программа по окр.миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 1 класса разработана на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 (с изменениями и дополнениями);
- Образовательной программы школы;
- Учебного плана школы;
- Годового календарного графика на текущий учебный год;
- Рабочей программы под редакцией Плешакова А.А. (Концепция и программы для начальных классов УМК « Школа России» М.: Просвещение).
Цели изучения курса:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону,
в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Приоритетные формы и методы работы с классом: беседа, рассказ, мини-исследование, наблюдение, проектная деятельность урок-путешествие, урок-игра; коллективная, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Приоритетные виды и формы контроля: текущий контроль--проверочная работа, защита проектных работ, комплексная работа.
Планируемые результаты.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину);
- различать флаг и герб России;
- узнавать некоторые достопримечательности столицы;
- называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи;
- различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия);
- различать овощи и фрукты;
- определять с помощью атласа-определителя растения и животных;
- сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; сравнивать реку и море;
- использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
- находить на глобусе холодные и жаркие районы;
- различать животных холодных и жарких районов;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить времена года и месяцы;
- называть дни недели и времена года в правильной последовательности;
- перечислять цвета радуги в правильной последовательности;
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого;
- проводить опыты с водой, снегом и льдом;
- описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку);
- изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны;
- находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире;
- объяснять причины возникновения дождя и ветра;
- ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка;
- мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц;
- раздельно собирать мусор в быту;
- соблюдать правила поведения в природе;
- правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки;
- подбирать одежду для разных случаев;
- правильно обращаться с электричеством и электроприборами;
- правильно переходить улицу;
- соблюдать правила безопасной езды на велосипеде;
- различать виды транспорта;
- соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
- понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
- анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
- первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми; правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Обучающийся получит возможность сформировать:
- представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу;
- представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов);
- представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным;
- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России.
Содержание курса
Количество часов-66 (2 раза в неделю).
№ | Название темы (раздела) | Количество часов |
1 | Введение | 1ч |
2 | Что и Кто? | 20 ч |
3 | Как, откуда и куда? | 12 ч |
4 | Где и когда? | 11 ч |
5 | Почему и зачем? | 22ч |
Рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ (4 )
Введение 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на по¬ляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? 20 ч.
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч.
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч.
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч.
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово?
Название раздела, | Количество часов | Виды деятельности |
Введение | (1 ч) | Знакомство с учебником и учебными пособиями. |
Что и кто? | (20 ч) | правильно называть родную страну, столицу, родное село (малую родину); различать флаг и герб России; сравнивать растения, животных, относить их к определенным группам; использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; узнавать некоторые достопримечательности столицы, родного края; сохранять учебную задачу урока; планировать свое высказывание, свои действия; извлекать информацию из разных источников; защищать свой проект |
Как, откуда и куда? | (12 ч) | называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; проводить опыты с водой, снегом и льдом; самостоятельно проводить несложные опыты и наблюдения за объектами природы; мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; применять в повседневной жизни, полученные на уроках знания; работать в паре, группе; |
Где и когда | (11 ч) | называть дни недели и времена года в правильной последовательности; соотносить времена года и месяцы; находить на глобусе холодные и жаркие районы; правильно подбирать одежду для разных случаев; сохранять учебную задачу урока; выслушивать мнения других |
Почему и зачем? | (22 ч) | объяснять причины возникновения дождя и ветра; перечислять цвета радуги в правильной последовательности; ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; правильно готовиться ко сну, чистить зубы, мыть руки; правильно переходить улицу; правильно обращаться с электроприборами сохранять учебную задачу урока; планировать свое высказывание, свои действия; применять в повседневной жизни, полученные на уроках знания; извлекать информацию из разных источников; защищать свой проект; слушать выступления других |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата проведения | Тема | Количество часов | |
по плану | по факту | |||
Введение (1 час) | ||||
1 | 4.09 | Задавайте вопросы! Знакомство с учебником | 1 | |
Что и кто? (20 ч) | ||||
2 | 6.09 | Что такое Родина? Экскурсия по селу | 1 | |
3 | 11.09 | Что мы знаем о народах России? | 1 | |
4 | 13.09 | Что мы знаем о Москве? | 1 | |
5 | 18.09 | Проект «Моя малая родина» | 1 | |
6 | 20.09 | Что у нас над головой? Целевая прогулка | 1 | |
7 | 25.09 | Что у нас под ногами? Целевая прогулка | 1 | |
8 | 27.09 | Что общего у разных растений? Целевая прогулка | 1 | |
9 | 2.10 | Что растет на подоконнике? | 1 | |
10 | 4.10 | Что растет на клумбе? | 1 | |
11 | 9.10 | Что это за листья? Целевая прогулка | 1 | |
12 | 11.10 | Что такое хвоинки? | 1 | |
13 | 16.10 | Кто такие насекомые? | 1 | |
14 | 18.10 | Кто такие рыбы? | 1 | |
15 | 23.10 | Кто такие птицы? | 1 | |
16 | 25.10 | Кто такие звери? | 1 | |
17 | 6.11 | Что окружает нас дома? | 1 | |
18 | 8.11 | Что умеет компьютер? | 1 | |
19 | 13.11 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | |
20 | 15.11 | На что похожа наша планета? | 1 | |
21 | 20.11 | Проверочная работа и презентация проекта «Моя малая родина» | 1 | |
Как, откуда и куда? (12 ч) | ||||
22 | 22.11 | Как живет семья? Проект «Моя семья» | 1 | |
23 | 27.11 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит | 1 | |
24 | 29.11 | Откуда в наш дом приходит электричество | 1 | |
25 | 4.12 | Как путешествует письмо? | 1 | |
26 | 6.12 | Куда текут реки? | 1 | |
27 | 11.12 | Откуда берутся снег и лед? | 1 | |
28 | 13.12 | Как живут растения? | 1 | |
29 | 18.12 | Как живут животные? | 1 | |
30 | 20.12 | Как зимой помочь птицам? | 1 | |
31 | 25.12 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | |
32 | 27.12 | Откуда в снежках грязь? | 1 | |
33 | 15.01 | Проверочная работа. Презентация проекта «Моя семья» | 1 | |
Где и когда (11 ч) | ||||
34 | 17.01 | Когда учиться интересно? | 1 | |
35 | 22.01 | Проект «Мой класс и моя школа» | 1 | |
36 | 24.01 | Когда придет суббота? | 1 | |
37 | 29.01 | Когда наступит лето? | 1 | |
38 | 31.01 | Где живут белые медведи? | 1 | |
39 | 5.02 | Где живут слоны? | 1 | |
40 | 7.02 | Где зимуют птицы? | 1 | |
41 | 19.02 | Когда появилась одежда? | 1 | |
42 | 21.02 | Когда изобрели велосипед? | 1 | |
43 | 26.02 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | |
44 | 28.02 | Проверочная работа. Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | |
Почему и зачем? (22 ч) | ||||
45 | 4.03 | Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? | 1 | |
46 | 6.03 | Почему Луна бывает разной? | 1 | |
47 | 11.03 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | |
48 | 13.03 | Почему звенит звонок? | 1 | |
49 | 18.03 | Почему радуга разноцветная? | 1 | |
50 | 20.03 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | |
51 | 1.04 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | |
52 | 3.04 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | |
53 | 8.04 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | |
54 | 10.04 | Зачем мы спим ночью? | 1 | |
55 | 15.04 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | |
56 | 17.04 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | |
57 | 22.04 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | |
58 | 24.04 | Зачем нужны автомобили? | 1 | |
59 | 29.04 | Зачем нужны поезда? | 1 | |
60 | 6.05 | Зачем строят корабли? | 1 | |
61 | 8.05 | Зачем строят самолеты? | ||
62 | 13.05 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
63 | 15.05 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | |
64 | 20.05 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | |
65 | 21.05 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | |
66 | 22.05 | Проверка знаний по теме «Почему и зачем» | 1 |
Приложение №1
Средства контроля
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | 18.09-20.11 | Проект «Моя малая Родина» | 1 |
2 | 20.11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 |
3 | 22.11-15.01 | Проект «Моя семья» | 1 |
4 | 15.01 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда» | 1 |
5 | 22.01-28.02 | Проект «Мой класс. Моя школа» | 1 |
6 | 28.02 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда? | 1 |
7 | 03.04-22.05 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 |
8 | 22.05 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова Разработчик программы: Смородинова Елена Эдуардовна, учитель начальных классов МОУ гимназии №1 города Комсомольска - на - Амуре Хабаровского края
Рабочая программа разработана в соответствии с новыми стандартам и предусматривает формирование УУд в условиях реализации ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...