Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс по теме: "Кто что ест?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Данный урок провела в рамках месячника "Педагогическое мастерство учителя".
Семис-оол А.С., учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский
Самоанализ урока окружающего мира в 3 а классе,
по теме «Кто что ест?».
Урок окружающего мира в 3 а классе по теме «Кто что ест» соответствует программе «Школа России». Тип урока – урок открытия новых знаний.
Цель урока - создание условий для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составление цепи питания, обнаружение признаков приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.
На уроке были использованы следующие:
Задачи:
Предметные:
-способствовать развитию речи и логического мышления, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
- содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД:
- учить осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные УУД:
- содействовать развитию умений слышать, слушать и понимать партнёра в учебном диалоге.
- планировать свои действия в учебном сотрудничестве.
Личностные УУД:
- содействовать проявлению умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять цепи питания животных.
Технологии:
- проблемного обучения;
- системно-деятельностный подход;
- информационно-коммуникативная технологии;
Методы:
- словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе изучения нового материала, при подведении итогов урока.);
- наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение);
- практические (работа в парах, работа с учебником);
- самостоятельная работа (работа в парах, в тетради на печатной основе);
- проблемный метод (на этапе изучения новой темы, постановки учебной задачи);
- методы стимулирования учебной деятельности в процессе обучения;
- методы контроля и самоконтроля в обучении.
Формы познавательной деятельности:
- групповая (работа парами (на этапе первичного изучения нового материала),
- фронтальная (на этапе первичной проверки понимания изучаемого материала).
На уроке использовалось оборудование:
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс1ч.А.Плешаков.-Просвещение, 2016
- Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс 1ч. А. Плешаков. Просвещение, 2016
- Компьютер, телевизор
- Карточки
Данный урок является 13-м в системе уроков по теме «Эта удивительная природа».
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Все задания были нацелены на создание условий для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составление цепи питания, обнаружение признаков приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье сберегающая технология была включена физкультпауза.
Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения.
На уроке каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся. Все методы, выбранные мной, позволили не только изучить, но и проконтролировать, насколько дети усвоили данную тему.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, этому способствовало создание эмоционального настроя в начале урока, привлечение внимания детей к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.
На этапе рефлексии каждый ребенок попытался сам оценить свою работу, выбирая необходимых лиц с эмоциями.
Я считаю, что поставленные цели и задачи урока получилось полностью реализовать. Урок целей достиг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого урока | 57.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира в 3 «а» классе УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Тема: Кто что ест .
Цели: познакомить с классификацией животных по типу питания.
.Задачи:
актуализировать знания о животном мире;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать наблюдательность, внимание, память.
Провела: кл.рук: Семис-оол А.С.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся классифицировать животных по способу питания; моделировать схемы цепей питания, обнаруживать признаки приспособляемости животных к добыванию пищи и защите от врагов.
Метапредметные
Регулятивные.
- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- Уметь определять и формулировать цель на уроке;
- Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Высказывать своё предположение.
Коммуникативные.
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- Оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления:
Познавательные.
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- Отличать новое от уже известного;
- Добывать новые знания;
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные
- Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами;
- Умение формулировать точку зрения и ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации;
- Умение договариваться о ролях в различных видах совместной деятельности;
Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
Тип урока:
Урок «открытия» новых знаний
Ход урока
МБОУ СОШ с.Арыг-Узюнский
Открытый урок по окружающему миру
в 3 «а» классе на тему:
«Кто что ест? Цепи питания».
Провела учитель начальных классов: Семис-оол А.С.
26.11.2019г
Ъ
Названия животных | Их пища | Группа по питанию |
Ласточка Ёж Ящерица | Насекомые | |
Сова Лиса Рысь | Любая растительная и животная пища | |
Ворона Кабан Барсук | Любая растительная и животная пища | |
Лесная мышь Заяц Лось Косуля | Плоды, семена, веточка, листья, кора |
Задания урока | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
1.Волшебный мешок. Угадать группу (2-х животных) (2 балла) | |||
2.Работа по теме урока (1 задание-1 балл. Доп.задание-1 балл) | |||
3.Раскрашивание таблицы (3 балл) | |||
4.Составление модели цепи питания (3 балл) | |||
5.Работа в тетрадях.( 2 балла) | |||
Общее число баллов: |
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1.Сформировать понятие о пищевых цепях и сетях питания, животных, о взаимоотношениях в природе.
Воспитательные:
1. Прививать умение школьников работать в группах.
2. Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.
Развивающие:
Развивать наблюдательность, внимание, память.
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение.
1.На прошлом уроке мы с вами раздели царство животных на группы по их строению и внешнему виду. Давайте вспомним название этих групп.
Слайд 2.
Таблица
Особое внимание мы обратили на беспозвоночных и позвоночных животных.
Работа в группах: (1 группа у доски, остальные за партами).
Задание: Расположите виды животных в нужную группу.
развернуть таблицу
Беспозвоночные | Позвоночные |
Черви | рыбы |
моллюски | земноводные |
иглокожие | пресмыкающиеся |
ракообразные | птицы |
паукообразные | млекопитающие |
насекомые |
|
развернуть таблицу
Проверка
– В чём особенность позвоночных? (есть скелет)
2. Игра “Кто кем является”.
(Появляются слайды с 3 – 15) Дети определяют, к какому классу относится животное и показывают карточку 1 – беспозвоночные, 2 – позвоночные).
Итак, мы узнали, что животных мы можем классифицировать по их строению, но есть и другие способы классификации животных.
III. Подготовка к изучению нового материала.
Слайд 16. Проблемная ситуация
Перед вами группа животных.
(ТИГР, ЖИРАФ, КОРОВА, ОРЁЛ,ЗАЯЦ,ВОЛК). Назовите их. На какие группы вы их можете разделить?
(Хищные и растительноядные) Почему?
– Назовите, какие животные растительноядные.
– Назовите хищных животных?
(Животные на слайде группируется)
IV. Постановка учебной задачи.
– Кто догадался, по какому признаку мы сегодня будем группировать животных?
(По особенностям питания)
V. Объявление темы урока (слайд 17)
Кто что ест
1. Слайд
Мы уже вспомнили две группы животных, которые можно выделить среди животных, если рассматривать, кто что ест.
Это – хищные и растительноядные, но у нас в схеме ещё две стрелки, значит, есть ещё группы. Наша задача сейчас их узнать.
Отгадайте загадку:
1.Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь) Слайд 19
– Чем питается медведь? (Сообщение детей)
Медведь может есть практически всё: Любит он зелёные растения, траву, ягоды, корешки. Особым лакомством считает муравьёв, поэтому часто его можно застать за разорением муравейника. Медведь – отличный рыбак, он ловко ловит рыбу в реках и с удовольствием съедает. Может медведь напасть и на большого зверя, таких, как лось, кабан. Не гнушается в голодное время и падалью.
Можно назвать медведя хищником? А растительноядным? (он ест всё) Значит всеядный.
2.Лежала под ёлками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала. (Ёж)
– Чем питается? (сообщение детей)
Главная пища ежа – это насекомые. Ежи поедают массу всяких вредных для леса и садов насекомых и слизней. Сюда же можно отнести и уничтожение в лесу гнёзд вместе с выводком грызунов, вредных сельскому хозяйству. Не пропустит ёж и ядовитую змею гадюку. Он её не боится, а, наоборот, первым нападает на неё. Яд гадюки на него не действует.
– К какой группе животных отнесём ежа?
3.Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
Вместо носа пятачок,
Им он пищу достаёт. (Кабан)
– Чем питается? (сообщение детей)
Большую часть корма кабаны выкапывают в земле. Кроме животных, обитающих в почве, они поедают корни и корневища, клубни и луковицы растений. Большим подспорьем служит падалица плодовых деревьев, жёлуди, всевозможные орехи, в том числе и кедровые.
Итак вы выслушали сообщения ребят, к какому выводу можно прийти о особенностях их питания? (они всеядные)
Рассмотрим следующую группу животных. Кто это?
Слайд 19
(Крот, ящерица, лягушка.)
– Что общего в их питании? (насекомыми)
– Кто догадался. Как называется эта группа животных? (насекомоядные)
– Я хочу вас познакомить ещё с одним насекомоядным животным. Это выхухоль, его ещё называют водяным кротом. Остаётся их в России совсем немного. Можно их встретить в бассейнах рек Волги, Дона, Урала.
Итак, какие ещё две группы животных по способу питания мы выдели?
Слайд 20 (всеядные и насекомоядные)
2. Закрепление
Работа в рабочей тетради с. 45 Задание № 1. Выполнить тест.
Растительноядные – 4, 5, 7.
Хищные – 3, 8.
Насекомоядные – 1,2,9.
Всеядные – 6,10.
Проверка.
VI. Физкультминутка
VII. Знакомство с понятием “цепи питания”
– Итак, мы узнали, что животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Сегодня мы должны научиться составлять цепи питания.
Цепи питания начинаются с растений – это 1 звено, т.к. растения способны использовать энергию Солнца, создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды.
2 звено цепи – это растительноядные животные.
– Как вы думаете, почему?
3 звено цепи – насекомоядные и хищные животные.
Попробуем составить цепи питания: (работа в группах).
Слайд 22. Перед вами звенья различных цепей питания.
У вас в группах есть такие же картинки. Соедините их в цепи питания.
Дуб – мышь – лиса.
Трава – комар – лягушка – цапля.
Осина – заяц – волк.
Проверка.
– Мы составили несколько пищевых цепей
– С чего начинается каждая из них? (растения)
– Дальше? (растительноядные)
– Последнее звено? (хищные)
Итак, сделаем вывод. Что же такое пищевая цепь?
Пищевая цепь – это взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.
VIII. Знакомство с понятием “сеть питания”
Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)
Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.
Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.
Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.
Работа в группах
Слайд 23 Рассмотрите рисунок. (У каждой группы свой). Здесь изображены сети питания. Несколько стрелок отходят от одного животного и в то же время, соединяются у одного животного. Докажите, что сеть составлена верно.
IX. Вопросы экологии
1. Проблемная ситуация. Слайд 24
Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)
– А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)
– Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)
Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)
2. Работа по учебнику.
С. 99 “Доброе слово о хищниках” (инсент):
– уже знал;
– новое;
– не понял, есть вопросы;
– думал иначе.
X. Итог занятия. Обобщение по теме.
Рефлексия.
“Договори фразу”.
Животные и растения связаны между собой в ……………………
В основе цепи питания находятся ………………………………..
А заканчивают цепь – ………………………………………..
В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя
…………………………………………
Слайд 25
Дружат пчёлка и цветок,
Дружат лист и мотылёк,
Друг без друга им нельзя.
Об этом помни ты всегда!
– О чём напоминает это стихотворение?
XI. Домашнее задание.
С.97-98, тетрадь с.47 №3 и № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру по теме «Январь - зиме середина. Зимние явления: гололедица, гололед». 3 класс.
Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Составлен по учебнику О.Т. Поглазова "Окружающий мир ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"
Этот конспект разработан для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и групповыми признаками животных....
Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Путешествие по Москве. Московский Кремль".
Урок носит закрепляющий характер. Предварительная работа по ознакомлению учащихся с историей Москвы, с её достопримечательностями проводилась на классных часах, во время проведения конкурсов "Мои люби...
Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Общественные насекомые"
Конспект открытого урока.Выполнила: учитель начальных классов Питеримова Е.В.Класс: 1Предмет: окружающий мирТема урока: «Общественные насекомые»УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой...
План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.
Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...
Конспект открытого урока по окружающему миру, 4 класс, по теме "Новое время: великие открытия".
Цели урока. ...
Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».
Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...