Урок по окружающему миру на тему: "Водоемы нашего края", 4 класс
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Малкина Надежда Анатольевна

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okm_4_klasso.doc42 КБ
Office presentation icon gotovaya_prezentatsiya.ppt2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Родной край – часть большой страны»

Цель урока: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научиться работать с учебником, картами; получить представления о водоемах РТ; о значении воды для здоровья и жизни человека.

Метапредметные

Познавательные: научиться добывать новые знания: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация учащихся и учителя, карта); применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение; строить рассуждения.

Регулятивные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные: осознать красоту родного края, значимость полученных знаний о воде.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Материально-техническое обеспечение урока: учебник по окружающему миру (Мир вокруг нас. 4 класс. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1. – М.: Просвещение, 2009. — 154-158; физическая карта России, Республики Татарстан; тест «Поверхность нашего края»; презентация «Водоёмы нашего края и их охрана»; презентация по защите проекта; раздаточный материал:          физическая карта Республики Татарстан; схема «Составные части реки»; компьютер; мультимедийный проектор

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. А что значит слово Родина для вас? (Россия, Республика Татарстан, город Казань, наше село.)

Учитель: Какой раздел мы начали изучать? («Родной край – часть большой страны»)

II. Этап мотивации.

Учитель: На прошлом уроке мы изучали поверхность нашего края. О чем будем говорить сегодня, узнаете из загадки.

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (Река.)

Учитель: Река, Пруд,   продолжайте  болото, озеро, канал, океан, водохранилище.)

Учитель: Наверное, вы догадались и сами можете назвать тему нашего урока.(Водоемы нашего края.)

Учитель: Что бы вы хотели узнать изучая эту тему?

Сегодня мы познакомимся с водоемами нашего края, о некоторых расскажем подробнее, расскажем, какое значение имеют водоемы в жизни, затронем вопросы охраны водоемов, правилами поведения на воде.

IV. Этап актуализации и пробного учебного действия.

1) Составление таблицы классификации водоёмов.

Учитель: Найдите лишние слова: овраг, океан, озеро, склон, река, пруд, канал, водохранилище, море, ручей, плотина, равнина.

Оставшиеся слова разделите на группы по происхождению. (если что дать сравнить море и водохранилище)

Учитель: Какие водоёмы называют естественными? (Естественные – водоемы, созданные природой.)

Учитель: Какие водоёмы называют искусственными? (Искусственные -  водоемы, созданные человеком)

Учитель: Назовите искусственные водоемы.  А для каких целей люди создают водоемы?

2) Составление схемы составных частей реки.

Учитель: Давайте вспомним составные части реки. У вас на столе схема реки, укажите на схеме её составные части. С помощью красной стрелки покажите направление реки. (Взаимопроверка по слайду.)

Учитель: Проверьте правильность выполненной работы своего соседа по экрану. Как называется начало реки? (Начало реки — исток.)

Учитель: Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море?(Устье.)

Учитель: Что такое приток? (Река, которая впадает в другую реку.)

Учитель: Как определить правый, левый приток? (Надо встать по направлению течения, справа будет правый приток, слева – левый приток.)

Учитель: А какие водоемы Республики Татарстан вы знаете? Назовите водоемы нашей республики. (Волга, Кама, Вятка, Белая, Казанка, Озеро Кабан, Лебяжье, Раифское, Куйбышевское, Нижнекамское водохранилища…)

3) Рассказ учителя и показ на демонстрационной карте Республики Татарстан.

Учитель: Татарстан находится на месте слияния 2-х крупных рек Европы – Волги и Камы. Они, а также два притока реки Кама – Белая и Вятка являются главными реками республики. В республике имеется 4 водохранилища, крупнейшие из них – Нижнекамское и Куйбышевское. На территории РТ насчитывается около 7 тыс. озер.

Кроме того по территории РТ течет около 500 мелких рек длиной не менее 10 км. Сейчас мы их найдем по карте. Напомним, что показывать реку надо от истока к устью! (Работа по карте: учитель показывает на демонстрационной карте, учащиеся работают по индивидуальным картам.)

Учитель: Есть ли экологические проблемы у наших водоемов? (Загрязнение воды.)

Учитель: С чем это связано? (Заводы сливают грязную воду, сами люди загрязняют берега рек случаются техногенные катастрофы.)

- А вы знаете, как себя правильно вести у водоема? Прочитайте об этом в учебнике (с.146 – 147).

- Как взрослые и дети должны охранять водоем? (Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт. Нельзя бросать мусор в воду и оставлять мусор на берегу. Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.)

VI. Этап включения в систему знаний и закрепления с проговариванием во внешней речи.

Послушайте стихотворение.

Течет река … Течет река …

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне…

Ты хороша, река, весной,

И осенью, и в летний зной!

Купанье! Что за благодать!

Словами – ах! – не передать!

Приятней плыть в живой волне.

Все дети счастливы вполне!

- о чем говорится в этом шуточном стихотворении (о роли реки). Так какое же назначение имеют водоемы в природе и в жизни человека?

Значение                 водоемов 

дом для растений и животных

место отдыха                            

вода для питья

вода для хозяйственных нужд

 «свободный путь» (перевозка грузов)

Давайте сравним ваши ответы с 146 читать

- Без воды жить на Земле невозможно. Вода нужна не только для бытовых нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не сможет работать ни один завод. Человеку, животным, растениям – всем нужна вода! К сожалению, чистой воды становится все меньше и меньше. А виноваты в этом сами люди, которые загрязняют водоемы, неэкономно используют их, вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению рек. Некоторые промышленные предприятия спускают в реки отходы с химическими веществами. Как это может отразиться на рыбных богатствах?

1. Значение водоемов и их охрана. Рабочая тетрадь с. 69 задание № 2, учебник с. 155 1,2 абзац прочитать и рассказать о значении водоемов и их охране.

2. Экологические проблемы. Учебник с. 155-156 прочитать, рабочая тетрадь с. 70 № 3. Рассказать об экологических проблемах.

3. Как взрослые и школьники должны охранять водоемы? Составить устное обращение к своим сверстникам, призывающее бережно относиться к водным богатствам. (Можно воспользоваться текстом учебника на с. 155-156.)

VII. Рефлексия.

Дополните предложения:

Меня удивило на уроке?

Я узнал (-а) впервые?

Меня беспокоит?

Меня волнует (не волнует) будущее моего края, потому что…

VIII. Оценивание

IX. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Заполнить вторую таблицу «Описание водоема», написать письмо-обращение к будущим поколениям с призывом охранять водоемы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Поверхность нашего края" (1 вариант)

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Поверхность нашего края". Программа "Школа России" 4 класс....

урок по окружающему миру по теме водоемы

окружающий мир 4 класс умк перспектива...

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс

тест к уроку окружающего мира по теме "Водоемы нашего края" 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Презентация к уроку окружающего мира по теме :"Поверхность нашего края"

Вам представлена презентация по окружающему миру для 4 класса...