Конспект урока по окружающему миру "Что такое почва"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Соколова Ольга Дмитриевна

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое почва"
УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochva.docx101.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Что такое почва»

Тип урока: открытия нового знания

Цели урока: создать условия для:

- ознакомления учащихся с понятием «почва», ее составом;

- развития познавательного интереса, экологического мышления, памяти, речи, наблюдательности, эмоционального  восприятия мира;

- воспитания бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, идей, взглядов, убеждений и мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: 

-учатся принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли,  оценивать свои  результаты.

Познавательные УУД:

-учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках,  обобщать и делать  выводы.

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста.

Коммуникативные УУД: 

-учатся задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

Предметные:

-научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Средства обучения: мультимидийная презентация, учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков 1 часть 3 класс (УМК «Школа России»).

Ход урока:

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель: создать благоприятную психологическую атмосферу, включить в учебную деятельность

Из глубокого колодца солнце медленно встаёт,

Свет его на нас прольётся, луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

- Новый день предлагаю начать с улыбки. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успешной работы себе и ему.

- Ребята, а с чего мы начинаем каждый раз урок окружающего мира?

- Совершенно верно!

Приветствуют друг друга и учителя

- С подведения итогов наблюдения в природе

2. Подведение итогов наблюдений в природе

Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире

-Скажите, а какой сейчас месяц?

-Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.

- А как в народе называли октябрь?

 - Ноябрь называли «листопадом»

- Может кто-то догадался, почему его так называли?

- Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

-Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была?

Вопросы (на слайде).

  • Какое было небо?
  • Погода была дождливая или солнечная?
  • Выпадали ли осадки?
  • Холодно было вчера или тепло?
  • Сколько было градусов?
  • Было ветрено?

- Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)

 

 https://cf.ppt-online.org/files1/slide/q/qGC1cKnVT0AgWDfvYZajNOodEeiFs6HUkQJw82u954/slide-14.jpg

-Октябрь  

Смотрят видео

- часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут

Предположения детей

Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.

Вчера была погода …

Познавательные:

- строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках,  обобщать и делать  выводы.

Коммуникативные:

задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).

3. Актуализация знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий

-Проверка домашнего задания (пересказ параграфа).

- Ребята, отгадайте загадку:

Бьют меня ногами, режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять.    

- А, что вы представляете, когда говорите  слово  земля?

- Сколько значений имеет слово земля?

- Назовите эти значения.                                    

Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля.  Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю.

-Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока.

Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой  - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать  вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

-О какой кладовой шла речь?https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2017/01/30/urok-okruzhayushchego-mira-chto-takoe-pochva

-Земля

-Планета Земля,

часть суши, страна, государство.

У слова «земля» несколько значений.

Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.

-О почве

Познавательные:

- строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные:

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение

4. Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке? 

-Тема сегодняшнего урока «Что такое почва?»

- Давайте поставим цель на урок. Что узнаем нового сегодня?

-О почве

-Узнаем, как мы можем помочь природе.

-Узнаем, что такое почва, какой состав у почвы.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, использовать необходимые средства, высказывать свои мысли,  оценивать свои  результаты

5. Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

- Спланируем свою деятельность с помощью лесенки успеха.

 

                                   3.Оцениваю

                     2.Применяю

  1. Изучаю

- На 1 ступенька мы ответим на вопрос : Что такое почва.

- На 2 ступенька: применим свои знания, выполнив опыты.

- На 3 ступенька: проконтролируем с помощью вопросов свою деятельность и оценим ее.

Планируют свою деятельность

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия

6. Реализация плана

Цель: построение нового знания

-Откройте учебники на стр. 68, рассмотрите внимательно рисунок.

Подумайте, обсуждая в парах, что же такое почва.

-Что увидели на рисунке  в почве?

- Какое значение почва имеет для животных?  

- Как вы думаете, почему растения растут в почве?

- Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы.

Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт.

Что узнали?

-А какие свойства почвы вам известны?

-Давайте побудем юными исследователями и попробуем с помощью опытов определить, какими же свойствами обладает почва.

-По ходу опытов, мы будем подводить выводы, которые вам необходимо записывать в тетрадочки.

Опыт №1

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

Что вы увидели?

Какой вывод можем сделать?

Вывод: в почве есть воздух


–Для чего нужен воздух в почве?

Опыт №2

1.Возьмите салфетку, положим на нее немного почвы, прижмем плотно. Стряхнем почву в стакан с водой. Что увидели на бумаге?

2.

Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Над почвой появляется пар, а на стекле капли воды.

Что доказывает этот опыт?

Вывод: в почве есть вода

Опыт №3

Будем продолжать нагревать почву. Что происходит с почвой при дальнейшем нагревании? Над почвой поднимается дым и идет запах. Что может гореть в почве?

Вывод: горят остатки растений и животных, не успевших сгнить. В почве есть перегной.

- А как  изменился  цвет  почвы?  Значит,  перегной  придает  почве  темный  цвет

Опыт №4

Прокаленную почву, в которой  сгорел  перегной,  насыпаем  в  стакан  с  водой. Размешиваем. На дне   осадок.

Вывод:  в  почве  есть  песок, глина.

Опыт №5

Профильтруем воду, в  которой  находилась  почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли

Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве

Какой вывод можно сделать?

Вывод: в почве образуются минеральные соли

 Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать? 


- Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.

- Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота.  Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

-Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу.

Рассмотрите разные образцы почв.

 - Что заметили?

-От чего зависит цвет почвы?

- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный?

Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя.

-Какая почва наиболее характерна для нашего края?

Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек  научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.

-Почва-это слой земли, который служит домом для животных

-Растения и животных

-Это дом для растений

-Чем темнее цвет почвы, тем она плодороднее.

-Высказывают мнение

-Открывают тетрадочки

.

1.Из почвы выходят пузырьки воздуха

Вывод: в почве есть воздух

2)Влажное пятно

Вывод: В почве есть вода.

Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве.

3.Вывод: горят остатки растений и животных, не успевших сгнить. В почве есть перегной.

4.Вывод:  в  почве  есть  песок, глина.

5. Вывод: оставшийся белый налет на стекле-это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений

В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа

 Почвы разного цвета

От  количества перегноя.

Чернозём.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации (учебник и другие источники);

строить сообщения в устной форме;

-обобщать и делать  выводы

Регулятивные:  

высказывать свои мысли

Коммуникативные:

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре)

7. Самостоятельная работа

Цель: организация самостоятельной  работы   по выполнению  заданий на новый способ действия.

- Переходим на следующую ступеньку. Применяю.

- Что будем делать на этой ступенька.

Выполните задание самостоятельно.

-Что растения получают из почвы? Постройте модель без помощи учебника.

Выполните задание в рабочей тетради на стр.38 №5.

- Почему почву называют «чудесной кладовой»?

Что мы делали на этом этапе?

-Применять полученные знания

-Выполняют задание

- Проверяли свои знания.

Коммуникативные:

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение,

Регулятивные:

контролировать действия партнера (работая в паре)

8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

Цель: обучение способом контроля и самооценки деятельности

- На какую ступень переходим сейчас? Контролирую.

- Сейчас я предлагаю продолжить предложения:

  •  Почва - это...
  • В состав почвы входит...
  • Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы - это...
  • В природе существуют виды почв...
  • Эту почву называют царём почв...
  • В нашем  крае преобладают… почвы
  • Основное свойство почвы - это...
  • Почему нужно бережно относиться к почвам?

Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали.

- Проверяют себя

-Продолжают предложения

- Проверяли свои знания

Коммуникативные:

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои  результаты.

9. Рефлексия

Цель: подведение итогов деятельности

- Давайте вспомним, над какой темой мы работали сегодня?

Что мы делали на сегодняшнем уроке?

Что нового узнали?

  • Выберите 1-2 высказывания и продолжите их.
  • Я выполнил поставленные задачи, потому что…
  • Я узнал, что…
  • Я понял, что…
  • Мне было трудно…

Мне было легко…

- Поднимите красный листочек  те, кому было что-то не понятно на уроке и настроение у вас плохое. Почему ты поднял красную карточку? Какие у тебя есть вопросы?

- «Что такое почва?»

Отвечают на вопросы

- Оценивают свою деятельность

Коммуникативные:

- задавать вопросы, формулировать собственное мнение.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, оценивать свои  результаты.

10. Домашнее задание

Цель

Итак, вашим домашним задание будет: прочитать параграф и сочинить небольшую сказку про почву и ее обитателей.

Записывают д/з в дневник

Подпись методиста ________________                                                     Подпись учителя_______________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" по теме "Почва"

Использую групповые формы обучения, проблемно - поисковые методы...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Почва. Состав почвы".

Класс: 3УМК: Развивающая система Л.В. Занкова.Тема: Почва. Состав почвы.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель: познакомить с почвой как верхним плодородным слоем земли; выяснить основной со...

Конспект урока по окружающему "Кто такие насекомые"

Урок разработан по предмету "Окружающий мир", А.А.Плешаков, 1 класс. Тема урока "Кто такие насекомые"...

Конспект урока по окружающему миру «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»

Предмет: Окружающий мирДата: 09.03Класс: 3-7Тема:  «Почва и ее состав. Зачем и как люди заботятся о почве»Цель:  сформировать представление об образовании почвыПланируемые результаты:предмет...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс на тему: "Что такое почва?" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: Что такое почва?Цели деятельности учителя: формирование представлений о том, что такое «почва»; выявление состава почвы.Планируемые результаты...

Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.Планируемые результаты:Предметные: Знать: о главных праздниках России, их истории и чем они отл...

Конспект урока по окружающему миру «Что такое почва» (УМК Школа России 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «Почва», «Перегной», главные свойства почвы, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений....