Урок окружающий мир "Превращения и круговорот воды в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Во время изучения темы учащиеся проводят опыты, из которых выводят свойства воды и определяют её состояние. В игровой форме, прослеживая путешествие "Капельки", знакомятся с круговоротом воды в природе. Узнают интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_kl.docx | 41.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Превращения и круговорот воды в природе.
Цели: создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе; способствовать расширению кругозора учащихся; развитию памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности; содействовать воспитанию бережного отношения к водным ресурсам, любви к природе.
Планируемые результаты (УУД):
Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника; пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведёнными в учебной литературе.
Личностные: формировать уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;
проявлять широкий интерес к новому учебному материалу; формировать навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Коммуникативные: формирование умения договариваться, приходить к
общему решению; задавать вопросы.
Образовательные ресурсы: схема «Круговорот воды в природе»; картинки: «Вода», «Лед», «Пар», карточки с символикой и понятиями, с индивидуальными заданиями для учащихся;
Ход урока
- Самоопределение к деятельности.
- Приветствие
- Проверка готовности к уроку
- Актуализация знаний
1. Беседа
– Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.
– Что мы узнали о воде? (Ответы учащихся.)
– Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде. Прочитайте предложения и скажите, какие слова «спрятаны» в тексте:
Вода при нагревании... (расширяется), а при охлаждении... (сжимается). В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший... (растворитель). Воду можно очистить с помощью... (фильтра).
2.1 Индивидуальная работа по карточкам. Приложение 1
2. 2 Фронтальный опрос.
– Назовите свойства воды.
– Назовите состав воды.
– Какова роль воды в жизни организмов?
– Как можно очистить загрязненную воду?
IV. Постановка проблемной учебной задачи.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства воды. Откройте учебник на стр. 53. Прочитайте тему. Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды в природе». Как вы думаете о чем мы будем говорить на уроке? Какие поставим перед собой цели?
Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».
- Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)
– В каком состоянии бывает вода в природе? Приведите примеры. (Твёрдом, жидком, газообразном.)
– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.
– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки:
• На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)
• Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)
• Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)
• Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)
• Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
- А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)
– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.)
Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.
При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы:
испарение – вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара;
конденсация – водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние;
-Закрепим, прочитав рассказ в учебнике на стр.55
-Обратите внимание на молекулы. На каком расстоянии они находятся друг от друга в твердом, жидком состоянии.
V. Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.
- Вы не задумывались, почему вода никогда не заканчивается?
– Что будет со льдом если положить его на ладонь? (растает.)
- Рассмотри рисунок слева на стр.56.
– Какое вещество? (Вода.)
– В каком состоянии? (жидком)
- Если в колбу поместить лед и нагреть при помощи горелки, что будет.
– Какой процесс произойдёт? (Таяние, превращение из твердого состояния в жидкое.)
– Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (При 100 градусах начнется процесс кипения, и вода начнет превращаться в водяной пар.)
– Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (Начнется процесс конденсации – остывания воды и превращения в жидкое состояние. Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, пар опять превращается в воду.)
– Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? (Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз.)
– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговоротом воды в природе.
-К доске пойдет и расскажет нам о процессе круговорота воды в природе (2-3 ученика)
Физкультминутка
Льется чистая водица, Крепко щеткой зубы трем.
Мы умеем сами мыться. Моем шею, моем уши
Порошок зубной берем, После вытремся посуше.
VI. Закрепление полученных знаний.
– Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?
– Распределите картинки – названия состояний воды по группам:
роса, море, реки, озёро, ручей, дождь, лёд, снег,
сосулька, айсберг, туман, пар.
ТВЕРДОЕ ЖИДКОЕ ГАЗООБРАЗНОЕ
– Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердом, и жидком, и газообразном. Как такое может быть?
– Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.)
– Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.)
- Беседа
– Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете?
– Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот.)
– И вот какую историю поведала нам сама вода. Послушайте стихотворение:
Путешествие Капельки
Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
Не слушалась родителей: «Куда хочу, пойду!»
С подружками резвиться могла хоть целый день,
Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
Могла поплыть налево, направо плыть могла,
Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
Её усатый дядя Сом устал предупреждать:
«Там солнце греет всё кругом и может в гости взять». –
«Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,
Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать».
Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
«Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!»
И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.
Предупреждение сбылось – вдаль дядя Сом смотрел.
Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
И Ветер вдруг как засвистит: «Я тоже, мол, могуч!»
И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
И вот поток уже речной все капли подхватил.
И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
«Ну что? – спросил усатый Сом, – ведь я не зря кричу!» –
«Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!» (Святослав Сторожев.)
– Какой процесс описан в этом стихотворении?
– Что вы узнали о круговороте воды в природе?
– Куда вернулась Капелька?
– Закончились ли на этом ее приключения?
– А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место?
- Работа в тетради.с.23, №1,2
VII. Первичное закрепление изученного материала.
Работа по учебнику.
– Откройте учебник (с. 57). Прочитайте статью учебника со слов: «Вода при нагревании быстро испаряется…». Делайте пометки карандашом, если встретится что-то незнакомое, ставьте знак «?».
– Что для вас оказалось незнакомым, непонятным?
Это интересно!
–Я для вас приготовила интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.
• Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.
• Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.
• Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.
– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.
VIII. Итог урока.
– В каких трёх состояниях находится вода в природе?
– Как происходит круговорот воды в природе?
– В виде чего бывает вода?
– О каких свойствах воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот.)
– При каком условии вода переходит из одного состояния в другое? (При изменении температуры окружающей среды.)
IX. Домашнее задание.
Учебник, с. 55–58 (читать и отвечать на вопросы); рабочая тетрадь, с. 23–25.
Приложение 1
Карточка № 1 ФИ ________________________________________________________
Обведи в кружок свойства, которые не имеет вода.
1. Без цвета. 5. Хороший растворитель.
2. Имеет запах. 6. Прозрачность.
3. Не расширяется при нагревании. 7. Текучесть.
4. Сжимается при охлаждении.
Карточка № 2 ФИ _______________________________________________________
Выбери из таблицы свойства воздуха и воды и запиши ответы соответствующими цифрами (одно свойство может относиться к обеим веществам) :
Свойства | Вещества | Ответы |
1. Без цвета. 2. Не имеет запаха. 3. Расширяется при нагревании. 4. Сжимается при охлаждении. 5. Растворитель. 6. Плохо проводит тепло. 7. Прозрачность. 8. Текучесть | Воздух | |
Вода |
Карточка № 3 ФИ ________________________________________________________
Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебница - вода". Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе" 1 класс
Конспект интегрированного занятия по теме "Круговорот воды в природе". 1-2 класс.На занятии ребята узнают, какое путешествие совершает капелька, с помощью интересных опытов смогут увидеть некоторые эт...
Вода. Круговорот воды в природе.
На уроке учащиеся проследят, как вода переходит из одного состояния в другое, а также пробуют раскрыть, как происходит круговорот воды в природе....
Урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды. Круговорот воды в природе"
Предлагаю конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Свойства воды.Круговорот воды в природе." К нему прилагается и презентация к уроку....
Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Задачи урока: закрепить полученные знания о свойствах воды, трех состояниях воды в природе, значении воды в природе и в жизни человека; формировать понятие о круговороте воды, как важнейшем явлении в ...
«Превращение воды. Круговорот воды в природе».
Цель : актуализировать знания детей о круговороте воды в природе.Задачи:Обучающие:- сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот со с...
Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека.
Цель урока:формирование у детей представления о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе,формировать бережное отношение к ресурсам водынаблюдение за учащимися с помощью методики критического ...
конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»
Урок окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...