Летописи, как памятники древнерусской культуры. Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Интегрированный урок в 4 классе по УМК «Начальная школа XXI век».
Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Что такое культура. Как возникла письменность. Летопись – рукописная книга." тесно переплетается с темой урока по литературному чтению "Знакомство со статьёй из «Повести Временных лет» «Вещий Олег» (отрывок)." Поэтому целесообразно провести интегрированный урок, чтобы познакомить детей с памятниками древнерусской литературы - летописями, летописцем Нестором и произведением А.С. Пушкина "Песнь о Вещем Олеге".
Урок проводился в рамках семинара для учителей начальных классов г. Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района.
К уроку дан подробный конспект с разбивкой по слайдам презентации. Презентация к уроку в формате MS PowerPoint.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit_chtenie_okr_mir_veschij_oleg.zip | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
по окружающему миру и литературному чтению
в 4 классе
Тема: «Летописи, как памятники древнерусской культуры.
Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка
А.С. Пушкиным летописного рассказа»
Составила:
Щукина Ольга Анатольевна
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «НОШ №29», г. Сергиев Посад
Тема урока:
Летописи, как памятники древнерусской культуры.
Песнь о Вещем Олеге – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа.
Цели урока:
- развивать познавательный интерес к истории, потребность в чтении дополнительной литературы;
- воспитывать чувство гордости и любви к Родине, уважительное отношение к нашим предкам.
- совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать друг друга, выделять главное, делать выводы, обосновывать их;
- развивать внимание, речь учащихся;
Задачи урока:
- познакомить с понятиями: культура, культура человека и общества;
- познакомить со статьёй из летописи «Вещий Олег»;
- дать представление об источниках исторических знаний;
- развивать навыки работы с картой;
- работать над выразительностью чтения, умением читать по ролям;
Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация,
карточки для проведения теста,
учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, 4 класс, хрестоматия по литературному чтению Л.А.Ефросинина, 4 класс
Ход урока.
I. Организация класса. СЛАЙД 1
II. Проверка домашнего задания.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
(Мы говорили о России и её соседях)
1 Работа с политической картой. СЛАЙД 2
- Покажите на карте и назовите те страны, которые являются нашими соседями.
(Япония, Китай, Финляндия, Королевство Дания)
2. Тест.
- Чтобы проверить, что вы запомнили о странах-соседях России, мы проведём тест.
- Эта страна расположена на четырёх тысячах островов. (Япония)
- Родина древней медицины. (Китай)
- Эту страну называют страной ветряных мельниц. (Дания)
- Ежегодно в этой стране бывает до полутора тысяч землетрясений. (Япония)
- В любом магазине мира можно купить товар, произведённый в этой стране: телефон, компьютер, автомашину и т. д. (Япония)
- Столица этого государства – город Хельсинки. (Финляндия)
- Одна из первых стран, где была создана письменность. (Китай)
- В стране особая система воспитания детей. (Япония)
- Это самая густонаселённая страна. (Китай)
- Страна занимает первое место в мире по числу заводов и фабрик. (Китай)
- Жители зовут свою страну «Суоми» – «страна болот». (Финляндия)
- Страна славится спортивными единоборствами, такими как сумо, айкидо, дзюдо, карате. (Япония)
- Это государство – небольшое королевство. (Дания)
- Это страна контрастов. На её огромной территории есть и знойные пустыни, и вечные снега горных ледников. (Китай)
- Столица королевства– город Копенгаген, расположенный на двух островах. (Дания)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
Дания | + | + | + | ||||||||||||
Китай | + | + | + | + | + | ||||||||||
Финляндия | + | + | |||||||||||||
Япония | + | + | + | + | + |
( Проверка: Поменяйтесь листочками с соседом по парте и с экраном сверьте ответы товарища)
- Оцените работу товарища. без ошибок – «5»
1 - 3 ошибки – «4»
4 - 5 ошибок - «3» СЛАЙД 3
III. Изучение нового материала
1. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы заканчиваем изучение большой темы:
Родная страна: от края до края.
Мы многое узнали о своей огромной и удивительной стране, познакомились с природными зонами, узнали, как возникали и строились города, побывали в гостях у некоторых соседей России.
Впереди нас ждёт ещё много открытий. Богата не только природа России, но и её культура.
Сегодня мы переходим к новой, тоже большой очень интересной и познавательной теме. Над её изучением мы будем работать несколько уроков. А называется тема:
Человек – творец культурных ценностей. СЛАЙД 4
Если вы обратитесь к оглавлению учебника, то без труда сможете найти нашу тему и те разделы, которые мы будем в ней изучать.
Прочитайте название первого раздела. Что такое культура. Как возникла письменность. Летопись – рукописная книга. СЛАЙД 5
То, что вы сейчас прочитали – это и есть тема нашего урока.
2. Работа над темой урока
- Попробуем ответить на вопрос:
- Что такое культура? СЛАЙД 6
( в энциклопедическом словаре слово культура объясняется как воспитание, образование, развитие, почитание)
- Какого человека можно назвать культурным? Экран закрыть
(Который соблюдает правила поведения, который хорошо воспитан, образован, и…)
3. Работа с учебником (окружающего мира)
- Как вы понимаете культура общества? Ответить на этот вопрос вам поможет рисунок-схема на стр. 56
- Зачитайте вывод.
(Учебник: Трудом людей создаются различные ценности. …
Это шедевры архитектуры - …-ремесленников, песни, сказки, былины – тоже достояние культуры.)
- Подумайте, а когда зародилась культура? ( Давно, когда стали создаваться произведения искусства)
- А как дошли до нас эти произведения? ( О них мы узнаём из книг, из исторических документов и т. д.)
- Один из таких исторических документов называется ЛЕТОПИСЬ.
- Кто помнит, что такое летопись? СЛАЙД 7, 8
Летопись – записи происходивших событий по годам «из лета в лето»
Летопись – писали летописцы, которые были свидетелями или участниками событий.
Летопись – произведение древнерусской литературы, состоящее из последовательного описания исторических событий.
- Раньше грамотных людей было мало. Очень немногие люди могли описывать происходящие события. В основном это были монахи.
- Звучит церковный колокол, но он не мешает и не отвлекает монаха от его занятия. Это монах пишет книгу – летопись. Монахи – первые создатели рукописных книг. Буква за буквой выводит он слова, рассказывая о событиях, очевидцем которых был сам или слышал от участников. Очевидец – тот, который видит (очи видят). В старину говорили, что от списывания книг «трое благо получишь»: от своих трудов питаешься; праздного беса изгоняешь; с Богом беседуешь. СЛАЙД 9
- Одним из таких монахов был Нестор, который, как считается, написал «Повести временных лет». СЛАЙД 10
- Летопись состоит из многих статей. С некоторыми статьями мы с вами уже знакомились на уроках литературного чтения. СЛАЙД 11
- Давайте вспомним эти статьи. («Поучение Владимира Мономаха детям», «Повесть о Никите Кожемяке», «Повесть о Константине и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого»)
4 Знакомство с новым материалом. Экран закрыть
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной статьёй из «Повести временных лет». Она называется «Вещий Олег».
- Мы с вами ещё не читали этой статьи, но уже знакомы с теми событиями, которые там описаны.
- Может, кто-то догадался, что я имею в виду? ( Мы знакомились с произведением А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге») СЛАЙД 12
- Верно, на события, описанные в «Повести временных лет» А.С.Пушкин создал своё произведение в стихотворной форме.
-Давайте его вспомним.
5. Слушание аудиозаписи. СЛАЙД 13
6. Чтение наизусть по ролям «Песнь о Вещем Олеге». СЛАЙД 14 - СЛАЙД 18
(оценить отвечающих учащихся)
7 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Экран закрыть
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим
8 Словарная работа (хрестоматия с.57)
- Прежде, чем мы будем читать статью, проведём словарную работу.
- Самостоятельно познакомьтесь со словами, объясните их соседу по парте.
- А теперь скажите, как вы понимаете что обозначает слово МЕРЯ, СУД ?
9. Чтение статьи из «Повести временных лет» Вещий Олег (хрестоматия с.56)
(оценить читающих учащихся)
10.Проверка первичного восприятия
- Что нового вы узнали из этой статьи, чего не описал Пушкин? (Как Олег пошёл войной к городу Царьграду. Греки, которые там жили, не хотели Олега пускать в город и перекрыли цепями бухту, чтобы его корабли не смогли подойти к берегу)
11. Выборочное чтение.
- Найдите в тексте ответы на вопросы, зачитайте.
1.- Что повелел Олег своим воинам? (Поставить корабли на колёса.)
2.- Какова реакция греков? ( Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: « не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь»)
3.- Как летописец описывает гибель Олега? (И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемой Щековица; есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой.)
- Подумайте, почему вещего Олега помнят и знают в России до сих пор. (Потому, что он много сделал для своей Родины, освободил её от захвата хазарами. Потому, что подвиги его описали в летописях и увековечил в своём произведении А.С.Пушкин)
IV Домашнее задание СЛАЙД 19
- По окружающему миру: с.56- 61.ответить на вопросы.
- По литературному чтению: хрестоматия с 56- 58, выр. читать, поработать со словариком на с.57
V Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Чтобы проверить, как вы всё запомнили, проведём тест
ТЕСТ «И вспомнил Олег коня своего (из летописи)» СЛАЙД 20
Выбери правильный ответ:
О каком годе повествует летопись? СЛАЙД 20
а) 812
б) 907
в) 1012
Что предсказал Олегу кудесник? СЛАЙД 21
а) ты погибнешь в бою
б) ты умрёшь от укуса змеи
в) ты умрёшь от своего коня
Что повелел Олег? СЛАЙД 22
а) кормить коня, но не водить к нему
б) убить коня
в) истреблять всех змей
Почему Олег засмеялся и укорил кудесника? СЛАЙД 23
а) конь уже умер
б) конь погиб в бою
в) кудесник сам умер от укуса змеи
Что захотел увидеть Олег? СЛАЙД 24
а) могилу кудесника
б) кости коня
в) родной дом
Как сбылось предсказание кудесника? СЛАЙД 25
а) из черепа коня выползла змея и ужалила князя
б) из норы выползла змея и ужалила князя
в) вдруг напали враги и убили князя
Где был похоронен Олег? СЛАЙД 26
а) на горе, называемой Боровица
б) на горе, называемой Щековица
в) на самом берегу реки Днепр
Как прозвал Олега народ? СЛАЙД 27
а) мудрым
б) удалым
в) вещим
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Песнь о Вещем Олеге"
материалы к уроку литературного чтения...
"Песнь о вещем Олеге"
Рассматривание картины, задания по теме...
4 класс тест А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
4 класс тест А.С.пушкин "Песнь о вещем Олеге"...
"Песнь о Вещем Олеге"
В папке находится презентация "Песнь о Вещем Олеге"...
Интегрированный урок "Повесть временных лет". А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге"
Тема урока по Окружающему миру в 4 классе "Культура Древней Руси" тесно переплетается с темой урока по литературному чтению "Повесть временных лет". А.С.Пушкин "Песнь о вещем ...
Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)
Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...
Мастер-класс на педсовет "Урок литературного чтения в 4 классе по теме А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», на платформе РЭШ"
Технологическая карта мастер-класса в рамках проведения педсовета тему «Повышение качества образования через конструирование учебных занятий на основе применения ресурсов электронных образовател...