

2

Летний отдых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Прилагаются: пояснительная записка и содержание образовательной программы,   нормы оценок по предмету, требования к...

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по живому миру для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования кЗУН....

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по занимательному труду для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП по предмету, пояснительную записку, содержание образовательной программы, норму оценок, требования к ...

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса коррекционной школы VIII вида. Содержит КТП, пояснительную записку, содержание образовательной программы, нормы оценок, требования к ЗУН,...

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программу входят: пояснительная записка, содержание программы, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература, график контрольных работ....

Рабочая программа по живому миру для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....

Рабочая программа по занимательному труду для 4 класса коррекционной школы VIII вида

В рабочую программы входят: пояснительная записка, содержание, КТП, требования к ЗУН, нормы оценок, литература....