Дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир» (по варианту 1.4)
методическая разработка по окружающему миру
В данной методической разработке представлены дидактические игры по окружающему природному миру по примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью. (вариант 1.4).Методическая разработка предназначена учителям начальных классов, работающим в коррекционных школах, студентам педагогических вузов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_didakticheskie_igry.docx | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1
Методическая разработка
Тема: «Дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир»
Автор:Кириленко Элеонора Минкаиловна
Учитель начальных классов
Нижневартовск,2019
Краткая аннотация
В данной методической разработке представлены дидактические игры по окружающему природному миру по примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью. (вариант 1.4)
Методическая разработка предназначена учителям начальных классов, работающим в коррекционных школах, студентам педагогических вузов.
Введение
Актуальность. Все мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, а тем более, если это ребёнок с ОВЗ. У данной категории детей – низкая мотивация познавательной деятельности, отсутствие устойчивого внимания, неспособность осуществлять такие мыслительные операции, как анализ, синтез. На этом фоне у учеников создается отрицательное отношение к школе и к учению. Поэтому проблема формирования познавательного интереса является для педагога коррекционной школы одной из самых актуальных. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Достижению лучших результатов в развитии интересов детей с ОВЗ способствует использование эффективных методов и приёмов обучения. В начальном звене одним из таких методов является использование на уроках дидактических игр. Дидактические игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психических функций. Они активизируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, исключать линии. У обучающихся развивается произвольное внимание, вырабатывается усидчивость; увлеченный игрой ребенок доводит начатое дело до конца.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в учебную деятельность. В.А.Сухомлинский писал, что без игры не может быть полноценного умственного развития. "Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."
В процессе игры вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого использования игры в процессе обучения. Игры применяются в индивидуальном обучении.
Цель методической разработки- разработка дидактических игр для индивидуальной работы с обучающимися, которые по результатам ПМПК обучаются по адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью.
Практическая значимость. Данная методическая разработка может быть полезна учителям начальных классов, работающие в школах для детей с ОВЗ и студентам педагогических вузов. В ней содержатся дидактические игры по предмету «Окружающий природный мир».
№ | Тема программы | Название игры | Деятельность ребенка |
1 | Фрукты | Варенье | Работа с муляжами фруктов |
2 | «Овощи» | «Попробуй» | Работа с овощами |
3 | «Птицы» | Делай как я | Подражание за взрослым |
4 | Временные представления | Весёлое рисование | Работа с манкой |
5 | Животные | Собери картинку | Работа с пазлами |
6 | Грибы и Ягоды | Собери в корзинку | Работа с муляжами грибов и ягод |
7 | Времена года | «Что бывает осенью?» | Работа с картинками |
8 | Морские обитатели | «Чего не стало?» | Работа с каринками |
9 | Рыбы | «Поймай рыбку» | Работа с песком |
10 | Насекомые | «Бабочка» | Работа с пуговицами |
11 | Растения | «Повтори» | Работа с картинками |
12 | Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса | «Лото-вкладки» | Работа с лото |
13 | Зерновые культуры | «Почувствуй» | Работа с пшеном, фасолью и горохом |
14 | Части суток | Когда это бывает? | Работа с картинками |
15 | Комнатные растения | «Найди такой же цветок» | Работа с комнатными растениями |
16 | Птицы | «Кто летает?» | Работа с картинками |
- Тема: «Фрукты»
дидактическая игра на развитие тактильно-двигательного восприятия
Варенье
Цель:
- Учить соотносить табличку с фруктом
- Развивать тактильные ощущения
- Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
- Обобщать фрукты
Оборудование: «Чудесный мешочек», предметы для выбора (игрушки).
Ход игры: Педагог предлагает сварить варенье для куклы. Но для начала нужно найти подходящие фрукты. В мешочек складывают 3–4 небольших предмета. Педагог просит вытащить по одной игрушки. И на ощупь определить какой это фрукт. И сопоставить табличку с фруктом. Вместе с фруктами также кладётся овощ.Ребёнок должен отложить овощ.
- Тема: «Овощи»
дидактическая игра на развитие обонятельных анализаторов
«Попробуй»
Цель:
- Развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
- Учить отличать овощи
Оборудование: овощи
Ход: У ребёнка закрыты глаза. Педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Ребёнок открывает глаза и указывает на картинку с овощем, который он пробовал
- Тема: «Птицы»
дидактическая игра на развитие подражания
«Делай как я»
Цель:
- Учить подражать действий взрослого
- Развивать эмоциональный контакт взрослого и ребёнка
- Учить отличать птиц от других животных
Ход игры: педагог приглашает ребёнка подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,– говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой ребёнка. Ребёнок повторяет движения. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Ребёнок подражает. Игра повторяется 2–3 раза.
- Тема: «Временные представления»
игра на развитие мелкой моторики рук
«Весёлое рисование»
Цель:
- Развитие дифференцированных движений пальцев рук.
- Развитие творческого воображения.
- Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.
Оборудование: Плотная картонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем.
Ход игры: педагог показывает ребёнку коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Рисование по образцу (рисование облаков, солнце, дождь, снег,радуга, листьев) на манке.
- Тема: «Животные»
дидактическая игра на развитие наглядно-образного мышления
«Собери картинку»
Цель:
- Развиваем мелкую моторику.
- Учить соединять части предметов в одно целое.
- Развитие познавательных интересов ребёнка;сенсорное развитие.
- Отличить диких и домашних животных
Оборудование: пазлы диких, домашних животных.
Ход игры: Педагог даёт ребёнку пазлы диких и домашних и животных. Ребёнок собирает пазлы. Подбирает к пазлам карточки с названием животного.
- Тема: «Грибы и Ягоды»
дидактическая игра на развитие быстроту реакции
«Собери в корзинку»
Цель:
- Учить детей группировать грибы и ягоды.
- Воспитывать быстроту реакции.
- Развивать выдержку и дисциплинированность.
Оборудование: муляжи(картинки) ягод и грибов, корзина
Ход игры: На земле лежат муляжи (картинки) ягод и грибов и две корзины. По команде педагога ребёнок начинает собирать ягоды в одну корзину. Грибы в другую корзину.
- Тема: «Времена года»
дидактическая игра на развитие тактильно-двигательного восприятия
«Что бывает осенью?»
Цель:
- Учить временам года, их последовательности и основным признакам.
- Развивать мелкие движения рук.
- Развивать целенаправленность действий с предметами.
Оборудование: картинки с изображением различных сезонных явлений.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и выбирает таблички с названием.
- Тема: «Морские обитатели»
дидактическая игра на развитие внимания
«Чего не стало?»
Цель:
- Развитие внимания и наблюдательности.
- Учить отличать морских обитателей.
Оборудование: картинки морских обитателей.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 морских обитателей: «Посмотри внимательно, что лежит на столе. Это морские обитатели. Кит, дельфин, морская звезда,креветка. Посмотри внимательно и запомни. А теперь закрой глаза». Ребёнок закрывает глаза, а педагог убирает одного морского обитателя. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют (или показывают табличку) какого морского обитателя не стало.
- Тема: «Рыбы»
дидактическая игра на развитие тактильных ощущений
«Поймай рыбку»
Цель:
- Развитие тактильных ощущений.
- Развитие познавательных интересов ребёнка;сенсорное развитие.
- Учить отличать рыб от других животных.
Оборудование: песок, таз, муляжи маленьких рыбок.
Ход: в таз с песком ребёнок опускает руки и выкапывает небольшие игрушки, изображающие рыб. Говорит (или показывает жестом),что это рыба.
- Тема: «Насекомые»
дидактическая игра на развитие движений пальцев
«Бабочка»
Цель:
- Учить детей застегивать пуговицы.
- Развивать мелкие движения рук.
- Развивать целенаправленность действий с предметами.
- Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
Оборудование:Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы).
Ход игры: Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с ребёнком, обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает ребёнку сделать точно такую же бабочку. Ребёнок постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом ребёнок может поиграть с бабочками.
11.Тема: «Птицы»
дидактическая игра на развитие внимание, памяти.
«Кто летает?»
Цели:
- Закрепить знания о птицах.
- Развивать внимание, память.
- Развивать целенаправленность действий.
Оборудование: картинки с животными и птицами
Ход игры: Ребёнок стоит напротив педагога. Педагог показывает картинку с животным или с птицей. Если педагог показывает птицу, то дети должны показать, что это птица взмахами рук.
12.Тема: «Растения»
дидактическая игра на быстроту реакции
«Повтори»
Цель:
- Закрепить знания о растениях.
- Развивать внимание, память.
- Развивать быстроту реакции
Оборудование:картинки
Ход игры: педагог показывает картинки с кустом, травкой и деревом. Объясняет, что если ребёнок увидел картинку с деревом руки нужно поднять вверх, если с травкой-нужно присесть. Если с кустом- руки на пояс. Ребёнок выполняет задание.
13.Тема: «Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса»
дидактическая игра на формирование целостного образа предмета
«Лото-вкладки»
Цель:
- Формировать целостный образ предмета,
- Обратить внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
- Развивать мелкие движения рук.
Оборудование: Карты лото с изображениями (предметными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и соответствующие им вкладки могут быть разного размера и разной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоугольные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.
Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую карту, заполненную вкладками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог вынимает 2–3 вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (перепутает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальнейшем карты с простым сюжетным изображением заменяются более сложными, с большим количеством вырезов.
14.Тема: «Зерновые культуры»
дидактическая игра на развитие мелкой моторики рук
«Почувствуй»
Цель:
- Развитие дифференцированных движений пальцев рук.
- Развитие творческого воображения.
- Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.
Оборудование: тазик с пшеном, фасоль, горох.
Ход игры: педагог даёт ребёнку тазик. И предлагает найти фасоль и горох в тазики с пшеном.
15. Тема: «Части суток»
дидактическая игра на развитие памяти
«Когда это бывает?»
Цель:
- Закрепить знание детей о частях суток.
- Развивать речь, память.
- Развивать целенаправленность действий.
Оборудование: картинки
Ход игры: педагог раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в школе: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Ребёнок выбирает себе любую картинку, рассматривает ее. И кладёт на слово(или картинку), которое обозначает эту часть суток.
16. Тема: «Комнатные растения»
дидактическая игра на развитие внимания
«Найди такой же цветок»
Цель:
- Упражнять в нахождении предметов аналогичных изображению на картинке.
- Воспитывать внимательность, сосредоточенность, формировать речь детей.
Оборудование: настоящие комнатные цветы, к ним соответствующие карточки.
Ход игры: Ребёнку раздаются карточки с изображением комнатных цветов, они должны найти такой же в классе, показать и по возможности найти табличку с соответствующем названием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир ». 2 класс (2 вариант обучения).
Календарно - тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир ». 2 класс (2 вариант обучения)....
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программы. Тип программы: программа по предметам: "Окружающий природный мир» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающ...
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для обучающегося 1 дополнительного класса УО (вариант 2)
Данная рабочая программа разработана для ученика индивидуального обучения с тяжелой умственной отстлостью по предмету "Окружающий природный мир".Учитываются возрастные особенноси...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Презентация по предмету "Окружающий природный мир" (вариант 1.4)
Презентация по предмету "Окружающий природный мир". По теме: "Домашние животные"....
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий природный мир" 2-3 класс, "Окружающий социальный мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)
Календарно-тематическое планирование по предмету: "Окружающий мир" 2-3 класс 8 вид (2 вариант)...