Засушливые зоны умеренного пояса
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок с применением технология развития критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 31.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе с использованием ТРКМЧП
Учитель: Е.В.Копицина
Конспект урока
Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного пояса.
Задачи:
- Познакомить детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями.
- Показать взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
- Формировать умения работать с картой природных зон и дополнительной литературой.
- Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
I. Орг. момент
Эмоциональный настрой.
- Я вижу, что вы все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит вперёд за маленькими открытиями!
- Охарактеризуйте погоду на сегодняшний день.
- От чего зависит состояние погоды в разных регионах нашей страны?
II. Актуализация знаний
1) Работа с табличками у доски.
- Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена?
Лиственные леса, ледяные пустыни, степи, ледяные пустыни, тайга, пустыни.
- В каких тепловых поясах расположены эти зоны?
- Где можно узнать, правильно ли мы справились с заданием?
2) Игра – задание «Рассели жителей по домам» (работа в парах)
Карточки (приложение 1)
Слайд 2. Проверка на интерактивной доске (функция фломастер)
III. Стадия вызова
1. Постановка проблемы.
Слайд 3. - А теперь расселите животных и растения в зоне степей и пустынь.
- Можете справиться с этим заданием?
2 .Формулирование темы урока.
- Что нам нужно выяснить на уроке?
- Как будет звучать тема урока? Слайд 4.
IV. Стадия осмысления
1. Заполнение «дневника исследователя» (прием технологии развития критического мышления).
- Сегодня на уроке мы отправляемся в экспедицию, объекты нашего исследования- засушливые зоны умеренного пояса.
- Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований» (приложени2),
- Что вам известно о зоне степей и пустынь?
- Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы ( у каждого ученика имеются листы «Дневник исследователя». Учащиеся заполняют вторую колонку «Что я знаю». При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, обучающиеся будут заполнять третью колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации, своих знаний и опыта)
2. Знакомство с зоной степей.
а) Беседа по теме.
- Что такое степь? (предположения учащихся, чтение колонки "Что я знаю" "дневника исследователя")
б) Прогулка по степи (просмотр видеоролика -1 мин.56 сек.) Слайд 5
- Давайте разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям? Что является причиной этого?(предположения учащихся)
- Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее провели (с.26)
- Что вы заметили? (учащиеся озвучивают результаты опыта: полотенце, которое находилось далеко от батареи, самое мокрое, суше всего то, что расправленным лежало на батареи)
- Почему это произошло? (ответы учащихся: вода с поверхности полотенец испарялась по- разному, то что было самым мокрым, получило меньше тепла, то что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но вода с него быстро испарилась именно из-за того, что оно было расправленным)
- Как этот опыт поможет ответить на наш вопрос?
- Проверим наши предположения.
в) Работа с учебником. (С.26-27)
Прием «Инсерт» (прием технологии развития критического мышления)
- Чтение статьи учебника с пометами.
«V» -поставьте «v» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете.
«+» - поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым.
«?» - поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
- Обсуждение результатов чтения, заполнение таблицы.
г) Изучение растительного и животного мира степей.
Работа в группах: ботаники и зоологи.
- Из предложенных карточек с изображением разных животных и растений выберите нужные картинки, используя учебник (с.27-28) и энциклопедии.
( работа в группах, обсуждение в группах, заполнение третей колонки в «дневнике исследователя)
Учитель дополняет ответы учащихся Слайд 6-8
- Как растения приспособились к жизни в степи?Слайд 10
- Для чего у растений густые и длинные корни?
- Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу?
- С какими проблемами столкнуться животные в этой зоне?
- Как воздействует человек на эту зону?
- Что может произойти с растениями и животными в этой ситуации?
Физминутка.
Представьте себе, что вы растения степи. ( Дети приседают ).
Ранняя весна.
Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине )
Цветы растут (дети поднимаются).
Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ).
Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину).
Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими )
Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
3. Зона пустынь
а) Беседа по теме
- Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг.
Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
- Куда мы попадаем?
- Что вам известно об этой зоне ? (чтение записей из «дневника исследователя»)
- От какого слова произошло слово «пустыня»?
- Действительно ли там пусто?
б) Просмотр видеоролика «Пустыня и её обитатели» (1 мин.18 сек) (заполнение третьей колонки "Что я узнал" "Дневника исследователя")
в) Растительный и животный мир пустынь.
- Давайте заселим зону пустынь жителями.Какие животные обитают в пустыне? (чтение "дневника исследователя")
- В чём сходны пустынные животные? (Рисунок с.28) ?
- Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне? Слайд 11-12
- Назовите растения пустыни.
- Как приспособились растения к жизни в пустыне? Слайд 13
5. Самостоятельное применение знаний.
а) Работа в группах:
- Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных?
- Чем пустыни похожи на ледяную зону?
- Почему в степях много подземных животных?
б) Работа в рабочей тетради.
с.48 №1 (1 вариант)
с.49 №5 (2 вариант)
V. Стадия рефлексии.
1. Отгадайте загадку.
а) В ней песков большие груды
Называются барханы,
И по ним идут верблюды,
Растянувшись караваном (пустыня)
б) Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)
- Так каких же животных мы поселим в зоне степей и зоне пустынь?(возвращение к проблемному вопросу и слайду 3)
2. Составление синквейна (прием технологии развития критического мышления) Слайд 14
3. Продолжите предложения: Слайд 15
Я узнал…….
Я смог…….
Мне удалось…….
Мне хотелось бы…..
Использованная литература:
1. А.А. Вархрушев, Е.А. Самойлова, О.В.Чиханова. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета «Земля»). Методические рекомендации для учителя. – М. : Баласс, 2010.
Использованные ресурсы:
http://images.yandex.ru
http://dump.ru
http://www.openclass.ru/lessons/179383
Видеоролики к уроку сайте youtube "Прогулка по степи" , "Пустыня и её обитатели"
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактический материал и оборудование |
I.Орг. момент | Эмоциональный настрой - Я вижу, что вы все готовы к уроку, настроение у всех отличное. Значит вперёд за маленькими открытиями! | Учащиеся дают краткую характеристику на основе своих наблюдений - От особенностей природной зоны | |
II.Актуализация знаний |
Лиственные леса, ледяные пустыни, степи, ледяные пустыни, тайга, пустыни. - В каких тепловых поясах расположены эти зоны? -Где можно узнать, правильно ли мы справились с заданием? 2) Игра – задание «Рассели жителей по домам» Карточки (приложение 1)
| Учащиеся совещаются и приходят к выводу: - Пропущена зона тундр. Расставляют карточки с названием природных зон в правильной последовательности зон. Ответы учащихся. Самопроверка по карте природных зон. Работа в парах Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают. Проверка. Работа детей с интерактивной доской (функция- фломастер) | Карточки с названием природных зон Работа с картой природных зон с.104-105 Карточки Слайд 2 Интерактивная доска (функция -фломастер) |
III.Стадия вызова
| - А теперь расселите животных и растения в зоне степей и пустынь. - Можете справиться с этим заданием -Что нам нужно выяснить на уроке? -Как будет звучать тема урока? | -Мы сразу не можем справиться с этим заданием, так как не знакомы с зонами степей и пустынь. Учащиеся формулируют тему урока, ставят вопросы, на которые нужно ответить | Слайд 3 Слайд 4 |
IV.Стадия осмысления | 1. Заполнение «дневника исследователя» - Поскольку вы будете исследователями, нам нужно заполнить «дневник исследований» (приложени2), (прием технологии развития критического мышления). -Что вам известно о зоне степей и пустынь? -Заполните левую колонку «дневника исследователя», кратко формулируя свои ответы. У каждого ученика имеются листы «Дневник исследователя». Учащиеся заполняют вторую колонку «Знаю». При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, обучающиеся будут заполнять третью колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации, своих знаний и опыта. 2. Знакомство с зоной степей. а) Беседа. - Что такое степь? б) Прогулка по степи (просмотр видеоролика -1 мин.56 сек.)
- Давайте разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям? Что является причиной этого? -Давайте проверим наши догадки. Поможет нам опыт, который мы заранее провели (с.26) Что вы заметили? - Почему это произошло? - Как этот опыт поможет ответить на наш вопрос? - Проверим наши предположения. в) Работа с учебником. (С.26-27) Прием «Инсерт» (приложение3) (прием технологии развития критического мышления). г) Изучение растительного и животного мира степей Работа в группах: ботаники и зоологи. -Из предложенных карточек с изображением разных животных и растений выберите нужные картинки, используя учебник (с.27-28) и энциклопедии. Учитель дополняет ответы учащихся - Как растения приспособились к жизни в степи? Для чего у растений густые и длинные корни? Как узкие, мелкие, жёсткие листья экономят влагу? - С какими проблемами столкнуться животные в этой зоне? - Как воздействует человек на эту зону? -Что может произойти с растениями и животными в этой ситуации?
Представьте себе, что вы растения степи. ( Дети приседают ). Ранняя весна. Пошёл дождик. ( дети стучат друг друга по спине ) Цветы растут (дети поднимаются). Расцветают.( дети руки поднимают, вверх, качаются влево- вправо ). Жарко, солнце так и жжёт землю. Подул лёгкий ветерок, всё сильнее и сильнее. ( дети массируют друг другу спину. Началась пыльная буря. ( дети руки опускают вниз, качают ими ) Вдруг всё стихло. ( дети садятся на свои места )
а) Беседа: - Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг. Солнечный, жаркий, - Куда мы попадаем? - Что вам известно об этой зоне ? От какого слова произошло слово «пустыня»? Действительно ли там пусто? б) Просмотр видеоролика «Пустыня и её обитатели» (1 мин.18 сек). в) Растительный и животный мир пустынь - Давайте заселим зону пустынь жителями. Назовите обитателей пустыни. - В чём сходны пустынные животные? (Рисунок с.28)? - Как приспособились животные к условиям жизни в пустыне? - Как приспособились растения к жизни в пустыне?
1.Работа в группах - Чем похожи и чем отличаются пустынные растения от степных? - Чем пустыни похожи на ледяную зону? -Почему в степях много подземных животных? 2. Работа в рабочей тетради. с.48 №1 (1 вариант) с.49 №5 (2 вариант) | Учащиеся заполняют таблицу Учащиеся знакомят с записями «дневника исследования» По ходу просмотра учащиеся заполняют третий столбик таблицы «Что я узнал» Учащиеся обсуждают и высказывают свои предположения Учащиеся озвучивают результаты опыта: - Полотенце, которое находилось далеко от батареи, самое мокрое, суше всего то, что расправленным лежало на батареи. Ответы учащихся: - Вода с поверхности полотенец испарялась по- разному, то что было самым мокрым, получило меньше тепла, то что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но вода с него быстро испарилась именно из-за того, что оно было расправленным. Ответы учащихся Чтение статьи учебника с пометами. Обсуждение результатов чтения, заполнение таблицы.
Работа в группах, обсуждение в группах, заполнение третей колонки в «дневнике исследователя». Проверка. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. - В зону пустынь. Чтение записей из «дневника исследователя» Просмотр видеоролика и заполнение третьей колонки таблицы. Учащиеся делятся информацией, полученной из видеоролика. Ответы учащихся. - Пустынные животные имеют сухую кожу, которая защищает их от потери влаги. - Растения имеют длинный корень. Пустынные растения часто имеют листья в виде колючек. Некоторые растут только в период наличия в почве влаги. Рефлексия по использованию нового знания. Работа в группах, обсуждение вопросов. -Мак, как и тюльпан, растёт только во влажный период. Саксаул и верблюжья колючка отличаются очень длинными корнями. -Пустыни похожи на ледяную зону по почти полному отсутствию растений, но не похожи по климату. -В степях много подземных животных, так как там прохладно в жару и есть пища (подземные части растений) | Работа с таблицей Работа с таблицей Видеоролик «Прогулка по степи» cлайд 5 Работа с таблицей Учебник (С.26-27) Карточки с изображение животных и растений Слайды 6-8 Слайд 9 Работа с таблицей Видеоролик «Пустыня и её обитатели» Слайд 10 Работа с таблицей Слайд 11-12 Слайд 13 Рабочая тетрадь (с.48 – 49) |
V.Стадия рефлексии. Итог урока. | 1.Отгадайте загадку. а) В ней песков большие груды б) Какая ширь здесь и приволье! 2.Возвращение к проблемной ситуации её разрешение: - Так каких же животных мы поселим в зоне степей и зоне пустынь? 3 Составление синквейна (прием технологии развития критического мышления) 4.Продолжите предложение Я узнал……. Мне хотелось бы….. | Ответы учащихся Составление и чтение синквейна | Возвращение к слайду 3 по гиперссылке Схема синквейна Слайд 14 Слайд 15 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру Засушливые зоны умеренного пояса, 2 класс, 2100
Презентация содержит вспомогательный материал по окружающему миру к уроку по теме "Засушливые зоны умеренного пояса", 2 класс, 2100...
Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.
Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100"....
Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".
Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...
Урок окружающего мира "Засушливые зоны умеренного пояса"
Цель урока: создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного....
Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.
Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...
Урок окружающего мира. Тема "Засушливые зоны умеренного пояса".
Учащиеся знакомятся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Дети работают с картой природных зон....