Конспект урока окр.мира Определение сторон горизонта по Солнцу. 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Князева Ксения Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.

 

Планируемые результаты:

 

Предметные:

Уметь определять, называть и показывать  стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.  

 

 Личностные:

Понимать потребность в географических знаниях.

Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 24.09.2019

Школа: № 148

Класс: 3 «б»

Кабинет: 221

Время занятия: 8:00-8:40 (1 урок)

ФИО учителя: Кожевникова Татьяна Ивановна

ФИО студента: Князева Ксения Андреевна

ФИО методиста:  Боева Светлана Захаровна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема: Определение сторон горизонта по Солнцу

Цели деятельности учителя: формирование знаний о сторонах света и умения определять их по солнцу.

Планируемые результаты: 

Предметные: 

Уметь определять, называть и показывать  стороны горизонта.

Знать стороны горизонта.  

 Личностные: 

Понимать потребность в географических знаниях.

Иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.

Тип урока: «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 3 класс 1 часть Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. (УМК «Э-Д»); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс; учебная презентация;

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятель

ности

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Я, Ксения Андреевна, проведу у вас сегодня урок окружающего мира.

- Улыбнитесь друг другу. Ребята, желаю вам успехов и удач на уроке.

- Садитесь.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р.: самоорганизация как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словес

ный:

Беседа

Нагляд

ный:

Работа с учебником

5 мин

-Давайте вспомним, какие стороны горизонта вы знаете?

-Хорошо, стороны горизонта вы знаете, а что же такое горизонт, кто может сказать?

-А какими способами можно определить стороны горизонта?

-Да помощью этого мы можем ориентироваться на местности.

- Откройте рабочую тетрадь на стр.14 и запишите определение горизонта со слайда ( Горизо́нт (др.-греч.  ограничивающий) — граница неба с земной или водной поверхностью, т.е. воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения)

-Север, юг, запад, восток

Горизонт - это воображаемая линия, которая удаляется от нас по мере приближения

-Компаса, солнца, звезд, мха, муравейника

Записывают определение

П.:  анализ

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

III. Постановка

учебной задачи

Нагляд

ный:

Работа с учебником

3мин

-А кто может сказать, что такое ориентирование?

- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

- И какая же цель нашего урока?

-Ориентирование – умение определять свое местоположение на местности относительно сторон горизонта и различных объектов.

-Определение сторон горизонта по Солнцу

-Знать все стороны горизонта - Уметь определять  стороны горизонта

 

П.: постановка и формулирование проблемы, подведение под понятие

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учет разных мнений

IV.Открытие нового знания

Нагляд

ный:

Работа с презента

цией, видео

8 мин

-Солнце - это не только наша единственная звезда, оно также может быть полезным как в бытовых делах, так и, например, для ориентировки на местности. Кстати, я знаю, что ещё в далекие времена именно благодаря Солнцу люди определяли, который сейчас час, где север и другие стороны горизонта.
-И самый старинный из способов определение сторон горизонта по солнцу. Итак, если человек находится в Северном полушарии, то для определения севера нужно встать спиной прямо к Солнцу точно в полдень. Тогда тень от человека будет указывать на север и, соответственно, юг будет сзади, а запад и восток, как принято, слева и справа. В Южном же все будет наоборот, тень покажет юг.

-Еще есть способ с прибора гномона. Гно́мон (др.-греч.  указатель) — древнейший астрономический инструмент, вертикальный предмет (колонна), позволяющий по наименьшей длине его тени (в полдень) определить угловую высоту Солнца. Гномоном также называют часть солнечных часов, по тени от которой определяется время в солнечных часах. 

-Еще можно определить стороны горизонта с помощью солнца и часов.

-Смотрите внимательно и запоминайте вам это на уроке пригодиться.

-Сейчас посмотрим видео (про гномон и про определение по солнцу и часам)

Слушают рассказ

Смотрят видео

П.: извлечение необходимой информации

П.: анализ, извлечение необходимой информации

V.Первичне закрепление во внешней речи

Словес

ный:

Беседа

Практическая: показ

6 мин

-Сейчас я вам покажу, как определять стороны горизонта по Солнцу

-Допустим, что окно это солнце, которое находится в зените, то как тебе нужно встать, что бы определить, где юг?

-Хорошо, повернись. Получается, что за спиной у тебя юг. А где будет восток?

-Да, справа в сторону парт

-А запад и север?

-Правильно, молодцы!

Спиной к солнцу

-Восток справа,

запад слева в сторону доски, север спереди в сторону двери  

П.: анализ, сравнение, обобщение

К.: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

П.: анализ, поиск и выделение необходимой информации

Динами

ческая пауза

1 мин

    - Ребята, все встаём на динамическую паузу.  

Повторяют движения

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Нагляд

ный: Работа с учебником

9 мин

-Теперь в рабочей тетради на стр. 14. Здесь изображен закат на озере Байкал. Напишите стороны горизонта.

-Поднимите руки, кто закончил

-Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте по слайду правильно ли указаны стороны горизонта, если правильно, то простым карандашом сбоку поставьте плюс, а если есть ошибка то минус.

-Кто проверил, можно поменяться обратно.

-Сейчас вы будите работать  парами, я раздам листочки, и выбудете определять стороны горизонта с помощью этих часов и по расположению солнца на картинке. Все помнят, как на видео определяли стороны горизонта с помощью часов?

-Все закончили проверяем

 

Работают в рабочей тетради

Обмениваются тетрадями и сверяют со слайдом

Работают в парах

Р.: оценка, саморегуляция,  коррекция, контроль.

К.: работа в паре, сотрудничество с партнером.

VII.Включение в систему знаний, повторение

Нагляд

ный:

работа с учебником

Словес

ный:

беседа

5

мин

-Сейчас открываем учебник на стр. 16 и прочитайте

-Посмотрите на этой стр. на рисунок и определите,  в какой точке находиться солнце утром, вечером, если сейчас полдень

-Хорошо, как мы находим стороны горизонта?

-Посмотрите на слайд,  первый ряд определяет стороны горизонта на первом изображении это у вас закат, а второй ряд у вас рассвет на втором изображении.

-читают

-Утром на 2 и 1, вечером на 4, полдень 3

-Сначала определяем направление на юг. Там находиться Солнце в полдень

-Солнце село на западе напротив запада восток. Справа север, а слева юг

На второй все наоборот  солнце взошло с востока напротив запад, Справа юг, а слева север

П.: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.: планирование,  самоконтроль

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза;

К: умение полно и точно выражать мысли;

VIII. Рефлексия деятельности     (по продукту)

Словес

ный:

беседа

3 мин

-Давайте вспомним нашу тему

- Нужны ли в жизни человеку умения ориентироваться?

- Для чего нужно уметь ориентироваться?

- Что вы знали в начале урока?

- Чему вы научились на уроке?

- Где вам эти умения пригодятся?

- Спасибо за урок!

- Определение сторон горизонта по солнцу

-Да

- Чтобы не потеряться, не заблудится и добраться до нужного места

-Стороны  горизонта

-Правильно определять стороны горизонта

-Если заблудишься в лесу

Л.: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в уч. Деятельности

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс)

Конспект урока окружающего мира "Ты и твои друзья" ( 1 класс) Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира по теме: "Солнечная система" 4 класс

Тема урока: "Что входит в Солнечную систему"....

Конспект урока окружающего мира по теме "Новое время" 4 класс

Урок разработан в соответствии с ФГОС. По типу  уроков  является проблемным....

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока окружающего мира по теме "Разнообразие животных" (3 класс)

Развивать знания детей об основных группах животных: насекомых, рыбах, земноводных, пресмыкающихся, птицах и млекопитающих.Расширить знание детей о разнообразии животных, познакомить с червями, ракооб...