Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс по теме "Наши пернатые друзья"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Павлюченко Галина Анатольевна

Целью  урока: определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_pernatye_druzya.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Администрации Молчановского района

   Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

« Сарафановская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока 

окружающий мир

«Наши пернатые друзья»

                                                                           Автор: Павлюченко Галина Анатольевна

                                                   учитель начальных классов

                                                         МБОУ «Сарафановская» СОШ

                                          Молчановского района

                               Томской области.

2017-2018 учебный год

«Наши пернатые друзья»

3 класс

         Цель:  Определить отличия птиц родного края по месту обитания, способам питания.

         Задачи:

     познавательные : формулировать проблему - почему одни птицы улетают, а другие  остаются, анализировать информацию, наблюдать.

    регулятивные: планировать свою деятельность и целенаправленно её осуществлять, сотрудничать с другими детьми, учителем, оформлять результаты деятельности (в виде макетов, моделей, иллюстраций, таблиц);

    коммуникативные: умение вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, строить монологические высказывания, делиться информацией, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

    личностные качества:  развитие самостоятельности, ответственности, обеспечение ситуации эмоциональных переживаний.  

        Оборудование:

    Карточки (группы животных).
 
 Карточки с названием (зерноядные, насекомоядные, всеядные).

    Иллюстрации птиц (синицы, клеста, вороны, дятла, снегиря, воробья,  сороки,  уток, скворца, ласточки, журавля).

    Маски птиц.      

    Фонограмма (голос учителя, звучит стихотворение)

    Интерактивная доска

Ход урока:

     Вступление.

    Прослушайте запись, постарайтесь запомнить о каких птицах идет речь, чем они   питаются.

1. Звучит фонограмма:

В тайге сегодня много птиц,

Поют, звенят в чащобах.

Вот стайка желтеньких синиц

С семян снимает пробу.

Тут клест-большой специалист

По добыванью семечек.

То скачет вверх, то скачет вниз

Семья пугливых пеночек.

Кедровка шишки все лущит-

Ей нравятся орешки.        

                                                Сосновка на сосне шуршит

 В необычайной спешке.

         Хлопочут птицы средь хвои,

Роняют шишки новые.

И там, где падают они,

    Встают стволы кедровые.

 Поднимется под облака

   Стволов зеленых племя -

      И будет вечно жить тайга,

         Роняя наземь семя.

     Ребята отвечают, дополняя друг друга.

  1. Учитель.    

       - На предыдущих уроках мы с вами говорили о жизни животных. Давайте вспомним, какие группы животных вы знаете.                                   Слайд 1

Животные

                                                                                                   птицы      звери

                                              земноводные

Насекомые            рыбы                                      пресмыкающиеся

                                                                                                                   

        - Кто может назвать главный отличительный признак всех птиц? (тело покрыто перьями).

        И хотя птиц меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много (примерно 9000 видов)

        Есть птицы очень большие, величиной до двух метров, а есть совсем крошечные - не больше бабочки, весом несколько граммов.

        Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не умеют летать.

       Птицы живут в разных местах - в лесах, горах, на берегах морей. Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищники, которые поедают не только других птиц, но и зверей. А есть такие,  которые едят растительную пищу.

       -Кто догадался, о каких птицах мы будем говорить сегодня на уроке?  Дети высказывают свое мнение.

       Мы будем вести разговор о птицах нашего родного края.

      3.   -  Я вам предлагаю для разминки отгадать загадки, а вы постарайтесь не только их разгадать, но и догадаться, что у этих птиц общее.

  • Черный жилет, красный берет,

                            Нос, как топор, хвост, как упор (дятел)

  • Днем слепая, ночью зрячая.

                            Мышей ловит, а не кот (сова)

  •  Окраской сероватая, повадкой вороватая

                             Крикунья хрипловатая, известная персона,

                             Это же….(ворона)

  • Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

                            Птица говорливая, самая болтливая (сорока)

  • В серой шубке перовой

                            И в морозы он герой

                            Скачет, на лету резвится

                            Не орел, а все же птица (воробей)  

       - Итак, ребята, что для этих птиц общее?                                                        (никуда не улетают, круглый год живут у нас)

      -  Как называются птицы, которые, остаются зимовать? (зимующие,   оседлые).    Почему они остаются зимовать? Ответы детей.

   4.   - Сейчас мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Тихо,      Лес как-будто спит. Но:

                                Зимний лес не спит, а дремлет,

                                Серебром унизан весь.

                                Не покинув эту землю,

                                Много птиц осталось здесь.

                                Кто там ловко и упорно

                                Лазит острым клювом вниз?

                                Это поползень проворный

                                Перед стайкою синиц.                                                                      

      Сегодня познакомимся с некоторыми из зимующих птиц.      К зиме птицы распушивают свое оперение, пуховая оболочка его утолщается, делается почти непроницаемой для внешнего холода, даже в сильные морозы, сохраняя температуру тела (42-45 град.)

Поэтому в зимнее время опасен для птиц недостаток пищи.

    -  Остаются у нас зимовать только те птицы, которые могут отыскать себе пищу: ягоды, семена деревьев, кустарников и высоких трав. Для поддержания температуры птицам все время нужна пища.

      Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг.

Как называются такие птицы?     (перелетные)

6.   Задание. Найти (на столах картинки с изображением птиц, дети выбирают и наклеивают на доске).

1 группа -----------перелетные   2 группа --------------зимующие.

                                                                                                    Слайд 2 

Проверяем.

Учитель. 

       - Что гонит с насиженных мест птиц?

       - Да, и зимующие птицы мигрируют ближе к жилью человека. (Птицы улетают, т.к. нет пищи, а зимующим легче прокормиться возле человека).

      - Как вы думаете по способу питания на какие группы можно разделить птиц?   (Зерноядные, насекомоядные, всеядные)

       По способу питания птицы делятся условно: (карточки наклеиваются на доску в виде таблицы)                                                                            Слайд 3

1 группа                                          2 группа                           3 группа

                                                                                                               

зерноядные

насекомоядные

всеядные



7.  Работа в группах.

    Приведите примеры (дети приводят примеры, наклеивают рисунки птиц)

воробей                             синицы                                         ворона

свиристель                        дятел                                            сорока  

снегирь                                                                                                          

Учитель.

- Сейчас после теплых, солнечных дней, вдруг наступает сильный холод и   выпадает снег. В эти дни птицы сильно голодают, т.к. снег закрывает семена

растений, а насекомые от холода снова прячутся. В такое время много птиц погибает, поэтому и весной в холодную погоду птиц надо подкармливать.

Задание: «Гости на кормушке». Дается меню: кто прилетит к вам на кормушку?

Наклеить гостей на кормушку:   (задание выполняют по группам  (девочки – 1 меню,  мальчики – 2 меню,  листы наклеивают на доску)

Меню №1                                                          Меню №2

Семена подсолнечника                                   кедровые орешки

Сало                                                                  семена ели

Рябина                                                              хлебные крошки

Ученик  (в это время читает стихотворение).

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

                                             Сколько гибнет  их - не счесть,

        Видеть тяжело,

        А ведь в нашем сердце есть

        И для птиц тепло.

         Приучите птиц в мороз

         К своему окну,

         Чтоб без песен не пришлось         Вам встречать весну!

    8.   Игра «Найди свое гнездо»     Физминутка         (дети в масках птиц)

     Ставят стулья, звучит музыка, музыка выключается, ребята занимают стулья. Затем стул убирается и т.д.

 Учитель.

       - Отгадайте, можно ли зимой найти гнездо птицы? ( Да, это гнездо клеста)

Дети в словаре находят толкование слова «клест»

Название птицы «клест» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать стискивать» Клюв у этой птицы загнут крест  на крест, он как будто сжат, сдавлен.  Иллюстрация клеста.                                                                   Слайд 4

Учитель.

        - Может ли человек повлиять на жизнь птиц?

        -  Как человек влияет на жизнь птиц?

 9.  Вместе с детьми составляется таблица.

Хорошо

Плохо

Подкормка

Кормушки

Скворечники

Сбор ягод

Пение птиц

Приносят радость, весну

Уничтожает редких птиц

Разорение гнезд

Неправильный сбор шишек

Вырубка леса

Свалки

Учитель.

     -  И пришлось человеку создать «Красную книгу», чтобы защитить птиц от себя исчезающих и вымирающих.

Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

Учитель.

     А теперь подведем итоги, если вы были внимательны, то легко ответите на вопросы викторины.

  1. Викторина.  Одной из учениц было дано задание  создать в компьютерном исполнении страницу устного журнала птиц родного края (зимующих и перелетных), она проверит результаты викторины.                                                                                                                                                                                                         Слайд 5                                                                       
  • Назовите 8-10 видов зимующих птиц? (синица, снегирь, дятел, воробей,    сорока,  свиристель, овсянка, клест, поползень, голубь)
  • Назовите перелетных птиц нашего края
  • Какие птицы ночуют в снегу? (тетерев, рябчик)
  • Пользу или вред приносят синицы? (пользу, уничтожают вредных  насекомых)
  • Какая птица наших мест высиживает птенцов зимой? (клест)
  • Почему ласточки, стрижи, мухоловки улетают? (они ловят насекомых в воздухе)
  • Назовите корма для подкормки птиц.

   11.    Подводятся  итоги  урока.

12.  Домашнее задание: найти в библиотеке сведения о птицах Томской области, занесенных в «Красную книгу» и написать небольшие рефераты.

                                                                     Литература:

  1. Борьба за выживание: Пер. с англ. –М.:КУбК, 1993.
  2. Давиденко И.В. Земля – твой дом. – М.: Недра, 1984
  3. Ердаков Л.Н.Особенности непрерывного экологического образования //№ 9 С.61.
  4. Реймерс Н.Ф. Азбука природы (микроэнциклопедия биосферы). –М.: Знание, 1980.
  5. Рянжин С.В. Экологический букварь. –СПБ.:Печатный двор, 1984.
  6. Развивающие игры на уроках окружающего мира //Начальная школа № 6. с.38..
  7. Экология. Познавательная энциклопедия. –М., АОЗТ «Кристина и Ко», 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру «Ты и твои друзья»

Формировать у учащихся понятия «друг», «дружба»,  формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием;  развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и пост...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Ты и твои друзья"

Разработка урока для 2-го класса по окружающему миру.Урок открытия новых знаний,построен в соответствии с ФГОС,в рамках системно-деятельностного подхода.Для достижения цели урока была использована тех...

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе на тему "Грибы"

Лебедева Полина Владиславовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы №235 им. Д.Д.Шостаковича методическая разработка урока по окружающему миру на тему во 2 классе на тему"Грибы"...