Этап урока Методы и приёмы. | Хронометраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап. Психологический настрой
| 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Проверьте все ли у вас готово к уроку, присаживайтесь. | Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Настраиваются на урок.
| Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
2.Актуализация знаний и мотивация Словесный: подводящий диалог;
Практический: работа в тестах
| 5 мин
| -Кто скажет, о чем мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? -С какими созвездиями вы познакомились на прошлом уроке? -А кто может ответить, сколько зодиакальных созвездий существует? -А знаете ли вы какая наука изучает небо, звезды, планеты? -Молодцы! А теперь откройте свои тесты на странице 13-14 и выполните их. Вам дается на выполнение тестов 3 минуты, после чего в открытом виде сдаем их на заднюю парту. | -о звездном небе
-Кассиопея, Лебедь, Орион.
-12
-астрономия Решают тесты
|
К.- строить сообщения в устной и письменной форме.
П. – осуществлять логические действия: анализ, синтез, обобщение. |
3.Постановка цели и задач урока.
Словесный: учебный диалог
| 3 мин | Создание проблемной ситуации -А теперь с небес мы спустимся на землю. Даже не на землю, а под землю. Отгадайте загадки. -Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, оставляет белый след.
-Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже, Он и в стекле расплавлен даже.
-Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобиться сразу. -Хорошо! Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? -Верно! Тема нашего урока: «Заглянем в кладовые Земли» -Какие цели мы поставим на урок? |
-мел
-песок
-глина
-о том, что находится на земле и под землей Цели: -узнаем о том, что находится под землей, научимся различать горные породы и минералы и т.д. | Р.- принятие и сохранение учебной задачи, самоопределение к деятельности.
П.- осуществление поиска и выделения необходимой информации.
П.- строят речевое высказывание Р: целеполагание
|
4. Открытие знания
Словесный: слово учителя
Практический: работа с учебником | 10 мин
| Открытие нового знания -Недра Земли и её поверхности хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр Земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых. Одни используются в строительстве (песок, глина, гранит), другие – как топливо (нефть, газ, каменный уголь, торф), из третьих выплавляют металлы. С некоторыми из горных пород мы сталкиваемся почти каждый день. -А кто знает, как называется профессия людей, которые изучают горные породы и ведут поиск полезных ископаемых? Запомните! -Ребята, как добывают полезные ископаемые? (иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых на слайде) -Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека? -Как вы думаете, почему? -Совершенно верно. В шахте под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.
-Неживая природа состоит из горных пород и минералов. Минералы окружают нас повсюду. Из них состоят все горные породы и полезные ископаемые. С минералами мы сталкиваемся ежедневно. - Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Этот минерал называется графит. - Или, к примеру, обычная поваренная соль, которая у каждого найдется дома на кухне. Это тоже минерал. - Есть среди минералов и редкие вещества: серебро, золото, алмазы. - Большинство драгоценных камней – это минералы. Наиболее почетное место среди них занимают алмазы, изумруды, сапфиры и рубины. -Я уже сказала, что все горные породы состоят из минералов, но более подробно про них давайте прочитаем в учебнике на странице 45. Кто может прочитать? - Так почему же они ископаемые? -И почему полезные? | Анализируют
-геологи
-Когда человек спускается в шахту. -В шахте может произойти обвал. Анализируют
Открывают учебник
-их добывают из Земли -их используют в жизни | Р.- ориентирование в учебнике.
П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Р.- планируют свои действия в соответствие с задачей.
П.- строят речевое высказывание. |
5. Первичное закрепление Наглядный: образцы минералов
Практический: рабочая тетрадь
| 7 мин | -Посмотрите, это минерал полевой шпат, минерал кварц и минерал слюда. -Минералы полевой шпат, кварц и слюда, соединяясь вместе, образуют горную породу – гранит. -Давайте откроем рабочие тетради на странице 32 и дополним схему. -Что мы здесь запишем в табличках?
-Молодцы! -Прочитайте задание №2 на с. 33. Приготовьте два карандаша: зелёный и желтый. -Что будем закрашивать зелёным цветом? -Что раскрасили жёлтым? Оценка выполненной работы -Прочитайте цель нашей работы.
- Как вы считаете, научились ли вы различать составные части гранита? Давайте запишем вывод нашей работы: я научился различать составные части гранита.
| Исследуют образцы
Дополняют схему в рабочей тетради -в первой табличке гранит, от него 3 стрелочки-шпат, кварц, слюда
Читают задание
-гранит -составные части
-научиться различать составные части гранита Записывают вывод
| П.- осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Р.- планируют свое действие в соответствии с задачей.
П.- строят речевое высказывание. |
Динамическая пауза | 1 мин | -Давайте встанем и немного разомнемся. Потрудились-отдохнем Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед Влево, вправо поворот Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили Всем улыбки подарили | Выполняют движения | Р: - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - следовать инструкциям учителя |
6.Самостоятельная работа с проверкой
Практический: работа с полезными ископаемыми
| 5 мин | Работа в группах -Сейчас вам нужно объединиться в группы по рядам. Каждой группе я выдам образец полезного ископаемого и карточку с описаниями. Ваша задача рассмотреть образец и напротив каждого описания поставить +, если это описание подходит к нему, и -, если не подходит. Цвет | Бесцветен или белый(к) |
|
| Молочный, кремовый розоватый, белый(ш) |
|
| Красно-коричневый(г) |
| Блеск | Стеклянный (ш)(к) |
|
| Не имеет(г) |
| Форма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-Сейчас к доске выйдет один представитель от группы и прочитает описание образца, который достался им. Остальные внимательно слушают. | Объединяются в группы
Слушают задание
Заполняют таблицу
Выступают у доски | П.- поиск и выделение необходимой информации. |
7.Включение в систему знаний
Практический: рабочая тетрадь | 3 мин | -Молодцы! Все выполнили верно. Теперь открываем рабочие тетради, прочитайте задание №2. - Этот текст мы уже с вами читали, теперь осталось только выписать примеры горных пород. -Кто может прочитать то, что он записал? | Открывают тетради, читают задание Выполняют задание
Читают примеры | П.- построение рассуждения; осуществление синтеза. К.- умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения. |
Домашнее задание
| 1 мин | -Учебник стр. 46-47, пересказ | Записывают домашнее задание в дневник | Р.:ориентирование в рабочей тетради |
8.Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 1 мин | - Что мы увидели, заглянув в кладовые Земли?
-Кто может вспомнить цели, которые мы ставили на сегодняшний урок? -Поднимите руку, кто считает, что мы достигли этих целей - Молодцы! Спасибо за работу! До свидания! | -множество полезных ископаемых -познакомиться с полезными ископаемыми и т.д.
| П.- построение речевого высказывания. П.- осуществление синтеза. Р.- осуществление итогового контроля. |