Тема урока окружающего мира: «Превращения и круговорот воды».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

ШМО учителей начальных классов

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Превращения воды. Круговорот воды в природе».

Учитель: Багаманова Раушан Ракитовна.

Класс:3А

Тема

«Превращения воды. Круговорот воды в природе».

Цели

 

Образовательная  (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе, как важнейшем   явлении в природе, связав его с состояниями воды.

Воспитательная Воспитывать у детей чувства ответственности в ходе выполнения задания индивидуального и группового. Воспитывать бережное отношение детей к воде.

Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД).  Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.

Планируемый результат

Предметные:

Знать три состояния воды.

Уметь рассказать о круговороте воды.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Доска, компьютер, карточки, тетрадь, учебник. Оборудование для практической работы: вода, спиртовка, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры.

Организация пространства

(фронтальная работа, работа в группах)

Оборудование:

Вода,спиртовка, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока,  учебник Плешакова А.А. и рабочая тетрадь к нему на печатной основе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu_krugovorot_vody_v_prirode.docx57.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока окружающего мира: «Превращения и круговорот воды».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологическая карта изучения темы «Превращения воды. Круговорот воды в природе».

Учитель: Багаманова Раушан Ракитовна.

Класс:3А

Тема

«Превращения воды. Круговорот воды в природе».

Цели

Образовательная  (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) познакомиться с круговоротом воды в природе, как важнейшем   явлении в природе, связав его с состояниями воды.

Воспитательная Воспитывать у детей чувства ответственности в ходе выполнения задания индивидуального и группового. Воспитывать бережное отношение детей к воде.

Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД).  Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.

Планируемый результат

Предметные:

Знать три состояния воды.

Уметь рассказать о круговороте воды.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Доска, компьютер, карточки, тетрадь, учебник. Оборудование для практической работы: вода, спиртовка, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры.

Организация пространства

(фронтальная работа, работа в группах)

Оборудование:

Вода,спиртовка, лед, стекло. Картон, клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока,  учебник Плешакова А.А. и рабочая тетрадь к нему на печатной основе.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

I. Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Цели:

Формирование умения оценить свою готовность.

-Здравствуйте дорогие исследователи. Да,  именно исследователями вы сегодня и будете.  

-Проверьте, все ли готовы к уроку?

- Закройте глаза и представьте, как вы хорошо можете работать. И скажите про себя «Я хочу много знать».

-Ребята, к нам в класс заглянуло солнышко  (картинка «солнышко»)

-Посмотрите на солнышко, какое оно лучистое и веселое.

Покажите, пожалуйста, а какое настроение у вас на уроке?

-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любыми трудностями и добиться хороших результатов. И мне очень приятно, что вы начинаете урок с хорошим настроением.

РегулятивныеУУД (формирование умения планировать, контролировать свою деятельность.)

Личностные УУД (социальные компетенции, личностные качества)

II. Мотивация к учебной деятельности (2  мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

- Вы ведь любите отгадывать загадки? Тогда это испытание для вас.

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан, я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода) (На доске слово вода)

Да , вода. Значит, то мы будем сегодня исследовать? Кто-нибудь догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

- Круговорот воды в природе.

- Сегодня на уроке мы будем исследовать  воду. Узнаем о ней что-то новое.

Коммуникативные УУД(излагать свое мнение, аргументировать его)

Личностные УУД (сформированность мотивации к обучению)

III. Постановка учебной задачи. Формулировка темы урока, постановка цели ( 2 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

- Вспомните загадку. Скажите, а почему автор говорит, что вода – это и туча, и туман, и ручей, и стекло?

-А почему, это происходит? (Автор так говорит про воду, потому что она бывает в разных состояниях. Вода, пар, лед. Это превращения воды.)

- Это верно, молодцы.

- Какова будет наша цель на уроке?

- Наша цель – узнать о превращениях воды в природе. (На доске)

Регулятивные(принимать и сохранять цель)

IV. Решение учебной задачи. Изучение нового ( 10 мин)

Цель:

- Актуализировать знания детей о состояниях воды.

- Формировать умение классифицировать объекты.  

V.Решение учебной задачи, опыт. ( 10 мин)

Цель:

формирование умения обобщать, делать вывод.

Физминутка

-Как вы думаете, от чего зависит различное состояние воды?

- От температуры.

- При какой температуре вода превращается в лед? Почему? (выслушиваются версии обучающихся, заостряется внимание на правильном ответе)

- 0 градусов

- Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (Зимой на реке, лед в холодильнике, лужи осенью замерзают и покрываются льдом, на окнах появляются узоры зимой, град, снег, сосульки и др.)

- Какие вы внимательные, молодцы. Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Когда кипит чайник. Туман.)

(Подготовленный обучающийся рассказывает о тумане) 

Вывод: вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

-Ребята, судьба выпавших капель различна. Куда она может попасть?( Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря и оттуда снова испаряются в воздух)

 -Проведем мокрой тряпкой по доске. И где же наша вода? Испарилась прямо у нас на глазах! Вот это чудеса…

Ребята, как настоящие исследователи, порассуждайте, что же такое водяной пар.

-   Вода испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

   В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озер, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.

-Перед вами лежит карточка с таблицей.

- Как расположены частицы воды в жидком, твердом и газообразном состоянии? (зарисуйте в таблице). Вспомните, тему разнообразие веществ и зарисуйте частицы в таблице. Посмотрите на доску и вспоминайте.

- В твердом  состоянии  частицы  расположены  очень близко, в жидком – подальше, а в газообразном – совсем далеко.

- А теперь вы предстанете в роли знатоков состояний воды, я буду загадывать загадки, а отгадки мы распределим в таблице. Каждый из вас выполняет самостоятельно.

-Молоко над рекою плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман)

-Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

-На дворе переполох,

С неба сыплется горох. (Град)

-Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

-Бел, как мел, с неба прилетел.

Зиму пролежал, в землю убежал. (Снег)

-Вечером родится,

Ночь живёт,

Утром умирает. (Роса)

-И не снег, и не лёд,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Состояния воды

Состояния воды

Твердое

Жидкое

Газообразное

Расположение частиц

Примеры

Град, лед, снег, иней.

Дождь, роса.

Туман

- Дополните таблицу своими примерами, проверьте работы в парах. А теперь сравните свои ответы с таблицей на доске. ( проверка по таблице на доске).    Покажите зеленый сигнал, если при выполнении вы не допустили ни одной ошибки.

- Молодцы! Вы справились с заданием . (сигнальные карточки)

- Покажите желтый сигнал, если вы допустили 1 – 2 ошибки. Вам нужно быть по внимательнее.

- А теперь пришло время настоящих исследований. Готовы? -Стекло какое ?

( Холодное)

Нагреваем воду до кипения.

-Чт мы видим? ( Видим на ней капли)

-Что призошло с каплями? (падают вниз).

-Как это объяснить? (Выслушиваются предположения обучающихся, подводится итог.)  А теперь попробуйте объяснить?

- Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капель падает вниз.

- Это мы посмотрели опыт в классе, а скажите, где эти процессы можем увидеть в жизни?

- Солнышко греет воду, она испаряется, поднимается в облака, потом идет дождь и вода снова попадает на землю.

- Это называется круговорот воды в природе.

- Проверим свои предположения, посмотрим фильм о круговороте воды (2 мин.).

- А теперь расскажите о круговороте по схеме в учебнике на странице 51 соседу по парте.(Обучающиеся объясняют схему круговорота воды в природе)

-Пришло время отдохнуть. Повторяйте движения.

Звучит песня «Дождя не боимся» из к/ф «Незнайка с нашего двора». Обучающиеся повторяют движения за учителем.

Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)

Познавательные (анализ информации, систематизация, классификация; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений)

Личностные УУД(готовность к саморазвитию)

Регулятивные УУД(работа с таблицей)

Познавательные УУД (связи и отношения между объектами и предметами;

Использование схемы)

Коммуникативные (готовность слушать собеседника, вести диалог; признавать существование различных точек зрения)

VI. Решение учебной задачи. Практическая работа

( 10 мин)

Цели:

-  организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;

- организовать творческую деятельность;

- умение действовать по плану.

- Ребята, я предлагаю вам поработать творчески. В каждой группе вам предстоит создать макет круговорота воды в природе. В помощь вам схема из учебника со страницы 56  и образец работы, но оформлять вы можете так, как захотите.

Составим план нашей работы:

1.Подготовить рабочее место.

2. Поставить цель работы.

3.Рассмотреть схему.

4. Выбрать материалы для работы.

5. Распределить обязанности в группе.

6. Выполнить работу.

 Вот какие путешествия проходит наша капелька.

Регулятивные (формирование умения планировать свою деятельность. Умение ставить цель.)

Познавательные УУД(создание моделей изучаемых объектов и процессов)

Коммуникативные(умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности).

VII. Обобщение усвоенного. Оценка. (5 мин)

Цель:

формирование умений обобщать знания, делать выводы, оценивать работу группы.

– Мы научились объяснять как происходит круговорот воды в природе, таким образом наша цель достигнута.

-В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и  снова в поход!  

- Изменяется ли количество воды на планете? (Нет, оно остается прежним)

-  Какие водоёмы и источники находятся в нашей местности?

-Что вы скажете об их экологическом состоянии?

-Почему необходимо беречь и охранять воду?

- О каких трех состояниях воды вы узнали? (жидкое, твердое и газообразное)

- Что вам показалось наиболее интересным? (Превращения воды, опыт, изготовление макета).

Ребята послушайте  интересно факты!

– Я для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.

•  Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

•  Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

•  Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.

– Каждый постарайтесь найти интересную информацию о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.

Коммуникативные УУД(умение презентовать работу, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности)

Регулятивные (оценка своей деятельности)

VIII. Итог занятий. Рефлексия учебной деятельности (5   мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Какую цель ставили? Достигли цели? (Наша цель – узнать о превращениях воды в природе)

- Какая тема урока была? ( Превращение и круговорот воды в природе?)

- Вы довольны собой, мои юные исследователи?

-На капельке отразить свои ощущения от урока.(слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако. (у каждого ученика  бумажная «капелька»)

- Как вы себя чувствуете?  

- Спасибо вам за прекрасную работу.

Регулятивные (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии)

Домашнее задание

- Дома вам предстоит сделать то, что вас заинтересует по теме «Состояния воды. Круговорот воды в природе». 1 вид задания – таблица.

Знал раньше

Узнал на уроке

Хочу узнать еще

 - Найти информацию о том, что будет в 3 колонке. Только помните, 3 колонка должна быть заполнена обязательно.

2 вид задания – сочинить сказку про путешествие капельки воды по свету.

Регулятивные УУД(поиск информации, работа с таблицей)

Коммуникативные УУД(составлять тексты в устной и письменной форме)

Личностные (взаимодействие с родителями)

Доклад учащегося «Что такое туман?».

– Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.

Туманы – обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они могут быть очень полезны людям.

Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

Вывод: вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Судьба выпавших капель различна. Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря и оттуда снова испаряются в воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Превращения и круговорот воды"

Презентация может быть использована на уроке в 3 классе, чтобы познакомить детей с 3 состояниями воды, с круговоротом воды, с важнейшей ролью в жизни всех живых организмов....

Урок окружающий мир "Превращения и круговорот воды в природе"

Во время изучения темы  учащиеся   проводят опыты, из которых  выводят свойства воды и определяют её состояние. В игровой форме, прослеживая путешествие "Капельки", знакомятся с кругово...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Технологическая карта урока окружающего мира «Превращения и круговорот воды» (УМК «Школа Росии», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о трёх состояниях и круговороте воды в природе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Уз...

Технологическая карта урока окружающего мира «Превращения и круговорот воды» (3 класс, УМК "Школа России")

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о круговороте воды в природе.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать и дополнять знания о превращениях воды;2. Формировать представления обучающихся о ...