Конспект урока по окружающему миру "В поисках подземных кладовых"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Исаева Оксана Васильевна

Данный материал предназначен для проведения урока по окружающему миру в 4 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир. 4 класс.

Тема урока: "В поисках подземных кладовых".

Учитель   Исаева О. В. 

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Предметные:

  • расширить знания о полезных ископаемых и их месторождениях, уметь показывать их на карте;
  • изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану.

Метапредметные:

  • формулировать тему урока;
  • составлять устное описание изученных полезных ископаемых по плану, предложенному в учебнике;
  • извлекать информацию из разных источников, в том числе из атласа-определителя;
  • высказывать обоснованное суждение о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
  • готовить и проводить презентацию своего исследования.

Личностные:

  • понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны;
  • понимать важность и необходимость бережного отношения к полезным ископаемым нашей страны.

Тип урока:

              урок формирования новых знаний с использованием презентации.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, слайды мультимедийной проекции, физическая карта России, детские энциклопедии.

Структура и ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Итог. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Орг. момент.

-Проверьте, все ли вы приготовили на урок окружающего мира? (слайд 1)

2. Актуализация знаний. (слайд 2)

- На прошлом уроке мы изучали рельеф наш страны.  Как человек изменяет поверхность Земли?

- Вспомним, какие формы поверхности появились в результате деятельности людей.

(слайд 3, 4)

Курганы.

Валы, рвы.

Насыпь.

Карьеры.

Отвалы.

- Что подразумевается под деятельностью людей?

-Что добывают  люди в недрах нашей земли?

3. Целеполагание.

- Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 5)

-Какие цели мы поставим перед собой?

4. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового.

- К сожалению, добыча многих природных богатств  изменяет поверхность, но без них невозможна жизнь человеческого общества. Их используют как строительный материал, топливо, сырье для различных отраслей промышленности. Сегодня на уроке мы уточним и расширим наши знания о богатствах недр нашей страны.

- Что такое полезные ископаемые? (слайд 6.1)

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

- Месторождение?  (Слайд6.2)

-Как на карте обозначаются полезные ископаемые?

(работа с физической картой).

-Какие полезные ископаемые применяют в строительстве?

-Это строительные полезные ископаемые. Давайте их подробнее вспомним. вспомним.

-Это полезное ископаемое  бывает белым, красным, желтым, серым, сыпучее, без запаха, хорошо пропускает воду. Входит в состав цемента и бетона, используется для производства стекла.  (Песок). (слайд 7.1) (слайд 7.2)

-Это полезное ископаемое бывает разного цвета, в сыром виде имеет характерный запах, пластичное, плохо пропускает воду. (Глина). (слайд 8.1) (слайд 8.2)

-Очень плотная и прочная горная порода, состоит из кварца, слюды и полевого шпата. (Гранит.) (слайд 9.1) (слайд 9.2)

-Это П.И. плотное, может быть белым, серым, желтым, состоит из остатков древних моллюсков.  Мы каждый день используем один из видов на уроках. (Известняк). (слайд 10.1) (слайд 10.2)

- Существует еще одна группа полезных ископаемых – горючие . Почему они  так  названы?

-Какие полезные ископаемые мы отнесем к этой группе?

Загадка об угле.

Он несет в дом тепло,

от него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали,

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (слайд 11.1)

-Какими свойствами обладает уголь? (слайд 11.2)  (слайд 11.3) (слайд 11.4)

- Уточним наши знания о каменном угле. Главные залежи угля образовались на Земле около 350 млн.лет назад.

Загадка о торфе.

Росли на болоте растения.

стали топливом и удобрением. (слайд 12)

Загадка о нефти.

Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси.

Не поднимется ракета.

Угадайте, что же это? (слайд 13)

Загадка о природном газе.

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает из спички. (слайд 14)

-Предлагаю вашему вниманию интересные факты о горючих  полезных ископаемых. (слайд 15)

- А теперь  выполним следующую работу по группам, опираясь на план в рабочей тетради на с. 35 и используя дополнительную литературу:

1-я группа: Сравнить каменный уголь и торф.

2-я группа: Сравнить торф и нефть.

3-я группа: Описать свойства природного газа.

Отчет групп.

5. Физминутка.

- Если названное слово – полезное ископаемое, то вы приседаете, если – не полезное ископаемое – прыжок.

Гранит, кирпич, железо, нефть,  бензин, железная руда, каменная соль, вода.

(слайд 16)

- Работу по изучению рудных полезных ископаемых  и полезных ископаемых-удобрений проведем в форме малой конференции. У нас будут докладчики и слушатели, будьте внимательны.

- Рудные полезные ископаемые  – руды делят на 2 группы: Железные и цветные. (слайд 17)

-Из железных руд выплавляют железо и его сплавы – сталь и чугун, а из цветных руд – цветные металлы. Какие вы знаете?

Сообщения: (слайд 18)

Магнитный железняк (магнетит).

Магнитный железняк.

Железные руды называются так потому, что все они содержат металл – железо. Обычно они имеют темно-бурый цвет, поэтому их трудно различить. Самая богатая железом руда – магнитный железняк. Он черного цвета, твердый, с металлическим блеском. Обладает свойствами магнита.

Красный железняк. (слайд 19)

Красный железняк в народе называют "кровавик" из-за вишнево-красного оттенка. Твердая, плотная горная порода. Из красного железняка выплавляют чугун. Кроме того, его используют при производстве красных карандашей, красок, линолеума. С древних времён люди верили, что он защищает от злых сил, обладает лечебным действием при разных болезнях.

Бурый железняк. (слайд 20)

Бурый железняк – твердая, плотная руда черного или буроватого цвета с металличе6ским блеском. Железа в ней немного, зато сама руда встречается чаще, чем другие железные руды.

Самые большие в мире запасы железных руд находятся в нашей стране.

Демонстрация образцов руд и изделий из металлов.

- Цветные руды. (слайд 21.1)

Сообщения.

Алюминий. (слайд 21.2)

Алюминий – самый распространенный  в природе металл. Но его нелегко выделить из руды. Главная алюминиевая руда – боксит.

Алюминий легкий, устойчивый, прочный металл. Больше половины алюминия используется  для изготовления самолетов.

- Боксит может быть белым, серым, черным, зеленым, но чаще бывает красным.

Медная руда (халькопирит или медный колчедан). (слайд 22)

Этот металл  встречается в природе в самородном виде чаще, чем железо.

Нашли однажды самородок, который весил 420 т. Наверняка медь была первым металлом, с которым познакомились древние люди. На территории России медную руду стали добывать за 2 тысячелетия до нашей эры. В наши дни большая часть меди используется для производства разных электроприборов. Миллионы км проводов опутали земной шар, и большинство из них медные. Ее также используют для борьбы с вредителями садов и огородов, подкормки растений и животных.

(слайд 23)

- Галенит – это свинцовая руда. Она серебристая, блестящая, хрупкая. Из нее выплавляют мягкий металл. Пули, дробь, грузила для рыбалки сделаны из свинца. Половина выплавляемого свинца идет на изготовление аккумуляторов.

Сообщения об удобрениях.

Апатит. (слайд 24.1)

В переводе с греческого "обманчивый". Название получил за большую изменчивость окраски. Может быть желтым, розовым, зеленым, синим, серым.

 Это твердый камень, содержит много фосфора, поэтому используется как удобрение. Его также называют "камнем плодородия".  Используют апатит и для изготовления украшений.

Кристаллы апатита могут достигать огромных размеров ( до 200 кг).  Самое крупное месторождение находится на севере нашей страны.

- Этот минерал дал название городу Апатиты.

Калийная соль. (слайд 24.2)

Калийная соль по внешнему виду и свойствам похожа на поваренную соль, хорошо растворяется в воде, но имеет горький вкус. Содержит калий и азот. Является ценным удобрением. Из калийной соли получают также различные химические вещества. Большие залежи находятся на Урале.

 

- На какие группы можно разделить все полезные ископаемые в зависимости от их состояния? (Твердые, жидкие, газообразные).

6. Первичное закрепление.

Викторина: "Да – нет".

- Самая богатая железом руда – магнитный железняк.

- Все железные руды обладают свойствами магнита.

- Каменный уголь, нефть, торф не растворяются в воде.

- Нефть называют черным золотом, потому что она очень дорогая.

- Основное свойство угля, нефти, природного газа – ТЕКУЧЕСТЬ.

- Нефть добывают в шахтах.

- Горючие полезные ископаемые используют как топливо.

- Природный газ при сгорании больше других видов топлива загрязняет                   воздух.

- Алюминий, медь, галенит – цветные металлы.

- Запасы полезных ископаемых никогда не закончатся.

- Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие, газообразные.

- Полезные ископаемые могут быть бесполезными и даже опасными.

   В каком случае?

(слайд 25)

-Как вы думаете , почему нужно охранять полезные ископаемые?

По разным оценкам разведанных запасов нефти в мире хватит примерно на 40-70 лет, угля – на 230 лет, природного газа – на 60 лет, руд – на 400 лет.

Полезные ископаемые образуются очень медленно, а расходуются очень быстро, поэтому они нуждаются в охране и рациональном использовании.

-Как нужно охранять полезные ископаемые? (слайд 26.1)

(слайд 26.2)

7. Итог. Рефлексия.

-Что полезного для себя вы узнали сегодня на уроке?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?

-Я думаю, что комплимент можно сказать всему классу за дружную работу.

-Мне было интересно с вами работать. Спасибо за труд!

8. Домашнее задание. (слайд 27)

 - Творческие задания вам помогут выполнить энциклопедии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир 4 класс

Слайд 2

Формы поверхности, созданные человеком

Слайд 5

Тема урока В поисках подземных кладовых

Слайд 6

Полезные ископаемые – это нужные людям вещества, которые добывают из различных слоев земли. Месторождения – места, где полезные ископаемые залегают в большом количестве .

Слайд 7

Строительные полезные ископаемые песок

Слайд 8

Строительные полезные ископаемые глина

Слайд 9

Строительные полезные ископаемые гранит

Слайд 10

Строительные полезные ископаемые известняк

Слайд 11

Каменный уголь Твердый Хрупкий Черного цвета Тяжелее воды горючий Служит топливом . Из него получают краски, лаки, пластмассы . Из каменноугольной смолы получают лекарства .

Слайд 12

Торф Твердый Бурый или коричневый Легче воды Впитывает влагу Хорошо горит Служит для удобрения полей, отапливания помещений , для подстилок скоту.

Слайд 13

Нефть Жидкая Маслянистая Темно-бурого цвета Горючая Легче воды Имеет резкий запах Получают жидкое топливо (бензин, керосин), машинное масло, краски, лаки, пластмассы , волокна для изготовления тканей .

Слайд 14

Природный газ Газообразный Горючий Слабый запах Бесцветный Легче воздуха Очень хорошее топливо . Из природного газа получают пластмассы, волокна и другие ценные материалы.

Слайд 15

Интересные факты о полезных ископаемых Из природного газа одной средней скважины за год можно получить столько искусственной шерсти, сколько можно настричь с 62 тысяч овец . Из нефти можно получить до миллиона различных соединений, а из каменного угля – 400 тысяч . Ежедневно в мире добывают более 13 миллиардов литров нефти!

Слайд 16

конференция Малая

Слайд 17

Р у д ы цветные железные железо сталь чугун цветные металлы

Слайд 18

Железные руды Магнитный железняк

Слайд 19

Железные руды Красный железняк

Слайд 20

Железные руды Бурый железняк

Слайд 21

Цветные руды Боксит (алюминий)

Слайд 22

Цветные руды Халькопирит (медь)

Слайд 23

Цветные руды Галенит (свинец)

Слайд 24

Удобрения Апатит Калийная соль

Слайд 25

Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

Слайд 26

Как нужно охранять полезные ископаемые? Экономно использовать. Оберегать от пожаров. Соблюдать правила перевозки. Заменять по возможности искусственными материалами .

Слайд 27

Домашнее задание с. 58-61, вопросы Творческое задание: сообщение, кроссворд на тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Кладовые земли" 4 класс УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру.Тип урока: урок открытия нового знанияЦель урока: сформировать понятие «полезные ископаемые».Задачи:личностные: способствовать формированию интереса к урокам окружающ...

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру на тему" Кладовые Земли".

На уроке учащиеся осознают значимость горных пород для жихни человека, узнают составные части гранита, научатся различать горные породы....

Конспект урока по окружающему миру "Заглянем в кладовые земли" (2 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с горными породами и минералами.Планируемые результаты:Предметные: знать:  что такое горные породы и минералы.уметь: различать составные части грани...

Конспект урока по окружающему миру "Заглянем в кладовые Земли"

Тема: «Заглянем в кладовые Земли»Цель: формирование знаний о полезных ископаемыхЗадачи:образовательные: дать представление о полезных ископаемых и  способах их доб...

Конспект урока окружающего мира, 4 класс, Умк "Перспектива", тема " В поисках подземных кладовых"

Дата: 17.10.2023Школа: МАОУ «СОШ №104»Класс: 4ВУрок: 3Время: 9:40-10:20 Кабинет: 212 Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 41Учитель: Расчектаева Светлана ВасильевнаМетодист: Горячёва ...