Открытый урок по окружающему миру в 3 классе УМК Гармония "Необычные природные явления".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК «Гармония».
Тема: Необычные природные явления.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений
Задачи урока:
метапредметные:
- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;
- регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.
- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;
- коммуникативные: формировать умение работать в группах
Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными предметами и применительно к конкретным жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.
Методы обучения.
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал, карточки с заданием, оценочный лист, лист – подсказка, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_prirodnye_yavleniya_urok.doc | 131.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК «Гармония».
Тема: Необычные природные явления.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений
Задачи урока:
метапредметные:
- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;
- регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.
- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;
- коммуникативные: формировать умение работать в группах
Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными предметами и применительно к конкретным жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.
Методы обучения.
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал, карточки с заданием, оценочный лист, лист – подсказка, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный)
Планируемые результаты:
Метапредметные: учащиеся должны знать, понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | 1этап. Оргмомент. Цель: включение в учебную деятельность. | Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Повернитесь, ребята к гостям, подарите им свои улыбки. Тихонько сядьте. Пусть этот урок объединит нас, пусть он будет добрым и интересным. «Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелаем всем удачи, И активности в придачу Мы урок наш начинаем, Что учили, повторяем!» | Подготовка к уроку. Проявляют заинтересованность. | Л: Положительное отношение к уроку окружающего мира. Желание быть активным, исполнительным, стремиться к положительным результатам. Р: Волевая саморегуляция. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | 2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. | Прекрасна наша Земля. На ней есть жизнь. Вам, наверно, приходилось замечать, что в природе происходят различные природные явления. Одни из них протекают быстро, другие медленно. - Какие природные явления в природе происходят сейчас? - Мне хочется вернуть вас в замечательное время года – лето. - Вспомните, какие природные явления вы наблюдали летом? -Я предлагаю вам послушать звуки природы и подумать, где происходят природные явления? Точнее. - Одни атмосферные явления происходят часто, а другие редко (смерч). Как учёные называют редкие атмосферные явления? Давайте вместе назовём тему урока. Необычные атмосферные явления. Я приглашаю в научную лабораторию, где мы будем работать и изучать природные явления. | На доску вешаю слово явления. ( дождь, холодный ветер, облака появляются и исчезают, понижение температуры). (дождь, грозу, радугу, град,) Слайд №1 звуки грозы (дождь, гром). (в атмосфере) На доску вешаю слово атмосферные. (необычные) На доску вешаю слово необычные. Необычные атмосферные явления. | К: Проявляют интерес к общению на уроке и предмету. П: На основе обобщения знаний читают название урока. |
3. | 3 этап. Постановка учебной задачи. Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока | -А для этого нам надо составить план нашего урока. Что бы вы хотели узнать и чему научиться? -Вспомнить известные знания о природных явлениях. - Узнать о необычных явлениях природы. - Выявить опасность природных явлений для жизни человека. - Оценить свою работу. В течение урока вы сможете оценивать свою работу по маршрутному листу. Критерии оценки на доске и у вас на листочках. | Слайд №2 Вспомнить Узнать Выявить Оценить + всё выполнил (а) правильно, без ошибок ! допустил (а) ошибку - испытал трудности в выполнении задания | Р: узнавать и понимать учебные задачи Л: желание и готовность узнать новое и выполнять для этого учебные действия |
4. | 4 этап. Построение проекта выхода из затруднения Цель: повторить изученный ранее материал. | Чтобы удачно начать работу в научной лаборатории нам необходимо проверить знания. Предлагаю поработать в парах и вспомнить термины по окружающему миру. Соедините слова с их значением. Атмосфера - воздушная среда вокруг земли, вращающаяся вместе с нею. Ветер- движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением. Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Осадки – вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или оседающая из воздуха на земную поверхность. Гроза- бурное ненастье с дождём, громом и молниями. Выберите слова, которые характеризуют природные явления. (ветер, гроза) Оцените свою работу. | (1этап Работа в парах) Слайд №3 | П: умение обобщать и классифицировать по признакам. К:учатся уважать мнение собеседника. П: умение на основе анализа объектов делать выводы. Р: умение определять успешность выполнения своего задания. |
5.
| 5 этап . Открытие новых знаний Цель: пополнить знания новым материалом об атмосферных явлениях | О многих природных явлениях поэты сочиняли стихи. Я предлагаю прочитать стихотворение А. Пушкина «Последняя туча» стр 45 - О каких природных явлениях вы прочитали в стихотворении? На столе условные знаки к описанию погоды в стихотворении, выберите необходимые обозначения к четверостишьям. 1 группа к 1 –четырём строчкам 2 группа – 2 четверостишье
3 группа – к 3 четверостишью
Проверяем работу. Каждая группа читает выразительно свой столбик стихотворения и определяет погоду – О каком необычном явлении говорит поэт? (О грозе) Оцените свою работу. -Наблюдали ли вы грозу? Как ее можно описать? Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь. Гроза - это явление, связанное с электричеством. Я предлагаю вам как учёным изучить это явление и объяснить . Все откройте учебник стр 45-46,48. Вам необходимо получить информацию из точного источника и рассказать другим. На столах у вас план работы. 1 группа. Познакомит нас с научными понятиями, связанными с грозой -Находит ответ на вопросы. -Что такое гроза? -Что такое молния? -Что такое гром? Придумать и нарисовать условные знаки Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Молния – это электрический разряд между облаками или между облаком и землёй Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии Я вам предлагаю посмотреть, как происходит электрический разряд с помощью прибора. 2 группа - Почему мы видим молнию раньше, чем слышим гром? Молнии – это электрические разряды. Температура внутри молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний. Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек. 3 группа: Как люди защищают свои дома от молнии. И как нужно вести себя во время грозы. - Выбрать нужные знаки. Шаровая молния. Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться. - Ребята, кто нибудь из вас видел грозу? Расскажите, что вы чувствовали? Оцените свою работу Ребята об этих явлениях можно говорить стихами. И Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение Люблю грозу в начале мая, Гремят раскаты молодые! С горы бежит поток проворный, | Ученики открывают учебники стр 45 (буря, туча, молния, гром, дождь, ветер) 2этап. Работа в группах. Слайд №4, №5, №6, стихотворение. Дети показывают знаки. 3 этап. Работаем в группах. Слайд №7 Слайд №8 При проверке я демонстрирую опыт электрического разряда. Слайд №9 Знаки вешаю на доску. Слайд №10 Слайд №12, №13 с музыкой. Я читаю стихотворение. | П: «Добывают» знания самостоятельно из учебника. К: участвуют в коллективной беседе, соблюдают правила общения. Л: стремление к положительным результатам труда. Л:проявляют стремление к успешности в учебной деятельности. Р: использовать речь для регуляции своих действий. П: получают новые дополнительные знания. |
6.
7. | 6 этап. Физминутка. Цель: дать возможность детям отдохнуть от работы, улучшить состояние здоровья. | Беленькое облако Поднялось над крышей Устремилось облако Выше, выше, выше Ветер это облако Зацепил за кручу. Превратилось облако в грозовую тучу. Капля раз, Капля два. Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли От дождя себя укрыли А теперь пора учиться, Да прилежно не лениться. Всем за парты вновь садиться. | Округленные руки перед собой. Поднять руки над головой. Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону. Руками описать через стороны вниз большой круг (прыжок на носочках, руки на поясе.) (4 прыжка.) (8 прыжков.) (руки развести в стороны.) (руки полукругом над головой.) | П: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям. Р: умение определять успешность выполнения своего задания. |
7 этап. Включение в систему знаний. Цель: создание успешной ситуации успеха, связанный с экспериментом | А нас ждут впереди новые природные явления . – Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась дуга. Что это за дуга ? Фридрих Шиллер написал стихотворение стр. 49 - Прочитайте выразительно. - Ответьте на вопрос стихотворения -Как же этот мост построен? И кто соорудил его? Ответ находим в учебнике стр. 49 Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один секрет. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас. Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов: - Поднимите руки , кто видел радугу? -Какое чувство вызывает у вас радуга? Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас. Оказывается её можно приготовить в домашних условиях. -Возьмите компьютерный диск и наведите его на свет. -Расскажите, что вы видите? -Кто может их назвать? Принято различать семь основных цветов радуги. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов: - Кто знает эти фразы? У вас на столах конверты со словами, если вы сложите их по цветам радуги, то узнаете новые фразы. Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу. Оцените свою работу. | (Радуга) Слайд №14 красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Слайд №15 Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь. Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан. Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп. | П: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. К:умение слушать других. Р: умение определять успешность выполнения своего задания. | |
О многих необычных атмосферных явлениях делают записи в книге Гиннеса, книге рекордов. Самая большая градина (1кг) выпала в Бангладеше в 1986 году. - Самая крупная капля дождя размером 10 мм выпала в США в 1953году. | П: смысловое восприятие познавательного текста | |||
8. | 8 этап. Домашнее задание. Цель: получение дополных знаний об атмосферных явлениях, с учётом разноуровневого обучения. | Есть ещё природные явления. Смерчи, ураганы, циклоны ,миражи Я предлагаю о них узнать дома 1. прочитать в учебнике стр 47-48 2. узнать из книг и интернета. 3. составить кроссворд. | На столах карточки с заданием. | Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
9. | 9 этап Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: самооценка результатов деятельности | Настало время подвести итог уроку. Вернёмся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили? Закончите предложения Оцените всю свою работу на уроке. -Встаньте те, у кого только + оценка 5 - …., у кого 1 или 2 ! либо 1 - оценка 4 - ….., у кого 3 и более ! и 2 и более – оценка 3 Ребята мы с вами прощаемся и в заключении о нашей работе на уроке я хочу сказать стихами Какой урок без учеников, И в классе не должно быть тихо. Вы потрудились все на славу. Учились знанья добывать, Экспериментировать и рассуждать. И хоть нам трудно было иногда Я на уроке рассказала то, Что может в жизни взрослой пригодиться Я вам желаю друг за друга быть всегда горой. Идти вперед и с цели не сбиваться. Спасибо вам, друзья, за наш урок Я думаю, он в вашей жизни пригодиться. | Слайд №2 (№18) Вспомнить Узнать Выявить Оценить | Р: осуществляют самооценку. К: Формулируют мысли, высказывают суждения, слушают чужие. Проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100
Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...
открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев
открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс.Тема: Луг - природное сообщество. Автор программы А.А. Плешаков
Замысел урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно учились добывать знания в ходе групповой работы.Специфика урока заключается в использовании разных источников зна...
Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Природные зоны. Субтропическая зона"
Урок включает в себя знакомство с природной зоной. В него включнены фрагменты знакомства с Олимпийским движением 2014....
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России
Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"
Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...