Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Цура Наталья Алексеевна

Программа соответствует УМК "Школа России", авторской программы под редакцией А.А.Плешакова, издательства "Просвещение". Программа включает: 1. Пояснительную записку. 2. Содержание учебного предмета. 3. Календарно-тематическое планирование. 4. Планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_klass.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по окружающему миру

 в 4 классе

УМК «Школа России»

    Составитель: Цура Н.А.

2019 г

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Московская СОШ им. А.П.Кыштымова».

Программа соответствует УМК «Школа России» по окружающему миру для 1-4 классов   авторской программы  под редакцией А.А.Плешакова,  Москва,

« Просвещение», 2019г. (Сборник рабочих программ  для 1-4 классов «Школа России»), учебника «Окружающий мир» под редакцией. А.А.Плешакова,  Москва, «Просвещение», 2019г.  

Программа включает:

  1. Пояснительная  записка.
  2. Содержание учебного предмета.
  3. Календарно-тематическое планирование
  4. Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир».

Содержание учебного предмета

68ч (2ч в нед)

Земля и человечество (9 ч).

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч).

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край – часть большой страны (14 ч).

Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (6 ч).

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч).

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII– XV веках.

Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.

Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.

Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.

Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.

Современная Россия (9 ч).

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

3.Календарно-тематическое планирование.

170 ч (5ч в неделю)

урока

Дата

проведения

Тема урока

план

факт

Первая четверть (16ч)

Раздел I. Земля и человечество (9 ч)

1

Мир глазами астронома.

2

Планеты Солнечной системы.

3

Звездное небо – великая книга природы.

4

Мир глазами географа.

5

Мир глазами историка.

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога.

8

Сокровища Земли под охраной человека.

9

Презентация проектов.

Раздел II. Природа России (10 ч)

10

Равнины и горы России.

11

Моря, озера и реки России.

12

Природные зоны России.

13

Зона арктических пустынь.

14

Тундра.

15

Леса России.

16

Лес и человек.

2 четверть (16 ч)

17

Зона степей.

18

Пустыни.

19

У Черного моря.

Раздел III. Родной край – часть большой страны (14 ч)

20

Наш край.

21

Поверхность нашего края.

22

Водные богатства нашего края.

23

Наши подземные богатства.

24

Земля – кормилица.

25

Жизнь леса.

26

Жизнь луга.

27

Жизнь в пресных водах.

28

Природные сообщества родного края.

29

30

Растениеводство в нашем крае.

31

Животноводство в нашем крае.

32

Презентация проектов.

3 четверть (20 ч)

33

Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России», «Родной край – часть большой страны»

Раздел IV. Страницы Всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества.

35

Мир древности: далекий и близкий.

36

Средние века: время рыцарей и замков.

37

Новое время: встреча Европы и Америки.

38

Новейшее время: история продолжается сегодня.

39

Презентация проектов.

Раздел V. Страницы истории Отечества (20 ч)

40

Жизнь древних славян.

41

Во времена Древней Руси.

42

Страна городов

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

44

Трудные времена на Русской земле

45

Русь расправляет крылья

46

Куликовская битва.

47

Иван Третий

48

Мастера печатных дел.

49

Патриоты России.

50

Петр Великий.

51

Михаил Васильевич Ломоносов

52

Екатерина Великая

4 четверть (16 ч)

53

Отечественная война 1812 года

54

Страницы истории XIX века

55

Россия вступает в ХХ век

56

Страницы истории 20–30-х годов

57

Великая война и Великая Победа

58

Страна, открывшая путь в космос

59

Презентация проектов (по выбору)

Раздел VI. Современная Россия (9 ч)

60

Основной закон России и права человека

61

Мы – граждане России

62

Славные символы России

63

Такие разные праздники

64

Путешествие по России

65

66

67

Презентация проектов

68

Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам.

Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»

Обучающиеся научатся:

различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

•различать права и обязанности гражданина, ребёнка;

•описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;

•описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

•называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);

•соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;

•находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

•рассказывать о ключевых событиях истории государства;

•рассказывать об основных событиях истории своего края.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;

•сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);

•характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;

•описывать культурные достопримечательности своего края.

•проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;

•давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

•различать план местности и географическую карту;

•читать план с помощью условных знаков;

•различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;

•показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;

•приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

•объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;

•характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;

•устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

•рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;

•объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;

•выполнять правила поведения в природе.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•предсказывать погоду по местным признакам;

•характеризовать основные виды почв;

•объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;

•приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

•объяснять причины смены времён года;

•применять масштаб при чтении плана и карты;

•отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

•объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

•определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

•делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;

•участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...