Технологическая карта урока окружающего мира.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира.1  класс. Тема: «Где живут слоны». Программа "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_okruzhayushchego_mira_v_1.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в 1 «Д» классе

Учитель Кутьина Н.А.

Тема: «Где живут слоны».

Образовательная система

УМК « Школа России»

Цель

Формирование представлений о разнообразии природы Земли, жарких районах Земли – саванне и тропическом лесу,

животном мире этих районов.

Задачи урока

Предметные:

формирование представлений о понятиях: «экватор», «саванна», «тропический лес»;

формирование умений показывать на глобусе экватор и жаркие районы Земли – саванну и тропический лес;

формирование умения устанавливать связь между особенностями приспособления, образом жизни животных и

природными условиями.

Метапредметные:

Познавательные:

формирование умения выделять и формулировать познавательную цель всего урока;

развитие умения ориентироваться в информации, представленной в учебнике;

формирование умения осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

формирование умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных

признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

развитие целеполагания, умения принимать и сохранять учебные задачи;

развитие прогнозирования (выдвижение гипотез о месте жарких районов, местах обитания слонов);

развитие умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями

её реализации.

Коммуникативные:

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

формирование умения активного использования новых понятий – «южный полюс», «северный полюс», «глобус»,

«экватор», «саванна», «тропический лес»;

формирование умения работать в паре, вести учебный диалог;

формирование готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения, излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

развитие мотивов учебной деятельности.

Материалы и оборудование

УМК «Школа России», учебник А.А. Плешаков, 1 класс, часть 2, рабочая тетрадь А.А. Плешаков, 1 класс,

часть 2, презентация,  карточки с изображением животных, глобус.

Этапы урока

Содержание урока Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 .Организационный момент Мотивационный этап

Доброе утро, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

 желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

-Ребята, давайте проверим, что у вас должно лежать на партах, я говорю, а вы проверяете: учебник, рабочая тетрадь, пенал. Все это кладите на край стола.

Приветствовать учителя, друг друга; проверять готовность к уроку;

эмоционально настраиваться на урок.

Проверять готовность к уроку.

Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, в какие районы нашей планеты мы совершили путешествие на прошлом уроке.

Покажите на глобусе.

Ребята муравей вопросик приготовил для нас задание. Он просит помочь ему определить место проживания животных: морж, белый медведь, песец, пингвин, морской леопард, слон.

А к какой группе отнесем слона?

Арктика и Антарктида

Работа с глобусом.

Распределяют животных на две группы, животные Арктики и Антарктиды.

Коммуникативные: развитие

навыков сотрудничества со

взрослым и сверстникам и;

формирование умения активного

использования новых понятий –

«южный полюс», «северный полюс»;

формирование готовности слушать

собеседника;

Личностные: формирование

целостного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии

природы.

3. Постановка учебной задачи и её решение

На слайде появляется изображение

слона.

Посмотрите внимательно на этого слона.

Сегодня мы на уроке будем говорить об

очень удивительном животном, который

обитает на нашей планете – это слон.

Что сегодня на уроке вы хотели бы

узнать о слонах?

Ребята, вас интересует так много фактов,

это очень здорово! Но давайте подумаем,

какой вопрос будет для нас самым

главным?

А знаем ли мы, где можно встретить

слонов? Какой вопрос мы зададим себе?

(конечно, слоны живут в Африке, но не

только там! Сегодня на уроке вы узнаете

еще места, где их можно встретить)

Давайте откроем учебник на 14 странице

и прочитаем тему урока. Совпадает ли она с нашим главным вопросом? 

Давайте сейчас предположим, где могут

жить слоны? В каких районах Земли?  Сформулируйте учебную задачу сегодняшнего урока.

Где они живут, ч е м они питаются, как приспособились к жизни, почему слоны такие большие? Зачем ему большие уши? Зачем ему хобот?

- Где живут слоны?

В теплых районах.1. Узнаем, что на Земле есть очень жаркие районы.2. Научимся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов.

Регулятивные: развитие

целеполагания, умения принимать и

сохранять учебную задачу.

Познавательные: формирование

умения выделять и формулировать

познавательную цель всего урока;

развитие умения ориентироваться в

информации, представленной в

учебнике; формирование умения

осуществлять поиск и выделение

необходимой информации.

Личностные: развитие мотивов

учебной деятельности.

4.физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

Выполняют гимнастику, проговаривая слова

5. Работа по теме урока

Предлагаю снова обратиться к нашему

глобусу. Мы сказали, что холодные

районы Земли – Северный Ледовитый

океан находится сверху, а Антарктида

снизу, где же тогда теплые районы?

Вопрос был один, а мнения разделились.

Почему так получилось? Что мы не

знаем?

Итак, неужели во всей нашей большой

планете постоянно холодно?

А есть ли такие места, где всегда лето?

Знаете ли вы, как называется самое

жаркое место на Земле? Где на Земле

всегда очень жарко?

Правильно, вот здесь находится Африка.

На глобусе мы можем увидеть линию,

которая пересекает Африку. Она

пересекает и всю нашу планету, словно

обнимая ее.

Знаете ли вы, как называется эта линия?

Эта лини называется экватором.

Кто может показать на глобусе, где

находится экватор? (ученик показывает

или учитель)

Ребята, на самом деле, экватор – это

воображаемая линия и изображена она

лишь на глобусах и картах. Именно

экватор поможет нам найти жаркие

р а й оны Земли , потому ч т о он и

располагаются по обе стороны от экватора.

предположения?

- Посередине Земли…

- Мы не знаем, где теплые страны

- Нет

- Да

- Африка

- Экватор

Предметные: ф о р м и р о в а н и е

представлений о понятии «экватор»,

«саванна», «тропический лес»;

формирование умений показывать на

глобусе экватор и жаркие районы

Земли.

Познавательные: развитие умения

ориентироваться в информации,

п р е д с т а в л е н н о й в у ч е б н и к е ;

формирование умения осуществлять

поиск и выделение необходимой

информации; формирование умения

осуществлять логические действия:

анализ объектов с целью выделения

существенных признаков, синтез как

составление целого из частей, выбор

оснований для сравнения.

Р е г у л я т и в н ы е : развитие

прогнозирования (выдвижение

гипотез о месте жарких районов,

местах обитания слонов);

Ко м м у н и к а т и в н ы е : развитие

н а в ы ко в с о т р уд н и ч е с т в а с о

в з р о с лым и и с в е р с т н и к ам и ;

формирование умения активного использования новых понятий –

«южный полюс», «северный полюс»,

«экватор», «саванна», «тропический

лес»; формирование готовности

слушать собеседника, признавать

право каждого иметь свою точку

зрения, излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения.

Ребята, а что вы уже можете рассказать о

жарких районах Земли?

Давайте проверим себя, для этого

откройте учебник на 84 странице. Кто

прочитает нам информацию о жарких

районах Земли? Совпали наши Ребята, оказывается, есть два особо

жарких района Земли – это саванны и тропические леса. Давайте подробнее

узнаем об этих районах, посмотрев

презентацию

Итак, ребята, что мы можем сказать о

саванне? А о тропическом лесе?

Итак, как называются открытые места,

поросшие травой в жарких районах

Земли?

А как называются в жарких районах

густые влажные леса?

Ребята, предлагаю отправится в

экспедицию в саванны и тропический

лес.

Ребята, а что нам нужно взять с собой в

дорогу, если там очень-очень жарко?

Правильно. Давайте поскорее отправимся

в жаркие районы Земли! Откройте

учебник на 14 странице

Первый ряд и две первые парты на

втором ряду – отправляются в саванну. Две вторые перты на втором ряду и

третий ряд отправляются в тропический

лес. Работаем в парах! Внимательно

рассмотрите рисунки на 14 и 15 странице

(первая группа – на 14 стр., вторая – на 15

Там очень жарко, высокая

т е м п е р а т у р а , м а л о

растительности…

- Саванны

- Тропические леса

- Воду

в течение 5 минут и со своим

соседом по парте подготовьте отчет о

своей экспедиции по плану:

1. В каком районе вы побывали?

2. Какая была погода?

3. Какие растения были вокруг?

4. Каких животных вы встретили?

Р е б я т а , к т о п у т е ш е с т в о в а л  в

тропическом лесу? Поднимите руку. Вам

интересно узнать об экспедиции в саванне? Ребята, я буду задавать вопросы, а вы отвечайте по поднятой

руке.

Спасибо. Ребята, а теперь вам интересно

узнать об экспедиции в тропическом

лесу? Давайте внимательно послушаем.

Итак, ребята, чем же похожи саванна и

тропический лес?

А  чем они отличаются ? Ка к а я

растительность в саванне? Много ли тут

деревьев? А в тропическом лесу?

Одних и тех же животных можно

встретить в этих районах? Почему?

Почему, например, крокодил или

черепаха не могут жить в саванне?

Почему павлин не живет в саванне?

Какие животные обитают и в саванне и в

тропическом лесу?

– З д е с ь ж а р к о , е с т ь

растительность, обитает много

животных.

- В саванне низкая трава, мало

деревьев, в тропическом лесу

много растений, высоких деревьев

– Нет, могут встречаться как

одинаковые , так и разные

животные.

- Потому что в саванне нет воды

для их обитания.

- Потому что в саванне нет

деревьев, на которых он обитает.

- Слоны

6.Физкультминутка

Учитель называет животных, если они живут в саванне ребята хлопают, если в тропических лесах-приседают.

(лев, черепаха, страус ,павлин, крокодил, зебра, питон, носорог, слон.)

Выполняют действия

Познавательные действия

Анализ объектов

Работа по теме урока

Ребята, какая погода в жарких районах

бывает чаще?

Как вы думаете, тяжело ли слону жить в

ж а р е ? А как же слоны приспосабливаются к таким условиям?

Посмотрите, слон – это огромное животное, думаете, чем он питается?

Правильно, слоны – травоядные животные, это помогает им выжить в жарких районах.

Ребята, есть ли у слона шерсть?

Правильно, у слона нет шерсти, а клетки

кожи, которой покрыто всё его огромное

тело постоянно выделяет капельки воды,

этим он и спасается от жары.

А посмотрите на слона. Что в нем еще

примечательного?

Посмотрите, какие большие у слона ноги

уши, интересно узнать, почему? Какой у

него длинный нос и как он называется

Тогда давайте посмотрим презентацию где слон

ответит на наши вопросы, и подумаем, а

что еще помогает ему приспособиться к

жизни в жарких районах?

Итак, ребята, почему же у слона такие

большие ноги? Зачем слону огромные уши?

Как называется нос у слона?

Зачем ему хобот?

А зачем ему бивни?

Ребята, а как же все-таки еще слоны

приспособились к жаре?

Если слоны живут в Африке и Индии,

одинаковы ли они? Различают 2 вида

В жарких районах Земли очень

тепло, жарко.

- Травой

- Нет.

- Почему у него такие большие

уши?

- Почему у слона такой длинный

нос? Зачем ему хобот, бивни?

- Чтобы удобно было ходить и

б е г а т ь п о с а в а н н е , ч т о бы

удерживать большое тело.

- Чтобы не перегреваться на

солнышке, обмахиваться ими.

- Хобот

- Пить воду, обливаться водой.

- Чтобы защищаться

- Обмахиваются большими ушами

в жару, поливают себя из хобота.

У африканского слона уши

большие и более округлые, у

индийского – меньше и заострены

внизу. Спина у африканского

слона прямая, слегка вогнутая, у

индийского – выпуклая. Бивни у

африканского слона длиннее.

– В жарких районах – саванне и

тропическом лесу

Предметные: ф о р м и р о в а н и е

представлений о понятии «экватор»,

«саванна», «тропический лес»;

формирование умений показывать на

глобусе экватор и жаркие районы

Земли; формирование умения

у с т а н а в л и в а т ь с в я з ь между

особенностями приспособления,

образом жизни животных и

природными условиями.

Познавательные: формирование

умения осуществлять поиск и

в ы д е л е н и е н е о б х о д и м о й

информации;

формирование умения осуществлять

логические действия : анализ

объектов с целью выделения

существенных признаков, синтез как

составление целого из частей, выбор

оснований для сравнения.

Регулятивные: развитие умения

контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями её

реализации.

слонов – индийский и африканский. Чем

ж е они отличаются ? Давайте

предположим.

Молодцы!

Кто теперь сможет ответить на главный

вопрос урока: где же живут слоны?

Первичное закрепление изученного

Давайте откроем рабочую тетрадь на 12

странице. Прочитайте первое задание.

Мы с вами только что обнаружили, чем

о т л и ч а е т с я и н д и й с к и й с л о н о т

африканского, а теперь выполните это

задание самостоятельно.

Итак, первый слон – индийский или

африканский? А второй? Правильно.

Прочитайте второе задание. Что нужно

выполнить? Выполните это задание в

парах. На работу 2 минуты.

Время вышло. Поднимите руку, кто не

успел сделать задание. Давайте начнем

проверять.

Называйте по цепочке животное и где, по

вашему мнению, оно живет.

Молодцы!

Обратите внимание на третье задание.

Рассмотрите изображение. Художник

решил поиграть с нами в прятки. На

своем рисунке он спрятал несколько

животных. Постарайтесь отыскать их в

парах. Время на работу – 2 минуты.

Время вышло. Ребята, каких животных

вам удалось отыскать? Называйте

животных по цепочке.

У африканского слона уши

большие и более округлые, у

индийского – меньше и заострены

внизу. Спина у африканского слона

прямая, сл егка вогнутая, у

индийского – выпуклая. Бивни у

африканского слова длиннее.

- Первый слон – африканский,

второй слон – индийский.

Носорог живет в саванне, лев

живет в саванне, зебра живет в

саванне, птица-секретарь живет в с а в а н н е , п и т о н ж и в е т в

тропическом лесу, павлин живет в

тропическом лесу.

- Павлина, змею, крокодила, слона,

обезьяну.

Рефлексия

Ребята , на красном слоне прокатятся ребята у которых все получилось. На зеленом - у кого были ошибки. На синем -у кого ничего не получилось на уроке. Поднимите руку, кто поедет на красном слоне, на зеленом, на синем.

Выполняют действия учителя.

Регулятивные: развитие умения

контролировать и оценивать учебные

д е й с т в и я в с о о т в е т с т в и и с

поставленной задачей и условиями её

реализации

8.  Итог урока.

Наш урок подходит к концу,

Итак, о каких же жарких районах мы

сегодня узнали?

Как найти эти районы на глобусе?

Приведите примеры животных жарких

районов. По цепочке.

-

Саванна и тропический лес.

- Они находятся по обе стороны от

экватора – сверху и снизу.

Жираф, носорог, птица-секретарь,

африканский слон, павиан,

мартышки, страус, зебры, львы

(саванна).

Обезьяны-лангуры, черепахи,

индийский слон, павлин, питон,

крокодил.

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: умение преодолевать трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...