Этап | Образова-тельная цель этапа урока | 1Формы организации учебной деятельности, 2методы и 3приемы, 4 формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1 – 2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа.
Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя. Налаживание контакта с классом. -Добрый день! Меня зовут Анна Вячеславовна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Повторим правила работы на уроке. - Отлично, молодцы! | Показывают свою готовность к уроку. Ответное приветствие учителя. -Не разговаривать, отвечать по поднятой руке, не мешать другим. | УУРД: выработать учебную мотивацию. УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. |
|
Актуализация знаний и мотивация (4 – 5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, П Словесный: опрос, беседа.
Приёмы: организация учебного общения.
Взаимоконтроль с образцом на доске. | 1.Повторение пройденного материала.
-О каком веществе шла речь на прошлом уроке? -В чём убедились?
-А что мы исследовали? - Сейчас вы получите карточки с заданием. Вы должны будете ответить на вопросы теста. У вас есть 5 минут. ВАРИАНТ 1 - Вода - жидкость белого цвета
- Вода - растворитель
- При нагревании вода сжимается
- Вода - хороший проводник тепла и холода
- Вода не имеет запаха
- При охлаждении вода сжимается
- Вода - прозрачная жидкость
- При нагревании вода расширяется
- Вода имеет запах
- Вода бесцветная жидкость
ВАРИАНТ 2 - Вода - прозрачная жидкость
- При нагревании вода сжимается
- Вода не имеет запаха
- Вода бесцветная жидкость
- При нагревании вода расширяется
- Вода - жидкость белого цвета
- Вода - хороший проводник тепла и холода
- Вода имеет запах
- Вода - растворитель
- При охлаждении вода сжимается
- Время истекло. Поменяйтесь карточками с соседом и сверьте ответы на карточке с верными ответами на экране. - Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1-2 – поставьте «4», если 3-5 ошибок – «3». - Обменяйтесь карточками обратно. - Поднимите руку те, у кого нет ошибок. - Молодцы! | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. -Вода. -вода - одно из самых главных богатств земли. -Свойства воды.
Обучающиеся выполняют тест.
Взаимопроверка заданий теста.
Ответы: Вариант 1 2,5,6,7,8,10 Вариант 2 1,3,4,5,9,10
| УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Учебная презентация: слайд №1 (карточки с заданием)
|
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: опрос, беседа. Наглядный: изображение на слайде.
Приёмы: организация учебного общения. Самоконтроль | 1. Подведение к формулировке темы и целей урока. - Подсчитайте, сколько веществ упоминается в этом тексте? 4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней. Лужи покрылись льдом. К вечеру начался сильный снегопад. (в разных состояниях: твердом - снег, лед, иней, жидком - дождь, газообразном - пар). -Как вы думаете, может вода изменяться?
-Как? От чего это зависит?
2. Определяет тему урока, совместно с детьми ставить цель и план урока. -Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? - Молодцы. Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды». - Какую поставим цель для нашего урока? Сегодня мы будем говорить о превращениях и круговороте воды. - А для того, чтобы добиться цель, что мы должны составить? На слайде изображены слова-опоры, предположите план на урок. ПЛАН - Узнаем…
- Выполним…
- Сделаем…
- Все верно! | Отвечают на вопросы, поставленные учителем. -1 вещество – вода.
-Может превращаться в лёд, снег, пар. -От температуры.
-Превращения воды.
-Познакомиться с превращением воды
1. Узнаем о превращении и круговороте воды. 2. Выполним опыты и наблюдения. 3. Сделаем выводы. | УУРД: составлять план действий; принимать себя и других не осуждая. УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. УУКД: воспринимать и формулировать цели и задачи деятельности на уроке. |
Учебная презентация: слайд № 2,3, 4,5,6 (Загадки)
Учебная презентация: слайд №7,8,9 (Тема и цели урока)
|
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Словесный: беседа. Практический: выполнение задания на карточках. Наглядный:
Приёмы: наблюдение, анализ информации.
Устный взаимоконтроль
| 1. Открытие для детей новых сведений. -Откройте учебник на стр. 55. Прочитайте. -В каких трёх состояниях вода находится в природе? -Приведите примеры в природе, где вода находится в твёрдом состоянии? -В газообразном? -Как вы думаете, при какой температуре вода из твёрдого состояния переходит в жидкое? -Протрём тряпкой доску. Через несколько минут доска сухая. Вода испарилась, превратилась в пар – прозрачный бесцветный газ. -В Воздухе всегда содержится водяной пар. Как думаете, почему? -Верно. -При замерзании вода расширяется или сжимается? -Понаблюдаем, что происходит с водой при нагревании. -Что мы видим под верхней тарелкой? -Что появилось через некоторое время?
-Как капли появились на дне тарелки?
-Какую работу в этом процессе выполняет лёд?
-Так происходит круговорот воды. Вода в виде пара поднимается вверх, остывает, пар превращается в капельки воды, они снова падают вниз. Вода совершила круговорот. -Рассмотрим рисунок на стр.55 учебника. Кто может объяснить превращения воды? |
-В твёрдом, жидком и газообразном. -Снег, град, лёд, сосульки.
-Пар. -0̊ С
-Вода испарятся с морей, рек и озёр.
-Сжимается.
Просмотр видео.
-Тарелка запотела. -Капли воды. Они становятся крупными и падают обратно в нижнюю тарелку. -Испарились с поверхности воды. -Лёд охлаждает пар. Пар превращается в воду.
-При нагревании частицы воды начинают двигаться, отталкивать друг друга. Между частицами появляются большие промежутки, поэтому вода расширяется. При охлаждении частица менее активные, между ними небольшие промежутки, вода сжимается. | УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. УУПД: выявление причинно- следственных связей. УУКД: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; выполнять поручения. |
Учебная презентация: слайд №10
Учебная презентация: Видео |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф, П, Г Словесный: беседа. Наглядный: изображение на слайде.
| 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - Выполните задание 1 в рабочей тетради на стр.33 - кроссворд.
-Переходим к заданию 2. Прочитайте задание. Выполните. Давайте проверим. -Верно.
-Посмотрите на экран, кто объяснит круговорот воды в природе?
|
-Пар, лёд, дождь, облако, капля, снежинка, туман, туча. -Жидкое, твёрдое, газообразное.
Объясняет круговорот по картинке.
| УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению. УУПД: устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа. УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. |
|
Физминутка (1 мин) |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 – 5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | И,П Практический: самостоятельная работа в рабочей тетради.
Приёмы: организация учебного общения, анализ информации.
Взаимоконтроль | 1. Организовывает самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. - Ребята, сейчас я раздам вам карточки с заданиями, вам нужно выбрать те предложения, в которых правильно указаны свойства воды. Вариант 1 1.Туман и пар - это вода… А) В жидком состоянии Б) В газообразном состоянии В) В твердом состоянии 2. При конденсации происходит превращение… А) Льда в жидкую воду Б) Жидкой воды в пар В) Жидкой воды в лёд Г) Пара в жидкую воду
3. Выбери, что из перечисленного не входит в круговорот воды в природе. А) Из облаков выпадает снег или дождь Б) Высоко в воздухе пар охлаждается и превращается в облака и тучи В) Просачиваясь под землю, вода попадает в ручьи и реки, а из них - в моря и океаны Г) Некоторые животные строят свои жилища под водой
4. Водяной пар - это вода… А) В газообразном состоянии Б) В твердом состоянии В) В жидком состоянии
5. Какие предложения верны? А) При замерзании вода сужается Б) Вода встречается в природе в трех состояниях: твёрдом, жидком, газообразном В) При замерзании вода расширяется Г) Вода замерзает при 5 градусах Вариант 2 1. При конденсации происходит превращение… А) Льда в жидкую воду Б) Жидкой воды в пар В) Жидкой воды в лёд Г) Пара в жидкую воду
2. Водяной пар - это вода… А) В газообразном состоянии Б) В твердом состоянии В) В жидком состоянии
3.Туман и пар - это вода… А) В жидком состоянии Б) В газообразном состоянии В) В твердом состоянии
4. Выбери, что из перечисленного не входит в круговорот воды в природе. А) Из облаков выпадает снег или дождь Б) Высоко в воздухе пар охлаждается и превращается в облака и тучи В) Просачиваясь под землю, вода попадает в ручьи и реки, а из них - в моря и океаны Г) Некоторые животные строят свои жилища под водой
5. Какие предложения верны? А) При замерзании вода расширяется Б) Вода замерзает при 5 градусах В) При замерзании вода сужается Г) Вода встречается в природе в трех состояниях: твёрдом, жидком, газообразном
- Давайте проверим, поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите карандаш красного цвета и рядом с правильными ответами поставьте «плюс». - Если всё правильно – поставьте «5», если есть 1 ошибка – поставьте «4», если 2-3 ошибки – «3». | Выполняют задание в карточках и обмениваются ими для взаимопроверки. Вариант 1 | Вариант 2 | 1-б 2-г 3-г 4-а 5-б,в | 1-г 2-а 3-б 4-г 5-а,г |
| УУРД: владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: Выявлять причинно- следственные связи. УУРД: владеть способами самоконтроля. УУПД: Выявлять причинно- следственные связи. УУКД: выражать свою точку зрения в устных текстах. |
Карточки с заданием
Учебная презентация: слайд № |
Включение в систему знаний, повторение (7 – 8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: беседа. Наглядный: изображение местности на слайде. Практический:
Приёмы: рассматривания, измерения, организация домашней работы. Работа в парах. | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. -Откройте рабочую тетрадь на странице 34, посмотрите на задание 5 в парах. Выполните задание, вместе его проверим. -Прочитайте задание номер 4. Нарисуем круговорот в природе.
2. Как мы изучали свойства воды?
3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?
2. Объясняет сущность домашнего задания. Побуждает к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей, интересами учащихся. -Запишите домашнее задание. | Читают информацию в учебнике. -да, нет, да, нет, да.
бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, растворять другие вещества. -Её можно очистить с помощью специальных фильтров.
| УУРД: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУРД: выявление причинно- следственных связей. УУКД: спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё. |
|
Рефлексия деятельности (2 – 3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа, опрос.
Приёмы: организация учебного общения. | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Ребята, вспомните, какая тема урока была и какую цель мы ставили в начале занятия? Мы ее достигли? -Все ли пункты плана выполнили?
- Какую информацию вы считаете для себя полезной? - Закончите некоторые предложения. - Сегодня на уроке я …
- Больше всего мне понравилось …
- Самым интересным сегодня на уроке было ...
- Самым сложным для меня сегодня было ….
- Сегодня на уроке я почувствовал ...
- Сегодня я понял ...
- Сегодня я научился ...
- Спасибо за урок! | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Превращения и круговорот воды. Познакомиться с превращением и круговоротом воды. Да. -Все.
Заканчивают предложения | УУРД: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. УУПД: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. УУКД: выражать свою точку зрения. | Учебная презентация: слайд №13,14,15 (Тема, цели урока) |