2. Подведение итогов наблюдений в природе Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно – следственных связей в окружающем мире
| -Скажите, а какой сейчас месяц? -Давайте посмотрим небольшое видео об октябре.
- А как в народе называли октябрь? - Ноябрь называли «листопадом» - Может кто-то догадался, почему его так называли? - Октябрь — середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому что в это время с деревьев все чаще падают увядшие, пожелтевшие листья. Если они, осыпаясь, лягут изнанкой на землю, это к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной вверх — к холодной зиме. -Давайте определим погоду вчерашнего дня. И расставим условные обозначения. Какая она была? Вопросы (на слайде). - Какое было небо?
- Погода была дождливая или солнечная?
- Выпадали ли осадки?
- Холодно было вчера или тепло?
- Сколько было градусов?
- Было ветрено?
- Давайте сделаем вывод. Как обозначим погоду? (Выходит ученик к доске и по порядку выставляет карточки)
| -Октябрь Смотрят видео - часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут Предположения детей
Определяют погоду вчерашнего дня, отвечая на вопросы.
Вчера была погода …
| Познавательные: - строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике и других источниках, обобщать и делать выводы. Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре).
|
3. Актуализация знаний Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий
| -Проверка домашнего задания (пересказ параграфа). - Ребята, отгадайте загадку: Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. - А, что вы представляете, когда говорите слово земля? - Сколько значений имеет слово земля? - Назовите эти значения. Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю. -Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока. Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. -О какой кладовой шла речь? |
-Земля
-Планета Земля, часть суши, страна, государство. У слова «земля» несколько значений.
Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения.
-О почве
| Познавательные: - строить сообщения в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации Коммуникативные: - задавать вопросы, формулировать собственное мнение |
6. Реализация плана Цель: построение нового знания
| -Откройте учебники на стр. 68, рассмотрите внимательно рисунок. Подумайте, обсуждая в парах, что же такое почва.
-Что увидели на рисунке в почве? - Какое значение почва имеет для животных? - Как вы думаете, почему растения растут в почве? - Действительно, тёмный рыхлый плодородный слой земли называется почвой. В нём находятся корни растений, живут черви, насекомые и их личинки. В почве непрерывно происходит гниение различных организмов. При гниении образуются вещества, от наличия которых зависит плодородие почвы, т.е. способность давать хороший урожай. Чем больше сгнивших остатков в почве, тем она плодороднее. Поэтому плодородие считается главным свойством почвы. Даже самому неприхотливому растению для развития нужен рыхлый слой, в котором есть всё необходимое для его жизни. Твёрдые горные породы бесплодны – в них никто не живёт. Что узнали?
-А какие свойства почвы вам известны? -Давайте побудем юными исследователями и попробуем с помощью опытов определить, какими же свойствами обладает почва. -По ходу опытов, мы будем подводить выводы, которые вам необходимо записывать в тетрадочки. Опыт №1 Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой вывод можем сделать? Вывод: в почве есть воздух –Для чего нужен воздух в почве?
Опыт №2 1.Возьмите салфетку, положим на нее немного почвы, прижмем плотно. Стряхнем почву в стакан с водой. Что увидели на бумаге? 2. Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой подержим холодное стекло. Над почвой появляется пар, а на стекле капли воды. Что доказывает этот опыт? Вывод: в почве есть вода Опыт №3 Будем продолжать нагревать почву. Что происходит с почвой при дальнейшем нагревании? Над почвой поднимается дым и идет запах. Что может гореть в почве? Вывод: горят остатки растений и животных, не успевших сгнить. В почве есть перегной. - А как изменился цвет почвы? Значит, перегной придает почве темный цвет Опыт №4 Прокаленную почву, в которой сгорел перегной, насыпаем в стакан с водой. Размешиваем. На дне осадок. Вывод: в почве есть песок, глина. Опыт №5 Профильтруем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве Какой вывод можно сделать? Вывод: в почве образуются минеральные соли Проведя ряд опытов, и записав результаты на доске и в тетрадях, какой вывод о составе почвы можно сделать?
- Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервётся. Исчезнут растения и животные. А, значит, не смогут жить на Земле и люди.
- Вот почему замечательный русский учёный В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет. -Как вы думаете, все ли почвы одинаковые по цвету и составу. Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили? -От чего зависит цвет почвы? - Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя. -Какая почва наиболее характерна для нашего края? Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами.
|
-Почва-это слой земли, который служит домом для животных -Растения и животных -Это дом для растений
-Чем темнее цвет почвы, тем она плодороднее. -Высказывают мнение
-Открывают тетрадочки
. 1.Из почвы выходят пузырьки воздуха Вывод: в почве есть воздух 2)Влажное пятно Вывод: В почве есть вода. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве.
3.Вывод: горят остатки растений и животных, не успевших сгнить. В почве есть перегной.
4.Вывод: в почве есть песок, глина.
5. Вывод: оставшийся белый налет на стекле-это минеральные соли, которые необходимы для роста и развития растений
В почве содержатся воздух, вода, останки мёртвых растений, соли, песок, глина, обитают живые существа
Почвы разного цвета От количества перегноя.
Чернозём.
| Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации (учебник и другие источники); строить сообщения в устной форме; -обобщать и делать выводы
Регулятивные: высказывать свои мысли
Коммуникативные: - задавать вопросы, формулировать собственное мнение, контролировать действия партнера (работая в паре)
|