«Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Педагогический проект «Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира» Цель: создание условий для формирования познавательных интересов младших школьников средствами ИКТ на уроках окружающего мира. Введение информационных технологий при изучении окружающего мира позволит: 1. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; 2. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ikt.doc | 270.5 КБ |
proekt_ikt.ppt | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛАБОТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Педагогический проект
«Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».
Выполнила: учитель начальных классов
Мирошник Татьяна Владимировна
АЛАБОТА 2011
2
Содержание.
- Актуальность………………………………………………………... ..3
- Цель, задачи, гипотеза…………..............................……………….....5
- Предмет, объект, методы......................................................................6
- Новизна, теоретическое и практическое значение проекта...............7
- Теоретическое обоснование проекта……...........................................8
- Этапы реализации проекта ………………………………………….11
- План реализации проекта……………………………………………13
- Прогноз ожидаемых результатов......…………………………...…..16
9. Литература…………………………………………………………….17 10.Приложение…………………………..................................……....…18
3
Актуальность
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность данного процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школь ного возраста. Данное положение определяет педагогическую це лесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Мною был проведен мониторинг уровня развития познавательного интереса (приложение 1) на уроках окружающего мира. Были получены следующие результаты:
- активно — положительное отношение к изучению данного предмета у 59% обучающихся третьего класса;
- положительное отношение у 14%;
- безразличное отношение у 27% обучающихся.
Полученные результаты (приложение 2) показали, что решение проблемы развития познавательного интереса при изучении окружающего мира требуют совершенствования учебно-воспитатель ного процесса в классе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить обучающихся, для того чтобы они могли
4
улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие у школьников познавательного интереса через использование ИКТ.
Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них, правда, в начальной школе вся «работа» ограничивается играми. Но ведь этого явно не достаточно. На мой взгляд, формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование современных информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием познавательного интереса младшего школьника. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.
Отсюда вытекает проблема: противоречие между новыми требованиями общества и семьи к формированию самостоятельной творческой личности и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения. В связи с этим, определилась тема моего педагогического проекта «Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира».
5
Цель:
создание условий для формирования познавательных интересов младших школьников средствами ИКТ на уроках окружающего мира.
Задачи :
- Изучить методическую литературу по использованию ИКТ в процессе формирования познавательных интересов младших школьников.
2. Разработать методическую базу, способствующую оптимальному использованию информационных технологий на уроках окружающего мира;
- Апробировать формы организации учебной деятельности на уроках окружающего мира с использованием ИКТ, способствующие развитию познавательных интересов обучающихся.
Гипотеза: введение информационных технологий при изучении окружающего мира позволит:
1. Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
2. Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
6
Предметом исследования являются ИКТ на уроке окружающего мира, как средство развития познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в 4 классе на уроках окружающего мира.
Методы проекта:
· Анализ педагогической, психологической, методической литературы по данной проблеме
· Диагностика (анкетирование, наблюдение, беседа)
· Мониторинг учебного процесса
· Обработка полученных промежуточных результатов
· Коррекция
7
Новизна проекта
Разработка условий применения ИКТ в сельской общеобразовательной школе, направленных на информатизацию образовательной среды школы и развитие познавательного интереса обучающихся.
Теоретическое значение:
- Исследовала понятие познавательная деятельность в работах различных учёных и педагогов, описала способы развития познавательного интереса.
- Уточнила понятие ИКТ с помощью Интернет-ресурсов, описала
условия использования средств ИКТ, способствующих процессу развития познавательного интереса обучающихся .
Практическое значение:
- Апробировала различные приёмы использования ИКТ на уроке окружающего мира в условиях сельской общеобразовательной школы.
- Провела отбор наиболее оптимальных приёмов обучения средствами ИКТ.
8
Теоретическое обоснование проекта
Познавательная деятельность - это такая деятельность, в основе которой заложены реализация развития индивидуальных познавательных интересов, возмож ностей и способностей ребенка, нацеленность на открытие но вых и интересных знаний, воспроизведение известных, но новых для ребенка ценностей.
В познавательном интересе четко выражена направленность на определенную предмет ную область, к более глубокому познанию которой стремится обучающийся. Познавательный интерес обращен к самой деятельности, в которой происходит закрепление полученных ранее знаний в освоение новых. Интерес к творческой познавательной деятельности становится более сложным образованием, чем собственно познавательный ин терес. В его основу заложен мотив, если он направлен на результат, который заключается в "субъективной новизне" объекта, а также потребность в объективных результатах деятельности.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, несомненно, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения, так как их использование создает возможность доступа к свежей информации в сочетании цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации.
Применение информационно-коммуникационных технологий в начальных классах не должно сводиться к поиску дополнительной информации по заданной теме урока, а должно носить поисково-творческий характер, умение создавать новый творческий продукт. Этим требованиям отвечает исследовательская деятельность школьников, которая усиливает творческие, нравственные, социальные основы индивидуальности личности ребёнка.
9
Информационные технологии выступают при этом средством:
Ø поиска дополнительной информации по различным учебным предметам;
Ø способ представления учебной информации, контроля и диагностики;
Ø организации деятельности учащихся (индивидуальная и групповая работа на персональном компьютере, с использованием локальных сетей, с применением современных телекоммуникаций);
Ø использования технологий, направленных на развитие личности учащегося ( технологии индивидуальной и групповой работы и др.).
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Использование медиатехнологий на уроках окружающего мира способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом, а также позволяет значительно активизировать зрительный канал, мнемонические центры личности, что приводит к прочности, быстроте
10
усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.
Результатом использования новых информационных технологий, как способа комплексного развития учебных и интеллектуальных навыков на уроках окружающего мира обучающихся является более легкое, свободное и быстрое протекание учебной деятельности младшего школьника, благодаря чему снимается утомляемость (хотя, сама деятельность совершается при достаточно высоком интеллектуальном и волевом напряжении). Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, инициативным, настойчивым и трудолюбивым. Активизируются все психические процессы (мышление, восприятие, внимание, память, воображение), что способствует продуктивности учебной деятельности.
11
Этапы реализации проекта
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
1 | Прогностический этап Изучение теоретических основ применения информационных технологий в образовании; определение объекта и предмета; предварительная диагностика классного коллектива. | I и II четверть 2010 – 2011 учебного года |
2 | Организационный этап Разработка методики использования информационных технологий на уроках окружающего мира; проведение пробных уроков с использованием информационных технологий; разработка методической базы на следующий учебный год. | III и IV четверть 2010 – 2011 учебного года |
3 | Практический этап Внедрение информационных технологий на уроках окружающего мира; диагностика классного коллектива. | 2011 – 2012 учебный год |
4 | Обобщающий этап Проведение итоговой диагностики классного коллектива; пропагандирование результатов эксперимента в педагогическом коллективе своей школы и педагогических коллективах других школ. | 2011 – 2012 учебный год |
12
Возможные трудности
№ п/п | Возможные трудности | Пути преодоления трудностей |
1 | Отсутствие навыков работы с компьютером | Соединение учащихся в пары или микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером, использование компьютера в демонстрационном варианте. |
2 | Изучение большого объема теоретического и практического материала | Изучение большого объема теоретического и практического материла |
13
План реализации проекта
Задачи проекта | Подзадачи | Сроки | Результаты |
| 1.Используя литературные источники и Интернет-ресурсы сформулировать понятие познавательная деятельность. 2.Уточнить понятие ИКТ, средства ИКТ, программные обеспечения ИКТ. | I и II четверть 2010 – 2011 учебного года | статья обоснования темы проекта. |
2. Изучить передовой опыт учителей, внедряющих ИКТ. | 1.Изучить методическое обеспечение ИКТ, используемое учителями начальных классов. 2.Познакомиться с методическими задачами, которые решают учителя, внедряя ИКТ в процесс преподавания окружающего мира 3. Изучить методические приёмы использования ИКТ на уроках окружающего мира. | III и IV четверть 2010 – 2011 учебного года | Статья обоснования темы проекта |
3.Провести анализ методической базы по внедрению ИКТ в образовательный процесс по окружающему миру. | 1.Изучить все ресурсы ИКТ, имеющиеся в кабинете 2.Апробировать их, 3.Выявить наиболее приемлемые и соответствующие образовательному комплексу.. | март-май 2011 г. | Составить алгоритм проведения урока с использованием ИКТ (приложение 3); календарно -тематическое планирование с учётом программного обеспечения ИКТ (приложение 4) |
4. Ввести ИКТ в учебный процесс и выявить условия эффективного использования их на уроках окружающего мира, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся. | 1.Описать приёмы использования ИКТ на уроке окружающего мира в 4 классе, способствующие развитию познавательного интереса обучающихся. 2.Выявить условия использования ИКТ в сельской школе. | 2011-2012 уч.г. | 1.Описание форм взаимодействия с ИКТ и приёмов использования ИКТ как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира. Определение условий эффективного использования ИКТ для развития познавательного интереса (приложение 5) 2.Методические разработки с использованием ИКТ на уроках окружающего мира. (приложение 6 ) 3. Алгоритм проведения урока с применением ИКТ |
5. Организовать и провести педагогический эксперимент по проверке гипотезы исследования. | 1.Провести анализ компьютерной грамотности обучающихся. 2.Провести диагностику развития познавательного интереса обучающихся на момент внедрения ИКТ на уроках окружающего мира и на момент окончания исследования. 3.Изучить динамику развития познавательного интереса на уроках окружающего мира. | сентябрь 2012г октябрь 2012 г. апрель-май 2012 г. | Результаты эксперимента оформить в M.Exсel и представить как подтверждение или опровержение гипотезы исследования. |
16
Прогноз ожидаемых результатов
- Использование ИКТ позволит сочетать новые и традиционные технологии.
- Использование ИКТ на уроках окружающего мира даст возможность для разнообразия форм работы и деятельности учащихся, активизирует внимание, повысит познавательный интерес к обучению.
- Использование тестовых заданий не только сэкономит время, расходные материалы, но и даст возможность детям самим оценить свои знания.
- Применение ИКТ на уроках окружающего мира позволит учащимся в более яркой форме рассматривать понятия и определения, видеть различные объекты на фотографиях и видеороликах, закреплять материал в интересной форме.
- Систематичное и активное использование ИКТ на уроках окружающего мира приведёт к повышению интереса, а значит и повысит качество знаний по предмету.
17
Литература
Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г
Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников. «Начальная школа». № 4 2006г
Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г
Интернет-ресурсы:
- http://www.nic-snail.ru.
- http://pedsovet.org
- http://festival.1september.ru
- http://www.it-n.ru
- http://www.mir-konkursov.ru
- http://kogevnikova.21411s08.edusite.ru
- http://www.it-n.ru
- http://dlearning.narod.ru
18
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Анкета для обучающегося «Моё отношение к учению
Фамилия и имя обучающегося_________________________________
Возраст__________класс______школа____________________________
Напротив предмета и суждения о нём поставить один из баллов
(2-это про меня, 1-не уверен, 0-это не про меня)
Предмет | Я знаю этот предмет | Люблю им заниматься | С удовольствием иду на урок | Никогда не пропускаю урок без уважительной причины | Доволен отношением учителя ко мне | Всегда понимаю объяснение нового материала | Д/З выполняю всегда сам | Много читаю по предмету, хожу на кружки, секции, факультативы | Общий балл |
Окружающий мир |
Приложение 2.
Результаты мониторинга уровня развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в 3 классе (апрель 2011 г.)
Приложение 3.
Алгоритм проведения урока с применением ИКТ
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Приложение 4.
Календарно- тематическое планирование с учётом ИКТ уроков окружающего мира по учебнику А.А.Плешакова в 4 классе.
№ урока | Раздел | Тема урока | Использование ИКТ (адрес сайта, презентация) | Дата проведения урока |
Земля и человечество | ||||
1. | Осенняя экскурсия. Почвы, растительный и животный мир лесов родного края. | |||
2. | Мир глазами астронома. Вселенная. Солнце. | презентация | ||
3. | Планеты Солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года. | презентация | ||
4. | Звёздное небо – великая книга природы. | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
5. | Мир глазами географа. Глобус и географическая карта. | презентация | ||
6. | Пояса Земли. | |||
7. | Мир глазами историка. Что такое история? | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
8. | Когда и где? История-путешествие в глубь времён. Карта-помощница. | презентация | ||
9. | Прошлое и настоящее глазами эколога. | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
10. | Сокровища Земли под охраной человечества. | презентация | ||
11. | Обобщающий урок по разделу «Земля и человечество» (урок-путешествие) | тест | ||
Природа России | ||||
12. | Равнины и горы России. | презентация | ||
13. | Моря, озёра и реки России. (практическая работа) | http://4stupeni.ru/planirovanie/plans_4_mir/5231-zona-stepej.html | ||
14. | Зона арктических пустынь. | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
15. | Тундра | презентация | ||
16. | Леса России. | презентация | ||
17. | Лес и человек. | |||
18. | Зона степей | http://4stupeni.ru/planirovanie/plans_4_mir/5231-zona-stepej.html | ||
19. | Пустыни. | |||
20. | У Чёрного моря. | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
21. | Экологическое равновесие. | |||
22. | Обобщающий урок-игра «По природным зонам России». | тест | ||
Родной край – часть большой страны | ||||
23 | Наш край. Поверхность нашего края. | презентация | ||
24 | Водоёмы нашего края. | http://4stupeni.ru/planirovanie/plans_4_mir/5231-zona-stepej.html | ||
25 | Наши подземные богатства. | http://www.openclass.ru/dig-resource/86351 | ||
26 | Земля-кормилица. Практическая работа. | |||
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | |||
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | http://schule390.ucoz.ru/load/prezentacii/nachalnaja_shkola/okruzhajushhij_mir_4_klass | ||
29 | Жизнь пресного водоёма. | http://4stupeni.ru/planirovanie/plans_4_mir/5231-zona-stepej.html | ||
30 | Растениеводство в нашем крае. Незаметные защитники урожая | презентация | ||
31 | Животноводство в нашем крае. | презентация | ||
32 | Обобщающий урок-игра «Я знаю родной край» | тест | ||
Страницы всемирной истории | ||||
33 | Начало истории человечества. | |||
34 | Мир древности: далёкий и близкий. | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
35 | Средние века: время рыцарей и замков. | |||
35 | Новое время: встреча Европы и Америки. | |||
37 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | |||
38 | Обобщение по теме «Страницы всемирной истории» | тест | ||
Страницы истории отечества | ||||
39 | Жизнь древних славян. | |||
40 | Во времена Древней Руси. | |||
41 | Страна городов. | |||
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | презентация | ||
43 | Трудные времена на Русской земле. | http://www.rusedu.ru/files.php?cat=28&cmd=all&sort=&order=&page=4 | ||
44 | Русь расправляет крылья. | |||
45 | Куликовская битва. | Презентация | ||
46 | Иван Третий | |||
47 | Мастера печатных дел. | презентация | ||
48 | Патриоты России | презентация | ||
49 | Пётр Великий. | |||
50 | Михаил Васильевич Ломоносов | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
51 | Екатерина Великая | презентация | ||
52 | Отечественная война 1812 года. | |||
53 | Страницы истории Х1Х века | |||
54 | Россия вступает в ХХ век | |||
55 | Страницы истории 20-30-х годов. | |||
56 | Великая война и Великая победа. | |||
57 | Страна, открывшая путь в космос. | |||
58 | Экскурсия «Исторические достоприме-чательности родного края» | |||
Современная Россия | ||||
59 | Основной закон России и права человека. | презентация | ||
60 | Дети имеют право на особую защиту и помощь. | |||
61 | Мы – граждане России. | |||
62 | Государственное устройство России. Славные символы России. | Презентация | ||
63 | Такие разные праздники. | презентация | ||
64 | Многонациональный состав населения России. Путешествие по России. | |||
65 | Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. | презентация | ||
66 | Регионы России: Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. | http://www.zavuch.info/community-home/portfolio/239912-Mirtamara | ||
67 | Природа, хозяйство, крупные города. | |||
68 | Исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. | презентация |
Приложение 5.
Условия эффективного использования ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира.
Одним из основополагающих моментов в использовании компьютера и информационно-коммуникационных технологий на уроке является проектирование самого урока.
1 этап проектирования урока.
Прежде чем приступать к разработке какого-либо урока, необходимо ответить на важные вопросы: кому это нужно и зачем? Необходимо
• определить контингент слушателей: кто они?
• учесть возрастную группу;
• учесть уровень компьютерной грамотности.
2 этап. Постановка целей и задач.
Определив целевую группу учащихся, нужно понять и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед ними, какие навыки планируем у них сформировать, чему хотим обучить на данном конкретном уроке.
Целью является конечный результат данного урока, к которому вы стремитесь, в то время как задачи обучения — это этапы выполняемых работ, действия, которые вы совершаете для достижения поставленной цели.
Компьютер является лишь средством обучения, которые выполняет на уроке определённые функции.
3 этап. Выбор темы и отбор содержания.
Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое содержание урока, которое позволит данной фокусной группе достичь вышеназванных целей. То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей.
4 этап. Форма и содержание обучения.
Формы обучения всегда имеют четко очерченное содержание и в то же время они зависят от различных условий, например, количество учащихся в классе влияет на выбор учителем таких форм обучения, как индивидуальные, групповые и фронтальные. Различают формы обучения:
- по месту проведения занятий — школьные, внешкольные, дистанционные;
- по времени — классные, внеклассные;
- по виду учебной деятельности — урок, лекция, лабораторная работа, консультация, зачет, семинар;
- по степени участия преподавателя — самостоятельная, формы взаимообучения, программированное обучение.
Формы организации учебного процесса
Всем известны такие традиционные формы организации обучения, как лекции, семинары, зачеты, конференции, уроки. Однако технологические особенности ИКТ привносят свою специфику в традиционные формы обучения. Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы:
1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.;
2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции, ICQ и т. д.;
3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.
Методы обучения
Методы обучения | Сервисы интернета | Формат представления информации |
Словесные: Рассказ Объяснение беседа дискуссия лекция работа с книгой | Электронная почта, форум, веб -сайт Электронная почта, форум, чат, веб -сайт Форум, чат, интернет-т елефония (система онлайновой цифровой обработки звука) Форум, чат, Интернет -телефония Электронная почта, форум, веб-сайт видеофрагмент Электронная почта, форум, веб-сайт | Аудиофрагмент, видеофрагмент, текст, гипертекст Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст Живой или записанный звук Живой или записанный звук Живой или записанный звук, текст, гипертекст, медиа-лекция, Текст, гипертекст |
Наглядные: метод иллюстрации метод демонстрации | Веб-сайт | Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты и схемы, виртуальные лаборатории Медиа-лекция, видеофрагмент, текст, гипертекст, интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории |
Практические: упражнения, лабораторные работы, практические работы | Веб-сайт | Интерактивные карты, диаграммы, схемы, виртуальные лаборатории, гипертексты, интерактивные тесты, тренажеры |
а так же:
- Компьютерная компетентность учителя и учащихся.
- Достаточная методическая база средств ИКТ.
- Методически грамотное использование ИКТ на уроке.
- Разнообразие приёмов работы с ИКТ, чередование их с традиционными формами обучения.
- Разработка календарно-тематического и поурочного планирования по окружающему миру с учётом ИКТ.
- Организация внеурочной деятельности по предмету.
- Использование внешних мотивов ученика для формирования познавательного интереса по предмету.
9. Использование в работе личных компьютеров учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: " Формирование познавательного интереса к уроку окружающего мира". Презентация.
Выступление на МО....
Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся по окружающему миру
Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся по окружающему миру Автор проекта: Чмыхало Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 г.Томска Обосновани...
Педагогический проект Развитие познавательного интереса учащихся по окружающему миру
Мой педагогический опыт подсказывает, что метод проблемного обучения является эффективным средством развития познавательного интереса учащихся на уроках окружающего мира. Изучение курса «Окружаю...
Формирование познавательного интереса на уроках окружающего мира
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие л...
Педагогический проект Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.
Содержание: 1. Введение. 1.1. Обоснование необходимости проекта……………………………….3...
Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира
Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в урочное и внеурочное время:Создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе классаУчащиеся используют различные способ...
Выступления на заседаниях ШМО. «Формирование познавательного интереса на уроках Окружающего мира»
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьни...