Внеурочной деятельности «Разведчики природы»
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа «Разведчики природы»составлена для обучающихся младшего школьного возраста (2-3 классы) для того чтобы
ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней , решить эти важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеурочной деятельности «Разведчики природы» | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Разведчики природы»
для обучающихся 3 класса
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа «Разведчики природы»составлена для обучающихся младшего школьного возраста (2-3 классы) для того чтобы
ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней , решить эти важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
задачи:
1.формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании обучающихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений. Для обучающихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности признаются игровая и учебная, причем в младшем школьном возрасте происходит переход от игровой к учебной деятельности и целостное формирование последней.
Однако далеко не всё может быть правильно понято ребенком при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к окружающему миру. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, бережное и заботливое отношение к ней – важные задачи экологического образования и воспитания детей младшего школьного возраста.
Этому способствуют занятия по программе «Разведчики природы».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что последние годы характеризуются интенсивной работой по перестройке содержания образования в школьных учреждениях.
Программа «Разведчики природы» имеет ступени, соответствующие психо-возрастным особенностям детей. Деятельность младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме занятий, игр-экспедиций, практических работ, экскурсий, конкурсов.
«Разведчики природы» знакомятся со своим ближайшим окружением: школой, пришкольным участком, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Основная задача обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил поведения во время экскурсий в природу.
На третьем году обучения образовательное пространство еще более расширяется. Это позволяет младшим школьникам развивать свои представления о природных сообществах как совокупности совместно обитающих и находящихся в тесной взаимосвязи организмов. Знакомство с экологическими законами является основой представления о природном равновесии и роли человека в его сохранении. Задача третьего года обучения заключается в том, чтобы помочь детям на основе расширяющихся и углубляющихся знаний формировать восприятие мира как единого целого, как системы, в которой взаимодействуют все объекты, осознать роль человека как сына природы и ее главной преобразующей силы, способствовать формированию понимания того, что усилия каждого человека значимы для микро- и макросоциальных процессов, научить выражать свое отношение к изучаемой природной системе через изобразительную и практическую деятельность.
Отличительной особенностью программы «Разведчики природы» является то, что в содержание программы включены эколого-биологические знания не только о видовом составе флоры и фауны, их отдельных представителях, но и понятия и определения, законы и закономерности. Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами, опыты и эксперименты, экскурсии в природу.
Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.
В основе построения программы лежит принцип единства познания, переживания, действия, который отражает взаимосвязь интеллекта, чувств, деятельности в процессе становления и развития ответственного отношения личности к окружающей среде.
Принцип прогностичности ориентирует младших школьников на ознакомление с вариантами перспективного состояния окружающей среды, в которой им предстоит жить. Чтобы усилить доказательность реальности прогноза тех или иных изменений в окружающей природной среде необходимо вовлекать детей в доступные способы исследования.
Взаимосвязь глобального и регионального, реализация этого принципа усиливает связь с жизнью, способствует развитию у детей младшего школьного возраста комплексного взгляда на проблемы взаимодействия человека со средой обитания и трудовой деятельностью, содействует экологически грамотному поведению в повседневной жизни.
Данные принципы взаимосвязаны и позволяют использовать в программе идеи развивающего обучения.
Каждый раздел данной программы начинается вводным занятием, где детьми создается обобщенная абстрактная модель научной картины живой природы с учетом возраста детей, которая затем конкретизируется и в конце каждого раздела эта модель просматривается на новом – обобщенно-конкретном уровне.
Благодаря данному подходу оказывается возможным решение следующих задач:
1.формировать представления о самоценности и необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных, независимо от того, нравятся они ребёнку, взрослому или нет, о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере леса, луга, озера) и некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей (в грязной реке погибают рыбы, раки, водные растения; в тех местах, где ходит много людей, не растёт трава);
2. способствовать усвоению норм и правил экологической этики, выработать ценностное отношение к живой природе;
3. показать познаваемость явлений живой природы, осуществлять наблюдение;
4. дифференцировать знания детей о природе и социальном мире: дикая природа, окультуренная природа, деятельность человека и её результаты;
5. воспитывать уважительное отношение к природе, трудовой деятельности человека.
Педагогическая целесообразность программы:
определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.
Условия реализации образовательной программы.
Программа «Разведчики природы» предназначена для детей 8-9 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на1 год обучения по 1 часу в неделю.
Форма обучения – групповая.
В течение четырех лет обучения дети проходят весь курс обучения по программе «Разведчики природы».
При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.
Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Результатом на каждом этапе обучения являются контрольные задания.
Каждый продукт деятельности наглядно показывает возможности, усвоенные знания и умения каждого ребёнка.
Способы отслеживания и контроля результатов
В результате обучения по программе у детей формируется определённый набор знаний, умений и навыков, которые отслеживаются на занятиях с помощью контрольных заданий.
Уровень сформированности умений и навыков отслеживается при выполнении детьми практических действий по уходу за растениями и животными, а также в процессе поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности.
Кроме того, для проверки знаний в конце учебного года используются творческие игры, конкурсы и викторины.
Методическое обеспечение программы
Методы обучения
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Методы получения знаний:
1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);
2) наглядные (демонстрация фильмов, показ таблиц, использование доски);
3) практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа)
4) метод дидактической игры
Методы усвоения учебного материала:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемный;
4) частично-поисковый или эвристический;
5) исследовательский
Методы, стимулирующие интеллектуальную, познавательную и творческую активность детей: методы эколого-психологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций.
Содержание
- Знакомство с нравственным кодексом юного эколога
Составление нравственного кодекса юного эколога
- Лес – природное сообщество
Наблюдение: за лесом, как природным сообществом; знакомство с экологическим законом «Все со всем взаимосвязано»
Практическая работа: сформулировать первый экологический закон: «Все со всем взаимосвязано»
3. Кто чем питается
Наблюдение: за питанием разных групп животных
Практическая работа: изготовить набор карточек с изображением кормов различных животных
4. К древнему морю
Познакомить детей с понятиями «ориентирование», «план», «масштаб», «рельеф», «карта»
Практическая работа: учиться исследовать рельеф местности, тренироваться в ориентировании с помощью компаса и местных признаков
5. Знакомый незнакомец
Познакомить детей с понятиями «облако», «гроза», «радуга». «атмосфера» и некоторыми свойствами воздуха
Практическая работа: изготовить коллаж «Радуга»
6. Дает корова молоко
Наблюдение: за дикими и домашними млекопитающими, их строением, размножением, различными условиями существования и ролью в природе
Практическая работа: самостоятельно узнать о жизни домашних животных
7. Откуда берутся дождь и снег
Наблюдение: за круговоротом воды и ролью растений в круговороте воды.
Практическая работа: проведение несложных опытов
Дидактическая игра: «Дерево»
8. «Все куда-нибудь девается»
Наблюдение: за зависимостью состояния здоровья человека от состояния факторов неживой природы
Практическая работа: скрининг воды в своей квартире
9. Идем по следу
Наблюдение: за жизнью зимнего леса и взаимосвязями в лесном сообществе.
Практическая работа: рассмотреть иллюстрации следов зверей, птиц, зимующих в своем крае
10. Сокращение места обитания
Наблюдение: за последствиями сокращения мест обитания
11. Жизненное пространство
Наблюдение: за представлением о жизненном пространстве, как о важном факторе среды
Практическая работа: посадка гороха и составление графика процесса роста растения
12. Энергия
Наблюдение: за распределением солнечной энергии по звеньям цепи питания
Практическая работа: нарисовать круговорот энергии
13. Солнечная система
Наблюдение: за планетами солнечной системы и явлениями в природе, которые происходят независимо от воли человека
Практическая работа: наблюдение по вечерам за Луной в различных фазах
14. Все животные важны, все животные нужны
Наблюдение: за пресмыкающимися, их строением и ролью в природе
Практическая работа: определить к какой группе относятся животные
15. Поход «По экологической тропе»
Обобщение полученных знаний
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании программы третьего класса у детей младшего школьного возраста формируются:
Представления:
- о жизненном пространстве, как о важном факторе среды;
- о пресмыкающихся, их строении и роли в природе;
- о распределении солнечной энергии по звеньям цепи питания;
- о круговороте воды
Знания:
- главного экологического закона;
- природных сообществ;
- планет солнечной системы;
- роли растений в круговороте воды
Умения:
- исследовать рельеф местности;
- ориентироваться с помощью компаса и местных признаков;
- определять к какой группе относятся животные;
- составлять график процесса роста растения.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Перечень универсальных действий |
1 | Знакомство с нравственным кодексом юного эколога | 2 | Формулировать различные положения поведения в природе |
2 | Лес – природное сообщество | 2 | Находить типы взаимодействия в живой природе |
3 | Кто чем питается | 2 | Выбирать животных и виды их корма. |
4 | К древнему морю | 2 | Овладевать умением ориентирования на местности . |
5 | Знакомый незнакомец | 2 | формулировать понятия «Атмосфера» , облако, гроза. |
6 | Даёт корова молоко | 2 | Уметь наблюдать за животными. |
7 | Откуда берётся снег и дождь | 2 | Наблюдение за круговоротом воды в природе. |
8 | «Всё куда-нибудь девается » | 2 | Находить связь между здоровьем человека и факторами неживой природы. |
9 | Идем по следу | 2 | Сравнивать следы зверей и птиц, обитающих в своей местности. |
10 | Сокращение места обитания | 2 | Систематизировать результаты наблюдений и делать выводы. |
11 | Жизненное пространство | 2 | Систематизировать результаты наблюдений и делать выводы. |
12 | Энергия | 2 | Овладевать умением составлять цепи питания. |
13 | Солнечная система | 3 | Находить и сравнивать изменения в природе. |
14 | Все животные важны, все животные нужны | 4 | Систематизировать знания о строении и значении животных . |
15 16 | Поход «По экологической тропе» Обобщение знаний | 2 1 | Уметь применять полученные знания в повседневной жизни. |
| Итого | 34 |
|
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Всего часов | Содержание деятельности | Воспитатель-ная работа | Дата проведения | ||||
Теоретичес-кая часть занятия (форма организации деятельности) | Практичес-кая часть занятия (форма организации деятельнос-ти) |
| |||||||
план | факт |
| |||||||
1 2
| Знакомство с нравственным кодексом юного эколога Составление нравственного кодекса юного эколога. | 1 1 | Рассказ, беседа | групповая | Экологичес-кое воспитание |
|
|
| |
3 4 | Лес – природное сообщество Формулировка 1-го экологического закона: «Всё со всем взаимосвязано» | 1 1 | Рассказ, Практическаяработа. | групповая | Экологичес-кое воспитание |
|
|
| |
5 6 | Кто чем питается . Растительноядные, насекомоядные, хищные. | 1 1 | Практическая работа. | Работа в группах | Научить практическим навыкам ухода за животными |
|
|
| |
7 8 | К древнему морю. Рельеф. Карта . Ориентирование, маштаб. | 1 1 | Рассказ Беседа. Практическая работа. | Работа парами | Привитие практических навыков ориентирова-ния на местности |
|
|
| |
9 10 | Знакомый незнакомец. Облако. Гроза. Оболочки Земли. | 1 1 | Рассказ. | групповая | Привитие бережного отношения к окружающей среде |
|
|
| |
11 12 | Дает корова молоко. Дикие животные. Домашние животные, их строение, значение в природе. | 1 1 | Рассказ Беседа. Практическая работа. | Индиви-дуальная | Познаватель-но- эстетическое |
|
|
| |
13 14 | Откуда берутся дождь и снег. Круговорот воды, роль растений в круговороте воды | 1 1 | Рассказ Беседа. Практическая работа. | групповая | экологическое |
|
|
| |
15 16 | «Все куда-нибудь девается» .Факторы природы. Факторы неживой природы и состояние здоровья человека. | 1 | Рассказ. | Индиви-дуальная | Здоровье- сберегающее |
|
|
| |
17 18 | Идем по следу . Лес - природное сообщество. Взаимосвязи в лесном сообществе | 1 1 | Объяснение нового материала. Практическая работа. | Индиви-дуальная | экологическое |
|
|
| |
19 20 | Причины сокращение места обитания растений. Сокращение места обитания животных. | 1 1 | лекция | Индиви-дуально - групповая | экологическое |
|
|
| |
21 22 | Жизненное пространство - важный фактор среды. Посадка гороха. Правила посадки семян. | 1 1 | Рассказ. Практическая работа | Групповая | обучающая |
|
|
| |
23 24 | Распределение солнечной энергии по цепям питания. Составление цепей питания | 1 1 | Рассказ. Практическая работа. | индивидуальная | Познава-тельно- обучающая. |
|
|
| |
25 26 27 | Солнечная система. Планеты солнечной системы. Природные явления. | 1 1 1 | Лекция, беседа, практическая работа. | Групповая, Работа в парах. | Развитие наблюдатель-ности. |
|
|
| |
28 29 30 31 | Все животные важны, все животные нужны. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие. | 1 1 1 1
| Рассказ. | Индиви-дуально - групповая | Определить к какой группе относится животное |
|
|
| |
32-33 | Поход «По экологической тропе» | 2 | Рассказ. Экскурсия. | Работа в малых группах | Определение степени применения полученных знаний на практике. |
|
|
| |
34 | Обобщение знаний | 1 |
|
| Обобщение знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Краеведение. Природа родного края".
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу "Краеведение. Природа родного края"....
Игра для учащихся 1-го класса (внеурочная деятельность). «Сохраним природу России».
Игра для учащихся 1-го класса (внеурочная деятельность).«Сохраним природу России». Цели: расширять кругозор, развивать познавательную активность, речь, умение сравнивать, делать выводы, лог...
тематическое планирование по внеурочной деятельности "Календарь природы"
Материал составлен с требованиям ФГОС. Направлен на воспитание любви и бережного отношения к природе, традициям родного народа....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Изучение природы родного края"
Программа разработана на основе программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» под редакцией Р.Г. Чураковой, сборник программ по учебным предметам, план и программы внеуро...
программа внеурочной деятельности "Секреты природы"
Программа внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность "Разведчики природы"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины м...
Программа внеурочной деятельности "Разведчики природы" 4 класс
Программа по внеурочной деятельности "Разведчики природы" для 4 класса, 2 часа в неделю....