Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс по теме: "Кто что ест?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Cемис-оол Аяна Сергеевна

Данный урок провела в рамках месячника "Педагогическое мастерство учителя".  

                                              Семис-оол А.С., учитель начальных классов

                                         МБОУ  СОШ с.Арыг-Узюнский                                                         

 

Самоанализ урока окружающего мира в 3 а классе,

по теме «Кто что ест?».

 

  Урок окружающего мира в 3 а классе по теме «Кто что ест» соответствует программе «Школа России». Тип урока – урок открытия новых знаний.    

Цель урока - создание условий для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составление цепи питания, обнаружение признаков приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.

На уроке были использованы   следующие:

Задачи:

Предметные:

-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные УУД:

- содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге.

- планировать свои действия в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД:

- содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи питания животных.

Технологии:

          - проблемного обучения;

- системно-деятельностный подход;

- информационно-коммуникативная технологии;    

 Методы:

  • словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, при подведении итогов урока.);
  • наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение);
  • практические (работа в парах, работа с учебником);
  • самостоятельная работа (работа в парах, в тетради на печатной основе);
  • проблемный метод (на этапе изучения новой темы, постановки учебной задачи);
  • методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения;
  • методы контроля и самоконтроля в обучении.

Формы познавательной деятельности:

  • групповая (работа парами (на этапе первичного изучения нового материала),
  • фронтальная (на этапе первичной проверки понимания изучаемого материала).

На уроке использовалось оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс1ч.А.Плешаков.-Просвещение, 2016
  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков. Просвещение, 2016
  • Компьютер, телевизор
  • Карточки

   Данный урок является 13-м в системе уроков по теме «Эта удивительная природа».

  Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Все задания были нацелены на создание условий для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составление цепи питания, обнаружение признаков приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.

  Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап  урока  как  здоровье  сберегающая технология  была  включена  физкультпауза.

Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера.

 Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения. 

 На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.

  Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока.  Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

На этапе рефлексии каждый ребенок попытался  сам оценить свою работу, выбирая необходимых лиц с эмоциями.

  Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать. Урок целей достиг.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект открытого урока 57.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира в 3 «а» классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема:  Кто что ест .

Цели: познакомить с классификацией животных по типу питания.

.Задачи:

актуализировать знания о животном мире;

воспитывать бережное отношение к природе;

            развивать наблюдательность, внимание, память.

Провела: кл.рук: Семис-оол А.С.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать  схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Метапредметные

Регулятивные.

  • Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
  • Уметь определять и формулировать цель на уроке;
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • Высказывать своё предположение.

Коммуникативные.

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления:

Познавательные.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
  • Отличать новое от уже известного;
  •  Добывать новые знания;

Находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные

  • Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами;
  • Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
  • Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности;

Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

           Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

  1. Орг.момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие учеников. Психологический настрой. Слайд 1

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

 А работать мы будем в группах. Вспомним правила работы в группе.  (3 мин)

 Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки.  Проверяют  готовность к уроку, проверяют готовность у соседа.

Вспоминают правила работы в группах.

Регулятивные: организация учебного места

Коммуникативные УУД:  способность выражать эмоциональную поддержку и понимание чувств одноклассников

2.Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с вами разделили царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Сейчас я из волшебного мешка  каждый представитель группы  вытащит  животное, а вы должны определить , к какой группе и к какому классу оно относится.

-Вспомните,  на какие две большие группы можно разделить царство животных (беспозвоночные и позвоночные)

Задание: Назвать животное и  определить, к какому классу и группе относится .

-Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению и внешнему виду , но есть и другие способы классификации животных. (5 мин)

(По правильным ответам определяют баллы в каждой группе)

Определяют по форме мягкой игрушки  к какой группе относит животное:

Крокодил (пресмыкающиеся, позвоночное)

Пчела  (насекомое, беспозвоночное) 

Лягушка (земноводное, позвоночное) 

Акула ( рыбы, позвоночное) 

Паук( паукообразные, беспозвоночные)

Ежик( млекопитающее, позвоночное) 

Познавательные:

Синтез информации, выделение причинно-следственных связей

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи

3.Самоопределение  к деятельности.

Назовите признаки живых организмов.

 (Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, умирают)

А что необходимо для роста и развития животного? ( Питание)

О чем мы будем говорить сегодня на уроке , вы узнаете , если повернете этих слонов в противоположную сторону.

(3 мин)

Отвечают на вопросы учителя.

На столе стоят семья слонов. Дети поворачивают их в другую сторону и там приклеены буквы. Если их соединить, то получается слово «О питании»

Это задание читают слабые ученики (Женя, Адыяа, Дамерлан)

Познавательные:

синтез информации, выделение причинно-следственных связей Формулировка проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других.

Регулятивные: определение и понимание учебной задачи.

4.Работа по теме урока

- Сегодня мы классифицируем животных по способу питания, и узнаем, кто что ест.

Вешает на доску табличку

       ЖИВОТНЫЕ

Работа в группах. Получают задание.

Информация для 1 группы

 В природе мыши обитают там, где есть пища, которой они могут питаться.

 В осеннее время мышь старается сделать запасы, которыми питается зимой.  

Животные, обитающие в лесу, поедают семя трав, плоды деревьев, ботву

растений, орехи, желуди и грибы. Луговые, степные и полевые мыши едят зерно (пшено, гречку, ячмень, пшеницу и овес).  Полевка (полевая мышь) также может питаться стеблями злаков и семенами, любит рассаду и цветки.

-Какой пищей питается мышь? (растительной)

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только растительной пищей

-Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.

Вешает на доску табличку зеленого цвета.

      РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ

Информация для 2 группы

 Так как ласточка проводит практически все время в полете, то и питается она

налету. Паря в воздухе с открытым клювом птички ловят насекомых,

являющихся основной едой. Ласточки отдают предпочтение лакомым для них жучками, мошкам ,кузнечикам, сверчкам и стрекозам.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

-Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными.

Вешает на доску табличку синего цвета .

      НАСЕКОМОЯДНЫЕ

Информация для 3 группы

Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.

-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

-Верно! Животных, таких животных называют – хищники или плотоядные.

Вешает на доску табличку красного цвета

      ХИЩНЫЕ

Информация для  всех  групп.

Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.

-Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

-Животных, таких животных называют – всеядные.

Вешает на доску табличку желтого цвета

ВСЕЯДНЫЕ

(По правильным ответам определяют баллы в каждой группе)

 Послушаем видеоурок)                                               15 мин

 

Каждая группа изучает информацию и отвечает по плану.

Что за животное?

Чем питается?

Познавательные:

анализ информации, структурирование информации, выдвижение гипотез, создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, точно выражать свои мысли

Регулятивные:

планирование деятельности и работа по плану.

5.Первичное закрепление)

Работа в тетради. Раб тетр. Задание №1. Стр.55.

Раскрасить кружок в нужный цвет.

Названия животных

Их пища

Группа по питанию

Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомые

Сова

Лиса

Рысь

Любая растительная и животная пища

Ворона

Кабан

Барсук

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Плоды, семена, веточка, листья, кора

Работа в группах Слайд 11

Заполняют таблицу, закрашивая кружок в нужный цвет.

Насекомоядные-синий,

Растительноядные-зеленый,

Всеядные-желтый,

Хищники-красный.

Познавательные:

осмысленное чтение,  анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы.

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

6.Физкульт-минутка

(2 мин)

Музыкальная  физминутка с животными.

Регулятивные:

волевая регуляция

7.Знакомство с понятиями «цепи питания»

8.Первичное закрепление

(5 мин)

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания. Слайд

Посмотрите отрывок видеоурока про цепи питания. ( 7 мин)

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Слайд

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина — заяц- волк Слайд

Ещё пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши — добыча сов. Цепь питания получается такая: дуб — лесная мышь — сова.

Вот к примеру посмотрите на видеоролик про цепи питания .

        Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

Где вам придется трудиться, решит жеребьевка. От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают конверт с названием места и заданием. (Лес, Поле, Огород)

А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся . Тем, кто закончил раньше, предлагаются загадки

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Дальше? (растительноядные)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему. Слайд 15

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Мышей могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

-Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.) В природе существует свое хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.

Многое зависит от человека. Ведь именно он часто вторгается в природу, тем самым разрушая невидимые нити, которые там существуют.

Ко всему, что цветет, растет, движется, нужно относиться уважительно. Надо помнить, что летящая божья коровка и ползущая гусеница спешат по своим важным делам. И эти дела важны не только для них, но и для жизни всей нашей планеты.

По сигналу ребята начинают работать в группах.

Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.

Например:

1) Лес.: В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

Если зайцу нечего будет есть,

то не будет пищи и лисе, и волку.

Она разрушится.

Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка

.

Познавательные:

анализ информации, выбор эффективного способа решения проблемы. 

Коммуникативные: взаимодействие при поиске информации, сотрудничество, участвовать в диалоге, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слушать и слышать других,

Личностные: адекватное оценивание других и себя, самооценка, адекватное самовосприятие.

Регулятивные: мобилизация сил для преодоления препятствий, самостоятельность, реакция на ошибку, волевая регуляция эмоциональных проявлений, контроль и оценка своей деятельности

 

9.Включение в систему знаний и повторений

А сейчас я предлагаю вам послушать сообщения, которые приготовили девочки. Слушайте внимательно, а выводы сделаете сами.

-Какой же можно сделать вывод?

-Ребята, а надо ли уничтожать хищных животных?

На этот вопрос ответить стихами Оскур Аюна

Все-Все,
Все на свете,
На свете нужны,
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед
И кто делает яд!

Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки!

И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны!
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Ученица  Дыртык Ай-Чырыы

Тихие шаги, прекрасный слух, острые зубы — всё это помогает лисе охотиться. А вот сова... Огромные глаза её прекрасно видят ночью и днём, мягкое оперение делает бесшумным полёт, острые когти и сильный изогнутый клюв помогают удерживать и поедать добычу.

Хищники хорошо приспособлены к тому, чтобы добывать себе еду. Но и те животные, на которых они охотятся, приспособлены к тому, чтобы защищаться

Ученица Санчай Вилория

У зайца быстрые ноги, поэтому его трудно догнать. Спасает зайца и цвет шубки: летом она серая, зимой белая. У ежа защита — иголки. Ящерица, если враг схватит её за хвост, оставляет его хищнику, а сама убегает. Потом у ящерицы вырастает новый хвост. Кузнечика спасает зелёный цвет — в траве кузнечик становится невидимкой. А божья коровка, наоборот, привлекает к себе внимание яркой окраской. Кровь у божьей коровки едкая. Коровки яркой окраской как бы предупреждают врагов: «Мы несъедобные! Не прикасайтесь!»

Делают вывод:

Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

Делают вывод: Каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.

Хищники приносят огромную пользу. Они –санитары леса, и ловят в основном больных животных, а здоровых и сильных им трудно догнать и одолеть. Если уничтожить хищников , то среди  животных распространятся болезни и много животных погибнет.

Познавательные: структурирование информации, анализ, классификация

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

10.Итог урока

“Договори фразу”. Слайд

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Цепи питания

Растения

Хищники

Сеть питания

11. Домашнее задание

1 группа: Используя атлас определитель познакомиться с разнообразными представителями  каждой группы по типу питания

2 группа: Составить различные цепи питания.

3 группа: Найти интересную информацию о том, как животные приспособились к добыванию пищи

12 Рефлексия

Рефлексия «Мамочка»

Каждой группе раздается картинка с изображением 3 х эмоций лица мамы.  Каждый год в последнее воскресенье ноября  мы отмечаем  замечательный праздник «День матери». Поэтому все мы хотим , чтобы наши матери всегда улыбались, были счастливы, здоровы. И в первую очередь вы не должны огорчать своих матерей. Поэтому покажите свое настроение, эмоции  в этом уроке рисунками на столе.

- Спасибо за урок! Урок окончен. Слайд

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности

МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский

Открытый урок по окружающему миру

в 3 «а» классе на тему:

«Кто что ест? Цепи питания».

Провела учитель начальных классов: Семис-оол А.С.

26.11.2019г

Ъ

Названия животных

Их пища

Группа по питанию

 Ласточка

Ёж

Ящерица

Насекомые

 Сова

Лиса

Рысь

Любая растительная и животная пища

Ворона

Кабан

Барсук

Любая растительная и животная пища

Лесная мышь

Заяц

Лось

Косуля

Плоды, семена, веточка, листья, кора

 

Задания урока

1 группа

2 группа

3 группа

1.Волшебный мешок.

Угадать группу

(2-х животных)

(2 балла)

2.Работа по теме урока

(1 задание-1 балл.

Доп.задание-1 балл)

3.Раскрашивание таблицы (3 балл)

4.Составление модели  цепи питания (3 балл)

5.Работа в тетрадях.( 2 балла)

Общее число баллов:

Цели и задачи урока:

Образовательные:

1.Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.

Воспитательные:

1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, внимание, память.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение.

1.На прошлом уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.

Слайд 2.

Таблицаhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592247/img1.gif

Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.

Работа в группах: (1 группа у доски, остальные за партами).

Задание: Расположите виды животных в нужную группу.

 развернуть таблицу

Беспозвоночные

Позвоночные

Черви

рыбы

моллюски

земноводные

иглокожие

пресмыкающиеся

ракообразные

птицы

паукообразные

млекопитающие

насекомые

 

 развернуть таблицу

Проверка

– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)

2. Игра “Кто кем является”.

(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).

Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.

III. Подготовка к изучению нового материала.

Слайд 16. Проблемная ситуация

Перед вами группа животных.

(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?

(Хищные и растительноядные) Почему?

– Назовите, какие животные растительноядные.

– Назовите хищных животных?

(Животные на слайде группируется)

IV. Постановка учебной задачи.

– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?

(По особенностям питания)

V. Объявление темы урока (слайд 17)

Кто что ест

1. Слайд

Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.

Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.

Отгадайте загадку:

1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) 
Слайд 19

– Чем питается медведь? (Сообщение детей)

Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.

Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.

2.Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Ёж)

– Чем питается? (сообщение детей)

Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.

– К какой группе животных отнесём ежа?

3.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
Вместо носа пятачок,
Им он пищу достаёт. (Кабан)

– Чем питается? (сообщение детей)

Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.

Итак вы выслушали сообщения ребят, к какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)

Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?

Слайд 19

(Крот, ящерица, лягушка.)

– Что общего в их питании? (насекомыми)

– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)

– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.

Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?

Слайд 20 (всеядные и насекомоядные)

2. Закрепление

Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.

Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.

Проверка.

VI. Физкультминутка

VII. Знакомство с понятием “цепи питания”

– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.

Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.

2 звено цепи – это растительноядные животные.

– Как вы думаете, почему?

3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.

Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).

Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.

У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.

Дуб – мышь – лиса.

Трава – комар – лягушка – цапля.

Осина – заяц – волк.

Проверка.

– Мы составили несколько пищевых цепей

– С чего начинается каждая из них? (растения)

– Дальше? (растительноядные)

– Последнее звено? (хищные)

Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?

Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

VIII. Знакомство с понятием “сеть питания”

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

Работа в группах

Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.

IX. Вопросы экологии

1. Проблемная ситуация. Слайд 24

Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

2. Работа по учебнику.

С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):

– уже знал;

– новое;

– не понял, есть вопросы;

– думал иначе.

X. Итог занятия. Обобщение по теме.

Рефлексия.

“Договори фразу”.

Животные и растения связаны между собой в ……………………

В основе цепи питания находятся ………………………………..

А заканчивают цепь – ………………………………………..

В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

…………………………………………

Слайд 25

Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!

– О чём напоминает это стихотворение?

XI. Домашнее задание.

С.97-98, тетрадь с.47 №3 и № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.

Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".

Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...

Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Общественные насекомые"

Конспект открытого урока.Выполнила: учитель начальных классов Питеримова Е.В.Класс: 1Предмет: окружающий мирТема урока: «Общественные насекомые»УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...