Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr._prir._mir.docx | 201.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир
Класс 4 Власов Кирилл (индивидуальное обучение по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с интеллектуальными нарушениями)
Количество часов: 68
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для индивидуального обучения по общеобразовательной программе начального общего образования составлена на основе:
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова. Мир природы и человека. 2 класс (в 2 частях). Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.Москва «Просвещение» 2017
Составитель: Попкова Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии г. Советский
г. Советский
2019 - 2020 уч. Год
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему природному миру для 4-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Письма Минобрнауки России от 11 марта 2016 года №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15);
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минпросвещения Росии от 28 декабря 2018 года №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
- Примерная программа по предмету окружающий природный мир
- Адаптированная рабочая программа по предмету окружающий природный мир составлена в соответствии с адаптированной образовательной программой начального общего образования МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №324 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2019-2020 учебный год и организации инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ в МБОУ гимназии г. Советский»
Ввиду психологических особенностей детей с УО, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие цели и задачи.
Цель:
Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию своей страны и всего человечества.
Развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Задачи:
Развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы .
Формирование личностных качеств культурного человека: доброты, терпимости, ответственности;
Развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
Ввиду психологических особенностей детей с УО, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
2.Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
4. Коррекция и развитие речи.
5. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
- Общая характеристика предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет окружающий природный мир входит в образовательную область «Окружающий мир». В соответствии с АООП (2 вариант) и Учебным планом МБОУ гимназии г. Советский программа по предмету рассчитана на 34 учебных недели (68 часов по 2 часа в неделю).
Материал предмета «Окружающий природный мир» представлен следующими содержательными линиями:
- Планируемые результаты освоения программы.
личностные
- освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
предметные
- узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице, в лесу;
- осознавать свою неразрывную связь с природой;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Содержание учебного предмета коррекционного курса;
№ п/п | Содержательная линия | Коррекционно - развивающие задачи |
Долгота дня 8ч. | Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. | |
Времена года 14ч. | Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. | |
Вода 4ч. | Знакомство учащихся со свойствами воды, ее значением для жизни живых организмов. Формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе. | |
Растения 15 ч. | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение)лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. | |
Животные (19ч.) | Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). | |
Природные явления (5ч.) | Называть такие природные явления, как роса, туман, снег, град, гроза. Соотносить их с временами года. |
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Дата по плану | Дата по факту |
Долгота дня -8ч | ||||
1 | Влияние солнца на смену времен года | Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Формирование понятия об изменении долготы дня и ночи в разные времена года. | 05.09 | |
2 | Влияние солнца на смену времен года. Экскурсия. | 06.09 | ||
3 | Сутки. День и ночь. | 13.09 | ||
4 | Сутки. Утро, день, вечер, ночь. | 14.09 | ||
5 | Долгота дня летом. | 20.09 | ||
6 | Долгота дня летом. | 21.09 | ||
7 | Долгота дня зимой. | 27.09 | ||
8 | Долгота дня зимой. | 28.09 | ||
Времена года 14ч. | ||||
9 | Осень. Экскурсия. | Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Расширить кругозор учащихся о видах растений и животных. Формировать представление о разнообразии растений, их приспособление к разным условиям жизни и временам года. Знакомство учащихся со свойствами воды, ее значением для жизни живых организмов. Формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе. | 3.10 | |
10 | Растения осенью. | 4.10 | ||
11 | Животные осенью | 10.11 | ||
12 | Занятия людей осенью. | 17.10 | ||
13 | Зима. | 18.10 | ||
14 | Животные зимой. | |||
15 | Занятия людей зимой. | 24.10 | ||
16 | Весна. | 25.10 | ||
17 | Растения весной. | 7..11 | ||
18 | Животные весной. | 8.11 | ||
19 | Лето. | 14.11 | ||
20 | Растения летом. | 15.11 | ||
21 | Животные летом. | 21.11 | ||
22 | Занятия людей летом. | 22.11 | ||
Вода-7 ч. | ||||
23 | Вода в природе | Знакомство учащихся со свойствами воды, ее значением для жизни живых организмов. Формирование представлений о различных состояниях воды, о воде в природе. | 28.11 | |
24 | Вода горячая и холодная. | 29.11 | ||
25 | Температура воды. | 5.12 | ||
26 | Вода в природе. | 6.12 | ||
27 | Свойства воды | 12.12 | ||
28 | Свойство воды | 13.12 | ||
29 | Значение воды для жизни живых организмов | 19.12 | ||
Растения 15ч. | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение)лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека. | 20.12 | ||
30 | Комнатные растения. | 26.12 | ||
31 | Части растений. | |||
32 | Цветы. | |||
33 | Жизнь растений. | |||
34 | Растения светолюбивые и тенелюбивые | |||
35 | Уход за комнатными растениями. | |||
36 | Огород. | |||
37 | Овощи. | |||
38 | Овощи в питании человека. | |||
39 | Какие овощи выращивают там, где ты живешь? | |||
40 | Сад. Фрукты. | |||
41 | Уход за растениями сада и огорода. | |||
42 | Фрукты в питании человека. | |||
43 | Что такое витамины. | |||
44 | Какие фрукты выращивают там, где ты живёшь? | |||
Животные 19ч. | ||||
45 | Домашние животные. | Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок). | ||
46 | Моё любимое домашнее животные | |||
47 | Животные нашего края. | |||
48 | Охрана животных. | |||
49 | Красная книга Югры | |||
50 | Экскурсия в музей - заповедник «Малая Сосьва». | |||
51 | Дикие животные. | |||
52 | Кошка и рысь. | |||
53 | Породы кошек. | |||
54 | Собака и волк. | |||
55 | Породы собак. | |||
56 | Рыбы. | |||
57 | Где живут рыбы. | |||
58 | Рыбы нашего края. | |||
59 | Как растёт рыба. | |||
60 | Морская рыба. | |||
61 | Речная рыба. | |||
62 | Строение рыбы. | |||
63 | Экскурсия в Мини - зоопарк. | |||
Природные явления (5ч.) | ||||
64 | Роса, туман. | Называть такие природные явления, как роса, туман, снег, град, гроза. Соотносить их с временами года. | ||
65 | Снег, град. | |||
66 | Дождь, звёздный дождь. | |||
67 | Гроза: гром, молния, радуга. | |||
68 | Природные явления. Викторина. |
7.Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | |
Печатные пособия | Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по окружающему социальному миру. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по окружающему социальному миру. |
Технические средства обучения | Магнитная классная доска. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Ноутбук. Сканер. Принтер струйный чёрно-белый. |
Экранно - звуковые пособия | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по окружающему социальному миру. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по окружающему социальному миру. |
Игры и игрушки | Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). |
Оборудование класса | Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п. |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя | Для обучающихся |
Матвеева Н,Б. «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2017г. | Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2017г. Рабочая тетрадь Н.Б.Матвеевой,М.А.Поповой. |
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва «Просвещение» 2017г. | Аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах; Альбомы с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания. Натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир»
Цель предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.Задачи: формирование представлений об объектах и явлениях...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса (вариант 2)
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью. тяжелыми и множественными нарушениями развития 2 класса (ва...
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир". 2 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" разработана и составлена в соответствии с ФГОС. Она направлена на развитие представлений об окружающем природном мире обучающихся с и...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Окружающий природный мир » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...