ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира
методическая разработка по окружающему миру по теме
Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самостоятельно оценивать свою деятельность и нести за нее ответственность. Знания, которые получает ученик, важны не сами по себе. Их надо уметь применять для решения самых разных жизненных проблем. Этого не добиться, если обучение строить только вокруг приобретения знаний. Быть открытым и восприимчивым к новому, управлять (контролировать) процессом своего собственного учения (понимания), сознательно управлять своими образовательными (познавательными) потребностями, демонстрировать ответственность и гибкость в личных делах, на рабочем месте в обществе. Уметь взаимодействовать с другими людьми, общаться для совместного решения проблем, поиска нужной информации, заявлять о себе, своем опыте, своих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ как средство активизации познавательной
деятельности на уроках окружающего мира
Автор: Кузьмина Елена Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ п. Октябрьский
Ванинского района
Оглавление
Актуальность разработки …………………………………………… 3-5
Глава 1. .Понятие и структура человеческой деятельности ………… 7 - 9
Глава 2. Компьютерные технологии на уроках окружающего мира… 11 -19
Глава 3. Проектная деятельность ……………. … ……………… ……20 - 25
Глава 4. Исследовательский подход в обучении ………………………. 26 - 30
Заключение. Результаты опыта ………………………………………… 31 - 36
Список используемой литературы ……………………………………… 37
Приложения …………………………………………………………… 38 - 48
Актуальность разработки
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования неоднократно подтверждают тот факт, что нынешняя школа учит, как правило, формальным навыкам, а не способности самостоятельно мыслить. В настоящее время необходима разработка таких программ и педагогических моделей, которые способствовали бы росту продуктивности педагогической деятельности и активизации познавательных процессов. Общество предъявляют к личности новые требования. Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире?
Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самостоятельно оценивать свою деятельность и нести за нее ответственность.
Знания, которые получает ученик, важны не сами по себе. Их надо уметь применять для решения самых разных жизненных проблем. Этого не добиться, если обучение строить только вокруг приобретения знаний.
Быть открытым и восприимчивым к новому, управлять (контролировать) процессом своего собственного учения (понимания), сознательно управлять своими образовательными (познавательными) потребностями, демонстрировать ответственность и гибкость в личных делах, на рабочем месте в обществе.
Уметь взаимодействовать с другими людьми, общаться для совместного решения проблем, поиска нужной информации, заявлять о себе, своем опыте, своих достижениях.
Актуальность разработки обусловлена проблемой создания гибкой целостной системы активизации познавательной деятельности младшего школьника (на примере уроков окружающего мира) через использование средств ИКТ обусловлена, прежде всего, важностью успешного усвоения объема знания в условиях перестройки, системы образования, активизации человеческого фактора, инвариантность подходов к обучению.
Сегодня, информационная и коммуникационная компетентность школьников определяется, как способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска, организации, обработки, оценки, а также ее и передачи, распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества, экономики, которая основана на знаниях.
Современный ребенок более рационален, раскован и независим, чем был его ровесник еще несколько лет назад.
Сегодняшний школьник не готов принимать на веру преподаваемые ему знания, он имеет свои собственные суждения о происходящем вокруг. Он ждет от школы востребованности его собственной учебной деятельности, а школа во многом продолжает предлагать ему роль пассивного слушателя и «репродуктора» сообщаемых на уроках знаний. И в этом случае конфликт неизбежен. Это подтверждают диагностические исследования класса, которые показали:
а) 85 % родителей имеют компьютер
б) 45% детей овладели элементарными навыками работы с компьютером до поступления в школу.
Именно поэтому возникла необходимость включения в урочную деятельность инновационных компьютерных технологий.
Таким образом, существует некоторое противоречие между нормой репродуктивной деятельности, которую видит, планирует и задает на данном уроке учитель, готовностью к активной деятельности каждого конкретного ученика и требованиями нового информационного общества, предъявляемыми к своим гражданам. За счет чего возможно преодоление этого противоречия? Путей много. Остановимся на познавательной деятельностью учащихся (включение в образовательный процесс новых средств обучения для активизации познавательной деятельности, таким средством может выступать ИКТ) Новизна разработки заключается в следующем. В работе будут:
- Уточнены и дополнены определения активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира с использованием компьютерных технологий. ( в заключении)
- Разработана модель организации использования компьютерных технологий направленная на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира
Цель работы: В процессе анализа литературных научных источников и рефлексии собственной системы работы показать возможности применения
ИКТ как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира.
Задачи:
- Изучение литературы по проблеме.
- Представление собственной системы работы.
Гипотеза: Если использовать ИКТ, то активизируется познавательная деятельность учащихся и в итоге можно получить новые образовательные результаты.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, Э.И. Александровой, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягиным, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, И.И. Аргинской и др. ЮНЕСКО (компетентности)
В работе будут использоваться следующие понятия.
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
Активизация [1] – усиление деятельности, активности.
Познавательная деятельность [2] –ведущая форма деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность на основе познавательных процессов.
Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Проектная деятельность [3] - направленная на создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа
(проектная деятельность рамками урока не ограничивается)
Глава 1.Понятие и структура человеческой деятельности.
Приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психологической литературе.
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования[4].
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности[5].
Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё[6].
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей.
Главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:
1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер.
2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития.
3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.
4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она задана в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании.
Деятельность отличатся не только от активности, но и от поведения.
Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создание определенного продукта, носит, зачастую, пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание определенного продукта.
Поведение спонтанно, деятельность организованна; поведение хаотично, деятельность систематична.
Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.
Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, социальными, духовными.
В качестве цели деятельности выступает её продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом.
Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности – знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности – создаваемый материальный продукт.
Всякая деятельность имеет определённую структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием также называют часть деятельности. Имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включённым в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книг, её прочтение.
Операцией именуют способ осуществления действия. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.
В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции.
Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки – создать условия для роста культурных растений.
Любая деятельность представляет собой цепь действий:
Цель
Средства достижения цели
Действия, направленные на достижение
Результат
Она (деятельность) неразрывно связана с сознанием и волей, опирается на них, невозможна без познавательных и волевых процессов.
Итак, деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.
Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать деятельность как познание.
Как же человек познаёт окружающий мир? Для этого необходима, прежде всего, нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает информацию об окружающем мире, а также о состоянии собственного организма.
Пять основных чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние – были описаны ещё древнегреческим философом Аристотелем более двух тысяч лет назад. Но и посей день, продолжается их изучение, анализ механизмов действия. Исходным элементом чувственного опыта являются ощущения, возникшие в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств. Но не все объекты и предметы окружающего мира доступны и безопасны для ребенка. И тогда на помощь приходят новые технологии, такие как ИКТ.
Глава 2. Компьютерные технологии на уроках окружающего мира
Виды компьютерных программ
Я рассматриваю компьютерные технологии, как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Компьютер давно стал частью нашей жизни, нашей культуры. С ним связывают все изменения, которые происходят вокруг нас, все передовые технологии. Компьютер помогает учителю организовать новую образовательную среду, в которой ученики являются равноправными участниками и создателями, в которой они собственную жизнь во много строят сами, проигрывают роли и модели реальности, осваивают необходимый им личностный опыт. При этом сами компьютеры и многие учебные компьютерные программы можно назвать универсальным средством обучения. В зависимости от дидактических целей начальной школы и «Окружающего мира», как предмета, можно выделить несколько видов компьютерных программ[7]:
- Учебные – ориентированы на усвоение новых знаний, программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.
- Контролируемые - предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программы представлен разнообразными проверочными заданиями.
- Демонстрациронные - предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий
( картины, фотографии, аудио – видеофрагменты и т.д.)
- Справочно-информационные - предназначены для вывода необходимой информации, возможно, с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
- Тренажеры – предназначены для отработки и закрепления ЗУИ, а так же обучения, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам.
- Мультимедийные учебники - это компьютерные программы, , сочетающие в себе большинство элементов перечисленных выше видов программ.
- Имитационные и моделирующие программы
Работа с компьютерными программами, по наблюдению, вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большому количеству ранее недоступной современной информации. Сочетание цвета, мультипликации музыки, звуковой речи, динамических моделей расширяет возможности предоставления учебной информации, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.
Значительную часть наглядных демонстрационных пособий можно хранить в цифровом варианте и при необходимости выводить на большой экран, что значительно облегчает труд учителя и экономит время.
Применение компьютерных программ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьника.
В данной работе акцент будет сделан на мультимедийный учебник как средство обучения нового поколения, сочетающее в себе элементы разных видов компьютерных программ.
Функции электронного учебного пособия (мультимедийного учебника):
- Информационная, обеспечивающая усвоение школьниками содержание учебного предмета. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно с помощью иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации слайдов, текстов.
- Организационная. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся. Практические знания могут носить игровой характер, что позволяет в интересной форме закрепить знания и умения учащихся.
- Контролирующая. Позволяет обеспечить проверку знаний учащихся в разной форме и с раздичной целью ( промежуточный контроль, с возможностью исправления неточностей, ошибок и итоговый)
- Корректирующая функция дает возможность учителю отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять «обратную связь», корректировать свою деятельность и деятельность учащихся с учетом индивидуальных особенностей учащихся, уровня усвоения материала.
По курсу естествознания (окружающему миру) созданы различные виды мультимедийных программ. Например, мультимедийный диск «Природа России» - справочно-информационная система с широкими возможностями представления аудиовизуальной и текстовой информации. Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов», « Времена года», «Сказки народов Севера», «Градековский музей» ,« Природа,человек, общество», Таким образом, благодаря разнообразию функций мультимедийных учебников, в начальной школе их можно применить по нескольким направлениям. Они представлены в таблице
Таблица1
Одной из важнейших характеристик мультимедийных учебников является организация активности школьников в процессе освоения материала. Это активизирует познавательную деятельность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но в первую очередь определяется дидактической задачей занятия. В процессе анализа литературы можно представить таблицу использования ИКТ для активного обучения младших школьников в зависимости от некоторых дидактических целей урока или его этапов.
Таблица 2
Дидактические цели занятий | Метод активного обучения | Использование ИКТ |
Обобщение ранее изученного материала | Самостоятельная работа, метод проектов | Презентация детских работ, интерактивные задания Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов». |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала | Мозговой штурм, деловая игра, групповая дискуссия, деловая игра, ролевая игра метод проектов | Просмотр видеоролика, прослушивание аудиоряда, работа с проблемными заданиями учебника |
Развитие способности к самообучению | Самостоятельная работа с интерактивными заданиями мультимедийного учебника, анализ практических ситуаций, метод проектов | Презентация, просмотр видеороликов и аудиорядов |
Стимулирование учебной мотивации | Деловая игра, ролевая игра | Дидактические кмпьютерные игровые задания Мультимедийный диск « Времена года» |
Отработка изучаемого материала | Тренинги | презентация; интерактивное промежуточное тестирование с возможностью самоконтроля и самокоррекции ответов. |
Применение знаний, умений и навыков | Баскет – метод, интерактивные игры. Метод проектов | Задание на компьютерное моделирование, выполнение компьютерных лабораторных и практических работ, компьютерные мини-игры, презентация |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Групповая дискуссия. метод проектов | Презентация |
Моделирование учебной деятельности учащихся | Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций | Задание на компьютерное моделирование, выполнение компьютерных лабораторных и практических работ УЭП « Природа, человек, общество» |
Обучение навыкам межличностного общения | Ролевая игра | презентация |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта | Метод проектов | Презентация, текстовый и графический редактор, программы Microsoft office |
Развитие навыков работы в группе | Метод проектов | ЭУИ «Природа, человек, общество» |
Развитие навыков принятия решений | Анализ практических ситуаций, баскет-метод | Просмотр видеороликов, Перечисленные выше ЭУИ |
Изучение научно-методической литературы по данной теме и собственный опыт работы позволяют представить следующую технологию разработки уроков с использованием компьютерных технологий:
- Анализ учебной программы. Предполагает выбор тем и конкретных уроков, на которых наиболее целесообразно использование компьютерных технологий.
Из практики работы можно предложить примерное планирование уроков «Окружающего мира» во 2 классе с использованием мультимедийных учебных изданий для начальной школы.
Таблица 3
Тема урока | Область использования компьютерных технологий (какие издания) |
Небесные странники | УЭП «Природа, человек, общество» (информационная функция) |
Ночная красавица | Использование игр. ЭУИ «Природа, человек. Общество» |
Звездные узоры | УЭП «Природа, человек, общество» |
Какими бывают горы | Мультимедийный диск «Природа России». |
Вода на Земле | Стат. данные Мультимедийный диск «Природа России» (информационная функция) |
Твое здоровье | Презентация учеников « Режим дня» |
Велик мир и прекрасен | Мультимедийный диск «Времена года» |
Пресные водоемы | Мультимедиа – учебник Мультимедийный диск «Секреты окружающего мира для маленьких натуралистов» (информационная функция) |
Семейные традиции | Презентация учеников |
В историческом музее | Слайды |
Мир искусства | Мультимедийный диск « Градековский музей» |
В историческом музее | Мультимедийный диск « Градековский музей» |
Одинаковые половинки | Использование игр. УЭП «Человек, природа, общество» |
Человек - строитель | Презентация к уроку. Разработка урока. |
На всех обобщающих уроках | Тестовые задания ЭУИ «Человек, природа, общество |
- Требования к подготовке дидактического материала, к подготовке учителя и учеников. Определение готовности учителя и учащихся работать с определенным видом и типом заданий мультимедийного учебника.
- Отбор заданий и средств обучения. Предусматривает выбор средств обучения, определения последовательности их использования, уточнение заданий для учащихся по использованию средств обучения.
- Разработка структуры урока. Эта технологическая операция предусматривает последовательное изложение материала на смысловые блоки. Выделение блоков используется с учетом использования компьютерных технологий.
- Рефлексия педагога об эффективности урока. Выявление удачных моментов и проблемных зон. Анализ причин появления проблемных зон.
На основе знаний о деятельности и организации использования компьютерных технологий позволим себе представить следующую модель организации использования компьютерных технологий направленную на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 3. Проектная деятельность на уроках окружающего мира с использованием компьютерных технологий
В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» часто не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются. Попробуем развести эти понятия на основе анализа методической литературы.
Проектная деятельность как элемент творчества учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.
Проект (от латинского - брошенный вперед)- это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно. Сегодня уже имеется положительный опыт такой технологии.
В 2005г был получен первый опыт проектной деятельности с использованием средств ИКТ. Изучая раздел «Человек и его здоровье», дети составили и защитили мини-проекты «Режим дня» Изучая историю своего посёлка и работая над темой « Человек - строитель», появилась идея, и проблемные вопросы. Ребятам стало интересно: как возник их поселок, какими были первые улицы и дома нашего посёлка? Какие трудности испытывали первые жители посёлка? .Кто строил наш посёлок? Есть ли сегодня строительные организации в нашем посёлке? Нужны ли строительные профессии нашему посёлку сегодня? Что будет в будущем? Так появилась идея создания проекта.
«Мой посёлок» В процессе работы над проектной деятельностью ребята продумывали совместно с учителем ход деятельности. Учились делать выводы. В ходе поиска учащиеся познакомились с историческими сведениями. Добывали новый материал в архивах администрации посёлка, городской библиотеке, у родственников старшего поколения, встречались с интересными людьми. В сотрудничестве, ребята оказались вовлеченными в активный познавательный творческий процесс. В результате деятельности ребята узнали много нового и интересного о своём посёлке. Учились планировать свою деятельность, анализировать результаты работы, обменивались мнениями, делились открытиями. Представляли свой посёлок в будущем. Проект « Мой посёлок» Приложение №2 программа Power Point (электронной папка)
Разработка проекта « Мой посёлок» Приложение № 2
Участие в проекте позволило проявить творческие способности детей, раскрыть их внутренний потенциал, зажечь «огнём» поиска информации в различных источниках, включая интернет, сформировать у учащихся такие коммуникативные навыки как работа в группе, умение слушать и слышать, высказывать мнение и отстаивать свою позицию. Применение ИКТ в проектной деятельности, ещё больше позволило проявить собственное «Я», позиционировать себя среди сверстников, одноклассников.
В основе проектной деятельности лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения от репродуктивного к творческому. Проектная деятельность позволяет решить главную задачу, активизации познавательной деятельности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
Участие в проекте это:
- Принятие самостоятельных решений
- Умение ставить задачи и задавать вопросы
- Умение работать в команде
- Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих
- Раскрытие индивидуального потенциала
Проектная деятельность позволяет выйти за рамки предмета
« Окружающий мир», освоить метапредметные, надпредметные знания, формирует учебные компетенции.
В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
Этапы работы над проектом:
- постановка целей
- выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
- обсуждение возможных вариантов, выбор способов, включая ИКТ;
- самостоятельная работа детей с электронными изданиями при помощи учителя;
- изучение, поиск информации
- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
- решение отдельных задач, компоновка;
- обобщение результатов, выводы;
- анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Роль учителя в проектной деятельности
Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Роль преподавателя заключается в постоянной фасилитаторской («проводник к знаниям»), консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником творческого процесса, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель:
помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
сам является источником;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
Значение ИКТ в проектной деятельности:
-возможность работать с огромным потоком информации, быстро обрабатывать ее.
-возможность общения с большой аудиторией.
- Интерактивность
- Интегративность
- Индивидуализация или корпорация.
На основе анализа научно-методической литературы представила организацию проектно - исследовательской работы во 2 классе.
Приложение 1
Включая младших школьников в проектную деятельность удалось сформировать следующие умения:
- Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
- Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.
- Находить нужную информацию в различных источниках, включая интернет и ЭУИ.
- Освоить элементарные навыки работы на компьютере.
- Презентовать результаты своей деятельности.
- Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.
Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие проектной деятельности. ИКТ как средство организации проектной деятельности позволяет получить более полную картину мира и дает возможность проводить опыты, наблюдения, эксперименты, невозможные для осуществлении в реальном времени и пространстве.
Глава 4. Исследовательский подход в обучении.
Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания. Важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. Данная форма работы в основном распространена в старших классах, но по моему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важной особенностью организации исследовательской деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет немного иным.
Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование познавательной активности. Для достижения цели надо решить следующие задачи:
- Развитие
- логического мышления
- кругозора
- устной и письменной речи
- умение обобщать, систематизировать
- внимания
- коммуникативных явлений
- Формирование
- умение работать с энциклопедиями
- умение работать со словарями и справочниками
- умение работать с художественной литературой
- умение работать с научными текстами
В контексте данной работы к функциям исследовательского подхода в обучении относятся:
- Воспитание познавательного интереса;
- Создания положительной мотивации обучения и воспитания через включение в компьютерную игровую деятельность
- Формирование глубоких и прочных знаний в процессе многократного возвращения к материалу в доступном и удобном ребенку режиме.
- Развитие интеллектуальной сферы личности посредством доступности огромного количества информации
- Формирование умений и навыков самообразования, то есть овладение новыми знаниями.
- Формирование способов активной познавательной деятельности в процессе поиска нового материала.
Развитие самостоятельной активности и самостоятельности, решение проблем, принятие самостоятельных решений.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
- Вкрапление общих и частных методов научного исследования в учебный процесс. (Виртуальные лабораторные и практические работы)
- В организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисковой и творческой деятельности (Проблемные творчесие задания)
- В межпредметных связях (Все ЭУИ как минимум имеют две межпредметных связи – основная образовательная область ЭУИ и информатика)
- В усложнении познавательной деятельности (разноуровненвые задания и возможность их выполнения в удобном режиме или режиме заданном учителем)
- В изменении параметра взаимоотношений «учитель-ученик- коллектив учащихся», «учитель – дети – родители» в сторону сотрудничества.
Ведущими в составе исследовательского подхода являются общедидактические приемы – анализ, причинно – следственные связи, сравнение, обобщение и конкретизация, выдвижение гипотез, перенос знаний в новую ситуацию, доказательства или опровержение гипотезы, планирование исследования, оформление результатов.
В начальной школе наиболее продуктивна исследовательская деятельность на уроках окружающего мира, где используются разнообразные формы учебной исследовательской работы.
Изучая раздел «Семья» возникло много проблемных вопросов. Появилась идея. Ребятам захотелось узнать: что такое генеалогия и родословная? Как составлять родословные? Какие виды родословных существуют. Учащиеся выдвинули гипотезы: генеалогия и родословная имеют одинаковое значение, генеалогия произошла от слова «ген». Ребятам требовалось узнать: как построить генеалогическое дерево, кто какой роднёй приходится? Кем были наши предки? В процессе работы над исследовательский деятельностью ребята обсуждали возможные варианты исследования, продумывали совместно с учителем ход деятельности. Учились думать, анализировать, делать выводы. В ходе поиска учащиеся познакомились с историческими сведениями, поработали с энциклопедиями, находили значение слов в словарях, изучили специальную литературу, встречались с родственниками. В сотрудничестве, ребята оказались вовлеченными в активный познавательный творческий процесс. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, овладевали новыми знаниями. В результате деятельности ребята научились составлять родословные, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать знания, давать определения понятиям, работать с научными текстами, обобщать и делать выводы. Исследовательская работа «Моя родословная» в программе программа Power Point
Приложение №3(электронная папка)
В процессе исследовательской деятельности школьники учатся:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- аргументировать, доказывать
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Очень важен заключительный момент учебных исследований. Заключительный этап исследования – защита, превращается для детей в интересную многодневную игру. В ходе исследований часто замечаю, как меняются дети. Они становятся очень серьёзными и важными, увлеченно, ответственно с нескрываемым интересом проводят эксперименты как реальные, так и виртуальные. Виртуальные эксперименты детям наиболее интересны, так как дают возможность сделать то, чего в реальной жизни никогда бы не смогли провести, увидеть, пронаблюдать не смогли. Это погружение в мир сказки, фантастики не может детей оставить равнодушными, стимулирует и активизирует учеников в познавательной деятельности. Ребята делают не только схемы, таблицы, чертежи, презентации, на бумажных носителях, но и электронных. По началу, конечно, им помогают родители. Защита – венец исследовательской работы, и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Обычно мы проводим его в виде конференции, обобщающего урока, где присутствуют, как авторы, так и зрители (учителя, родители). В ходе защиты ребенок учится излагать полученную информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Как правило, выступления сопровождаются электронной презентацией. Это позволяет ребенку творчески самовыразиться, быть увереннее при представлении материала, Председательские функции берет на себя учитель. При защите работы учитываю следующие критерии: актуальность темы, практическую значимость,оригинальность,эрудицию,инициативу,креативность,самостоятельность,уверенность в себе, умение работать в коллективе. умеет ли делать выводы. Однако оценивают выступления презентации сами ученики. Обязательный элемент ( которому я учу детей с 1 класса) вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщений. По итогам защиты поощряю не только тех, кто хорошо защитил свою работу, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Заключение. Результативность опыта.
Информационно- коммуникационные технологии, являясь инновационным средством обучения, позволяют перейти от традиционного подхода в образовании к компетентностному. По мнению исследователей, именно такой подход наиболее востребован на пересечении «мира образования» и «мира труда». По аналогии с миром труда выстраивается понимание того, к чему должно готовить современное образование[8].
В настоящее время выделяют ряд компетенций, необходимых современному человеку для того, чтобы быть успешным[9]. Эти компетенции представлены в таблице 4.
Таблица 4
Общие компетенции
Инструментальные (когнитивные способности, методологические компьютерные навыки лингвистические технологические) | Межличностные | Системные (сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения) |
способность к анализу и синтезу; | способность к критике и самокритике; | способность применять знания на практике; |
способность к организации и планированию; | работа в команде; | инициативность и предпринимательский дух; |
базовые знания в различных областях; | способность общаться со специалистами из других областей; | разработка и управление проектами; |
тщательная подготовка по основам профессиональных знаний; | приверженность этическим ценностям. | понимание культур и обычаев других стран; |
письменная и устная коммуникация на родном языке; | способность работать в международной среде; | способность работать самостоятельно; |
знание второго языка; | способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия; | способность порождать новые идеи (креативность); |
элементарные навыки работы с компьютером; | способность работать в междисциплинарной команде; | лидерство; |
навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников); | навыки межличностных отношений; | исследовательские навыки; |
решение проблем; | способность учиться; | |
принятие решений | способность адаптироваться к новым ситуациям; | |
забота о качестве | ||
стремление к успеху |
В работе выдвигалась гипотеза: если использовать ИКТ, то активизируется познавательная деятельность учащихся и в итоге можно получить новые образовательные результаты.
Гипотеза подтвердилась. ИКТ активизирует познавательную деятельность учащихся и позволяет получать новые образовательные результаты.
На протяжении 3 лет проводился мониторинг в МОУ СОШ п.Октябрьский, в мониторинге принимали участие 2 класса из одной параллели. Контингент учащихся в классах на момент поступления в школу был приблизительно одинаков по уровню готовности, интеллектуальным способностям, мотивации к обучению в школе. В моем классе с превого класса использовались средства ИКТ, в другом – нет. В результате получены следующие данные:
- Сфорированность компетенций: Таблица5
Класс, где не применяется ИКТ | Способность к анализу и синтезу | Применяют знания на практике | анализировать. обобщать | решение проблем |
21,7% | 36,% | 31,8% | 22,7 | |
Класс с применением ИКТ | 54,5 | 54,5% | 68,1% | 59% |
- Активность на уроках Таблица 6
Учебный год | Класс, где применяется ИКТ |
| Класс, где не применяется ИКТ | |
2003\4 | 3»А» класс | высокая | 3»Б» | средняя |
2004/5 | 4»А» класс | высокая | 4Б» | средняя |
2006/7 | 1»А» класс | высокая | 1«Б» | средняя |
2007)8 | 2 «А» класс | высокая | 2Б» | средняя |
- Отношение к предмету. Таблица 7
Учебный год | Класс, где применяется ИКТ |
| ||
2003\4 | 3»А» класс | высокое | 3»Б» | среднее |
2004/5 | 4»А» класс | высокое | 4Б» | среднее |
2006/7 | 1»А» класс | высокое | 1«Б» | среднее |
2007)8 | 2 «А» класс | высокое | 2Б» | среднее |
- Уровень усвоения учебного материала по предмету «Окружающий мир» Таблица 8
Учебный год | Класс, где не применяется ИКТ | УУ1 | УУ2 | УУ3 |
2003\4 | 3»Б»»класс | 100% | 36,3% | 9%, |
2004/5 | 4»Б» класс | 100% | 50% | 13%, |
2006/7 | 1»Б» класс | 100% | 50% | 13%, |
2007)8 | 2 «Б» класс | 100% | 50% | 13,% |
Учебный год | Класс, где применяется ИКТ класс | УУ1 | УУ2 | УУ3 |
2003\4 | 3»А» класс | 100% | 70% | 23,3% |
2004/5 | 4»А» класс | 100% | 83,3% | 30% |
2006/7 | 1»А» класс | 100% | 68,1% | 22,7% |
2007)8 | 2 «А» класс | 100% | 72,% | 36,3 |
УУ1 – базовый стандарт
УУ2 –стандарт и частично творческий
УУ3 - творческий
Результаты, полученные в ходе работы по предмету окружающего мира с использованием компьютерных технологий и проектной деятельностью можно назвать положительными. Учащиеся, совместно с учителем принимают участие в проектно – исследовательской деятельности, по иному стали относится ученики к себе, почувствовали значимость своего «Я», по иному относятся к предмету, и с большим нетерпением ждут эти уроки.
Среди ребят нашего класса, есть дети, которые испытывают трудность в обучении, но эти ребята с удовольствием вовлекаются в проектную деятельность, защищают свои проекты, экспресс исследования.
Ребята создают презентации по предмету, ищут ответы на поставленные проблемы. Уже с первого класса, они просят своих родителей приобрести справочники, словари, энциклопедии, книги для получения информации. Ребята стали уверенно чувствовать себя в коллективе, умеют защищать свои работы на конференциях и внеклассных мероприятиях. Педагоги среднего звена оценивают умения ребят работать в группе, быть открытым и восприимчивым к новому, демонстрировать успешную работу в группе, аргументировать, осознанно принимать решение, анализировать и решать проблемы.
При анкетировании ребят, самым любимым оказался урок окружающего мира, детям нравятся работать с ЭУИ, выполнять интерактивные задания, работать на компьютере.
Тем самым решается важная задача педагога, нацеленная на активизацию познавательной деятельности на уроке. Также хочется обратить внимание, что после овладения некоторыми компьютерными программами, дети с еще большим интересом стали заниматься исследовательской деятельностью, выдвигать креативные предложения, придумывать и активно работать в проектах. Поэтому считаю. что ИКТ способствует: повышению творческой и самостоятельной активности учащихся, развитию самостоятельности, раскрытию творческих задатков, укреплению сотрудничества учителя и ученика.
Таким образом, цель работы реализована, гипотеза подтверждена, модель организации использования компьютерных технологий направленная на активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира , считаю, оказалась эффективной.
Можно сделать выводы:
применение ИТК, проектно – исследовательской деятельности на уроках окружающего мира повышает:
- интерес к предмету,
- уровень самостоятельности, сплоченности коллектива,
- способность повышать эффективность обучения и воспитания,
- стимулируется умение формулировать собственное суждение,
- развиваются ключевые компетентности учащихся..
Считаю, что описание опыта работы может быть использовано для решения аналогичных проблем связанных с применением ИКТ в познавательной деятельности на уроках окружающего мира любым учителем, в любой образовательной школе.
Список используемой литературы:
1.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход, Педагогика, 2004. - № 10. - С. 30.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход
Педагогика,2004.№10, с30
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение.
- Давыдов В.В.«Проблемы развивающего обучения» М. 1999г
- Журнал Исследовательская работа школьников. №2 2004г
- Журнал Начальная школа №4 1997г Н.А.Рыжакова Экологический проект «Моё дерево»
- Журнал Начальная школа № 12 2000г Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе
- Каспржак А.Г.,,Иванова Л.Ф. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения М.: Просвещение, 2004.
- Комарова И.В Психолого-педагогические условия организации исследовательской деятельности в начальной школе. М. 2002г
- Павлова М.И. Компьютерное проектирование в начальной школе «Информатика и образование» 2006г № 11
- Пентин А.Ю. Исследовательская деятельность: сущность и организация М.2003г
- Похат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М. Изд 2001г
- Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых инновационных технологий
Приложение
Приложение1
Организация
проектно- исследовательской деятельности во 2 « А» классе
МОУ СОШ п.Октябрьский
- Основными педагогическими задачами учебного стали:
- Познакомить детей с технологией проектно-исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию инициативности, самостоятельности, активности, творчеству, сотрудничества.
- Развитие мотивов самообразования как интереса к дополнительным источникам информации, чтения дополнительной литературы из разных областей научного знания.
- Познакомить детей с информационными технологиями.
- Формировать умение делать публичные выступления по итогам всего исследования или его этапов (индивидуальные отчеты, групповые отчеты, отчет на конференции).
- Профилактика нарушений детско-родительских отношений путем включения родителей в педагогические системы: «Учетель-дети»,
- «учитель-дети-родители».
Структура проекта
Учебный проект в общем виде состоит из 4 этапов:
- Погружение в проект.
- Организация деятельности.
- Осуществление деятельности.
- Презентация результатов.
1 этап
- В результате анкетирования детей выявили, что они в целом понимают суть процесса исследования и разницу между детским и взрослым исследованием. Установила исследовательский интерес каждого ребенка. На основе анализа исследовательских интересов определила группы, которые интересовались одинаковыми областями знания: животные, здоровье человека, полезные ископаемые,явления природы, история, растения.. Поскольку проблематику исследований определили интересы детей, то получилось, что их реализация возможна в учебной (уроки окружающего мира)и во внеучебной деятельности. Такие возможности в классе были, так как дети посещают группу продленного дня.
- Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями, в ходе которой определилась степень участия каждой семьи в проектно-исследовательской деятельности.
2 этап
Проведение педагогом нескольких занятий с детьми, в ходе которых дети осознают важность исследовательских умений в жизни любого современного человека, знакомятся со структурой исследовательского проекта, методами исследования.
На этом этапе организуется групповая работа, которая позволяет всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. Несмотря на то, что исследовательские группы созданы по принципу сходности интересов, внутри группы дети не сразу смогли договориться о предмете исследования. На этом этапе осуществлялось планирование и при помощи педагога разработаны программы исследования каждой группы, распределены роли каждого участника исследовательского процесса.
3 этап
- Осуществление деятельности каждой группой происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общей для всех задачей стала сбор информации по теме своего исследования.
- Поиск информации в энциклопедиях, справочниках, научной литературе, интернете. Большая роль отводилась получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям и экскурсиям .
- Также информацию получали от родителей.
- Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фото- и видеодокументирования .
4 этап
- Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Школьники оформляют результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, сочинений, видеофрагментов, фотоотчетов и др
- Подготовка работы к защите превращается для детей в интересную многодневную игру. В ходе исследований часто замечаю, как меняются дети. Они становятся очень серьёзными и важными, увлеченно, ответственно с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают схемы, таблицы, чертежи, презентации, защищают свои работы. Защита – венец исследовательской работы, и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.
- Обычно мы проводим его в виде конференции, обобщающего урока, где присутствуют, как авторы, так и зрители (учителя, родители) В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Председательские функции берет на себя учитель. Обязательный элемент ( которому я учу детей с 1 класса) вопросы к докладчику и краткое обсуждение сообщений. По итогам защиты поощряю не только тех, кто хорошо защитил свою работу, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы.
Критерии оценивания
- Актуальность темы
- Практическая значимость
- Межпредметные связи
- Оригинальность
- Эрудиция
- Инициатива
- Креативность
- Самостоятельность
- Уверенность в себе
- Включение в групповую работу
- Умение работать в коллективе
- Делается ли вывод
Приложение №2
Разработка
Проектной работы
«Мой посёлок»
Цели:
Узнать историю строительства нашего посёлка
Формировать умения работать с информацией
Участники:
- Учитель и учащиеся 2 А « класса»
- родители учащихся.
Ожидаемые результаты. ИЗ ЦЕЛИ
- Познакомить с историей строительства посёлка
- Встретиться с интересными людьми.
- Добывать информацию о своём поселке в городской библиотеке, архивах, книгах.
- Представить проект посёлка в будущем.
Этапы деятельности
Этапы деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
постановка цели; выявление проблемы, формулировка задач; | Актуализация проблемы Ознакомление с водными установками | Вовлечение в познавательную деятельность |
обсуждение возможных вариантов работы, | Координирует весь процесс | Начало работы по сбору информации Сотрудничество |
Самостоятельная работа детей с электронными изданиями при помощи учителя, родителей | Организатор познавательной деятельности Помогает ученикам в поиске нужных источников информации | Сбор информации в городской библиотеке, архивах, книгах, Получение новых знаний и закрепление старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект |
Решение отдельных задач, компоновка; | Консультирует Поощряет отдельных учеников | Систематизация и анализ полученных данных |
Обобщение результатов, выводы | Председательские функции | Защита Презентация результатов своей деятельности Проект посёлка в будущем. |
анализ успехов и ошибок, коррекция. | Что удалось? Какие возникали трудности? |
Наши действия
- Предварительное ознакомление с вводными установками проектной деятельности.
- Определение проблемы и задач
- Обсуждение вопросов
- Обсуждение этапов работы
- Распределение работы между участниками группового проекта;
- Начало работы по сбору информации.
- Продолжение работы по сбору информации;
- Самостоятельная индивидуальная, парная, групповая, с помощью родителей деятельность учащихся по реализации проекта;
- Систематизация и анализ полученных данных Думаем. сопоставляем, делаем выводы.
- Обсуждение способов оформления конечных результатов;
- Подведение итогов, оформление результатов.
- Презентация проекта;
- Представление результатов
- Рефлексия.
Приложение № 3
Разработка
исследовательской работы
« Моя родословная»
Цели:
Изучение исторических корней семьи
Формировать умения работать с информацией ( нахождение информации ,анализ и отбор информации и презентация информации), критическое мышление.
Участники:
- Учитель и учащиеся 2 А « класса»
- родители учащихся.
Ожидаемые результаты. ИЗ ЦЕЛИ
Усвоить понятие - генеалогия, родословная
Все дети составили родословную до 3 поколения
Научить находить информацию методом беседы с родственниками, работая с поисковыми машинами, словарями.
Под руководством учителя отбирают необходимую и достаточную информацию
Этапы деятельности
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
постановка цели; выявление проблемы, противоречия, формулировка задач; | Актуализация проблемы Ознакомление с водными установками | Вовлечение в познавательную деятельность Выдвижение гипотез |
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов; | Координирует весь процесс | Начало работы по сбору информации Сотрудничество |
Самостоятельная работа детей с электронными изданиями при помощи учителя, родителей | Организатор познавательной деятельности Помогает ученикам в поиске нужных источников информации | Сбор информации Работа со справочниками, энциклопедиями. книгами. Систематизация и анализ полученных данных (а также знакомство с новыми научными словами) |
исследование: решение отдельных задач, компоновка; | Консультирует Поощряет отдельных учеников | Обсуждение способов оформления конечных результатов; |
Обобщение результатов, выводы | Председательские функции | Защита Презентация результатов своей деятельности |
анализ успехов и ошибок, коррекция. | Что удалось? Какие возникали трудности? |
Наши действия
- Предварительное ознакомление с вводными установками на проектной деятельности.
- Определение проблемы и задач исследования.
- Выдвижение гипотез и способов решения. Обсуждение вопросов
- Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.);
- Распределение работы между участниками;
- Начало работы по сбору информации.
- Продолжение работы по сбору информации;
- Самостоятельная индивидуальная, парная, групповая, с помощью родителей деятельность учащихся по реализации исследовательской деятельности.
- Систематизация и анализ полученных данных (а также знакомство с новыми научными словами)
- Думаем. анализируем, сопоставляем, делаем выводы.
- Обсуждение способов оформления конечных результатов;
- Подведение итогов, оформление результатов.
- Представление результатов .Защита
- Рефлексия.
Памятка
начинающему исследователю
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы по этой теме ты хотел бы ответить.
- Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы
(Презентация, график, рисунок, сочинение, отчет)
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
[1] Словарь педагогических терминов
[2] Словарь педагогических терминов
[3] Словарь педагогических терминов
[4] Немов Р.С.Психология.Т.1. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательскийцентр ВЛАДОС, 2001-кн.З. Психодиагностика
[5] Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное и переработанное. – М.: Издательская корпорация. Логос, 1999.
[6] Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
[7] Похат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М .Изд 2001г
[8] Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Под ред. Каспржака А.Г. и Ивановой Л.Ф. - М.: Просвещение, 2004.
[9] Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход, Педагогика, 2004. - № 10. - С. 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"
Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...
Статья" Возможности использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как средство активизации познавательной деятельности учащихся"
Описываются методы и приёмы проблемного обучения.,возможности его использования....
«Реализация исследовательского подхода к обучению средствами проектной деятельности на уроке окружающего мира».
исследовательская деятельность на уроке окружающего мира....
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Реализация проекта «1 ученик: 1 компьютер», как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира"
Доска и мел наши главные инструменты, но хочется чего-то большего….Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучши...
Мастер-класс "Средства формирования УУД на уроках окружающего мира"
Ведение информационной карты урока...
Реализация ИКТ как средство активизации познавательной активности на уроках окружающего мира
В статье рассматриваются особенности применения ИКТ на уроках окружающего мира как средство активизации познавательной активности младших школьников....