Интегрированный урок "Повесть временных лет". А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Культура Древней Руси" тесно переплетается с темой урока по литературному чтению "Повесть временных лет". А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". Поэтому решила провести интегрированный урок, чтобы познакомить детей с памятниками древнерусской литературы - летописями, летописцем Нестором и произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге".
Урок проводился в рамках методической недели начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по литературному чтению и окружающему миру
в 4 классе
Тема урока: «Повесть временных лет» А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»
Цели урока:
развивать познавательный интерес к истории, потребность в чтении дополнительной литературы;
воспитывать чувство гордости и любви к Родине, уважительное отношение к нашим предкам.
совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом, выражать свои мысли вслух, слушать друг друга, выделять главное, делать выводы, обосновывать их;
развивать внимание, речь учащихся
Планируемые результаты:
иметь представление о летописи Нестора «Повесть временных лет»;
уметь объяснять значение старинных слов; находить в тексте слова, которые характеризуют князя, в которых выражено отношение князя к коню, кудеснику, анализировать отношение автора к кудеснику
Познавательные:
использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения
Регулятивные:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы
Коммуникативные:
работая в группе учитывать мнения партнёров
аргументировать собственную позицию
Личностные:
Осознавать чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины
Ход урока.
1.Оргмомент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
В теме будем разбираться,
Главное – не отвлекаться!
2. Актуализация знаний
-Что такое летопись?
-Как создавались летописи?
-Кто создал первую летопись?
-К каким историческим источникам относятся летописи?
-Расскажите, что вы узнали о князе Олеге.
3.Работа в паре
Поработаем с другом. У вас на столе карточки. Соедините событие с именем князя.
Князь Рюрик | Коварный план |
Князь Олег | Погиб в сражении с древлянами. |
Князь Игорь | «Князь – воин» |
Княгиня Ольга | Повесил свой щит на врата Царьграда |
Князь Святослав | Первый князь на Руси |
3. Введение в тему.
- Сегодня на уроке мы снова обращаемся к творчеству А.С. Пушкина. (Портрет)
- Предположите, как поэт может быть связан с событиями, описанными в летописи? (А.С.Пушкин прочитал летопись и решил рассказать о событии из жизни князя Олега в стихотворной форме)
- Вы правы, А.С.Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и ему были известны легенды о князе Олеге. Поэтому он написал “Песнь о Вещем Олеге” в стихотворной форме.
- Сформулируйте тему нашего урока (А.С.Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»)
- Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Выясним, в чем же сходство, а в чем различие между произведением А.С.Пушкина и летописью.
4. Изучение нового материала
1) Работа с учебником Словарная разминка
- Откройте учебник на стр.77. Проведем словарную разминку
Подберите синонимы к словосочетаниям
-В произведении много устаревших слов. Прочитайте эти слова и объясните их значение
Карточки у детей на столах
Песнь – это торжественный стих на историческую или героическую тему
Волхвы – колдуны, предсказатели
Вещий– ведающий, знающий много, мудрый или предсказывающий будущее
Броня – одежда из металлических пластинок или колец
Перун – бог грома и молнии у древних славян
Сеча – сражение
Дружина – войско
Презреть – не обратить внимания
2) Прослушивание песни (Дети следят по учебнику)
3) Беседа по прочитанному
-Как вы думаете, зачем А.С. Пушкин использовал в стихотворении устаревшие слова? (Устаревшие слова помогают почувствовать далекое прошлое, кажется, что рассказ ведет человек, который видел все сам)
-А если бы он заменил их современными словами, изменилось бы что-нибудь в произведении?
5. Физкультминутка
6. Работа с текстом
-Прочитайте первые 6 строк стихотворения. Какими качествами наделил автор князя? (Олег вещий, мудрый, смелый, беспощадный)
- Прочитайте последнюю строфу на странице 78. Как автор передал чувства, которые испытал Олег, услышав слова старца.
- Как поступил князь с конём? Прочитайте.
-Найдите определения, которые использует автор для характеристики коня.
(Конь ретивый, смирный, бурный, игривый, верный)
-Прочитайте вторую строфу на стр. 77. Как Пушкин относится к кудеснику?
-Как в летописи описывается кудесник?
-Как Олег относится к кудеснику?
7.Работа с иллюстрацией
Выберите из текста строки, которые могут стать подписью к иллюстрации на стр. 79 и 81
-Какой прием использует автор при описании змеи.
8. Чтение по ролям.
9.Итог.
- Понравилась вам песня?
- В чем сходство, а в чем различие между произведением А.С.Пушкина и летописью
-Пушкин написал «Песню» около 200 лет назад. Летопись была написана еще раньше. Подумайте, почему вещего Олега помнят и знают в России до сих пор. (Потому, что он много сделал для своей Родины, освободил её от захвата хазарами. Потому, что подвиги его описали в летописях и увековечил в своём произведении А.С.Пушкин)
10.Дом задание
1. Подготовиться к выразительному чтению понравившегося отрывка
(С.77-81)
2. Творческое задание. Представьте, что князь не поверил словам кудесника и не расстался с конём. Что было бы тогда?
11.Рефлексия.
Представьте на минуточку себя славянским воином и сделайте точный выстрел стрелой в мишень.
Красный цвет – было интересно, узнал новое, хорошо работал.
Желтый цвет – было интересно, узнал новое, испытывал трудности.
Зеленый цвет – не интересно, не понятно, скучно.
12.Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Песнь о Вещем Олеге"
материалы к уроку литературного чтения...
"Песнь о вещем Олеге"
Рассматривание картины, задания по теме...
4 класс тест А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
4 класс тест А.С.пушкин "Песнь о вещем Олеге"...
Летописи, как памятники древнерусской культуры. Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа
Интегрированный урок в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI век».Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Что такое культура. Как возникла письменность. Летопись – рукописная ...
"Песнь о Вещем Олеге"
В папке находится презентация "Песнь о Вещем Олеге"...
Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)
Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...
Мастер-класс на педсовет "Урок литературного чтения в 4 классе по теме А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», на платформе РЭШ"
Технологическая карта мастер-класса в рамках проведения педсовета тему «Повышение качества образования через конструирование учебных занятий на основе применения ресурсов электронных образовател...