Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему
Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okm_4_klasso.doc | 42 КБ |
gotovaya_prezentatsiya.ppt | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема раздела: «Родной край – часть большой страны»
Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.
Планируемые результаты образования.
Предметные: научиться работать с учебником, картами; получить представления о водоемах РТ; о значении воды для здоровья и жизни человека.
Метапредметные
Познавательные: научиться добывать новые знания: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация учащихся и учителя, карта); применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение; строить рассуждения.
Регулятивные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, использовать учебник при работе по предложенному плану.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные: осознать красоту родного края, значимость полученных знаний о воде.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Материально-техническое обеспечение урока: учебник по окружающему миру (Мир вокруг нас. 4 класс. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1. – М.: Просвещение, 2009. — 154-158; физическая карта России, Республики Татарстан; тест «Поверхность нашего края»; презентация «Водоёмы нашего края и их охрана»; презентация по защите проекта; раздаточный материал: физическая карта Республики Татарстан; схема «Составные части реки»; компьютер; мультимедийный проектор
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. А что значит слово Родина для вас? (Россия, Республика Татарстан, город Казань, наше село.)
Учитель: Какой раздел мы начали изучать? («Родной край – часть большой страны»)
II. Этап мотивации.
Учитель: На прошлом уроке мы изучали поверхность нашего края. О чем будем говорить сегодня, узнаете из загадки.
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река.)
Учитель: Река, Пруд, продолжайте болото, озеро, канал, океан, водохранилище.)
Учитель: Наверное, вы догадались и сами можете назвать тему нашего урока.(Водоемы нашего края.)
Учитель: Что бы вы хотели узнать изучая эту тему?
Сегодня мы познакомимся с водоемами нашего края, о некоторых расскажем подробнее, расскажем, какое значение имеют водоемы в жизни, затронем вопросы охраны водоемов, правилами поведения на воде.
IV. Этап актуализации и пробного учебного действия.
1) Составление таблицы классификации водоёмов.
Учитель: Найдите лишние слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, канал, водохранилище, море, ручей, плотина, равнина.
Оставшиеся слова разделите на группы по происхождению. (если что дать сравнить море и водохранилище)
Учитель: Какие водоёмы называют естественными? (Естественные – водоемы, созданные природой.)
Учитель: Какие водоёмы называют искусственными? (Искусственные - водоемы, созданные человеком)
Учитель: Назовите искусственные водоемы. А для каких целей люди создают водоемы?
2) Составление схемы составных частей реки.
Учитель: Давайте вспомним составные части реки. У вас на столе схема реки, укажите на схеме её составные части. С помощью красной стрелки покажите направление реки. (Взаимопроверка по слайду.)
Учитель: Проверьте правильность выполненной работы своего соседа по экрану. Как называется начало реки? (Начало реки — исток.)
Учитель: Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море?(Устье.)
Учитель: Что такое приток? (Река, которая впадает в другую реку.)
Учитель: Как определить правый, левый приток? (Надо встать по направлению течения, справа будет правый приток, слева – левый приток.)
Учитель: А какие водоемы Республики Татарстан вы знаете? Назовите водоемы нашей республики. (Волга, Кама, Вятка, Белая, Казанка, Озеро Кабан, Лебяжье, Раифское, Куйбышевское, Нижнекамское водохранилища…)
3) Рассказ учителя и показ на демонстрационной карте Республики Татарстан.
Учитель: Татарстан находится на месте слияния 2-х крупных рек Европы – Волги и Камы. Они, а также два притока реки Кама – Белая и Вятка являются главными реками республики. В республике имеется 4 водохранилища, крупнейшие из них – Нижнекамское и Куйбышевское. На территории РТ насчитывается около 7 тыс. озер.
Кроме того по территории РТ течет около 500 мелких рек длиной не менее 10 км. Сейчас мы их найдем по карте. Напомним, что показывать реку надо от истока к устью! (Работа по карте: учитель показывает на демонстрационной карте, учащиеся работают по индивидуальным картам.)
Учитель: Есть ли экологические проблемы у наших водоемов? (Загрязнение воды.)
Учитель: С чем это связано? (Заводы сливают грязную воду, сами люди загрязняют берега рек, случаются техногенные катастрофы.)
- А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с.146 – 147).
- Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)
VI. Этап включения в систему знаний и закрепления с проговариванием во внешней речи.
Послушайте стихотворение.
Течет река … Течет река …
Поит поля и города,
Несет и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Словами – ах! – не передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне!
- о чем говорится в этом шуточном стихотворении (о роли реки). Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?
Значение водоемов
дом для растений и животных
место отдыха
вода для питья
вода для хозяйственных нужд
«свободный путь» (перевозка грузов)
Давайте сравним ваши ответы с 146 читать
- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?
1. Значение водоемов и их охрана. Рабочая тетрадь с. 69 задание № 2, учебник с. 155 1,2 абзац прочитать и рассказать о значении водоемов и их охране.
2. Экологические проблемы. Учебник с. 155-156 прочитать, рабочая тетрадь с. 70 № 3. Рассказать об экологических проблемах.
3. Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? Составить устное обращение к своим сверстникам, призывающее бережно относиться к водным богатствам. (Можно воспользоваться текстом учебника на с. 155-156.)
VII. Рефлексия.
Дополните предложения:
Меня удивило на уроке?
Я узнал (-а) впервые?
Меня беспокоит?
Меня волнует (не волнует) будущее моего края, потому что…
VIII. Оценивание
IX. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Заполнить вторую таблицу «Описание водоема», написать письмо-обращение к будущим поколениям с призывом охранять водоемы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (1 вариант)
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....
Конспект урока по окружающему миру.Тема: Полезные ископаемые нашего края (В гостях у Хозяйки Медной горы)
Конспект урока по окружающему миру...
урок по окружающему миру по теме водоемы
окружающий мир 4 класс умк перспектива...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Экономика родного края (наши проекты)" 3 класс "Школа России"
"Экономика родного края (наши проекты)"...
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс
тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом
Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....
Презентация к уроку окружающего мира по теме :"Поверхность нашего края"
Вам представлена презентация по окружающему миру для 4 класса...