Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему "Вода, ее значение и свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Романова Мария Николаевна

Тема: «Использование культуроориентированной образовательной модели обучения в урочной и внеурочной деятельности».

Современное сознание понимает образование как процесс приобщения человека к культуре. Сегодня очевидно: образованный человек не только должен обладать массой знаний о мире и ориентироваться в информационных потоках, но и быть им. Для этой цели была разработана культурообразовательная образовательная модель, основу которой составляет освоение культурного наследия – мира вещей и понятий, вполне понятных и очевидных школьнику, доступных для рассмотрения, наблюдения, эксперимента. Цель проектирования подобных моделей – создание условий для личностного роста и развития субъектов образовательной деятельности в процессе взаимодействия с различными субъектами культурного наследия.

Отличие культуроориентированной модели от традиционной системы изучения того или иного объекта, понятия или вида деятельности заключается в том, что исследование выбранного в качестве системообразующего объекта культурного наследия становится отправной точкой для своеобразного «путешествия» в культурном пространстве.

Другое сущностное отличие – изменение методических подходов: методы и технологии ,нацеленные на «приобщение к культурному наследию», уступают место методам и технологиям, позволяющим «осваивать культурное наследие». Это предполагает дополнение внеаудиторным обучением.

Третье отличие связано с такой сущностной характеристикой культуроориентированной модели, как ее открытость – расширение границ образовательного пространства, привлечение потенциала разнообразных исторически сложившихся институтов культурного наследия.

Таким образом, культуроориентированная образовательная модель представляет собой педагогически выстроенную целостную систему освоения объекта (ов) культурного наследия, позволяющую осмыслить их в контексте культурных процессов, законов и явлений и реализуемую в открытом образовательном пространстве комплексом методик внеаудиторного образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Вода, ее значение и свойства"19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методические разработки

Тема: «Использование культуроориентированной образовательной модели обучения в урочной и внеурочной деятельности».

Современное сознание понимает образование как процесс приобщения человека к культуре. Сегодня очевидно: образованный человек не только должен обладать массой знаний о мире и ориентироваться в информационных потоках, но и быть им. Для этой цели была разработана культурообразовательная образовательная модель, основу которой составляет освоение культурного наследия – мира вещей и понятий, вполне понятных и очевидных школьнику, доступных для рассмотрения, наблюдения, эксперимента. Цель проектирования подобных моделей – создание условий для личностного роста и развития субъектов образовательной деятельности в процессе взаимодействия с различными субъектами культурного наследия.

Отличие культуроориентированной модели от традиционной системы изучения того или иного объекта, понятия или вида деятельности заключается в том, что исследование выбранного в качестве системообразующего объекта культурного наследия становится отправной точкой для своеобразного «путешествия» в культурном пространстве.

Другое сущностное отличие – изменение методических подходов: методы и технологии ,нацеленные на «приобщение к культурному наследию», уступают место методам и технологиям, позволяющим «осваивать культурное наследие». Это предполагает дополнение внеаудиторным обучением.

Третье отличие связано с такой сущностной характеристикой культуроориентированной модели, как ее открытость – расширение границ образовательного пространства, привлечение потенциала разнообразных исторически сложившихся институтов культурного наследия.

Таким образом, культуроориентированная образовательная модель представляет собой педагогически выстроенную целостную систему освоения объекта (ов) культурного наследия, позволяющую осмыслить их в контексте культурных процессов, законов и явлений и реализуемую в открытом образовательном пространстве комплексом методик внеаудиторного образования.

Проектирование подобных культуроориентированных моделей предполагает реализацию нескольких последовательных шагов:

  1. Выбор системообразующего элемента
  2. Разработка структуры исследования культурного объекта
  3. Выбор объектов для исследовательской деятельности
  4. Проектирование деятельности учащихся
  5. Определение инструмента реализации культуроориентированной образовательной модели

Модельное занятие на тему: «Вода, ее значение и свойства»

Тип урока: закрепление

Цель:

1. Обучающие

- Систематизировать знания, полученные в ходе исследовательской деятельности детей

- Развивать исследовательскую деятельность детей

2. Развивающие

- Развивать умение получать информацию из различных источников.

- Развивать умения работать в группах.

- Развитие умений анализа, синтеза. Умение делать выводы.

3. Воспитательные

- Воспитывать экологическое мышление.

- Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, слушать собеседника, докладчика.

Задачи:

– Расширение представления об окружающем мире с помощью культуроориентированной модели обучения

 – Развитие устных и письменных речевых умений;

–  Развитие самоконтроля учащихся

– Развитие умения работать с различными источниками информации

– Развивать наблюдательность, любознательность, память, логическое мышление

Для достижения поставленных целей и задач были использованы следующие методы:

– Метод проектной деятельности

– Анализ и синтез информации

– Использование ИКТ

– Групповой контроль

Формы работы:

– групповая

– фронтальная

Ход урока

I. Дети поделены на 4 группы по 6 человек. У каждой группы на столе лежит облако с названием, лист текста информационный.

- В большой Тучке жила маленькая Капелька. Было у нее много подружек, которые постоянно куда-то улетали. Как Капелька не просила их рассказать, куда они путешествуют, всегда в ответ слышала, что они нужны на земле и что она скоро сама обо всем узнает. Однажды после таких слов Капелька заплакала и пошла к Тучке, в которой жила.

 - Тучка, все мои подружки куда-то улетают, расскажи куда.

 - Капелька, подожди, подрастешь, и сама отправишься в путешествие.

 - Тучка, я уже почти взрослая. Отпусти меня, пожалуйста, вместе с подружками.

Тучка ответила, что Капелька не может одна отправиться в путешествие. Тогда Капелька сбежала на землю, чтобы самой во всем разобраться.

Во время прочтения звучит музыка шума дождя

(На экране появляется изображение Капельки)

- И сегодня Капелька пришла к нам, чтобы вместе с нами отправиться в путешествие, как и ее подружки. Она знает, что вы собирали различную информацию о воде, поэтому просит у вас поддержки в этом путешествии.

- Как вы думаете, что нам поможет совершить путешествие и не потеряться?

(карта)

- О чем мы расскажем нашей гостье, что вы хотите рассказать ей о том, зачем нужны капельки, вода? Какие острова мы посетим?

Дети по очереди от каждой команды подходят к доске, вывешивают карточку и озвучивают название.

-А а почему девочки-капельки говорили, что они помогают людям. Как нам помочь узнать Капельке? На какой остров нужно отправиться сначала?

        _____

Дети данной группы рассказывают основную информацию о воде, а также интересные факты про воду. Рассказ сопровождается изображениями, иллюстрирующими материал докладчиков.        

- Ну, а теперь мы можем проверить как Капелька, да и вы разобрались что такое вода. Я называю слово, а вы должны показать жестами относится это понятие к воде или нет.

«Воде – не вода!» Учитель называет слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – школьники должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.

 Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай и т.д. …лед.

Подведение итогов:

Под названием острова вывешиваются карточки с итогами.

- А чтобы ты не забыла, Капелька, ребята приготовили тебе вот это сообщение.

- О чем нам не рассказали подробно на этом острове? Где мы сможем подробно узнать про состояния воды?

II. Состояния воды

- Что же ждет нас на этом острове!

Дети рассказывают о том, что вода в природе встречается в трех состояниях. Рассказ сопровождается слайдами.

- Поможем Капельке, да и вам тоже проверить, как вы разобрались с тем, в каких состояниях бывает вода. Сможете отличить, где какое состояние?

Ребята  подготовили для вас задание, которое лежит у вас на столах. Нужно определить где какое состояние воды.

«Определи что?» На экране появляется изображение с заданием. Проверка результатов.

После этого подводятся итоги посещения острова.

- В каких состояниях встречается вода в природе?

- Молодцы! В подарок за то, что мы справились с заданием, местные жители дарят нам вот такой рисунок. Как вы думаете, что здесь изображено?

- Где мы можем разобраться в этом? На каком острове?

III. Свойства воды

- Мы можем помочь разобраться в свойствах воды! (фраза ребенка со следующего острова)

Дети раздают материалы для экспериментов.

Дети рассказывают о свойствах воды, предлагая проделать опыты всем остальным. Те свойства, которые не проделаны опытным путем, иллюстрируются на экране. – Игра в молекулы.

Подводятся итоги - какими свойствами обладает вода.

IV.

- Вы знаете, ребята, пока мы с вами путешествовали, мне захотелось пить?

Учитель берет в руки стаканчик с водой, где растворяли мел. Начинает пить, но дети останавливают учителя.

- А почему я не могу выпить его?

- Мы приглашаем вас разобраться в этом на наш остров Экология воды. (фраза ребенка)

дети рассказывают о том, как загрязняется вода, почему она вредна и как предупреждают загрязнение вод. Рассказывают о том, что вода не всегда приносит пользу – наводнения, цунами.

Подводятся итоги.

 - Итак, ребята, мы совершили долгое путешествие. Почему же вода так важна для природы?

Подведение итогов урока, опираясь на подитоги на доске.

V.

- Как много материалов собралось после нашего путешествия у Капельки? Как вы думаете, как лучше собрать этот материал, чтобы ничего не забыть и ничего не потерять?

Дети должны предложить сделать рукописный журнал

- А теперь можно украсить эту работу, сделав обложку. Это вы сможете сделать в группе продленного дня.

- Капелька тоже хочет отблагодарить вас за вашу помощь. Она дарит вам пригласительные на ее день рождения. А когда у нее день рождения? (22 марта).

- Теперь у вас есть пригласительные, и вы можете подумать с какими подарками вы сможете прийти к нашей Капельке на праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Вода и ее свойства"

Разработка урока представлена в виде технологической карты....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Значение леса"

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Значение леса"...