Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа основана на программе начальной школы «Школа России» А.А. Плешакова.
Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в 1-4 классах отводится 270 ч . Рабочая программа для 1 класса составлена на 66ч (33 учебные недели). В неделю проводится по 2 занятия.
Планируемые результаты изучения курса в 1 классе
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир.
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к знаниям и умениям учащихся по окружающему миру к концу 1 класса
Иметь представление о следующих связях в рамках изученного материала:
Между живой и неживой природой;
Между деятельностью человека и состоянием природы;
Между представителями разных поколений в семье, школе, в ближайшем окружении.
Владеть общеучебными умениями:
Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;
Уметь ориентироваться в учебнике;
Различать заданные объекты по названным признакам.
Иметь представление о следующих явлениях и объектах:
О непрерывном развитии мира и его изменчивости;
О значении Солнца для жизни на Земле;
О разнообразии природы России.
Знать:
Компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
Основные части растений;
Правила поведения в общественных местах и на улице;
Правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству).
Уметь:
Различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
Использовать в общении правила вежливости.
Ресурсное обеспечение
Учебная и методическая литература:
Учебник «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2012 год. Автор Плешаков А.А.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс (в 2-х частях), Москва «Просвещение», 2012 год. Автор А.А. Плешаков.
Учебно-методические пособие:
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс к УМК А.А. Плешакова/ М.: Просвещение.
Список литературы для реализации программы для учителя:
- Анащенкова С., Бантова М.,Бельтюкова Г.. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы, Москва «Просвещение» 2011г.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Москва «Просвещение» 2011г.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь №1,2 Москва «Просвещение» 2011г.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Электронное приложение к учебнику Москва «Просвещение»2011г.
- Примерная программа по учебным предметам. В 2ч. Москва «Просвещение» 2011г.
- Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение»2011г.
Для ученика:
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Москва «Просвещение» 2011г.
- А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1,2 Москва «Просвещение» 2011г.
А.А. Плешаков. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 1 класса. Москва «Просвещение» 2011г
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | |||
По плану | Факти чески | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||
Первая четверть (18 ч) | ||||||
1 | 04.09. | Вводный урок. Задавайте вопросы! | Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности ( в пределах изученного); - сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - ориентироваться в учебнике , понимать условные обозначения. -называть характерные признаки, описание по плану, умение моделировать и строить; | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Р: принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К: формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы; - использовать речь для регуляции своего действия П: устанавливать причинно-следственные связи. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения ; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. | |
2 | 06.09. | Что такое наша школа? | ||||
3 | 11.09. | |||||
4 | 13.09. | Что у нас на школьном дворе? | ||||
5 | 18.09. | Что мы знаем о правилах дорожного движения? | ||||
6 | 20.09. | Что такое Родина? | ||||
7 | 25.09. | Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? | ||||
8 | 27.09. | Проект «Моя малая Родина» | ||||
9 | 02.10. | Что у нас над головой? | ||||
10 | 04.10. | Что у нас под ногами? | ||||
11 | 09.10. | Что общего у разных растений? | ||||
12 | 11.10. | Что растет на подоконнике? | ||||
13 | 16.10. | Что растет на клумбе? | ||||
14 | 18.10. | Что это за листья? | ||||
15 | 23.10. | Что такое хвоинки? | ||||
16 | 25.10. | Кто такие насекомые? | ||||
17 | 06.11. | Кто такие рыбы? | ||||
18 | 08.11. | Кто такие птицы? | ||||
19 | 13.11. | Кто такие звери? | - умение анализировать, сравнивать, описывать по плану, распознавать; - умение распознавать, группировать, сравнивать и рассказывать; - выполнять задания, оценивать свои результаты; - умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию; - описывать и характеризовать факты. | - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р: выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет. | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от до конвенционального к конвенциональному уровню. | |
20 | 15.11. | Что окружает нас дома? | ||||
21 | 20.11. | Что умеет компьютер? | ||||
22 | 22.11. | Что вокруг нас может быть опасным? | ||||
23 | 27.11. | На что похожа наша планета? | ||||
24 | 29.11. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | ||||
25 | 04.12. | Как живет семья? Проект «Моя семья» | ||||
26 | 06.12. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | ||||
27 | 11.12. | Откуда в наш дом приходит электричество? | ||||
28 | 13.12. | Как путешествует письмо? | ||||
29 | 18.12. | Куда текут реки? | ||||
30 | 20.12. | Откуда берутся снег и лед? | ||||
31 | 25.12. | Как живут растения? | ||||
32 | 27.12. | Как живут животные? | ||||
Третья четверть (18 ч) | ||||||
33 | 15.01. | Как помочь птицам зимой? | природы и людей ; - умение проводить опыты, наблюдать, исследовать, выделять характерные особенности, формулировать выводы. | П: Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов . | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | |
34 | 17.01. | Откуда берется и куда девается мусор? | ||||
35 | 22.01. | Откуда в снежках грязь? | ||||
36 | 24.01. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | ||||
Где и когда? (10 ч) | ||||||
37 | 29.01. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума; - умение сравнивать, находить, аргументировать выбор, наблюдать изменения; - понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края. | Р: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. К: контролировать действие партнера. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - установка на здоровый образ жизни; - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | |
38 | 29.01. | Когда придет суббота? | ||||
39 | 31.01. | Когда наступит лето? | ||||
40 | 12.02. | Где живут белые медведи? | ||||
41 | 14.02. | Где живут слоны? | ||||
42 | 19.02. | Где зимуют птицы? | ||||
43 | 21.02. | Когда появилась одежда? | ||||
44 | 26.02. | Когда изобрели велосипед? | ||||
45 | 28.02. | Когда мы станем взрослыми? | ||||
46 | 04.03. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | ||||
Почему и зачем? (20 ч) | ||||||
47 | 06.03. | Почему солнце светит днём, а звёзды – ночью? | - умение сопоставлять, моделировать , анализировать схемы, исследовать, обсуждать; - называть цвета радуги, запомнить их расположение; - описывать по плану своего домашнего питомца, рассказывать, презентовать свой проект; - рассматривать и сравнивать рисунки учебника, рассказывать о поступках людей, формулировать правила поведения в природе, определять с помощью атласа-определителя цветы и бабочек; - различать, группировать, находить в учебнике информацию. | Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -устанавливать аналогии П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; - выделять существенную информацию из прослушанного; - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; -устанавливать аналогии. П: Обобщать, осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. К: контролировать действие партнера; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; - адекватное понимание причин успешности/неуспеш-ности учебной деятель- ности. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»; Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - установка на здоровый образ жизни; - развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | |
48 | 11.03. | Почему Луна бывает разной? | ||||
49 | 13.03. | Почему идёт дождь и дует ветер? | ||||
50 | 18.03. | Почему звенит звонок? | ||||
51 | 20.03. | Почему радуга разноцветная? | ||||
52 | 01.04. | Почему мы любим кошек и собак? | ||||
53 | 03.04. | Проект «Мои домашние питомцы» | ||||
54 | 08.04. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | ||||
55 | 10.04. | Зачем мы спим ночью? | ||||
56 | 15.04. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ||||
57 | 17.04. | Почему надо чистить зубы и мыть руки? | ||||
58 | 22.04. | Зачем нам телефон и телевизор? | ||||
59 | 24.04. | Зачем нужны автомобили? | ||||
60 | 29.04. | Зачем нужны поезда? | ||||
61 | 01.05. | Зачем строят корабли? | ||||
62 | 06.05. | Зачем строят самолёты? | ||||
63 | 08.05. | Почему в автомобиле, поезде, на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | рассказывать об их устройстве, сравнивать старинные и современные виды; - понимание роли и значения родного края в природе; -овладение основами экологической грамотности. | |||
64 | 13.05. | Зачем люди осваивают космос? | ||||
65 | 15.05. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | ||||
66 | 20.05. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов).. й
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру (3 кл) составлено к учебнику "Окружающий мир" (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин, В.И.Сивоглазов)....
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А. А. «Окружающий мир» 4 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру к учебнику Плешакова А.А. "Окружающий мир" 4 класс ФГОС...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...