Конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Общественные насекомые"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Питеримова Екатерина Васильевна

Конспект открытого урока.

Выполнила: учитель начальных классов Питеримова Е.В.

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Общественные насекомые»

УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.

Проблема исследования: Пауки – это насекомые?

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Цель: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

     УУД:

§  Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми.

§  Актуализировать первичные знания о насекомых.

§  Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования.

§  Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.

§  Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.

§  Формировать умение работать в группе.

§  Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: картинки с изображениями насекомых, карточки с заданием, иллюстрация корзины для цветов, цветная бумага, ножницы, компьютер, видеоролик http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass..., энциклопедическая литература, презентация «Насекомые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx69.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока.

Выполнила: учитель начальных классов Питеримова Е.В.

Класс: 1

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Общественные насекомые»

УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.

Проблема исследования: Пауки – это насекомые?

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Цель: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

     УУД:

  • Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми.
  • Актуализировать первичные знания о насекомых.
  • Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования.
  • Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  • Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: картинки с изображениями насекомых, карточки с заданием, иллюстрация корзины для цветов, цветная бумага, ножницы, компьютер, видеоролик http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/1-klass/zhivotnyy-mir/nasekomye-raznoobrazie-nasekomyh-udivitelnye-nasekomye, энциклопедическая литература, презентация «Насекомые»

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия обучающихся

1.Организационный момент.

Цель: Проверка готовности к уроку. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к изучению нового материала.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

Быть активными старайтесь,
Отвечайте, не стесняйтесь!

 - Улыбнитесь друг другу. Я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным. 

А какой урок у нас начинается?

 Проверим, всё ли готово к уроку (учебник, цветная бумага, ножницы, листок с заданием).

Слушают речь учителя; психологический настрой на продуктивную работу.

2.Актуализация знаний обучающихся с последующей мотивацией.

Цель: Повторение уже имеющихся знаний, активизация деятельности, мотивация к последующей работе.

На экране вы видите животных, но одно из них лишнее.

 На какие группы можно разделить животных?

Какое лишнее?

Верно ребята, бабочка. А к какой группе животных относится бабочка?

Значит о чем сегодня будет идти речь на уроке?

Ну а сейчас давайте вспомним, что мы знаем о насекомых.

1.Где живут (обитают)?

2.Главный признак насекомых?

Грудь

голова

3.Строение тела насекомых. Рассматриванием строение муравья.

брюшко

4.Чем питаются насекомые?

Итак, давайте сделаем вывод:

Насекомые самая многочисленная группа животных. Известно более 1 миллиона видов насекомых; истинное их число, вероятно, составляет 1,5 – 2 миллиона. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, разные жуки, мухи и комары, стрекозы, пчёлы, шмели и многие другие. Насекомые везде и всюду. Многие насекомые питаются растениями, но есть среди них и хищники. Стрекоза охотится на комаров, мошек. Комары-самцы питаются нектаром цветов, самки – кровью человека и животных.

Рассматривают изображения на слайде, называют объекты одним словом.

Распределяют животных на  группы, находят отличительные особенности. Обнаруживают, что одно животное (бабочка) не подходит по существенным признакам ни к млекопитающим, ни к птицам.

Речь будет идти о насекомых.

2.        Первый признак насекомых (три пары ног)

3. Второй признак насекомых (тело разделено на три части). Желающий ученик подходит и показывает части тела.

      Третий признак насекомых (наличие усиков)

        Четвертый признак (наличие двух пар крыльев)

4. Растения, нектар, кровь, мелкая живность.

3. Сообщения детей о насекомых.

Ну а сейчас мы отправимся «в мир интересного».

Большинство насекомых живут год или меньше.

•        Черный таракан живет 40 суток

•        Комнатная муха – от 10 до 30 суток.

•        Комары живут от 10 суток до 2 месяцев.

•        Рабочие муравьи до 6 лет

•        (некоторые около года)

•        Муравьиная матка до 15 лет.

•        Матка пчелы до 8 лет

Божья коровка

•        Божья коровка – спокойный медлительный жучок.

•        На ножках у коровки выделяется оранжевое молочко. Оно ядовито и плохо пахнет.

•        Питается тлей (которые сосут сок у растений).

•        За день съедает 200 тлей.

Подготовленные ученики рассказывают о насекомом.

Загадки.

Рассказывают подготовленные сообщения, слушают интересные сведения о насекомых.

4.Физминутка

Давайте встанем и представим себя бабочками:

   Утром бабочка проснулась

   Улыбнулась, потянулась,

   Раз – росой она умылась,

   Два изящно покружилась,

   Три – нагнулась и присела,

   На четыре – улетела.

Выполняют движения.

5.Работа над темой урока.

Чтобы узнать точную темы урока послушайте сказку.

Послушайте сказку «Спор животных».  

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…

-Что же решили животные?

-Каких насекомых выделяют животные?

Вот сегодня мы поговорим о полезных насекомых.

Итак, тема урока: «Общественные насекомые».

-Просмотр видео ролика об общественных насекомых.

-Каких насекомых относят к общественным?

-Почему?

Ну а теперь откроем учебник с. 46 – прочитаем, рассмотрим картинки.

Слушают сказку.

-Оставить всех насекомых, потому что они все нужны.

-Вредных и полезных.

-Просмотр видео ролика.

-муравьи, пчелы, осы…

-Живут большими семьями, заботятся о своем потомстве.

-работа по учебнику.

6. Исследовательская работа.

Цель: создание проблемной ситуации

сформулировать цели исследования.

организовать групповую  работу

провести  инструктаж

создать условия для осуществления поиска необходимой информации

создание условий для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой.

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли вы знаете насекомых?»

(Дети работают с  карточками)

- Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. (На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов).

- Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

- Почему же наш помощник – компьютер не относит к насекомым паука?

- Обсудите в паре, можно  отнести паука к насекомым или нет?

- К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?

- Поскольку пока мы не можем дать точный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Паук», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Паук – это насекомое?».

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

- Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите, как и по какому плану проходит работа ученого-исследователя, мы будем работать также.

•        Определение темы, проблемы исследования

•        Выдвижение гипотезы

•        Выбор методов исследования

•        Составление плана исследования

•        Сбор, обработка информации

•        Анализ и обобщение полученных материалов

•        Подготовка отчёта исследования

•        Обсуждение итогов завершённой работы

- Итак:

Тема исследования: Паук.

Гипотеза: Паук – насекомое (не насекомое).

Методы исследования:

- Подумайте, посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых? (В учебнике, в другой книге, спросить у родителей или у учителей)

На доске вывешиваются методы исследования:

1. «Подумать самостоятельно»

2. «Понаблюдать»

3.  «Посмотреть в книгах»

 (На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану).

- Давайте сначала «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить, чем отличаются данные животные друг от друга?

Пчела –

Паук –

Муравей -

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбор, обработка информации

- Давайте разделимся на две группы и попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): паук – насекомое, паук  –не насекомое.

- Посмотрите на рисунки с изображением данных животных и охарактеризуйте тело каждого?

- Что далее будем сравнивать? (Количество ног)

(Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Характеристика тела».  Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные).

- Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Сколько?

- А что же у паука?

- У паука 8 ног.

- Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? (Количество ног).

- Каких же животных мы относим к насекомым?

- Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка и муравей. (Голова,  грудь, брюшко).

- Что ещё заметили на голове? (Дети замечают, что есть усики).

- Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос?  (Обращает детей к плану исследования), (Метод «Посмотреть в книгах»).

- Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать.

(Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии ).

Анализ и обобщение полученных материалов

- Посмотрите, нет ли среди материалов, которые мы собрали, лишнего, не относящегося к теме нашего исследования.  Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

Подготовка отчёта исследования

- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Защита сообщений

     Пауков часто путают с насекомыми. Но в отличие от насекомых, у них не шесть ног, а восемь. Почти все они хищники. А чтобы поймать свою добычу, паук плетет красивую сеть, нити которой липкие. Любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей хозяина.  

Обсуждение итогов завершённой работы

7.Итог урока. Рефлексия.

Цель: сопоставление поставленных задач и достигнутого результата.

-Что узнали на уроке?

-Над чем работали.

-Что понравилось?

-Где были затруднения?

Давайте подарим нашим насекомым корзину с цветами. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один.

Красный цветок – работал быстро, правильно, самостоятельно, активно, узнал много нового, интересного.

Желтый цветок –работал  правильно, но с помощью других.

Голубой цветок  –работал плохо, ничего нового не узнал.

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают все моменты урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру (3 класс).Тема "Разнообразие животных"

Этот конспект разработан  для ознакомления учащихся 3-го класса с новой классификацией животных и  групповыми признаками животных....

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"

Конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс "Разнообразие растений"...

Конспект открытого урока по окружающему миру 4 класс.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе по учебнику "Окружающий мир" (интегрированный курс) УМК "Гармония". Тема: " Как Московская Русь стала Российской Империей. Пётр Великий"....

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."

Конспект открытого урока по окружающему миру. 1 класс. Школа России. "Почему нужно есть много овощей и фруктов."...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК "Школа России")

Открытое занятие по окружающему миру "Что такое экономика?" (2 класс "УМК "Школа России")...

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)

Конспект открытого урока по окружающему миру 2 класс (УМК Школа России)...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....