Разработка урока по окружающему миру 4 класс.Тема: Луг - природное сообщество. Автор программы А.А. Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Замысел урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно учились добывать знания в ходе групповой работы.Специфика урока заключается в использовании разных источников знаний. Структура урока соответствует структуре изучения нового материала. Этапы урока учащиеся могут проследить на доске в виде задач. Поставленные задачи решаются с помощью частично-поискового, наглядного, словесного методов. Деятельность учащихся заключается в распознавании, поиске и отборе необходимой информации, моделировании, выдвижении версий, предположений. К конспекту прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lug_-_prirodnoe_soobshchestvo_pleshakov_4_klass.doc | 81 КБ |
prezentaciya1.pptx | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Доброе утро. - Садитесь. - Готовы? -Начнём. 2.Мотивация.Целеполагание. - Сегодня урок окр. мира я хочу начать со строчек Александра Балтина: Как поёт, как весело сияет Луг великолепною травой! Александр Балтин - Как вы думаете, почему многие художники и поэты обращаются в своих произведениях к теме «природа»? ( любят природу) - Что значит любить природу? (беречь, заботиться, охранять) - А чтобы любить природу, надо её хорошо знать, понимать, т.е. человеку нужны знания. - Вернёмся к репродукции «Цветущий луг» Александра Аверина - Как вы думаете, какие сегодня мы будем получать знания? ( уточним понятие «луг», выявим особенности растительного и животного мира, поговорим о значении и об охране луга). -Перед нами задачи урока и решать мы их будем в группах. -Сейчас каждая группа получит план работы. - Ваша задача:
-За источниками подходит 1 представитель от группы. - Не забывайте о взаимопомощи, взаимодействии. Вы работаете сообща. 1 группа: уточнит понятие «луг»; 2 группа: растительный мир луга и его особенности; 3 и 4 группа: животный мир луга и его особенности. 3.Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления Работа по группам. (7 минут) - Время работы 7 минут. Время пошло. - Время. - Сейчас, ребята, возьмите листочки и по ходу выступления групп фиксируйте самое важное, наш взгляд, в таблицу. -Пожалуйста, 1 группа. 1 группа. Что такое луг? План. 1.Происхождение слова «луг». Источник: статья из этимологического словаря. 2. Что такое луг? Источник: толковый словарь Ожегова. 3.Месторасположение луга. Источник: статья, как энциклопедический материал. 4. Интересная информация о луге. Источник: статья, как энциклопедический материал. Статья из этимологического словаря. ЛУГ. От общеславянского ляга «лужа, болото, яма». От датского lung «болотистая земля». Ответ: ЛУГ. - это общеславянское слово: ляга . Что означает «лужа, болото, яма». Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью. (словарь С. И. Ожегова) Такие небольшие участки с травянистой растительностью, обычно называют лужайками, а большие - лугами. Луга расположены по берегам рек или озер, на границе леса. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит много ила. Такие луга называют заливные. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. - 1 группа сказала, что «луг» с общеславянского означает лужа. - Что же на лугу могло быть мокрым, влажным? (почва) - Почему на лугу влажная почва? (Как правило луга расположены вдоль рек и озёр, и во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории). - Каким образом это сказалось на растительном мире? 1 условие - влажная почва - мы знаем, что корни у деревьев длинные, значит, будут загнивать и погибнут и 2 условие – освещённость: необходимо много света. - Проверяем, что вы записали в таблицу - Луг - - Условия? - Какие именно травянистые растения мы встретим на лугу. - Пожалуйста, 2 группа. 2 группа. Растительный мир. План: 1.Рассмотреть растения луга. Источник: учебник стр. 183. 2.Найти их в гербарии и подписать. 3. Определить отличительную особенность растительного мира. 4.Поделиться интересной информацией. (ромашка – нивяник) Выходят к доске и прикрепляют травянистые раст. Дети фиксируют в таблицу. Особенность: влаголюбивые светолюбивые травянистые растения Возврат к условиям -Красивый луг? - А вы знаете сельский житель, которому надо кормить домашний скот, на такой луг и не взглянет. - Секрет в растениях… - Как вы думаете, почему? ( на лугу растут ядовитые растения: лютик; вех ядовитый;) - Проверяем, что вы зафиксировали в таблицу. - Как вы думаете, повлияет ли особенность растительного мира на животный? - Об этом расскажут 3 и 4 группы. 3 группа. Животный мир. План: 1.Рассмотреть иллюстрацию учебника стр.184 – 185. 2.Прочитать статью в учебнике стр.186; (представители насекомых , земноводных и пресмыкающихся на лугу (вспомни признаки насекомых, земноводных и пресмыкающихся)); 3. Найти насекомых, земноводных и пресмыкающихся среди картинок и подписать. 4.Определить отличительную особенность животного мира. 5. Поделиться интересной информацией. ( жук – навозник и жук- могильщик) Выходят к доске и прикрепляют насекомых, земноводных и пресмыкающихся. 4 группа: Животный мир. План: 1.Рассмотреть иллюстрацию учебника стр.184 – 185. 2.Прочитать статью в учебнике стр.186 - 187; (представители птиц и млекопитающих на лугу (вспомни признаки птиц и млекопитающих)); 3. Найти птиц и млекопитающих среди картинок и подписать. 4.Определить отличительную особенность животного мира. 5. Поделиться интересной информацией. Выходят к доске и прикрепляют птиц и млекопитающих. Дети названия фиксируют в таблицу. Особенность: маленькие, окрас ( яркий: говорит: не тронь, опасно) (Они маленькие должны быть, чтобы прятаться в траве или жить в земле и окрас должен быть неярким, чтобы было легче прятаться от врагов). - Посмотрите, кого ещё мы можем встретить на лугу? - В луговой почве ещё много червей и почвенных бактерий. Проверяем, что зафиксировали в таблицу: Особенности названия - Видите, насколько разнообразен растительный и животный мир луга. - Скажите, а как ещё они связаны друг с другом? (да) - Каким образом? например Пчёлы собирают пыльцу и в то же время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много, иначе они погубят растения. (рисую двойные стрелочки) - Как мы можем проследить эту взаимосвязь? Составление цепей питания. Составьте цепь питания: перепел, тимофеевка, кобылка. Беру гербарий и картинки. Приглашаю детей. Лисохвост – мышь - сова( прилетает из леса) сокол,ястреб Тимофеевка – кобылка – перепел Нивяник – цветочная муха - жаба, ящерица - Какой вывод мы можем сделать? (- Как живут обитатели луга? (Вместе, сообща) -Как поэтому можно назвать луг? (Природное сообщество)) - Значит, какая была тема урока? В листочки - Можем ли мы поставить точку в изучении данной темы? - Почему? - Значит, о чём пойдёт речь на следующем уроке? - Для чего нам нужны полученные знания по теме « Луг»? - Человек является частью природы. И он должен знать, беречь и любить природу. Рефлексия: - Закончим урок как обычно высказываниями … Домашнее задание: Вновь вернёмся к репродукции Александра Аверина « Цветущий луг». Так с помощью красок и кисти он передал образ луга . - А вы попробуйте создать коллаж « Луг – природное сообщество». И поможет вам в этом таблица, которую вы заполнили. Дополнительно: - Посмотрите мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил». И ответьте на вопрос «Почему дед великое равновесие нарушил»? - Карточки ,как обычно, на краю стола. | Слайд №1 (звучит музыка) Музыка - убираю Слайд №2 На доску:
Выдаю план работы и карточку с названиями Выдать таблицы Источники:
«Природоведение 3,5 класс» Мельчаков, Скаткина.
Стр.83 Ключевые слова Луг Слайд №3 Влажная почва освещённость Травянистые растения Слайд №4 (луг – это….) Слайд №5 Источники:
(гербарий) Колокольчик Клевер Тысячелистник Нивяник(ромашка) Мышиный горошек Мятлик Тимофеевка лисохвост Слайд №6 Слайд №7 Животный мир фиксирую доска Дети вносят названия животных в таблицу Пчёлы, шмели, бабочки, цветочные мухи, кобылка, кузнечики, жук – навозник, жук – могильщик, жаба, ящерица. Дети названия фиксируют в таблицу. Перепел, коростель, трясогузка, полёвки - р. п., мыши- р. п. Слайд №8 Слайд №9 Луг Влажная почва освещённость сообща Тр. Раст. Жив. Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью . (словарь С. И. Ожегова)
лютик
Луг – природное сообщество.
Продолжи высказывание: Я понял(а), что… Я научился … , потому что Наиболее трудным мне показалось … Я думаю, это потому, что … Самым интересным было …
Как поёт, как весело сияет Луг великолепною травой! Александр Балтин «Цветущий луг» Александр Аверин
Домашнее задание: Создать коллаж «Луг – природное сообщество». Дополнительное задание Посмотреть мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил». Ответить на вопрос: «Почему дед великое равновесие нарушил». http://ya.ru/
Как поёт, как весело сияет Луг великолепною травой! Александр Балтин «Цветущий луг» Александр Аверин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе (1-4). Автор программы: А.А. Плешаков. Тема: Где зимуют птицы?
Урок окружающего мира в 1 классе по программе А.А. Плешакова на тему «Где зимуют птицы?». Урок обобщения и сообщения новых знаний построен в форме урока-конкурса. Для достижения обучающей цели урока...
Урок по окружающему миру "Жизнь леса. Лес – природное сообщество."
Урок по окружающему миру...
Урок по окружающему миру на тему "Лес - природное сообщество" 4 класс.
Цели:1. продолжить воспитание бережного отношения и любви к природе;2. развитие познавательного интереса, самостоятельности в пр...
Конспект урока по окружающему миру на тему : «Луг – природное сообщество».
Конспект урока по окружающему миру .Автор Плешаков. 4 класс...
Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе "Природная зона тайга"
Данная методическая разработка содержит описание приёмов работы с "Ромашкой Блума" в условиях групповой работы на уроке окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тайга".О...