Технологическая карта урока по окружающему миру "Осторожно-животные!"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Солдаткина Анна Николаевна

Материалы данного занятия рассматривают следующие вопросы: помочь детям составить и запомнить правила осторожного обращения с дикими и домашними животными, обобщить знания учащихся по правилам поведения в природе, приобщать  детей к бережному отношению к животным,содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_ostorozhno_-zhivotnye.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №29»

         

Конспект урока по окружающему миру по теме:

«Осторожно-животные!».

Подготовила Солдаткина А.Н.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия№29»

г.о. Саранск

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  окружающий мир

Класс:  3

Школа: МОУ «Гимназия №29» , г.о.Саранск

Учитель: Солдаткина Анна Николаевна

УМК: «Школа 2100»

Тема урока

             «Осторожно- животные!»

Цель урока

    Воспитательные цели:

  • Приобщать  детей к бережному отношению к животным.
  • Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
  • Воспитание умения работать в коллективе.

Развивающие цели:

  • Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
  • Развитие навыков личной гигиены.
  • Развивать умение наблюдать, выделять главное.

Образовательные цели:

  • Помочь детям составить и запомнить правила осторожного обращения с дикими и домашними животными.
  • Обобщить знания учащихся по правилам поведения в природе.
  • Повторить знания  учащихся в классификации животных.
  • Обучение способам самостоятельного приобретения и применения полученных знаний.
  • Способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания.
 

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы обучающиеся должны

знать: 

  • Знать название не менее 10 домашних и диких животных, которых следует опасаться.
  • Знать правила безопасного поведения с дикими и домашними животными  и уметь ими пользоваться.
  • Знать правила оказания первой помощи при  укусах.

Межпредметные связи

Музыка, литературное чтение.

Ресурсы

  1. Учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь.
  2. Презентация к уроку «Осторожно –животные!».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Правила поведения при укусах.
  5.  Музыка, шум леса, песня «Не дразните собак».
  6. Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи при укусах: йод, раствор марганцовки, перекись водорода, пинцет и т.д.

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент и сообщение темы урока.

Регулятивные: саморегуляция.

Ребята, готовы  к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

Сегодня у нас необычный урок окружающего мира:  к нам пришли гости. Я желаю всем интересной, плодотворной работы и чтобы каждый узнал что новое и полезное для себя. Садитесь.

Сегодня  мы продолжим работу над разделом «Живые участники круговорота веществ». Наш урок будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся,

Изучай и береги!»

Дети настраиваются на урок.

2.Проверка домашнего задания

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Регулятивные: планирование.

Наш урок мы начнем с проверки домашнего задания в группах.

а). Работа в рабочих листах. Задание №1

- Запишите название группы животных по набору соответствующих ей признаков

- Какие группы животных вы еще знаете? Назовите.

б). Задание №2.

- Найдите и подпишите изображения водных, наземных, древесных и хищных зверей и птиц.

в). Работа со слайдом.

- В какую группу можно объединить всех этих животных?

Ребята вспоминают правила работы в группах и выполняют задание №1.

Называют группы животных.

В группах выполняют задание № 2.

Это дикие животные.

3. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации. Сообщение темы урока.

Регулятивные:

целеполагание;

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные:

установление причинно- следственных связей.

- А с какими представителями этой группы животных мы можем встретиться в нашей местности?

- И многие, увидев их, хотят подойти к ним поближе, погладить, взять на руки. Всегда ли это правильно?  

- Лена отправляется на экскурсию в лес. Давайте послушаем, что Миша посоветовал  Лене. (сценка – диалог Миши и Лены)

- Как вы думаете, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

- Сегодня на уроке мы поговорим о животных и об опасности при встрече с ними.

Называют представителей местной фауны.

Высказывают свое мнение.

О животных и о том как себя вести при встрече с ними.

4. Совместное открытие знаний.

5. Физкультминутка.

Регулятивные:

совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

Коммуникативные:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

        Вместе с Леной  мы и отправимся в лес. (на фоне музыки)

Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие страны. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдешь в прохладную зеленую чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья шелестят, птицы поют, кто-то в траве шуршит.

И вот мы с вами входим в лес, полный сказок и чудес.

- Давайте вспомним правила поведения в лесу.

- Теперь не страшно путешествовать по лесу.

 В путь!

б). Опасные дикие животные.  (слайды)

- Кого же мы здесь встретим?

       1. Пауки. Клещ.

- Каких вы знаете пауков, опасных для человека.

Клещ – одно из опасных животных. Это не насекомое, как думают многие, а паукообразное. Клещ впивается в кожу человека и сосет кровь. При этом он может оказаться переносчиком опасных заболеваний, например таких как энцефалит.

    Что же делать, чтобы избежать встречи с клещом?

А что делать, если клещ прикрепился к коже?

Удобнее всего удалять изогнутым пинцетом или хирургическим зажимом. Клеща захватывают как можно ближе к хоботку. 
правильный захват клеща            Неправильный захват клеща
Затем его аккуратно потягивают и при этом вращают вокруг своей оси в удобную сторону. Через 1-3 оборота клещ извлекается целиком вместе с хоботком. Если же клеща пытаться выдернуть, то велика вероятность разрыва.

После удаления клеща ранку обработать йодом.

Удаленного клеща можно уничтожить или оставить для анализа, поместив в банку.

Если все нормально, то ранка заживает за неделю.

2. Насекомые – пчела, оса, шмель, шершень.

- Какие  насекомые представляют для нас опасность?

Особенно опасны укусы в область лица и шеи.

Что   Что нужно делать при укусе насекомого?

 На

 -    Можно положить холод на место укуса, вып Можно принять глюконат кальция, димедрол.

3. Еж.

- Какую опасность таит встреча с этими животными ?

Чем  Чем ещё опасны дикие животные, такие как грызуны, лисы, ежи и др.

 - К  Как проявляется это заболевание у людей

 ей?

- Ч Что нужно делать человеку, когда его укусукусило дикое животное?

    4. Гнездо с птенцами на дереве.

    - Что за опасность нам может грозить от этих птенцов?

В прошлом, когда человек был ближе к дикой природе, он сталкивался с множеством микробов и паразитов, которые вызывали страшные болезни, и часто умирал от них. Но одновременно у него вырабатывался иммунитет к множеству заболеваний. Благодаря гигиене человек победил немало болезней.

Постепенно развивалась и медицина, были разработаны лекарства, прививки, вакцины, которые сделали жизнь человека безопаснее.

Но в то же время человек стал незащищеннее перед множеством заболеваний, с которыми он перестал сталкиваться, живя в городе.

В отличие от человека, дикие животные в природе борются за свою жизнь не только с хищниками, но и с множеством микробов и паразитов. Дикие животные научились справляться с ними, а вот организм человека может оказаться беззащитным. Например, больные птицы, голуби могут заразить нас очень серьезным заболеванием – орнитозом. Эта болезнь напоминает воспаление легких и сопровождается высокой температурой и, кашлем, болью в груди.

Об этом предупреждал Лену Миша: беря в руки дикое животное, человек подвергает себя опасности.

5. Змеи – уж и гадюка. Какую опасность таит встреча с этими животными?

(сообщение учащегося  о ядовитых змеях)

На севере и в средней полосе России живет только один вид ядовитых змей - гадюка обыкновенная. Она встречается в смешанном лесу, на лугах, поросших кустарником, на сухих моховых болотах. Гадюки бывают самой разнообразной окраски - серые, коричневые и почти черные. Для всех гадюк характерна зигзагообразная полоса, тянущаяся вдоль спины. Однако на черных гадюках она может быть незаметна, поэтому надо остерегаться всех черных змей. Обычная длина гадюки - 50-60 сантиметров, но иногда попадаются и метровые змеи.

Люди после укуса гадюки долго болеют, бывают и смертельные случаи.

В Сибири, кроме гадюки, встречается ядовитая змея щитомордник. На юге, в степях и пустынях, ядовитых змей больше. Здесь живут эфа, гюрза. Их яд опаснее для человека, чем яд гадюки. По статистике, погибают 3-5 человек из 100 укушенных.

Как избежать встречи с этими опасными животными?

    Практическая  работа. Рабочая тетрадь с. 55, № 8. Работа в парах. Найдите ядовитую змею.

Что делать если змея все же укусила?

           

 На этот вопрос я попрошу ответить нашего специалиста – врача.

в). Советы врача:

  • Не ходи по лесу в открытой обуви.
  • При укусе дикого животного следует обратиться к врачу.
  • Рассказать взрослым о случившемся.
  • А при укусе змеи - принять теплое питье и лечь в постель. Руку или ногу, которую укусила змея, надо оставить неподвижной.
  • При укусе насекомого надо удалить жало, а ранку промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода.

А можно ли избежать всех этих опасностей?

г). Работа с правилом в рабочих листах.

- Как нужно обращаться с дикими животными?

7). Закрепление полученных знаний. Парная работа. Работа с учебником.

- Давайте допишем фразы и сформулируем правила безопасного поведения с дикими животными. Задание 2 на странице 41.

 Теперь мы благополучно можем вернуться из леса. Под музыку «Вместе весело шагать».

Вспоминают правила поведения в лесу.

Высказываются предположения.

Называют, рассказывают , что им известно из жизненного опыта.

Правила очень просты: нужно правильно одеться

1.Головной убор.

2.Руки и ноги, шея  должны быть закрыты одеждой.

3.Закрытая обувь, брюки заправлены в ботинки или носки.

Рассказывают, опираясь на жизненный опыт.

Пчела, шмель, оса.

Надо удалить жало, промыть ранку слабым раствором марганцовки или перекиси водорода.

Называют предполагаемые опасности.

Переносят бешенство.

Оно поражает мозг, возникают судороги, человек начинает бояться воды.

Обратиться к врачу.

В ходе обсуждения дети приходят к выводу:

нужно промыть рану марганцовкой или перекисью водорода, кожу вокруг раны обработать зеленкой и, конечно, обратиться к врачу. Назначенные врачом уколы помогут спасти жизнь, потому что если вовремя не сделать уколы болезнь становится неизлечимой

Высказываются предположения.

Сообщения учеников.

На

 сла

Лечить орнитоз можно только в больничных условиях, поэтому при первых признаках нужно вызвать врача.

Сообщение ученика.

.

Высказываются , опираясь на жизненный опыт.

Работа в парах.

Нужно срочно сказать взрослым. Лечь в постель и принять теплое питье. И, конечно, вызвать врача. Если приходится долго ждать рану можно прмытьраствором марганцовки и положить лед на место укуса.

ОБРАЩАТЬСЯ С ДИКИМИ ЖИВОТНЫМИ НУЖНО ОСТОРОЖНО. НИКОГДА НЕ СЛЕДУЕТ ПРИКАСАТЬСЯ К НИМ.

 1.Никогда не подходи к диким животным.

2. Никогда не бери диких животных в руки,

3. Если увидишь в лесу змею - не подходи к ней 

4. Если тебя укусило животное - обратись к врачу.

6. Опасность при общении с домашними животными. Постановка проблемной ситуации.

Личностные:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

а) -Отгадайте загадки (домашнее задание некоторых уч-ся)

  • Среди двора стоит копна: спереди – вилы, сзади – метла.
  • Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.
  • По горам, по долам ходят шуба да кафтан.
  • В воде искупается, а сухим останется.
  • С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком.
  • Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку.
  • Мягкие лапки, а в лапках царапки.
  • Лошадь
  • Коза

- О каких животных все эти загадки?

б). - Мы выяснили, что нужно осторожно относиться к ДИКИМ животным. Зато домашних животных можно не бояться. Вы согласны?

в). Диалог героев, с. 41(сценка – диалог Миши и Лены)

- А что по этому поводу говорил Миша своей сестре?

г). Опасные домашние  животные.  Беседа.

- Чем могут быть опасны:

  • Собаки?
  • Кошки?
  • Петух, гусь?
  • Корова, баран?
  • Лошадь?

Домашние животные дружелюбно относятся к человеку. Так они относятся к своему хозяину, который кормит их, ухаживает за ними. Но никто не может предсказать, как животное отнесется к незнакомому человеку.

- Как нужно вести себя с домашними животными?

д).Игра «Угадай настроение» Задание №1 в учебнике. Работа в группах.

Ребята загадывают подготовленные дома загадки, остальные отгадывают.

Высказывают свое мнение.

Рассуждают, опираясь на жизненный опыт.

Формулируют вывод.

Ученики работают в группах.

7.  Закрепление полученных знаний.

Коммуникативные:

 читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное.

Работа с учебником.

 Чтение вывода на стр. 42.

Делается вывод:

НИКОГДА НЕ ПОДХОДИ К ДОМАШНЕМУ ЖИВОТНОМУ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ХОЗЯИНА.

 БУДЬ ОСТОРОЖЕН С НЕЗНАКОМЫМИ ЖИВОТНЫМИ.

  1. Итог урока.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке

Поднимите руку

  1. Кому урок понравился?
  2. Кто считает, что урок был не только интересным, но и полезным?
  3. Кто будет пользоваться знаниями, полученными на уроке?
  4. Кто считает что он работал на уроке хорошо? Отлично?

 Песня - не дразните собак.

Ребята анализируют свою работу на уроке.

Все поют песню.

8.Домашнее задание.

Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска.

Регулятивные:

планирование.

Составить правила поведения с домашними и дикими животными.

( Работу оформить творчески).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру «Школа России» Плешаков А.А., 1 класс. Тема урока: "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Разработка урока(технологическая карта) и презентация урока с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс. Тема урока «Птицы»+ презентация

УМК: « Перспективная начальная школа»Класс: 2 классПредмет: Окружающий мирТема урока: Птицы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЦель: Знакомство с птицами, как представителями животно...

Технологическая карта урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока "Домание опасности. Пожар"

Это материал поможет учителям начальных классов составлять технологические карты к урокам....

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...