Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа России
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл p.z_okr.mir_.docx256.74 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

2.Содержание учебного предмета

3.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

1.1.Личностные результаты

В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:

-получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;   

 1.2.Метапредметные результаты

- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;

- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;

- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

      1.3.Предметные результаты

Человек и природа

Выпускник научится:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
  • и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
  • использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
  • использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  • определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
  • понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

  • узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; в т.ч. типичных представителей Республики Башкортостан и своей местности),
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
  • используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

-определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебники

1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч.

Рабочие тетради

1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.

2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.

3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.

4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.

Проверочные работы, дополнительная литература

  1. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.
  2. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.
  3. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
  4. Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
  5. Плешаков А.А. Проверочные работы. Окружающий мир 1 класс
  6. Плешаков А.А. Проверочные работы. Окружающий мир 2 класс
  7. Плешаков А.А. Проверочные работы. Окружающий мир 3 класс
  8. Плешаков А.А. Проверочные работы. Окружающий мир 4 класс

Методические пособия

  1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 1-4 классы.

Наглядные пособия:

  1. натуральные живые пособия – комнатные растения;
  2. гербарии; коллекции насекомых;
  3. коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  4. изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  5. географические и исторические карты;

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер лазерный.

4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.

5. Аудиоцентр.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Компасы.

2. Термометры.

3. Наборы муляжей овощей и фруктов. 
4. Набор предметных картинок. 
5. Наборное полотно.

6. Модель весов и набор гирь.

  1. Содержание  учебного предмета

 1 класс (66 ч)

Введение (1 ч)

Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.

Что и кто? (20ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (11ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

2 класс (68 ч)

Где мы живем (4 ч)

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

3 класс (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

4 класс (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия: Поверхность нашего края.

Практические работы: Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Экскурсия: Мир древности: экскурсия в краеведческий музей.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: Во времена Древней Руси: экскурсия в краеведческий музей.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

3.Тематическое распределение количества часов.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа по классам

Примерная программа

Рабочая программа

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Человек и природа.

65

65

19

17

19

15

2

Человек и общество.

44

44

20

20

19

16

3

Правила безопасной жизни.

12

12

7

6

4

10

4

Проверочные работы.

8

8

20

20

2

2

5

Итого:

135

135

66

67

68

68

   Учебно – тематический план 1 класс

Тема      

Всего часов

1.Введение

1 ч.

2. Что и кто?

20 ч.

3. Как, откуда и куда?

12 ч.

4. Где и когда?

11 ч.

5. Почему и зачем?

22 ч

Итого

66 ч.

      Учебно-тематический план, 2 класс

Тема

Всего

часов

1

Где мы живем

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение  

7

6

Путешествия

18

                                                                  ИТОГО

68

          Учебно- тематический план, 3 класс

№п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе на:

Уроки

Практические  работы

Экскурсии

Проекты

1.

Как устроен мир

6

5

1

2.

Эта удивительная природа

 18

14

3

1

3.

Мы и наше здоровье

10

4

3

3

4.

Наша безопасность

 7

5

1

1

5.

Чему учит экономика

12

9

1

2

6.

Путешествия по городам и странам

15

13

2

     Учебно-тематический план, 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Земля и человечество

11

2

Наша природа

11

3

Наш край – часть большой страны

12

4

Страницы мировой истории

6

5

Страницы истории Отечества

20

6

Современная  Россия

8

№ п/п

Тема урока

Дата

Региональный

компонент

Примечание

План

Факт

Где мы живём? – 4 часа

1/1

Родная страна.

03.09

Р/к

2/2

Город и село. Проект «Родной город (село)».

06.09

Р/к

3/3

Природа и рукотворный мир.

10.09

4/4

Входная контрольная работа по теме: «Повторение пройденного в 1 классе»

13.09

Природа – 20 часов

5/1

Неживая и живая природа.

17.09

6/2

Явления природы.

20.09

7/3

Что такое погода?

24.09

8/4

В гости к осени (экскурсия).

27.09

Р/к

9/5

Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы.

01.10

10/6

Звёздное небо.

04.10

11/7

Заглянем в кладовые Земли.

08.10

12/8

Про воздух и про воду.

15.10

13/9

Про воздух и про воду. Вода в жизни

человека.

18.10

14/10

Какие бывают растения.

22.10

Р/к

15/11

Какие бывают животные?

25.10

Р/к

16/12

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

05.11

17/13

Дикорастущие и культурные растения.

08.11

Р/к

18/14

Дикие и домашние животные.

12.11

Р/к

19/15

Комнатные растения.

15.11

20/16

Животные живого уголка.

19.11

21/17

Про кошек и собак.

22.11

22/18

Красная книга.

26.11

Р/к

23/19

Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту».

29.11

24/20

Контрольная работа по теме: «Природа и рукотворный мир».

03.12

Жизнь города и села – 10 часов

25/1

Что такое экономика?

06.12

26/2

Из чего что сделано?

10.12

27/3

Как построить дом.

13.12

28/4

Какой бывает транспорт.

17.12

Р/к

29/5

Культура и образование.

20.12

30/6

Все профессии важны. Проект «Профессии».

24.12

Р/к

31/7

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

27.12

32/8

В гости к зиме (экскурсия).

14.01

Р/к

33/9

В гости к зиме.

17.01

34/10

Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии».

21.01

Р/к

Здоровье и безопасность – 9 часов

35/1

Строение тела человека.

24.01

36/2

Если хочешь быть здоров

28.01

37/3

Берегись автомобиля!

31.01

38/4

Школа пешехода

04.02

39/5

Домашние опасности.

07.02

40/6

Пожар!

11.02

41/7

На воде и в лесу.

14.02

42/8

Опасные незнакомцы.

18.02

43/9

Контрольная работа по разделу «Здоровье и безопасность».

21.02

Общение – 7 часов

44/1

Наша дружная семья.

25.02

45/2

Проект «Родословная».

28.02

46/3

В школе.

03.03

47/4

Правила вежливости.

06.03

48/5

Ты и твои друзья.

10.03

49/6

Мы – зрители и пассажиры.

13.03

50/7

Контрольная работа по разделу: «Общение»

17.03

Путешествия – 18 часов

51/1

Посмотрите вокруг

20.03

52/2

Ориентирование на местности

31.03

53/3

Ориентирование на местности.

03.04

54/4

Формы земной поверхности.

07.04

55/5

Водные богатства.

10.04

Р/к

56/6

В гости к весне (экскурсия).

14.04

Р/к

57/7

В гости к весне.

17.04

58/8

Россия на карте.

21.04

59/9

Проект «Города России»

24.04

60/10

Путешествие по Москве.

28.04

61/11

Московский Кремль.

05.05

62/12

Город на Неве.

08.05

63/13

Путешествие по планете.

12.05

64/14

Путешествие по материкам.

15.05

65/15

Страны мира. Проект «Страны мира».

19.05

66/16

Впереди лето.

22.05

67/17

Контрольная работа по разделу «Путешествия»

26.05

68/18

Итоговая контрольная работа за год

29.05

Входная контрольная работа по теме:

 «Повторение пройденного в 1 классе»

Ф.И.__ ____________________________________________________________

  1. вариант.
  1. Какая бывает природа? Отметь.
  • Живая  и неживая
  •  Живая и мёртвая

  1. Подчеркни , что относится к живой природе.

Камень,        цветок,         стол,        берёза.

  1.  Закончи высказывания:

            Птицы - это животные, а травы -__________________

  1. Соедини  → части предложения

Семья, класс, компания друзей

Окружающий мир

                                                   

Всё, что находится  вокруг нас на планете Земля

Сделано руками человека

Машины, здания, посуда

Общество

  1.  Отметь правильный  ответ.
  • Дни недели: понедельник , вторник, среда, суббота, четверг, пятница, воскресенье
  • Дни недели: понедельник , вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

  1. Как называются птицы, которые улетают в тёплые края?
  • Перелётные.
  • Оседлые
  1. Это явление природы бывает осенью.
  • листопад
  • ледоход

  1. Соедини

        Курица                  утёнок

               Лошадь                  цыплёнок

               Утка                       жеребёнок

  1. Напиши название нашей страны:__________________________________
  2. Закрась цвета светофора.

Ключ к варианту 1:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Живая и неживая

Цветок,

береза

растения

Семья,

класс,

компания друзей – Общество;

Все,что находится вокруг нас на планете Земля – Окружающий мир;

Машина.

здания. посуда – Сделано руками человека

Понедельник,

Вторник,

Среда,

Четверг,

Пятница,

Суббота,

Воскресенье

Пере-лет-ные

Листо-

пад

Курица-цыпле-нок, Лошадь-жеребе-нок,

Утка-утенок

Россия

Ягоды годжи веселый светофор картинки для детей Худеем вместе!

Ф.И.______________________________________________________________

  1. вариант.

1.Отметь верное высказывание:

  • Солнце, камни, песок, дождь, ветер – неживая природа
  • Растения, животные , грибы, люди, машины – живая природа.

2.Подчеркни , что относится к неживой природе.

                             Солнце,        гриб,         гора,        щука.

3.Закончи высказывания:

                    Деревья – это растения, а рыбы - ______________

         4. Соедини  → части предложения

Лиса, дуб, гриб- это

изделия, сделанные руками человека

 

                                                     

Машины, здания, посуда – это

живая природа

Небо, песок, ветер - это

неживая природа

5. . Отметь правильный ответ.  Сколько дней в неделе?

  •  6 дней
  •  31 или 30 дней
  • 7 дней

6. Отметь  первый месяц осени.

  • октябрь
  • ноябрь
  • сентябрь

7. День заметно убывает. Это…

  • осень
  • весна

8. Соедини

        Медведь                  лисёнок

               Лиса                        телёнок

               Корова                    медвежонок

9. Напиши название нашей страны:______________________

10. Закрась флаг России.

Ключ к варианту 2:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Неживая природа

Солнце,

гора

Живот-ные

Лиса,дуб,

гриб- Живая природа;

Машина.

здания. посуда – Изделия,

сделан-ные руками человека;

Небо,

песок,

ветер – Неживая природа

7 дней

Сентябрь

Осень

Медведь-

Медвежо-нок,

Лиса-лисенок,

Корова-теленок

Россия

Белый,

синий,

красный

Критерии оценок.

За каждый правильный ответ -1 балл.

На вопросы:

«5» - 16-15 баллов

«4» - 14- 12 баллов

«3» - 11-8 баллов

«2» - менее 8 баллов

Контрольная работа

по разделу: «Природа и рукотворный мир»

Ф.И.______________________________________________ Класс ______ Дата ______________

Вариант 1

1.В какой строке перечислены символы России?

1) гимн, граница, флаг

2) герб, флаг, гимн

3) национальность, язык, гимн

4) граница, государственный язык.

2.Что такое природа?

1) всё, что окружает человека

2) все живые существа

3) всё, что окружает человека и не сделано его руками

4) всё, что сделано руками человека

3.Что относится к неживой природе?

1) куст

2) ручей

3) гриб

4) рак

4.Что такое погода?

1) температура воздуха

2) осадки

3) скорость ветра

4) сочетание температуры, осадков, ветра

5.Что не относится к созвездиям?

1) Луна

2) Орион

3) Кассиопея

4) Лебедь

6.Какое место в комнате занимает воздух?

1) потолок

2) всю комнату

3) у окна

4) пол

7.Какое растение является кустарником?

1) клубника

2) дуб

3) смородина

4) клен

8. Какое животное является птицей?

1) ястреб

2) летучая мышь

3) стрекоза

4) бабочка

9. Напиши осенние месяцы

__________________________________________________________________________

10. Напиши название газа, необходимого для дыхания: ____________________

11. Почему берега рек надо очищать от мусора?

1) чтобы мусор не попал в реку

2) чтобы люди не поранились

3) чтобы не погибали животные

4) чтобы стало меньше насекомых

Ключи к контрольной работе:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

2

3

3

4

1

2

3

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

кислород

2,3

Ф.И.______________________________________________ Класс ______ Дата ______________

Вариант 2

1.В какой строке перечислены символы России?

1) гимн, граница, флаг

2) национальность, язык, гимн

3) герб, флаг, гимн

4) граница, государственный язык

2.Что такое рукотворный мир?

1) всё, что сделано руками человека

2) всё, что мы видим вокруг себя

3) все предметы, до которых можно дотронуться

4) все неживые предметы

3. Что относится к живой природе?

1) вулкан

2) сосулька

3) дуб

4) звезда

4.Что из перечисленного является осадками?

1) дождь

2) гололёд

3) ветер

4) метель

5.Что называют созвездиями?

1) маленькие звезды

2) группы звезд

3) крупные звезды

4) яркие звезды

6.Что такое ветер?

1) движение воздуха

2) сжатие воздуха

3) движение туч

4) воздух

7. Какое растение является хвойным?

1) шиповник

2) сосна

3) одуванчик

4) дуб

8. Какое животное является насекомым?

1) комар

2) синица

3) щука

4) орёл

9. Напиши осенние месяцы

__________________________________________________________________________

10. Напиши название газа, необходимого для дыхания: ____________________

11. Как человек использует богатства земных кладовых?

1) в строительстве

2) в качестве топлива

3) для изготовления украшений

4) в пищу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

1

3

1

2

1

2

1

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

кислород

1,2,3

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ

Каждое задание оцениваются 1 баллом

• работа не содержит ошибок – оценка «5»;

• выполнено не менее 75% объёма работы – оценка «4»;

 • выполнено не менее 50% объёма работы – оценка «3»;

 • выполнено менее 50% объёма работы – оценка «2».

«5» - 11 баллов

«4» - 8-10 баллов

«3» - 5-7 баллов

«2» - менее 5 баллов

Итоговая  контрольная работа за 1 полугодие

 

.    Фамилия, имя _____________________________________

1 вариант.

  1. Укажи явление природы:

а) лёд            б) река               в) восход            г) луна

  1. Как называется страна, в которой мы живём? __________________________
  2. Какого транспорта нет в селе:

а) автобусов                     б) трамваев                в) лошадей                г) автомобилей

  1.  Животное, тело которого покрыто шерстью, называется____________________.

  1. Запиши растения по группам:  берёза, сирень, ромашка, сосна, камыш, малина, рябина.

Травы

Кустарники

Деревья

  1. Найди пятый «лишний»:

а) корова        б) курица        в) медведь        г) кролик        д) гусь

Объясни свой выбор: ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Рассмотри рисунок. Напиши правило друзей природы.

pOxU2TNPh_4.jpg (604×604)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполни пропуски в цепочке:

Дерево – древесина - ________________________ - тетрадь.

  1. Что не нужно на стройке?

а) автокран                б) бульдозер           в) комбайн                г) самосвал

10. Вспомни правила дорожного движения. Зачем их нужно соблюдать?

Итоговая контрольная работа за 1 полугодие

Фамилия, имя _____________________________________

2 вариант.

1. Укажи предмет неживой природы:

а) трава         б) скамейка                 в) камень          г) кузнечик

2. Как называется столица нашей страны? ____________________________

3. Чем занимаются горожане?

а) пасут коров

б) пашут землю

в) выращивают хлеб

г) делают станки

4. Животное, тело которого покрыто перьями, называется ______________________

5. Запиши растения по группам:  липа, смородина, дуб, ландыш, клён, одуванчик, сирень.

Травы

Кустарники

Деревья

6. Найди пятый «лишний»:

а) лиса                            б) белка                       в) дятел               г) овца              д) сова

Объясни свой выбор: ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Рассмотри рисунок. Напиши правило друзей природы.

do-not-catch-butterflies-sign-vector-illustration_178378553.jpg (448×450)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Заполни пропуски в цепочке:

Шерсть – _______________________________ –  шерстяная ткань – шерстяная одежда.

9. Какая техника нужна для строительства дома?

а) бетономешалка        б) каток        в) экскаватор       г) поливальная машина

10. Зачем нужно соблюдать правила дорожного движения?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

В работе представлены задания базового и повышенного уровней сложности. 
Задания базового уровня сложности проверяют освоение основополагающих знаний и умений по предмету, без которых невозможно успешное продолжение обучения на следующей ступени. 
Задания повышенного уровня сложности помогают оценить потенциальные возможности учащегося для успешного продолжения образования.

Использование заданий различного уровня сложности позволяет:

а) дифференцировать учащихся по уровню учебных достижений; 
б) оценить качество освоения планируемых результатов на двух уровнях сложности.

Распределение заданий по уровням сложности

Уровни сложности

Число заданий

Максимальный балл за задания данного уровня сложности

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального балла за всю работу

Базовый

7

7

54 %

Повышенный

3

6

46 %

Итого:

10

13

100 %

 задания

Уровень сложности задания

Тип заданий

Максимальный балл

  1.  

Б

ВО

1

2. 

Б

КО

1

3. 

Б

ВО

1

4. 

Б

КО

1

5. 

П

РО

2

6. 

П

РО

2

7. 

Б

РО

1

8. 

Б

КО

1

9. 

Б

ВО

1

10. 

П

РО

2

 

 

 

13

КО – задания с кратким ответом
ВО – задания с выбором ответа
РО – задания с развёрнутым ответом

Оценивание работ осуществляется в образовательной организации учителем начальных классов.
Задания работ оцениваются в баллах в соответствии с критериями. Баллы проставляются учителем на полях рядом с каждым заданием. Грамматические и орфографические ошибки, допущенные учащимися, 
не влияют на выставление баллов.
Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
Все задания с выбором ответа оцениваются в 0 или 1 балл.
Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный ответ совпадает с верным ответом. Задания с кратким ответом оцениваются в 0 или 1 балл в соответствии с критериями оценивания. 
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа. Задания с развернутым ответом оцениваются от 0 до 2 баллов в соответствии с критериями оценивания.

Максимальное количество баллов за работу – 13.

«5» – 11-13 б.
«4» – 8-10 б.
«3» – 5-7 б.
«2» – 0-4 б.

Контрольная работа по разделу:

«Здоровье и безопасность»

    1

    2

    3

     4

     5

     6

   7

   8

   9

  10

Тест. Впишите номера  верных ответов в таблицу.

I.  Какое строение тела человека различают ?

1) внешнее;

2)верхнее;

3)боковое;

4) внутреннее.

II. Найдите  названия  тех  частей тела  человека,  которые  относятся  к его  внешнему  строению.

1)голова,   шея,  спина, грудь;

2) лёгкие,  сердце,  туловище,  руки;

3) желудок,  ноги,  кишечник,  живот.

III.  Найдите  названия  тех  частей тела  человека,  которые  относятся  к его  внутреннему  строению.

1)сердце, руки, туловище, руки;

2)лёгкие, почки, желудок, кишечник;

3)головной мозг, шея, пальцы, спина.

IV. Режим дня – это …

  1. Отдых
  2. учёба
  3. распорядок, в котором правильно сочетаются учёба, игры, отдых.

V.Основные правила личной гигиены – это…

1) соблюдать режим дня;

2)питаться разнообразной пищей;

3) соблюдать режим дня, питаться разнообразной пищей, ухаживать за зубами, выполнять правила личной гигиены.

VI. Как нужно переходить улицу?

  1. по мостовой;
  2. по пешеходному переходу;
  3. в любом месте на проезжей части дороги.

VII. Что  нужно делать в случае возникновения пожара?

1)спрятаться под кровать;

2) звать взрослых;

3) плакать.

VIII. Что делать, если вы  потерялись ?

  1. плакать;
  2. обратиться за помощью к полицейскому ( важно помнить свой домашний адрес, телефон мамы и папы);

3)идти искать свой дом.

IX.  К чему  нельзя прикасаться мокрыми руками?

1)мокрыми руками нельзя прикасаться к чистой посуде;

2) мокрыми руками нельзя прикасаться электроприборам, выключателю, розетке;

3) мокрыми руками нельзя прикасаться к одежде.

X. Как избежать опасности при встречи с жалящими насекомыми ?

1) постараться поймать насекомое и выпустить в открытое окно;

2) не тревожить  жалящих насекомых;

3) махать руками рядом с гнёздами жалящих насекомых.

Ключ.

    1

    2

    3

     4

     5

    6

   7

   8

   9

  10

 1,4  

   1

    2

   3

   3

    2

   2

   2

 2

 2

Критерии оценивания:

№ задания

Критерии оценивания

Максимальный балл

        1.

За два правильных ответа- 2б

Правильный ответ- 1б

              2

        2.

За один правильный ответ- 1б

              1

        3.

Правильный ответ -1б.

              1

        4.

За один правильный ответ – 1б

              1

         

        5.

За один правильный ответ – 1 б

              1

        6.

За один правильный ответ – 1 б

              1

        7.

За один правильный ответ – 1 б

              1

        8.

За один правильный ответ – 1 б

              1

        9.

За один правильный ответ – 1 б

              1

      10.

.За один правильный ответ – 1 б

              1

                            Всего:

             11 б.

Выполнено в процентах

Выполнено в баллах

Оценка

86- 100%

               9- 11

        «5»

66- 85%

               8 -10

        «4»

46- 65%

               5 - 7

        «3»

0 – 45%

               2 - 4

        «2»


Контрольная работа по разделу: «Общение»

    1

    2

    3

     4

     5

     6

   7

   8

   9

  10

Тест. Впишите номера  верных ответов в таблицу.

I. Что такое семья ?

1) Это люди, которые тебя окружают;

2)Это люди, с которыми ты общаешься;

3)Это самое близкое окружение человека.

II. Что объединяет всех ребят в школьном коллективе?

1)В школе  все вместе ребята учатся, играют, отдыхают.

2)Общие праздники.

3)Учителя, родители.

III.Культура поведения – это…

1)поступки, которые обижают людей;

2)вежливые слова и вежливые поступки;

3)странные поступки.

IV. Что самое ценное в дружбе?

1)Согласие и взаимная помощь;

2)Любовь и уважение;

3)Получать от друга хорошие подарки.

V. Как вести себя в театре ?

1)Во время спектакля нельзя громко аплодировать;

2) Во время  спектакля нельзя громко разговаривать;

3)В театре можно есть, но только во время антракта

VI. Кто должен выйти первым из транспорта?

1)женщина;      

2) мужчина;          

3) ребёнок.

VII. Укажи пословицы о дружбе?

1) Дружба дороже денег;

2) Одной рукой и узла не завяжешь;

3) Не пойман – не вор.

VIII. Чего нельзя делать в гостях?

1) Хватать лучший кусок торта;

2) Скакать, обгонять, бегать по комнате;

3) Рассматривать игрушки, книги, играть в игры.

IX. Какие правила поведение нужно соблюдать в общественном транспорте?

1)Громко разговаривать;

2)Во время движения ходить по салону автобуса;

3)Во время движения транспортного средства не отвлекать водителя и контролёра: громко не разговаривать, по салону не ходить.

X.Семейные традиции это…

1)то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому;

2)то в нашей жизни, что остаётся в памяти человека;

3)мудрость старших передаётся молодым.

Ключ.

    1

    2

    3

    4

    5

     6

   7

   8

   9

  10

    3  

   1  

   2  

  1,2  

   1

    2  

 1,2

  1,2

  3

  1,3

Критерии оценивания:

№ задания

Критерии оценивания

Максимальный балл

        1.

Правильный ответ- 1б

              1

        2.

Правильный ответ –1 б

              1

        3.

Правильный ответ -1б.

              1

        4.

За два правильных ответа- 2б.

За один правильный ответ – 1 б

               

              2

        5.

За один правильный ответ – 1 б

              1

        6.

За один правильный ответ – 1 б

              1

        7.

 За два правильных ответа – 2б.

Правильный ответ – 1 б

              2

        8.

За два правильных ответа- 2б.

За один правильный ответ – 1 б

              2

        9.

За один правильный ответ – 1 б

              1

      10.

За два правильных ответа – 2 б.

За один правильный ответ – 1 б

              2

                            Всего:

             14б.

Выполнено в процентах

             Выполнено в баллах

Оценка

86- 100%

                       12- 14

        «5»

66- 85%

                        9 - 11

        «4»

46- 65%

                        6 - 8

        «3»

0 – 45%

                        5 - 7

        «2»

Контрольная работа по разделу: «Путешествие»

ФИ ___________________________________

1.Что такое горизонт?

1) Небесный свод;

2) Земная поверхность, которую мы видим;

3) Открытая местность.

2.В каком направлении солнце встаёт?

1) Запад; 2)Восток; 3) Юг; 4) Север.

3.Из каких частей состоит компас?

1) Магнитная стрелка, батарейка, предохранитель.

2) Магнитная стрелка, корпус, батарейка.

3) Магнитная стрелка, корпус, предохранитель.

4.Какое утверждение неверно?

1) Обычно муравьи строят свой дом с южной стороны пней, камней, деревьев.

2) После дождя стволы деревьев с северной стороны дольше остаются тёмными, влажными.

3) У берёзы кора с северной стороны чище и белее, чем с южной.

5.Из каких частей состоят холм и гора?

1) Вершина, склон, обрыв.

2) Вершина, склон, подошва;

3)Вершина, подошва, камни.

6.Что относится к естественным водоёмам?

1) Пруд; 2) Озеро; 3) Водохранилище; 4) Река.

7.Что называют устьем реки?

1) Место, где река впадает в море, озеро или другую реку;

2) Начало реки;

3) Самое узкое место реки.

8. Самое большое озеро в России?

1) Онежское; 2) Байкал; 3) Каспийское.

9.Что такое карта?

1) Уменьшенная модель земли.

2) Чертёж местности;

3) Схема объектов.

10.Кто является основателем Москвы?

1) Иван Грозный; 2) Юрий Долгорукий; 3) Ярослав Мудрый.

11. Определи количество башен Кремля?

1) 10; 2) 15; 3) 20.

12.Кто основал город Санкт – Петербург?

1.Дмитрий Донской; 2) Пётр Первый; 3) Екатерина Вторая.

13.На какой реке стоит город Санкт – Петербург?

1) Москва; 2) Нева; 3) Енисей.

14.Назовите самый большой материк: ____________________________________________


15. Назовите материк, на котором протекает река Нил:______________________________________________________________________________

Ответы: 1)2, 2) 2,3) 3, 4) 3, 5) 2, 6)2,4, 7)1, 8) 2, 9)2, 10)2, 11)3, 12)2, 13)2, 14) Евразия, 15)Африка

Каждое верно выполненное задание оценивается в один балл.

80 – 100% от максимального количества баллов – оценка «5».

60 – 80% - оценка «4».

40 – 60 % - оценка «3».

0 - 40% - оценка «2»

Выполнено в процентах

Выполнено в баллах

Оценка

86- 100%

12-15

        «5»

66- 85%

9-12

        «4»

46- 65%

7-9

        «3»

0 – 45%

0-6

        «2»

Итоговая контрольная работа за год

Учени______ 2 класса

________________________________________________________________

Вариант 1

Задание 1     Прочитай слова. Запиши название каждой группы.

А)  ель,  берёза,  сосна, клён – это__________________________________

Б)  сом,  щука,  акула,  окунь – это __________________________________

В)  стол,  стул,  диван,  шкаф – это __________________________________

Задание 2*   а) подчеркни названия материков.

Евразия,  Франция,  Антарктида,  Сибирь,  Южная Америка,  Австралия.

б) Допиши недостающие названия:

_______________________________________________________________

Задание 3    Выбери предложение, чтобы закончить высказывание.

Смена времен года происходит потому, что …

А)  Земля имеет форму шара.

Б)  Земля вращается вокруг Солнца.

В)  Земля вращается в космосе.

Г)  Земля вращается вокруг своей оси.

Задание 4     Что на карте отмечают коричневым цветом?

А) реки        б) равнины        в) горы        г) землю

Задание 5     Летчик Сидоров вылетел по заданию командира в северном направлении. В какую сторону он должен лететь, чтобы вернуться на аэродром?

А) на север        б) на восток        в) на юг         г)на запад

Задание 6     В какой природной зоне самая плодородная почва?

А) тундра                б) тайга                в) степь                г) пустыня

Задание 7     Подчеркни названия животных, обитающих в зоне тайги.

Дятел,   страус,   верблюд,   белка,   лось,   черепаха,   росомаха,   песец.

Задание 8*    Тебе надо быстро найти ответ на вопрос: «На каком материке находится страна Сьера – Лионе?». Каким из справочных изданий ты воспользуешься?

А)  Атлас географических карт.                В) энциклопедия «Страны Европы»

Б) справочник «Страны мира»                г)  карта природных зон

Предложи другой быстрый способ найти ответ на этот вопрос.

Задание 9     Расскажи при помощи знаков. Какая погода чаще всего бывает летом в том месте, где ты живёшь?

ЛЕТО.

облачность

температура

осадки

ветер

Задание 10     Семья Воробьёвых проживает в столице Российской Федерации. Как называется город, в котором они живут?

А) Киев                б) Иркутск                в) Париж                г) Москва

Учени______ 2класса

________________________________________________________________

Вариант 2

Задание 1.      Прочитай слова. Напиши название каждой группы.

А) Редис,  свекла,  картофель,  помидор – это _______________________

Б)  Страус,  ворона,  сова,  попугай – это ____________________________

В)  Кастрюля, стакан,  тарелка,  чашка – это _________________________

Задание 2*.       Подчеркни названия материков.

Африка,   Япония,   Австралия,   Урал,   Северная Америка,   Антарктида.

Б) Допиши недостающие названия :_______________________________

______________________________________________________________

Задание 3.     Выбери предложение, чтобы закончить высказывание.

Смена дня и ночи происходит потому, что …

А)  Солнце вращается вокруг Земли.

Б)  Земля вращается вокруг своей оси.

В)  Земля вращается в космосе.

Г)  Земля вращается вокруг Солнца.

Задание 4.     Что на карте отмечают синим цветом?

А) равнины         б) моря        в) пустыни        г) холмы

Задание 5.     Разведчик Груздев отправился на запад по заданию командира. В какую сторону он должен идти, чтобы вернуться назад?

А) на север        б) на восток        в) на юг                г) на запад

Задание 6.     Выбери природную зону с преобладанием травяных экосистем.

А)  пустыня        б) тайга        в) степь        г) ледяные пустыни

Задание 7.     Подчеркни названия животных, обитающих в зоне тундры.

Песец,   лев,     лось,   полярная сова,   волк,   бегемот,   белка,   лемминг.

Задание 8.     Тебе надо быстро найти ответ на вопрос: «Где находится пустыня Атакама?».  Каким из справочных изданий ты воспользуешься?

А) атлас географических карт                б) энциклопедия «Пустыни Америки»

В) политическая карта мира                г) словарь по естествознанию

Предложи другой способ найти ответ на этот вопрос.

Задание 9.     Расскажи при помощи знаков.  Какая погода чаще всего бывает зимой в том месте, где ты живёшь?

ЗИМА

облачность

температура

осадки

ветер

Задание 10.     Семья Климовых проживает в городе Москве. Это главный город нашей страны. В какой стране проживает семья Климовых?

А) Казахстан                        б) Германия                

в) Великобритания                Г) Российская федерация

ВАРИАНТ 1

№ задания

Ответы (образец ответа/ правильный ответ/ описание ответа) и критерии оценивания

1

Ответ: деревья, рыбы, мебель.

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

2

Ответ: а) Евразия, Антарктида, Южная Америка, Австралия

1 балл  – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ    

Ответ: б) Северная Америка, Африка

2  балла – выбран только правильный ответ

1 балл – выбран только один материк

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ      

3

Ответ: б) Земля вращается вокруг Солнца

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

4

Ответ: в) горы

1  балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

5

Ответ: в) на юг

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

6

Ответ:  в) в степи

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

7

Ответ:  дятел,  белка,  лось,   росомаха

2 балл – выбран только правильный ответ

1 балл – выбраны не все ответы

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

8

Ответ: б) справочник « Страны мира»

2 балла – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

2 балла — за дополнительный способ быстрого поиска информации ( Интернет, спросить у взрослых)

9

Ответ:  ясно, +25, дождь, слабый, теплый ветер

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

10

Ответ: г) Москва

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

ВАРИАНТ 2

№ задания

Ответы (образец ответа/ правильный ответ/ описание ответа) и критерии оценивания

1

Ответ:  овощи,  птицы,  посуда.

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

2

Ответ:  а)  Африка,  Австралия,  Северная Америка, Антарктида

1 балл – выбран только  правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

Ответ:  б)  Южная Америка,  Евразия

2 балл – выбран только правильный ответ

1 балл – выбран только 1 правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

3

Ответ:  б)  Земля вращается вокруг своей оси.

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

4

Ответ:  б) моря

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

5

Ответ:  б) на восток

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

6

Ответ:  в) степь

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

7

Ответ:  песец,  полярная сова, волк, лемминг

1 балл – выбран только правильный ответ

1 балл – выбраны не все ответы

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

8

Ответ:  б) энциклопедия « Пустыни Америки»

2 балла – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

2 балла — за дополнительный способ быстрого поиска информации (Интернет, спросить у взрослых)

9

Ответ:  переменная, -20, снег, сильный ветер.

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

10

Ответ:  г) Российская Федерация

1 балл – выбран только правильный ответ

0 баллов – выбран неправильный ответ или наряду с правильным выбран и неправильный ответ

«5»-получают уч-ся, справившиеся с работой в объеме 80-100% - (12-15 б.)

«4»-получают уч-ся, справившиеся с работой в объеме 60-80% - (9-12 б)

«3»-получают учащиеся, справившиеся с работой в объеме 40-50 % - (7-9 б)

«2»-получают уч-ся, справившиеся с работой в объеме менее  40 %. – (0-6 б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...