Конспект урока окружающего мира 2 класс "Вода и ее свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Силаева Светлана Вячеславовна

Разработка урока представлена в виде технологической карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока    окружающего мира   во  2-а  классе

в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

УМК «Система Л.В.Занкова»

учителя начальных классов

БОУ г. Омска  «Средняя общеобразовательная школа №96»

Силаевой Светланы Вячеславовны

Тема урока:    «Вода и ее свойства».

Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа).

Место проведения: кабинет №107 БОУ «Средняя общеобразовательная школа №96»

Планируемые результаты:

личностные:

-формировать интерес к новому материалу и  стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах;

-способность к самоконтролю и самооценке;

-понимать чувства  других людей.

метапредметные:

регулятивные:

-уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;

-самостоятельно определять цель учебной деятельности;

-уметь планировать, т.е. определять последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников информации;

-проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц, схем, рисунков;

-самостоятельно делать выводы;

коммуникативные:

- формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга,  высказывать свою точку зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные:

-иметь  представление о воде и ее свойствах;

-использовать различные источники информации (учебник, тетради, инструкция,  видеозаписи) с целью поиска и извлечения нужной информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных и письменных высказываний;

-коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды из различных источников информации через практическую работу.

Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма );   различные источники информации (учебник, тетради, инструкция, тест, лист оценивания, критерии оценки, видеозаписи).

Межпредметные связи:  окружающий мир, литературное чтение, русский язык 

Место урока в разделе:   1 урок  по теме «Вода и ее свойства».

Оборудование:  интерактивная доска «Smart»,  компьютер, учебник, тетради, инструкция,  тест,  лист оценивания, критерии оценки, видеозаписи , презентация «Smart».  

Использованные источники и литература: 

1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для  2 кл.(2 часть) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для , 2кл. к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1-2 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

4.Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение 2010г

Этапы урока

Деятельность учителя

Цели  

Планируемые                        результаты

Виды деятельности учащихся

Оценка

Предметные

Личностные

Метапредметные

Обучаемый  научится

Обучаемый получит возможность научиться

1.Само-опреде-ление к деятель-ности

Диалог педагога, готовность к уроку.

-Какой  у нас  урок?

-Всё ли готово к уроку?

Проверьте.

Оцените вашу готовность к уроку на основе известных вам критериев.

Слайд № 1

Приложение №1

-Молодцы! Все готовы!

- А почему вы так сидите?

-А чему урок будет посвящен,  вы определите сами.

Включить учащихся  в учебную деятельность эмоционально настроить на урок.  

Формирование  самооценки готовности  ребенка к уроку

Предметная готовность (это урок литературного чтения)

Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

(настрой  и  готовность к уроку)

регулятивные:

-оценивать готовность к уроку на уровне  адекватной самооценки и самоконтроля (Я готов к уроку)

познавательные:

самостоятельно делать выводы

 Выполняют самооценку готовности к уроку по критериям:

- самостоятель-ность подготовки

-настрой  на урок окр.мира

Ведут диалог с учителем:

-Наверное, будем работать по группам.

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение

оцени-вать

готов-ность

 к предс

тоящей  деятель-ности

2 – 3 .Актуализация

знаний. Постановка учебной задачи.

-Ребята, сейчас вы будете работать по группам.  

Каждая группа выбирает себе задание.  Это кроссворд, разгадав который, вы подаете сигнал готовности.

- Какое ключевое слово получилось в каждой группе?

Проверим  

Слайд № 2

Оцените свою работу над кроссвордом на листах оценивания

-Как назвать эти понятия  одним словом?

- Внимание на экран.

(видеофильм )

- О чем пойдет речь на уроке? Что вы знаете о воде7

- Расскажите о её свойствах.

-  Что делать?

- Сформулируйте тему урока?

- Да, я с вами согласна, вы молодцы! Но более точно тема звучит так:  Вода и её свойства

Слайд № 3

- Исходя из темы определите цель урока:

Определить  свойства воды

Слайд № 4

-    Вам в помощь Инструкция от кота ученого

 (Приложение «Инструкция»).

- Какие источники информации вам могут помочь?

- Какие задачи мы должны поставить для достижения нашей цели?

Слайд № 5

1. воспользоваться   инструкцией, учебником, тетрадями   для определения свойств воды;

2. провести опыт, обсудить в группе новый материал  и выбрать главное; составить схему на доске

3. распределить в группе порядок представления материала и выбрать ответственных.

Актуализировать  

знания, для открытия новых знаний Создать   ситуацию для формулирования учебной задачи (проблемы познаватель-ной  цели,  темы  для изучения, действий): подвести детей к тому, что их знаний не хватает

Актуализировать  

знания, для открытия новых знаний Понимать, что их знаний  о сказках не хватает

Определять поля незнания

Делать выводы на основании видеозаписи

Ценностное отношение к умению определять и формулиро-вать проблему познаватель-ную цель,  тему для изучения, предполагать свои действия

Стремление к приобретению новых знаний.

коммуникативные

-формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

познавательные:

-самостоятельно делать выводы;

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определять задачи для ее достижения

уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;

- стремление к приобретению новых знаний;

регулятивные:

-уметь планировать, т.е. определять последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.

Распределяют обязанности  в группах, выбирают листы  и разгадывают

кроссворд, подают сигнал готовности

Ведут диалог с учителем:

- ключевое слово: снег, лёд. пар

Лопают шары на интерак-тивной доске, сравнивают слова.

Выполняют самооценку на листах оценивания.

- Это вода.

-о воде

- не знаем.

- узнать.

Формулируют  тему.

Формулируют  цель.

- учебник, тетради, инструкция, 

Формулируют  задачи.

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение опреде-лять

и формули

ровать

пробле-му,

познава-тельную цель,

 тему для

изуче-ния и  

своих

дейст-вий

4.

Открытие нового знания

Учитель организует работу в группах для поиска информации из перечисленных источников, проведению опытов, дает консультацию.

Создать ситуацию для решения поставленных задач.

-использовать различные источники информации (учебник, хрестоматия, тетради, инструкция) с целью поиска и извлечения нужной информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных и письменных высказываний и оформление в виде схемы.

- коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

-  ориентироваться в мире  популярной литературы .

Ценностное отношение к

приобретению новых знаний,

пониманию чувств других людей.

познавательные:

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников информации;

-выделять главное;

регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

коммуникативные

формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

Работают в группах по инструкции с источниками информации, проводят опыты, составляют схемы на доске.

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение

работать в

группах по инструкции с раз-

ными

источни-

ками

информа

ции

5. Первич-ное закре-пление.

Учитель предлагает каждой группе рассказать о результатах проделанной работы.

-Оцените работу всей вашей группы

- Проаргументируй, Cаша, почему выбрал зеленый жетон?

-А теперь оцените лично себя.

- Почему, Оля, довольна?

ФИЗМИНУТКА

«Море волнуется»

Создать ситуацию для представления  и

оценивания детьми

 результатов

своей

работы

-коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание

-доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

ориентироваться в мире  популярной литературы

Ценностное отношение к

умению

представ-

лять  и

оценивать

 результаты

своей

работы

способность к самоконт-ролю  и самооценке

коммуникативные

слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи.

регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

Рассказывают о результатах своей работы;

используя составленные схемы

Оценивают работу группы и лично себя с помощью жетонов, аргументируют.

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение

предста-влять  и

оцени-вать

результаты

своей

работы

6. Самос-тоятель-ная работа

- А сейчас я предлагаю проверить ваши знания, для этого вы самостоятельно выполните тест.

(учитель раздает каждому тест)

Тест

- А сейчас я предлагаю проверить ваши знания, для этого вы самостоятельно выполните тест.

(учитель раздает каждому тест)

(Приложение

«Тест»)

- А теперь сравните ваши ответы с образцом на доске и поставьте внизу общий балл, оценивая каждый правильный ответ в 1 балл.

Слайд № 6

  Оцените свой результат теста на основании следующих критериев

Слайд №

Организация самостоятельной работы и оценки владения новым знанием

Закрепление и применение ЗУН при выполнении теста

Ценностное отношение к

умению осуществ-лять

 самоконт-роль  и самооценку

регулятивные:

-осуществлять пошаговый  и итоговый контроль (самоконтроль);

Самостоятель-но выполняют тест.

Сравнивают  свои ответы с образцом на доске, ставят общий балл.

 

Оценивают себя  по критериям  на слайде с помощью жетона.

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение

выпол-нять и оцени-вать

резуль-таты

теста

7.

Повторе-ние

- Чтобы повторить все, что вы сегодня узнали, предлагаю каждой группе выполнить задание на интерактивной доске.

1 группа:

Собери свойства воды в стакан

Слайд № 8

2 группа

Отметь свойства воды

Диск №1

3 группа

Выбери свойства воды

Диск №2

- Давайте проверим, как группы справились с заданиями.

- Оцените   друг друга.

Создать условия для развития умений и навыков по применению новых знаний  включения их в систему знаний.

Использо-вать новые знания о сказках при выполнении заданий на интерактив-ной доске

Использо-вать новые знания при выполнении и составлении различных творческих заданий

Ценностное отношение к

возможности применять новые знания

при выполнении

различных заданий;

к умению осуществ-лять

 самоконт-роль  и самооценку

коммуникативные

слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

регулятивные:

-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

Выполняют задания на интерактивной доске

Проверяют выполнение заданий и оценивают друг друга.

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение

состав-лять творчес-кое

 задание  и оцени-вать

резуль-таты

друг друга

8. Рефлек-сия.

- Давайте вернемся к цели урока.  В чем она заключалась?

Слайд № 4

-Удалось ли  её достичь?

А теперь попробуем ответить на вопрос в начале урока.

Слайд № 2

Назовите свойства воды.

-Что получилось? А что нет?

-А в чем ценность этих знаний для вас лично?

-Оцените работу всей вашей группы за весь урок.  

-А теперь оцените лично себя и поставьте себе отметку на листах оценивания с помощью критериев на экране.

Слайд № 9

Молодцы! Вы сегодня очень плодотворно поработали!  

Домашнее задание: рабочая тетрадь: стр.22-23 № 56-59

Слайд № 10

Урок окончен.

Всем спасибо!

Создание условий для рефлексии, формирование системы ценностей (зачем ребенку нужны эти новые знания), оценивания работы группы и самооценки  за весь урок.

Ценностное отношение к

новым знаниям,  к умению осуществ-лять

 самоконт-роль  и самооценку

регулятивные:

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);

Вспоминают  цели урока.  анализируют  их достижение, определяют ценность новых знаний для себя лично,  оценивают работу всей группы за весь урок и лично себя.  

 

Оценоч-ное

сужде-ние

на умение

оцени-вать

результаты

своей

работы

за весь урок

Критерии оценок:

  - очень старались, работа выполнена правильно, очень довольны  результатом;

  - старались,  но есть еще над чем работать, не очень довольны результатом;

 -  не очень старались, не довольны  результатом.

                       Критерии отметок:

        5                        -       «5»

        1-2                     -       «4»

        3-5                     -       «3»

5                         -      «2»

Маршрутный лист оценивания

Разгадывание

кроссворда

Проведение опыта, обсуждение в группе,  выбор главного и распределение порядка выступления

Представление результатов своей работы

Результаты теста участников группы

Работа в течение всего урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...

Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода, её свойства и назначение"

Работа на уроке проводится в мини-группах по исследованию свойств воды....

Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 клаcc

Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....

Конспект урока окружающего мира «Как человек использует свойства воздуха».

Задачи:1)    сформировать понятие о воздухе и его свойствах;2)    развивать умение самостоятельно работать с источниками информации;осуществлять контроль,за своими ...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...