Интегрированный урок "Повесть временных лет". А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Шморгун Татьяна Владимировна

Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Культура Древней Руси" тесно переплетается с темой урока по литературному чтению "Повесть временных лет". А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Поэтому решила провести интегрированный урок, чтобы познакомить детей с памятниками древнерусской литературы - летописями, летописцем Нестором и произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге".

Урок проводился в рамках методической недели  начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

по литературному чтению и окружающему миру  

в 4 классе

Тема урока: «Повесть временных лет» А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

Цели урока:

развивать познавательный интерес к истории, потребность в чтении дополнительной литературы;

воспитывать чувство гордости и любви к Родине, уважительное отношение к нашим предкам.

совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом, выражать свои мысли вслух, слушать друг друга, выделять главное, делать выводы, обосновывать их;

развивать внимание, речь учащихся

Планируемые результаты:

иметь представление о летописи Нестора «Повесть временных лет»;

уметь объяснять значение старинных слов; находить в тексте слова, которые характеризуют князя, в которых выражено отношение князя к коню, кудеснику, анализировать отношение автора к кудеснику

Познавательные:

использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения

Регулятивные:

ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем

самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы

Коммуникативные:

работая в группе учитывать мнения партнёров

аргументировать собственную позицию

Личностные:

Осознавать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины

Ход урока.

1.Оргмомент 

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

2. Актуализация знаний 

-Что такое летопись?

-Как создавались летописи?

-Кто создал первую летопись?

-К каким историческим источникам относятся летописи?

-Расскажите, что вы узнали о князе Олеге.

3.Работа в паре

Поработаем с другом. У вас на столе карточки. Соедините событие с именем князя.

Князь Рюрик

Коварный план

Князь Олег

Погиб в сражении с древлянами.

Князь Игорь

«Князь – воин»

Княгиня Ольга

Повесил свой щит на врата Царьграда

Князь Святослав

Первый князь на Руси

3. Введение в тему.

- Сегодня на уроке мы снова обращаемся к творчеству А.С. Пушкина. (Портрет)

- Предположите, как поэт может быть связан с событиями, описанными в летописи? (А.С.Пушкин прочитал летопись и решил рассказать о событии из жизни князя Олега в стихотворной форме)

- Вы правы, А.С.Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и ему были известны легенды о князе Олеге.  Поэтому он написал “Песнь о Вещем Олеге” в стихотворной форме.

- Сформулируйте тему нашего урока (А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»)

- Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Выясним, в чем же сходство, а в чем различие между произведением А.С.Пушкина и летописью.

4. Изучение нового материала

1) Работа с учебником Словарная разминка

- Откройте учебник на стр.77. Проведем словарную разминку

Подберите синонимы к словосочетаниям

-В произведении много устаревших слов. Прочитайте эти слова и объясните их значение

Карточки у детей на столах

Песнь – это торжественный стих на историческую или героическую тему

Волхвы – колдуны, предсказатели

Вещий– ведающий, знающий много, мудрый или предсказывающий будущее

Броня – одежда из металлических пластинок или колец

Перун – бог грома и молнии у древних славян

Сеча – сражение

Дружина – войско

Презреть – не обратить внимания

2) Прослушивание песни  (Дети следят по учебнику)

3) Беседа по прочитанному

-Как вы думаете, зачем А.С. Пушкин использовал в стихотворении устаревшие слова? (Устаревшие слова помогают почувствовать далекое прошлое, кажется, что рассказ ведет человек, который видел все сам)

-А если бы он заменил их современными словами, изменилось бы что-нибудь в произведении?

5. Физкультминутка

6. Работа с текстом

-Прочитайте первые 6 строк стихотворения. Какими качествами наделил автор князя? (Олег вещий, мудрый, смелый, беспощадный)

- Прочитайте последнюю строфу на странице 78. Как автор передал чувства, которые испытал Олег, услышав слова старца.

- Как поступил князь с конём? Прочитайте.

-Найдите определения, которые использует автор для характеристики коня.

(Конь ретивый, смирный, бурный, игривый, верный)

-Прочитайте вторую строфу на стр. 77. Как Пушкин относится к кудеснику?

-Как в летописи описывается кудесник?

-Как Олег относится к кудеснику?

7.Работа с иллюстрацией

Выберите из текста строки, которые могут стать подписью к иллюстрации на  стр. 79 и 81

-Какой прием использует автор при описании змеи.

8. Чтение по ролям.

9.Итог. 

- Понравилась вам песня?

 - В чем сходство, а в чем различие между произведением А.С.Пушкина и летописью

-Пушкин написал «Песню» около 200 лет назад. Летопись была написана еще раньше. Подумайте, почему вещего Олега помнят и знают в России до сих пор. (Потому, что он много сделал для своей Родины, освободил её от захвата хазарами. Потому, что подвиги его описали в летописях и увековечил в своём произведении А.С.Пушкин)

10.Дом задание

1. Подготовиться к выразительному чтению понравившегося отрывка

(С.77-81)

2. Творческое задание. Представьте, что князь не поверил словам кудесника и не расстался с конём. Что было бы тогда?

11.Рефлексия.

Представьте на минуточку себя славянским воином и сделайте точный выстрел стрелой в мишень.

Красный цвет – было интересно, узнал новое, хорошо работал.

Желтый цвет – было интересно, узнал новое, испытывал трудности.

Зеленый цвет – не интересно, не понятно, скучно.

12.Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Песнь о Вещем Олеге"

материалы к уроку литературного чтения...

"Песнь о вещем Олеге"

Рассматривание картины, задания по теме...

4 класс тест А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

4 класс тест А.С.пушкин "Песнь о вещем Олеге"...

Летописи, как памятники древнерусской культуры. Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа

Интегрированный урок в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI век».Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Что такое культура. Как возникла письменность. Летопись – рукописная ...

"Песнь о Вещем Олеге"

В папке находится презентация  "Песнь о Вещем Олеге"...

Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)

Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...

Мастер-класс на педсовет "Урок литературного чтения в 4 классе по теме А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», на платформе РЭШ"

Технологическая карта мастер-класса в рамках проведения педсовета тему «Повышение качества образования через конструирование учебных занятий на основе применения ресурсов электронных образовател...