Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие растений" Батищева Н.А
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Батищева Нина Александровна

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Разнообразие растений" Батищева Н.С

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батищева Нина Александровна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ №17 им. Эдуарда Есаяна

Класс 2 «В»

Технологическая  карта  урока.

Предмет: окружающий мир.

Тема:  «Разнообразие растений». 

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока: создание благоприятных условий для здоровья, обучения и развития обучающегося,  обобщить знания детей о живой природе, о ее разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, т.е. от условий окружающей среды.

Задачи урока:

обобщить знания учащихся о живой природе, о её разнообразии и изменчивости; уточнить зависимость живой природы от условий окружающей среды;  способствовать расширению кругозора детей; дифференцировать понятие  «живая природа» от понятия  «растения» и «животные»;  способствовать развитию наблюдательности, умению делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающийся научится: называть объекты живой природы; приводить примеры представителей животного и растительного мира;  

Получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде; описывать наблюдаемые объекты природы,

выделять их существенные признаки; различать группы животных и растений.

 Метапредметные:

 1.Регулятивные:  научиться принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и

одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться:

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

 2.Коммуникативные: научиться  договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию,

строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

 3.Познавательные: 

  научиться осуществлять поиск нужной информации в учебнике и в учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез в форме составления целого рисунка из его частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 Личностные:

сформировать положительное отношение к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; постараться получит возможность для формирования: представление о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.  

Воспитательные:

  1. Воспитание  познавательного интереса.
  2. Воспитание умения общаться:
  • учитель – ученик
  • ученик - ученик        

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины:

Живая природа. Разнообразие и изменчивость живой природы. Классификация животных. Классификация растений.

Оборудование: компьютерная презентация, проектор, экран, карточки, учебник Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», часть1,стр.28-29,издательский дом «Федоров»,2011.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

У: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок  Начинаем мы опять

Думать, рассуждать, смекать!

- Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?

Подготовка класса к работе.

Д: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Сегодня мы продолжаем путешествие по стране знаний.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.   

- Давайте не терять время. Сегодня нас ждёт много загадок и сюрпризов.

- Отгадайте загадки и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Как одним словом назвать отгадки?

- По каким признакам вы определили живую природу?

- А какие условия необходимы на Земле для жизни?

- Вы совершенно правы, от этого ещё зависит и многообразие растений и животных, населяющих нашу планету. С самого детства мы умеем отличать растения от животных. А чем же они отличаются?

- На какие царства делится живая природа?

Работа в группах.

Распределите карточки на группы.

В каких группах карточек оказалось больше?

- Кто может сказать, о каких царствах мы сегодня поговорим?

Дети читают загадки, которые написаны на карточках разного цвета, отгадывают и занимают места в группе соответствующего цвету карточки с загадкой.

-  ЖИВАЯ ПРИРОДА

(на доске)

- Это всё дышит, питается, размножается, растёт.

- Воздух, свет, солнечное тепло и вода.

- Они разные. У них разный внешний вид. Растения не двигаются, только раскачиваются, а животные ходят.

-Животные, растения, грибы, бактерии  (на доске )

- Животные и растения

- Животные и растения

Коммуникативные:

способность к связной  логически целесообразной форме речи, умение рассуждать.

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками.

Личностные УУД

-проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу.  

Регулятивные УУД

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные УУД

Общеучебные - понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа;

Логические- осуществление классификации объектов живой природы.

Коммуникативные УУД

-учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в

сотрудничестве;

-формирование собственного мнения.

4.Усвоение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка 1

5. Первичное закрепление

Физминутка 2

(музыкальная)

6. Самостоятельная работа с проверкой.

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Рефлексия  деятельности (итог урока).

- Где обитают животные?

- Какие животные там обитают?

- Вспомните, на какие группы мы с вами разделили животных?

Приведите примеры к каждой группе

Скачет шустрая синица,                              (Прыжки на двух ногах.)

Ей на месте не сидится,                              (Прыжки на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок,                               (На правой ноге.)

Завертелась, как волчок.                            (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку,                            (Присели.)

Почесала клювом грудку                           (Встали, наклоны головы.)

И с дорожки – на плетень:                         (Прыжки.)

Тири – тири,

Тень – тень – тень!                                     (Прыжки на двух ногах.)

А. Барто                                                                            

  Работа в группах.

- Сейчас мы узнаем с вами еще о некоторых видах животных. Вы будете работать в группах.

Задача - прочитать, подумать к какой группе вы бы отнесли это животное и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания. Затем представитель от группы выскажет мнение группы всему классу. Время выполнение работы: 5 минут.

(Учащимся раздаются иллюстрация и характеристика о животном: о страусе-эму, колибри, удаве, скате, синим  ките, верблюде.

- Ребята, закончили работу. Посмотрите на меня. На какие вопросы вы искали ответы?

- К какой группе мы бы отнесли наше животное, и зависит ли его внешний вид от условий среды обитания.

-  Пожалуйста, представитель первой группы выходи к доске. А остальные слушают внимательно, после сообщения я задам вам вопросы.

(Выступление представителя группы)

- О каком животном нам рассказала первая группа?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

- Почему?

- Зависит ли внешний вид колибри от условий обитания?

- О каком животном нам рассказала вторая группа?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

- Почему?

- Зависит ли внешний вид страуса-эму от условий обитания?

- О каком животном нам рассказала третья группа?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

- Почему?

- Зависит ли внешний вид удава от условий обитания?

- О каком животном нам рассказала четвертая группа?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

- Почему?

- Зависит ли внешний вид ската от условий обитания?

- О каком животном нам рассказала пятая группа?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

- Почему?

- Зависит ли внешний вид верблюда от условий обитания?

- О каком животном нам рассказала шестая группа?

- Итак, к какой группе мы отнесем это животное?

.

- Почему?

- Зависит ли внешний вид синего китаот условий обитания?

- Вывод: Ребята, мы с вами познакомились лишь с некоторыми видами животных, на самом деле мир животных очень разнообразен, каждое животное по-своему интересно. Узнали, что внешний вид животных, так же как и растений, зависит от условий обитания.

На какие три группы можно разделить растения?

Д:   карликовая береза, бамбук, секвойя, можжевельник, клен, шиповник, одуванчик.  (на доске)

Идет классификация растений:

Деревья, кустарник, травянистые растения.

- Соотнесите эти иллюстрации и группами растений, которые мы выделили.

- К какой группе относится бамбук?

- К деревьям, к травянистым растениям.

- Почему вы так решили? Докажите?

- Так. У нас возникли разногласия по поводу отнесения бамбука к той или иной группе. Может быть мы только это растение  не знаем куда отнести. Давайте посмотрим дальше. (карликовая береза)

- Мы опять не знаем к какой группе отнести карликовую березу. Ведь мы выделили с вами признаки, по которым то или иное растение относится к определенной группе. Может быть мы забыли про какие-то признаки? Может мы не знаем признаков  именно этих растений?

- Давайте в этом разберемся.

Идет работа такая же, как с животными.

- Ребята на нашей планете очень много растений различных видов, о которых мы еще не знаем.

Но об этом вы будете узнавать на других уроках.

Ребята, вы видите, как разнообразен и удивителен животный и растительный мир?

Работа с учебником. (с.28-29)

- Откройте учебник на с.28-29. Рассмотрите картинку в учебнике, каких животных вы видите?

- А какое разнообразие  растений можно  увидеть?

- Рассмотрите растения. Сравните, обсудите различия.

Практическая работа (Работа в парах)

- Отметьте животных на с.28-29.

- Сколько их?

- Какие животные вас удивили?

Беседа об охране растительного и животного мира.

- Скажите, пожалуйста, всегда ли растениям и животным комфортно?

- Какое участие мы можем принять по защите животных и растений?

- Когда вы удивились больше всего?

- Что для вас показалось самым интересным?

Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять.

- Спасибо за урок!

-  В воде, на земле, в земле, в воздухе  

- О колибри.

- К группе птицы.

- О страусе- эму.

- К группе птицы.

- Об удаве.

- К группе пресмыкающиеся

- О скате.

- К группе рыбы.

- О верблюде.

- К группе млекопитающие.

- О синем ките.

- К группе млекопитающие

(Ученик читает стихотворение)

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените, 
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба, парящего над полем.
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные:  умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные  общеучебные:  умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; формировать интерес  к предмету

 Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе.

Регулятивные: 

-учить понимать и сохранять учебную задачу

-воспринимать выделенные учителем ориентиры действия  

-оценивать совместно с учителем результат своих действий и действия своиходноклассников, вносить соответствующие коррективы

Познавательные:

-осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

-учить использовать знаково-символические средства

 Коммуникативные:

-учить воспринимать и осмысливать звучащую роль

-строить понятные высказывания

Регулятивные:  развивать умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, сохранять заданную цель,  способность к организации, планированию творческой  деятельности.

Предметные:

 осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в природе;  умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширение кругозора и культурного опыта школьника; умение воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Регулятивные:   умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля.

Коммуникативные:  формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

  Личностные:

  Формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке.

Личностные:

-наличие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные :

- принятие и сохранение учебной задачи, соответствующему этапу обучения.

Познавательные:

Общеучебные – осуществление поиска необходимой информации для

выполнения учебной задачи  в разных источниках;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Логические – установление причинно-следственных связей;

- анализ изучаемых объектов окружающего мира.

Коммуникативные:

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнера.

Личностные:

Имеют представление о границах собственного знания и «незнания».

Регулятивные:

Оценивание совместно с учителем или одноклассниками результата своих действий, внесение соответствующих корректив; осуществление контроля по результату.

Познавательные:

Общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого

высказывания в устной форме; логические – установление причинно – следственных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "карта нашего края" 4 класс ПНШ

Третий урок изучение и работы по карте нашего края. Работа по контурной карте....

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...