Открытый урок по окружающему миру в 3 классе УМК Гармония "Необычные природные явления".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Анна Юрьевна Ларина

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК «Гармония».

Тема: Необычные природные явления.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений

Задачи урока:

метапредметные:  

- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;

- регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.

- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность  и  деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач  и  успеха в  учебной   деятельности;

- коммуникативные: формировать умение работать в группах

Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся  на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Методы обучения.

- по источнику знаний: словесные, практические;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного  управления   учебно-познавательной  деятельностью учащихся, методы опосредованного  управления  с помощью источников информации.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал, карточки с заданием, оценочный лист,  лист – подсказка, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnye_prirodnye_yavleniya_urok.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК «Гармония».

Тема: Необычные природные явления.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методическая цель урока – создание условий для развития умения выделять существенные признаки необычных атмосферных явлений

Задачи урока:

метапредметные:  

- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;

- регулятивные: научить третьеклассников ставить учебную цель на основе того, что уже известно и усвоено; умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата; умение прогнозировать результат своих действий.

- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность  и  деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач  и  успеха в  учебной   деятельности;

- коммуникативные: формировать умение работать в группах

Для достижения поставленной цели и задач урока обучение ведётся  на системно-деятельностной основе. Ученики на основе наблюдения, собственных знаний и опыта сами открывают для себя новые знания. Информацию они учатся анализировать, систематизировать, обобщать в выводы, использовать во взаимосвязи с другими учебными  предметами и применительно к конкретным  жизненным ситуациям. Учитель осуществляет общий контроль, координирует деятельность учеников.

Формы организации  деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Методы обучения.

- по источнику знаний: словесные, практические;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного  управления   учебно-познавательной  деятельностью учащихся, методы опосредованного  управления  с помощью источников информации.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник, раздаточный материал, карточки с заданием, оценочный лист,  лист – подсказка, цветные карандаши (красный, жёлтый, зелёный)

Планируемые результаты:

Метапредметные: учащиеся должны знать, понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

1этап.

Оргмомент.

Цель: включение в учебную деятельность.

Доброе утро, дорогие ребята, уважаемые взрослые.   Повернитесь, ребята к гостям, подарите им свои улыбки. Тихонько сядьте. Пусть этот урок объединит нас, пусть он будет добрым и интересным.

«Пусть сегодня для нас всех,                                  

На урок придёт успех!                                

Пожелаем всем  удачи,                                              

И активности в придачу                                          

Мы урок наш начинаем,                                                       Что учили, повторяем!»

Подготовка к уроку.

Проявляют заинтересованность.

Л: Положительное отношение к уроку окружающего мира. Желание быть активным, исполнительным, стремиться к положительным результатам.

Р: Волевая саморегуляция.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

2 этап

Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Прекрасна наша Земля. На ней есть жизнь. Вам, наверно, приходилось замечать, что в природе происходят различные природные явления. Одни из них протекают быстро, другие медленно.

- Какие природные явления  в природе происходят сейчас?

- Мне хочется вернуть вас в замечательное время года – лето.

- Вспомните, какие природные явления вы наблюдали  летом?  

-Я предлагаю вам послушать звуки природы и подумать, где происходят природные явления?

Точнее.

 - Одни атмосферные явления происходят часто, а другие редко (смерч). Как учёные называют редкие атмосферные явления?

Давайте вместе назовём тему урока.

Необычные атмосферные явления.

Я приглашаю в научную лабораторию, где мы будем работать и изучать природные явления.

На доску вешаю слово явления.

( дождь, холодный ветер, облака появляются и исчезают, понижение температуры).

(дождь, грозу, радугу, град,)

Слайд №1 звуки грозы (дождь, гром).

(в атмосфере)

На доску вешаю слово

атмосферные.

(необычные)

На доску вешаю слово

необычные.

Необычные атмосферные явления.

К: Проявляют интерес к общению на уроке и предмету.

П: На основе обобщения знаний читают название урока.

3.

3 этап.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднений, постановка целей урока

-А для этого нам надо составить план нашего урока.

Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

-Вспомнить известные знания о природных явлениях.

- Узнать о необычных явлениях природы.

- Выявить опасность  природных явлений для жизни человека.

- Оценить свою работу.

В течение урока вы сможете оценивать свою работу по маршрутному листу.

Критерии оценки на доске и у вас на листочках.

Слайд №2

 Вспомнить

Узнать

Выявить

Оценить

+ всё выполнил (а) правильно, без ошибок

! допустил (а) ошибку

-  испытал трудности в выполнении задания

Р: узнавать и понимать учебные задачи

Л: желание и готовность узнать новое и выполнять для этого учебные действия

4.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: повторить изученный ранее материал.

Чтобы удачно начать работу в научной лаборатории нам необходимо проверить знания.

Предлагаю поработать в парах и вспомнить термины по окружающему миру.

Соедините слова с их значением.

Атмосфера - воздушная среда вокруг земли, вращающаяся вместе с нею.

Ветер- движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением.

Лазурь- один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.

Осадки – вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков или оседающая из воздуха на земную поверхность.

Гроза- бурное ненастье с дождём, громом и молниями.

Выберите слова, которые характеризуют природные явления. (ветер, гроза)

Оцените свою работу.

(1этап Работа в парах)

Слайд №3

П: умение обобщать и классифицировать по признакам.

К:учатся уважать мнение собеседника.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Р: умение определять успешность выполнения своего задания.

5.

 

5 этап .

Открытие новых знаний

Цель: пополнить знания новым материалом об атмосферных явлениях

О многих природных явлениях поэты сочиняли стихи. Я предлагаю прочитать стихотворение А. Пушкина  «Последняя туча» стр 45

- О каких  природных явлениях  вы прочитали  в стихотворении?

  На столе  условные знаки к описанию погоды в стихотворении, выберите необходимые обозначения к четверостишьям.

1 группа к 1 –четырём строчкам

2 группа – 2 четверостишье

 

3 группа – к 3 четверостишью

             

Проверяем работу.

Каждая группа читает выразительно свой столбик стихотворения и определяет погоду

– О каком необычном явлении говорит поэт? (О грозе)

Оцените свою работу.

-Наблюдали ли вы грозу? Как ее можно описать?

Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь.

Гроза  - это  явление, связанное с электричеством.

Я предлагаю вам как учёным изучить это явление и объяснить .

Все откройте учебник стр 45-46,48.

Вам необходимо получить информацию из точного источника и рассказать другим. На столах у вас план работы.

1 группа. Познакомит нас с научными понятиями, связанными с грозой

-Находит ответ на вопросы.

-Что такое гроза?

-Что такое молния?

-Что такое гром?

Придумать и нарисовать условные знаки

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями.

Молния – это электрический разряд между облаками или между облаком и землёй

Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее разряд молнии

Я вам предлагаю посмотреть, как происходит электрический разряд с помощью прибора.

2 группа
- Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии?

- Почему мы видим  молнию раньше, чем слышим гром?

Молнии – это электрические разряды. Температура внутри  молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний.

Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.

3 группа:

 Как люди защищают свои дома  от молнии. И как нужно вести себя во время грозы. 
- Прочитайте в учебнике на стр 46 (молниеотводами).

- Выбрать нужные знаки.

Шаровая молния.

Солнце посылает на Землю поток электрически заряженных частиц, которые сталкиваются с частичками воздуха и начинают светиться.

- Ребята, кто нибудь из вас видел грозу? Расскажите, что вы чувствовали?

Оцените свою работу

Ребята об этих явлениях можно говорить стихами. И Фёдор Иванович Тютчев написал стихотворение

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит...
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит...

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам...

Ученики открывают учебники стр 45

(буря, туча, молния, гром, дождь, ветер)

2этап. Работа в группах.

Слайд №4, №5, №6, стихотворение.

Дети показывают знаки.

3 этап. Работаем в группах.

Слайд №7

Слайд №8

При проверке я демонстрирую опыт электрического разряда.

Слайд №9

Знаки вешаю на доску.

Слайд №10

Слайд №12, №13 с музыкой.

Я читаю стихотворение.

П: «Добывают» знания самостоятельно из учебника.

К: участвуют в коллективной беседе, соблюдают правила общения.

Л: стремление к положительным результатам труда.

Л:проявляют стремление к успешности в учебной деятельности.

Р: использовать речь для регуляции своих действий.

П: получают новые дополнительные знания.

6.

 

7.

6 этап.

Физминутка.

Цель: дать возможность детям отдохнуть от работы, улучшить состояние здоровья.

Беленькое облако                               

Поднялось над крышей                                  

Устремилось облако

Выше, выше, выше              

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако

 в грозовую тучу.                                            

Капля раз,                                       

 Капля два.                                      

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом                    

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли                

От дождя себя укрыли

А теперь пора учиться,

Да прилежно не лениться.

Всем за парты вновь садиться.

Округленные руки перед собой.

Поднять руки над головой.

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над  головой из стороны в сторону.

Руками описать через стороны  вниз большой круг                                                                  

(прыжок на носочках, руки на поясе.)

(4 прыжка.)

(8 прыжков.)

(руки развести в стороны.)

(руки полукругом над головой.)

П: выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям.

Р: умение определять успешность выполнения своего задания.

7 этап.

Включение в систему знаний.

Цель: создание успешной ситуации успеха, связанный с экспериментом

А нас ждут впереди новые природные явления .

– Прошел летний дождь, и вновь засияло солнце. И как по волшебству в небе появилась дуга.  Что это за дуга ?

Фридрих Шиллер написал стихотворение стр. 49

- Прочитайте выразительно.

- Ответьте на вопрос стихотворения

-Как же этот мост построен? И кто соорудил его?

Ответ находим в учебнике стр. 49

Радуга всегда появляется после дождя, я думаю, что все это знают. Но тут есть еще один секрет. Радуга сверкает не после, а во время дождя, дождь просто идет уже не у нас, а неподалеку от нас.

Солнечный свет кажется нам белым, но в действительности он состоит из световых волн 7 цветов:

- Поднимите руки , кто видел радугу?

-Какое чувство вызывает у вас радуга?

Ребята, а вы хотели бы посмотреть на радугу именно сейчас.

Оказывается её можно приготовить в домашних условиях.

-Возьмите компьютерный диск и наведите его на свет.

-Расскажите, что вы видите?

-Кто может их назвать?

Принято различать семь основных цветов радуги. Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные простые фразы – в них первые буквы соответствуют первым буквам названий цветов:

- Кто знает эти фразы?

У вас на столах конверты со словами, если вы сложите их по цветам радуги, то узнаете новые фразы.

Запомните их – и вы без труда в любое время сможете нарисовать радугу.

Оцените свою работу.

(Радуга) Слайд №14

красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Слайд №15

Как Однажды  Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.

Каждый  Охотник  Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп.

П: умение выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

К:умение слушать других.

Р: умение определять успешность выполнения своего задания.

О многих необычных атмосферных явлениях делают записи в книге Гиннеса, книге рекордов.

Самая большая градина (1кг) выпала в Бангладеше в 1986 году.

- Самая крупная капля дождя размером 10 мм выпала в США в 1953году.

П: смысловое восприятие познавательного текста

8.

8 этап.

Домашнее задание.

Цель: получение дополных знаний об атмосферных явлениях, с учётом разноуровневого обучения.

Есть ещё природные явления.

Смерчи, ураганы, циклоны ,миражи

Я предлагаю о них узнать дома

1.  прочитать в учебнике стр 47-48

2. узнать из книг и    интернета.

3. составить кроссворд.

На столах карточки с заданием.

Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

9.

9 этап

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: самооценка результатов деятельности

Настало время подвести итог уроку.

Вернёмся к нашему плану. Все ли пункты мы выполнили?

Закончите предложения

Оцените всю свою работу на уроке.

-Встаньте те, у кого только  +  оценка 5

-  …., у кого 1 или 2 ! либо 1 -  оценка 4

- ….., у кого 3 и более ! и 2 и более – оценка 3

Ребята мы с вами прощаемся и в заключении о нашей работе на уроке  я хочу сказать стихами

Какой урок  без учеников,

И в классе не должно быть тихо.

Вы потрудились все на славу.

Учились знанья  добывать,

Экспериментировать и рассуждать.

И хоть нам трудно было иногда
Учиться и чего-то добиваться

Я на уроке рассказала то,

Что может в жизни взрослой пригодиться

Я вам желаю  друг за друга

быть всегда горой.

Идти вперед и с цели не сбиваться.

Спасибо вам, друзья, за наш урок

Я думаю, он в вашей жизни пригодиться.

 Слайд №2 (№18)

Вспомнить

Узнать

Выявить

Оценить

Р: осуществляют самооценку.

К: Формулируют мысли, высказывают суждения, слушают чужие. Проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам и учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100

Открытый урок по окружающему миру 1 класс УМК 2100Тема: Ты и твои друзья...

открытый урок по окружающему миру.4 класс. по уч. А.А.Вахрушев

открытый урок на тему: "Права обязанности человека в обществе"....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс.Тема: Луг - природное сообщество. Автор программы А.А. Плешаков

Замысел урока заключается  в том, чтобы учащиеся самостоятельно  учились добывать  знания в ходе групповой работы.Специфика урока заключается  в использовании разных источников зна...

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Природные зоны. Субтропическая зона"

Урок включает в себя знакомство с природной зоной. В него включнены фрагменты знакомства с Олимпийским движением 2014....

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России

Открытый урок по окружающему миру 4 класс Природные зоны России Леса России...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...