Урок окружающего мира "Засушливые зоны умеренного пояса"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Данилюк Елена Степановна

Цель урока: создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zasushlivye_zony_rossii.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Засушливые зоны умеренного пояса»

Предмет, класс        Окружающий мир, 2 класс

Тема урока «Засушливые зоны умеренного климата.   Зона степей. Зона пустынь».

Тип учебного занятия: урок открытие нового знания по учебнику Окружающий мир  «Наша планета «Земля».  2 класс. 2 часть, авторы А.А. Вархрушев, О.В. Бурский , А.С.Раутин. 
Вид учебного занятия: урок-исследование
Формы работы: работа в парах, групповая и индивидуальная работа.
Актуальность использования средств ИКТ        

Использование средств ИКТ повышает наглядность урока, интерес учащихся к учебному материалу, облегчает восприятие, способствует лучшему усвоению учебной информации

Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска Hitachi FX-77 StarBoard, авторский цифровой образовательный ресурс –презентация в программе  Microsoft Offise Power Pоint; видеоролики «Прогулка по степи»,«Пустыня и её обитатели» в программе Windows Movie Maker; карта природных зон; учебник, карточки для работы в парах; «дневник исследователя»;  карточки с изображением животных и растений, карточки с названием  природных зон, энциклопедии.

Цель урока        создание условий для  организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о засушливых зонах умеренного.

Задачи урока:  

  •  Показать взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
  • Формировать умения работать с картой природных зон и дополнительной литературой
  • Содействовать развитию познавательной активности учащихся, связной речи; критического мышления; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

Воспитывать   бережное отношение к природе . Патриотические чувства по отношению к России. Ее необъятной  разнообразной природе, красоте .

Дидактический материал и оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска Hitachi FX-77 StarBoard, авторский цифровой образовательный ресурс –презентация в программе  Microsoft Offise Power Pоint; видеоролики «Прогулка по степи»,«Пустыня и её обитатели» в программе Windows Movie Maker; карта природных зон; учебник, карточки для работы в парах; «Дневние ник исследователя»;  карточки с изображением животных и растений, карточки с названием  природных зон, энциклопедии.»Листок самооценки»

  Вид используемых на уроке средств ИКТ        презентация

Необходимое аппаратное и программное обеспечение        компьютер, видеопроектор, экран, средства Microsoft Office

Образовательные ресурсы Интернет        

УУД на уроке

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактический материал и оборудование

УУД

I.Орг. момент(3 мин.)

1мин.

2мин.

-  Мы нередко на уроках окружающего мира выступаем в роли ученых, сейчас попрошу вас помочь мне в организации опыта. Мокрый платочек повесить на стул, второй – на батарею распрямив, третий – скомкав на батарею.

-. Какие чувства вы  испытывали, когда слушали эту песню о Родине и видели картины природы России? О чем эта песня?

- Как вы думаете, почему я включила для вас эту презентацию?

 -Вы готовы к новому путешествию?

Помогают в организации опыта.

 Смотрят презентацию .

Эмоционально настраиваются на работу.

- На уроке окружающего мира мы будем продолжать изучать природу нашей страны.

Организация опыта.

 Презентация «Россия»

регулятивные

метапредметные

коммуникативные

личностные

II.Актуализация знаний (3 мин.)

-С какими природными зонами мы уже познакомились?

-Предлагаю вам проверить свои знания по изученным темам. На столах у вас листочки вместе с товарищем по парте прочитайте и определите, какая природная зона  описана.

Опрос по карточкам. Заслушивается несколько вариантов ответа.

-На материке Евразия покажите  природные зоны по порядку.( Откройте атласы, проверьте, правильно ли мы назвали?

- Как вы оцените свои знания?  Нарисуйте значок , ,  слева и справа.

 Перечисляют природные зоны

Работа в паре

  Сравнивают свои ответы с ответами детей.

Работа с атласом

Оценивают свои работы

Карточки « Природная зона»

Атлас у каждого ребенка

Ката полушарий с природными зонами

регулятивные

метапредметные

коммуникативные

личностные

III.Стадия вызова (4 мин.)

  1. Постановка проблемы

Формулирование темы и целей урока

- Посмотрите, по  карте России какие  природные зоны расположены южнее лесной зоны?

- Что вы знаете о степной зоне? О зоне пустынь? 

-Вы нашли в атласе зону степей, расскажите о ее расположении, чем близка нам эта зона?

-Можете ли вы сделать предположение о климате в этих зонах?

 -У вас на столах лежат листы самооценки. Попробуйте ответить на вопросы.

- На все вопросы вы знаете ответы?  Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Ваши предположения совпадают ?

-Почему?

- К вашим ответам мы вернемся в конце урока

-Что мы будем изучать сегодня на уроке?

_Ответы детей

Показывают на электронной карте  

Делают предположение (на основании закона о природной зональности)

Заполнение таблицы

Обмен работами

-Не хватает знаний.

-Зону степей и зону пустынь

 Презентация «Степи.Пустыни».Слайд Электронная карта природных зон  России

Атлас .Карта природных зон

Таблица «Листок самооценки»

Слайд «Тема урока»

регулятивные

метапредметные

коммуникативные

личностные

IV.Стадия осмысления.

10мин.

5 мин.

4 мин

3 мин.

Физкультминутка 1 мин.

3 мин.

3 мин

1мин.20сек.

3 мин.

-Как мы изучали природные зоны на предыдущих уроках  ?  

-     На столах у вас таблицы, заполнив которые мы составим портрет природной зоны.

Девиз работы класса Что одному не под силу, то легко коллективу!

-Предлагаю разделиться на команды: биологи, синоптики, географы, зоологи.

-Напоминаю, правила работы на уроке, не забывайте заполнять таблицу своих результатов. Помните, что наша конкурс «Лучший путешественник» продолжается.   Сумма баллов у команды, какая команда работала активнее.  

Раздаю задание для команд. Географы. Синоптики.  Биологи. Зоологи. Экологи. Геологи.

После подготовки заслушиваются ответы детей: географы, синоптики,  биологи.

-А каких видов растений очень мало в степи? (сравните страницы атласа)  В какой зоне мы наблюдали это?

_Почему там мало деревьев?

- А в степи?

   - Сравните свои предположения Прочитайте со с. 27 учебника.

-Какие растения выживают здесь? Найдите ответ в тексте.

Какую особенность в строении растений степи вы заметили? (с.27).

- В художественных произведениях мы найдем сравнение травянистого покрова степи с густым ковром.

Хомка-хомка хомячок

Хомка-хомка хомячок

(надуваем щеки как хомяк)

Полосатенький бочок

(гладим себя по бокам)

Хомка рано встает

(потягиваемся)

Щечки моет, глазки трет

(делаем соответственные действия)

Подметает хомка хатку

(наклоняемся и делаем вид, что подметаем)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать

(показываем, какой сильный

Заслушаем зоологов.

-Давайте попробуем составить цепи питания в степи.

_Послушаем геологов.

_Экологов.

- Мы с вами подробно поговорили о природе степи, но к засушливым зонам относится и зона пустынь.

-Что общего, а в чем , может быть, различие этих зон вы узнаете, посмотрев ролик  о зоне пустынь.

- Не забывайте отмечать в таблице нужную информацию.

-В чем сходство пустыни со степью?

-В  чем отличие?

-Как растения и животные приспособились к жизни в пустыне?

-Как вы поняли, почему зона степей и пустынь  относятся к засушливым зонам?

Дети читают план

Обсуждение, что будут изучать команды.

Разбиваются на команды

Изучают задание (приложение №1)

Ответы команд «Географы», «Синотики», «Биологи».

Дети заполняют таблицу «Природные зоны»

-Деревьев.

-Тундре

-Холодное лето.

-Жарко.

Читают текст в учебнике.

Выживают только те, которые лучше сохраняют влагу.

-Густые, длинные корни, узкие, мелкие, жесткие листья.

Встают делают зарядку

Выступление группы

Записывают в таблицу (Зерна растений-суслики-орлы,Травы-сайгаки-волки,Корни растений-черви-кроты-горностай – волк.

Выступление экологов, геологов

Смотрят ролик.

-Жарко и сухо.

Равнина.

-Растительность, животный мир скудные.

Ответы детей.

Записывают в таблицу.

Презентация , слайд «План»

Таблица «Природная зона»

Слайд «Девиз»

 

Таблички с названием команд на парты

Таблица результатов в тетради

 

Карточки с заданием, атласы, книги,

Слайд «Карта»,

 Слайды «Времена года в степи»,

Табличка «Чернозем»(на доску) , слайд,

Табличка «Дернина»

атласы

Учебник с. 26-27

Табличка  «Испарение»(на доску)

Слайд «Особенности приспособления растений»

Иллюстрации учебника с.27

Слайд «Животные степи». Хищники

Слайд «Хомяк»

Видеоролик «Зона пустынь»

Слайд «Приспособление к жизни в «Пустыне»

регулятивные

метапредметные

коммуникативные

личностные

V.Стадия рефлексии.

Итог урока.

3мин.

-Давайте вернемся к нашему тесту в начале урока. Заполним 2 колонку.

-Что вы заметили?

-Откройте таблицу своих результатов. Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Работу группы.

Мои оценки.

-Что вы делали на уроке? Сколько баллов получили?

-Попробуйте составить предложения….

-Заполнение таблицы.

Ответы на вопросы.

-Больше стали знать о зоне степей и пустынь.

Самооценка своей работы,

Оценка содержания урока

Таблица  «Листок самооценки»

Таблица результатов

Слайд «Самооценка»

регулятивные

метапредметные

коммуникативные

личностные

VI. Домашнее задание.1 мин.

- Домашнее задание носит индивидуальный характер. На выбор:

-Описать пустыню по плану.

-Задания в рабочей тетради.

-Проект «Степь», «Пустыня».

Записывают выбранное домашнее задание

регулятивные

метапредметные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Презентация по окружающему миру Засушливые зоны умеренного пояса, 2 класс, 2100

Презентация содержит вспомогательный материал по окружающему миру к уроку по теме "Засушливые зоны умеренного пояса", 2 класс, 2100...

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс.

Конспект урока по теме "Засушливые зоны умеренного пояса" 2 класс УМК "2100"....

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь".

Презентация "Засушливые зона умеренного пояса. Зона пустынь". 2 класс УМК "2100"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : Засушливые зоны умеренного пояса.Зона пустынь.

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: «Засушливые зоны умеренного пояса. Зона пустынь»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение образовательных результатов посредством технологии про...

Урок окружающего мира. Тема "Засушливые зоны умеренного пояса".

Учащиеся знакомятся со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями. Дети работают с картой природных зон....