МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
опыты и эксперименты по окружающему миру
МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
«Окружающий мир» является одним из основных предметов образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 52.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
«Окружающий мир» является одним из основных предметов образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности.
Эксперимент состоял из трёх этапов:
1 этап – констатирующий.
На этом этапе нами было запланировано провести:
- наблюдение, позволяющее выявить интенсивность познавательной активности на уроке;
- анкетирование, направленное на выяснение уровня познавательной активности по методике И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридмана учащихся экспериментальной группы.
2 этап - формирующий. На этом этапе была составлена подборка занимательного материала и апробирована на уроках «Окружающий мир».
3 этап – заключительный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика сформированности уровня познавательной активности учащихся 3 класса, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня познавательной активности нами использовался метод экспертной оценки, наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование.
Наблюдение. Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учёбе.
Срок наблюдения – первая неделя на 10 уроках (для первого этапа диагностики) и последняя неделя (для заключительного этапа диагностики).
В процессе наблюдения мы отмечали наличие следующих проявлений у младших школьников.
- Показатели интеллектуальной активности. ( Приложение 1)
1.1. Проявляет интерес к предмету.
1.2. Интерес направлен на объект изучения.
1.3. Задает вопросы, стремиться на них ответить.
1.4. Проявляет любознательность.
Оценка по каждому показателю осуществлялась по 3–балльной системе. 1 балл – не проявляет, 2 балла – средний уровень (1-2 раза), 3 балла – более 3 раз
II. Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.
1. Сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость.
2. Применение различных способов для разрешения сложной задачи.
3 .Стремление учащихся к завершённости учебных действий.
4 . Свободный выбор деятельности.
Оценка по каждому показателю осуществлялась по 3–балльной системе, с учётом посещения 10 уроков.
Высокий уровень познавательной активности 10 – 12 баллов. Если ученик задаёт большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, ребёнок очень редко отвлекается, выполняет самостоятельно задания, желает выполнять трудные задания, задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и развитии познавательной самостоятельности.
Средний уровень познавательной активности, положительном отношении к учению 4-10 баллов. Если ребёнок задаёт вопросы, направленные на знание только фактического материала и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить.
Низкий уровень познавательной активности менее 4 баллов. Если ребёнок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет её вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне активности обучения, или вовсе о её отсутствии, так же можно говорить об отрицательном или нейтральном отношение к учению вообще. ( Приложение 2)
В течение учебных недель за детьми на уроках осуществлялось наблюдение. В бланке наблюдений отмечалось, проявляет ли ребенок интерес к предмету, либо интерес направлен на объект изучения; задает ли учащийся вопросы учителю или стремится отвечать на вопросы , которые задает учитель; проявляет ли любознательность на уроке; самостоятельно выполняет задание или не может справиться без помощи учителя; устойчивы его интересы на уроке или нет. Затем была подсчитана познавательная активность детей и их отвлекаемость.
У 5 человек экспериментальной группы активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь. И у 2 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут. С высоким уровнем 1 человек.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.
1 ребенок из экспериментальной группы имел активность, превышающая отвлекаемость, что свидетельствует о высоком уровне познавательной активности. Как правило, такие дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического и самостоятельно выполняют учебные задачи.
Таким образом, высокий уровень –1, средний уровень –5 учеников, низкий уровень –2 учащихся. ( Приложение4)
Далее, мы провели анкетирование во второй группе по той же методике. Результаты, которой показали, что с высоким уровнем –1 ученик, средний уровень –6 учеников, низкий уровень –1 ученик.
Для определения уровня интенсивности познавательной активности учащихся мы использовали диагностическую методику, разработанную Л.М. Фридманом. Дети должны были ответить на вопросы. Диагностика была проведена на основе наблюдений учителя, которая представлена в (Приложении 3).
Максимально учащиеся могли набрать 40 баллов. Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Ученики, набравшие от 0 до 10 баллов, имели нулевой уровень развития познавательной активности, 11 –22 балла ― низкий уровень – воспроизводящая активность, 23-34 балла – средний уровень – интерпретирующая активность и от 35 до 40 баллов ―высокий уровень - творческая активность.
Таблица 1.
Показатели интенсивности познавательной активности учащихся на констатирующем этапе
Группа | Всего | Уровни интенсивности познавательной активности (кол-во/ %) | |||||
низкий | средний | высокий | |||||
экспериментальная | 8 | 2 | 20% | 5 | 70% | 1 | 10% |
контрольная | 8 | 1 | 10% | 6 | 80% | 1 | 10% |
Диаграмма сформирвоанности познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе
Вывод: 3 ученикам совсем не нравится заниматься на уроках и только 2 ученика отметили заинтересованность к познавательному процессу.
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса носит характер воспроизводящей (45 %) и интерпретирующей (10%) активности, что служит достаточно затруднительной основой для творческого исследовательского процесса обучения и для дальнейшего успешного развития школьника, что обуславливает необходимость формирующего этапа исследования. По показателям интенсивности познавательной активности получили распределение по трем группам: низкая познавательная активность у 45% учеников, средний уровень - 45,0% и высокий - 10%. Иными словами большинство учащихся имеют низкую заинтересованность тем, что происходит на уроках, практически не вовлечены в продуктивную деятельность.
Для оценки эффективности содержания экспериментальной работы по диагностике эффективности использования средств стимулирования в развитии познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира была проведена повторная диагностика, результаты которой проанализировали в динамике.
Таблица 4
Показатели интенсивности познавательной активности на контрольном этапе педагогического эксперимента (экспертная оценка)
Класс | Уровни интенсивности познавательной активности | |||||
низкий | средний | высокий | ||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | |
экспериментальный | 0 | 0% | 6 | 80% | 2 | 20% |
Контрольный | 0 | 0% | 5 | 60% | 3 | 40% |
Вывод: 6 ученикам нравится заниматься на уроках и 2 ученика отметили высокую заинтересованность к познавательному процессу.
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что показатели интенсивности познавательной активности получили распределение по двум основным группам: низкая познавательная активность у 0% учеников, средний уровень и -60% и высокий - 40%. Иными словами большинство учащихся имеют средний уровень заинтересованности тем, что происходит на уроках, все дети вовлечены в продуктивную деятельность, происходящую на занятиях.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, с преобладанием активности не изменилось. Как правило, такие дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического и самостоятельно выполняют учебные задачи.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что произошла положительная динамика уровня познавательной активности учащихся, а именно - снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне на 2 человека (20 %); увеличение количества учащихся на среднем уровне сформированности познавательной активности с 2-х до 6 человек (50,0%), динамика – 40%.( Приложение 6)
После проведенного формирующего эксперимента у учеников отвлекаемость практически не превышает активность, что говорит о позитивном сдвиге уровня активности обучения. Если дети в начале эксперимента задавали очень мало вопросов и часто эти вопросы не имели целенаправленного познавательного характера, учащиеся очень часто отвлекались, то после целенаправленного формирующего этапа эксперимента с применением запоминающегося наглядного динамичного занимательного материала, ситуация сдвинулась в позитивную сторону.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что использование занимательных материалов на уроках «Окружающего мира» в качестве средства стимулирования познавательной активности у учащихся с трудностями в обучении, позволяет говорить о положительных результатах.
Нами выполнена процедура проверки достоверности сдвига показателей сформированности познавательной активности.
Анализ результатов количественной и качественной диагностики показал, что наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности, а математическая статистика подтвердила достоверность полученных результатов. Использование занимательного материала на уроках «Окружающий мир» значительно повысил познавательную активность учащихся, создал атмосферу напряжённого поиска для постановки вопросов и ответов, способствовал активному осмыслению знаний. Дети стали оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки, при этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, а потом ошибки. Благодаря такому обучению, у учащихся формируется опыт сотрудничества, они с удовольствием работают, активнее идут на контакт с учителем.
На основании выполненной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
- результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали эффективность формирующей программы эксперимента, направленной на введение в преподавание дисциплины «Окружающий мир» занимательного материала, т. к. анализ полученных данных продемонстрировал значительное повышение уровня познавательной активности, а, следовательно, и эффективности обучения учащихся начальных классов;
- систематическое использование занимательного материала как средства стимулирования познавательной активности у младших школьников, способствовало повышению эффективности обучения учащихся экспериментального класса.
В процессе решения занимательных задач растет познавательная активность и интерес к простейшим закономерностям природных явлений и их использованию на практике.
Анализ результатов количественной и качественной диагностики показал, что наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности
Использование занимательного материала на уроках «Окружающий мир» значительно повысил познавательную активность учащихся, создал атмосферу напряжённого поиска для постановки вопросов и ответов, способствовал активному осмыслению знаний. Дети стали оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки, при этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, а потом ошибки. Благодаря такому обучению, у учащихся формируется опыт сотрудничества, они с удовольствием работают, активнее идут на контакт с учителем
Приложение 1
Метод наблюдения
Показатели интеллектуальной активности
Констатирующий этап (контрольная)
п/п | Имя ребенка | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | Итого | |
1 | Анна Б. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Средний |
2 | Денис К. | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | Средний |
3 | Максим. К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
4 | Сергей К. | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | Средний |
5 | Сергей К. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Средний |
6 | Ариана К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
7 | Виктория Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
8 | Валерия Ц. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Высокий –1 человек –10 %
Средний –6 человека –80 %
Низкий - 1 человека –10 %
Вторая группа (экспериментальная)
Констатирующий этап (контрольная)
п/п | Имя ребенка | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | Итого | |
1 | Алена Д. | 3 | 2 | 2 | 3 | 10 | Средний |
2 | Валерия К. | 2 | 2 | 3 | 3 | 10 | Средний |
3 | Ангелина. М. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Средний |
4 | Михаил М. | 1 | 2 | 3 | 3 | 9 | Средний |
5 | Анатолий. М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
6 | Диана П. | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | Средний |
7 | Сергей П. | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 | Средний |
8 | Татьяна У. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Высокий –0 человека –0%
Средний – 6 человека –75 %
Низкий - 2 человека – 25 %
Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.
Констатирующий этап (контрольная)
п/п | Имя ребенка | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | Итого | |
1 | Анна Б. | 3 | 3 | 1 | 2 | 8 | Средний |
2 | Денис К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | Средний |
3 | Максим. К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 | Средний |
4 | Сергей К. | 1 | 2 | 2 | 3 | 8 | Средний |
5 | Сергей К. | 3 | 2 | 2 | 2 | 9 | Средний |
6 | Ариана К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 12 | Высокий |
7 | Виктория Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
8 | Валерия Ц. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
Высокий –1 человек –10 %
Средний –6 человека –80 %
Низкий - 1 человека –10 %
Констатирующий этап (экспериментальная)
п/п | Имя ребенка | № 1 | № 2 | № 3 | № 4 | Итого | |
1 | Алена Д. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
2 | Валерия К. | 2 | 2 | 2 | 3 | 9 | Средний |
3 | Ангелина. М. | 3 | 3 | 2 | 2 | 10 | Средний |
4 | Михаил М. | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 | Средний |
5 | Анатолий. М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
6 | Диана П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 | Средний |
7 | Сергей П. | 1 | 3 | 3 | 2 | 8 | Средний |
8 | Татьяна У. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | Низкий |
Высокий –0 человека –0%
Средний – 6 человека –75 %
Низкий - 2 человека – 25 %
Приложение 2
Характеристика уровней представлена в таблице.
Уровень | Характеристика | Баллы |
Высокий уровень познавательной активности | Если ученик задаёт большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, ребёнок очень редко отвлекается, выполняет самостоятельно задания, желает выполнять трудные задания, задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и развитии познавательной самостоятельности | 24 – 17 баллов |
Средний уровень познавательной активности | Если ребёнок задаёт вопросы, направленные на знание только фактического материала и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения, ученик нуждается в помощи. | 16- 9 баллов |
Низкий | Если ребёнок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет её вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне активности обучения, или вовсе о её отсутствии, так же можно говорить об отрицательном или нейтральном отношении к учению вообще - менее | 9 баллов |
Приложение 3
Анкета для учащихся.
Позволяет выявить мотивацию познавательной активности у учащихся.
1.Зачем ты ходишь в школу.
а. получать знания
б. играть
2.Является ли Окружающий мир твоим любимым предметом.
а. да
б. нет
3. Ты сам поднимаешь руку, чтобы ответить на вопрос учителя.
а. да
б. нет
4. Списываешь ли ты у соседа.
а. да
б. нет
5. Листая книгу, ты увидел в ней интересную иллюстрацию, ты захочешь ее прочесть.
а. да
б. нет
6. Обрадуешься ли ты, если на день рождения тебе подарят книгу.
а. да
б. нет
7. Хотел бы ты стать учителем.
а. да
б. нет
8. Переживаешь ли ты, если получишь плохую отметку.
а. да
б. нет
9. Нравится ли тебе, общественная работа в классе.
а. да
б. нет
10. Нравиться ли тебе узнавать постоянно, что то новое.
а. да
б.нет
Приложение 4
Показатели интенсивности познавательной активности учащихся на констатирующем этапе
Констатирующий этап (контрольная)
/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог | уровень |
1 | Анна Б. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 40 | высокий |
2 | Денис К. | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 25 | средний |
3 | Максим К. | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 25 | средний |
4 | Сергей К. | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 22 | средний |
5 | Сергей К. | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 25 | средний |
6 | Ариана К. | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 22 | средний |
7 | Виктория Ш. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | низкий |
8 | Валерия Ц. | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 25 | средний |
Констатирующий этап (экспериментальная)
п/п | Имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог | уровень |
1 | Алена Д. | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 22 | средний |
2 | Валерия К. | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 1 | 4 | 1 | 25 | средний |
3 | Ангелина М. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 40 | высокий |
4 | Михаил М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 1 | 1 | 4 | 22 | средний |
5 | Анатолий М. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | низкий |
6 | Диана П. | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 | 25 | средний |
7 | Сергей П. | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 22 | средний |
8 | Татьяна У. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира
Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самосто...
«Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».
Педагогический проект «Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира» Цель: создание условий для формирования познавательных интересов младши...
Выступление по теме: " Формирование познавательного интереса к уроку окружающего мира". Презентация.
Выступление на МО....
Формирование познавательных компетентностей на уроках окружающего мира
Упражнения в формировании познавательных компетентностей на уроках окружающего миоа в 1 классе...
Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ
Развитие творческой активности на уроках окружающего мира через внедрение ИКТ. ...
Реализация ИКТ как средство активизации познавательной активности на уроках окружающего мира
В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников....
Развитие познавательной активности на уроках окружающего мира в 1 классе
Методическая статья...