Технологическая карта урока окружающего мира «Превращения и круговорот воды» (3 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кудряшова Анна Вячеславовна

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о круговороте воды в природе.

Задачи урока:

Дидактические:

1. Формировать и дополнять знания о превращениях воды;

2. Формировать представления обучающихся о круговороте воды.

Развивающие:

1.Развивитие познавательных интересов;

2.Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Воспитательные:

1.Воспитание адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Формирование уважительное отношение к природе, пробудить интерес и расширить общий кругозор к познанию окружающего мира.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Узнать о превращении воды;

2. Учиться понимать с помощью наблюдений и опытов круговорот воды.

Личностные:

1.Проявлять интереса к чтению планов и их практическому использованию;

2. Формировать интерес к предметно-исследовательской   деятельности

3.Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 20.10.2023

Школа: МАОУ «МЛ № 148»

Класс: 3 «М»

Урок: 3

Время: 9:50-10:30 Кабинет: 212

Студент: Кудряшова Анна Вячеславовна

Группа: 45

Учитель: Боярина Людмила Михайловна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока «Превращения и круговорот воды»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся понятия о круговороте воды в природе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать и дополнять знания о превращениях воды;

2. Формировать представления обучающихся о круговороте воды.

Предметные:

1. Узнать о превращении воды;

2. Учиться понимать с помощью наблюдений и опытов круговорот воды.

Развивающие:

1.Развивитие познавательных интересов;

2.Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.

Личностные:

1.Проявлять интереса к чтению планов и их практическому использованию;

2. Формировать интерес к предметно-исследовательской   деятельности

3.Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1.Воспитание адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности;

2.Формирование уважительное отношение к природе, пробудить интерес и расширить общий кругозор к познанию окружающего мира.

УМК: ««Школа России», учебник Окружающий мир: 3 кл.: Учебник: в 2ч./М.И.Моро. - М.: Просвещение, 2020.-Ч

        

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом.

-Добрый день! Меня зовут Анна Вячеславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

- Повторим правила работы на уроке.

- Отлично, молодцы!

Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя.

-Не разговаривать, отвечать по поднятой руке, не мешать другим. 

УУРД: выработать учебную мотивацию.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса.

Актуализация знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф, П

Словесный: опрос, беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Взаимоконтроль с образцом на доске.

1.Повторение пройденного материала.

-О каком веществе шла речь на прошлом уроке?

-В чём убедились?

-А что мы исследовали?

- Сейчас вы получите карточки с заданием. Вы должны будете ответить на вопросы теста. У вас есть 5 минут.

ВАРИАНТ 1

  1. Вода - жидкость белого цвета
  2. Вода - растворитель
  3. При нагревании вода сжимается
  4. Вода - хороший проводник тепла и холода
  5. Вода не имеет запаха
  6. При охлаждении вода сжимается
  7. Вода - прозрачная жидкость
  8. При нагревании вода расширяется
  9. Вода имеет запах
  10. Вода бесцветная жидкость

ВАРИАНТ 2

  1. Вода - прозрачная жидкость
  2. При нагревании вода сжимается
  3. Вода не имеет запаха
  4. Вода бесцветная жидкость
  5. При нагревании вода расширяется
  6. Вода - жидкость белого цвета
  7. Вода - хороший проводник тепла и холода
  8. Вода имеет запах
  9. Вода - растворитель
  10. При охлаждении вода сжимается

- Время истекло. Поменяйтесь карточками с соседом и сверьте ответы на карточке с верными ответами на экране.

- Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1-2 – поставьте «4», если 3-5 ошибок – «3».

- Обменяйтесь карточками обратно.

- Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

- Молодцы!

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Вода.

-вода - одно из самых главных богатств земли.

-Свойства воды.

Обучающиеся выполняют тест.

Взаимопроверка заданий теста.

Ответы:

Вариант 1

2,5,6,7,8,10

Вариант 2

1,3,4,5,9,10

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация:

слайд №1 (карточки с заданием)

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: изображение  на слайде.

Приёмы: организация учебного общения.

Самоконтроль

1. Подведение к формулировке темы и целей урока.

- Подсчитайте, сколько веществ упоминается в этом тексте?

4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней. Лужи покрылись льдом. К вечеру начался сильный снегопад.

(в разных состояниях: твердом - снег, лед, иней, жидком - дождь, газообразном - пар).

-Как вы думаете, может вода изменяться?

-Как? От чего это зависит?

2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока.

-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

- Молодцы. Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды».

- Какую поставим цель для нашего урока?

Сегодня мы будем говорить о превращениях и круговороте воды.

- А для того, чтобы добиться цель, что мы должны  составить? На слайде изображены слова-опоры, предположите план на урок.

ПЛАН

  1. Узнаем…
  2. Выполним…
  3. Сделаем…

- Все верно!

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-1 вещество – вода.

-Может превращаться в лёд, снег, пар.

-От температуры.

-Превращения воды.

-Познакомиться с превращением воды

1. Узнаем о превращении и круговороте воды.

2. Выполним опыты и наблюдения.

3. Сделаем выводы.

УУРД:

составлять план действий; принимать себя и других не осуждая.

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: воспринимать и формулировать цели и задачи

деятельности на уроке.

Учебная

презентация:

слайд № 2,3, 4,5,6 (Загадки)

Учебная презентация:

слайд №7,8,9 (Тема и цели урока)

"Открытие" детьми нового знания

(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Практический: выполнение задания на карточках.

Наглядный: 

Приёмы: наблюдение, анализ информации.

Устный взаимоконтроль

 1. Открытие для детей новых сведений.

-Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте.

-В каких трёх состояниях вода находится в природе?

-Приведите примеры в природе, где вода находится в твёрдом состоянии?

-В газообразном?

-Как вы думаете, при какой температуре вода из твёрдого состояния переходит в жидкое?

-Протрём тряпкой доску. Через несколько минут доска сухая. Вода испарилась, превратилась в пар – прозрачный бесцветный газ.

-В Воздухе всегда содержится водяной пар. Как думаете, почему?

-Верно.

-При замерзании вода расширяется или сжимается?

-Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании.

-Что мы видим под верхней тарелкой?

-Что появилось через некоторое время?

-Как капли появились на дне тарелки?

-Какую работу в этом процессе выполняет лёд?

-Так происходит круговорот воды. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Вода совершила круговорот.

-Рассмотрим рисунок на стр.55 учебника. Кто может объяснить превращения воды?

-В твёрдом, жидком и газообразном.

-Снег, град, лёд, сосульки.

-Пар.

-0̊ С

-Вода испарятся с морей, рек и озёр.

-Сжимается.

Просмотр видео.

-Тарелка запотела.

-Капли воды. Они становятся крупными и падают обратно в нижнюю тарелку.

-Испарились с поверхности воды.

-Лёд охлаждает пар. Пар превращается в воду.

-При нагревании частицы воды начинают двигаться, отталкивать друг друга. Между частицами появляются большие промежутки, поэтому вода расширяется.

При охлаждении частица менее активные, между ними небольшие промежутки, вода сжимается.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; выполнять поручения.

Учебная презентация:

слайд №10

Учебная презентация:

Видео

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, П, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение на слайде.

 

1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке.

- Выполните задание 1 в рабочей тетради на стр.33 - кроссворд.

-Переходим к заданию 2. Прочитайте задание. Выполните. Давайте проверим.

-Верно.

-Посмотрите на экран, кто объяснит круговорот воды в природе?

-Пар, лёд, дождь, облако, капля, снежинка, туман, туча.

-Жидкое, твёрдое, газообразное.

Объясняет круговорот по картинке.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

УУПД:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с  целями и условиями общения.

Физминутка (1 мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 – 5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

И,П

Практический: самостоятельная работа в рабочей тетради.

Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.

Взаимоконтроль

1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний.

- Ребята, сейчас я раздам вам карточки с заданиями, вам нужно выбрать те предложения, в которых правильно указаны свойства воды.

Вариант 1

1.Туман и пар - это вода…

А) В жидком состоянии

Б) В газообразном состоянии

В) В твердом состоянии

2. При конденсации происходит превращение…

А) Льда в жидкую воду

Б) Жидкой воды в пар

В) Жидкой воды в лёд

Г) Пара в жидкую воду

3. Выбери, что из перечисленного не входит в круговорот воды в природе.

А) Из облаков выпадает снег или дождь

Б) Высоко в воздухе пар охлаждается и превращается в облака и тучи

В) Просачиваясь под землю, вода попадает в ручьи и реки, а из них - в моря и океаны

Г) Некоторые животные строят свои жилища под водой

4. Водяной пар - это вода…

А) В газообразном состоянии

Б) В твердом состоянии

В) В жидком состоянии

5. Какие предложения верны?

А) При замерзании вода сужается

Б) Вода встречается в природе в трех состояниях: твёрдом, жидком, газообразном

В) При замерзании вода расширяется

Г) Вода замерзает при 5 градусах

Вариант 2

1. При конденсации происходит превращение…

А) Льда в жидкую воду

Б) Жидкой воды в пар

В) Жидкой воды в лёд

Г) Пара в жидкую воду

2. Водяной пар - это вода…

А) В газообразном состоянии

Б) В твердом состоянии

В) В жидком состоянии

3.Туман и пар - это вода…

А) В жидком состоянии

Б) В газообразном состоянии

В) В твердом состоянии

4. Выбери, что из перечисленного не входит в круговорот воды в природе.

А) Из облаков выпадает снег или дождь

Б) Высоко в воздухе пар охлаждается и превращается в облака и тучи

В) Просачиваясь под землю, вода попадает в ручьи и реки, а из них - в моря и океаны

Г) Некоторые животные строят свои жилища под водой

5. Какие предложения верны?

А) При замерзании вода расширяется

Б) Вода замерзает при 5 градусах

В) При замерзании вода сужается

Г) Вода встречается в природе в трех состояниях: твёрдом, жидком, газообразном

- Давайте проверим, поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите карандаш красного цвета и рядом с правильными ответами поставьте «плюс».

- Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1 ошибка – поставьте «4», если 2-3 ошибки – «3».

Выполняют задание в карточках и обмениваются ими для взаимопроверки.

 

Вариант 1

Вариант 2

1-б

2-г

3-г

4-а

5-б,в

1-г

2-а

3-б

4-г

5-а,г

УУРД:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

Выявлять причинно- следственные связи.

УУРД:

владеть способами самоконтроля.

УУПД:

Выявлять причинно- следственные связи.

УУКД: выражать свою точку зрения в устных текстах.

Карточки с заданием

Учебная презентация:

слайд №

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Наглядный: изображение местности на слайде.

Практический:

Приёмы: рассматривания, измерения, организация домашней работы.

Работа в парах.

1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Откройте рабочую тетрадь на странице 34, посмотрите на задание 5 в парах. Выполните задание, вместе его проверим.

-Прочитайте задание номер 4. Нарисуем круговорот в природе.


2. Как мы изучали свойства воды?


3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?

2. Объясняет сущность домашнего задания. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся.

-Запишите домашнее задание.

Читают информацию в учебнике.

-да, нет, да, нет, да.

 бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, растворять другие вещества.
-Её можно очистить с помощью специальных фильтров.

УУРД:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУРД:

выявление причинно- следственных связей.

УУКД: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Рефлексия деятельности

(2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа, опрос.

Приёмы: организация учебного общения.

1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку   результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, вспомните, какая тема урока была и какую цель мы ставили в начале занятия? Мы ее достигли?

-Все ли пункты плана выполнили?

- Какую информацию вы считаете для себя полезной?

- Закончите некоторые предложения.

  • Сегодня на уроке я   …
  • Больше всего мне понравилось   …
  • Самым интересным сегодня на уроке было  ...
  • Самым сложным для меня сегодня было  ….
  • Сегодня на уроке я почувствовал   ...
  • Сегодня я понял  ...
  • Сегодня я научился ...

- Спасибо за урок!

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.

Превращения и круговорот воды.

Познакомиться с превращением и круговоротом воды.

Да.

-Все.

Заканчивают предложения

УУРД:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

УУПД:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

УУКД: выражать свою точку  зрения.

Учебная презентация:

слайд №13,14,15 (Тема, цели урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Превращения и круговорот воды"

Презентация может быть использована на уроке в 3 классе, чтобы познакомить детей с 3 состояниями воды, с круговоротом воды, с важнейшей ролью в жизни всех живых организмов....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе"

Разработка содержит в себе технологическую карту урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе", презентацию к уроку, раздаточные материалы УМК системы развивающего обучения...

Тема урока окружающего мира: «Превращения и круговорот воды».

Тип урока: урок изучения нового материала.Технологическая карта изучения темы «Превращения воды. Круговорот воды в природе».Учитель: Багаманова Раушан Ракитовна.Класс:3АТема«Превраще...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Огонь, вода и газ"" 3 класс "Школа России"

Для проведения урока используются интерактивные карточки платформы "Учи.ру"....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" 2 класс к учебнику Дмитриевой и др....

Технологическая карта урока окружающего мира «Превращения и круговорот воды» (УМК «Школа Росии», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представления о трёх состояниях и круговороте воды в природе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Уз...