Конспект интегрируемого урока "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Демидкова Раиса Александровна

В данном конспекте представлены несколько перелётных птиц Ростовской области. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_konspekt.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный открытый урок (окружающий мир, математика).

Подготовила: Демидкова Раиса Александровна, учитель начальных классов.

1 класс

ТЕМА:   «Перелетные птицы»

ЦЕЛЬ: Сформировать представления о перелетных птицах посредством включения детей в исследовательскую деятельность.

ЗАДАЧИ

  1. Образовательные:
  • Формирование понятия о перелётных птицах, местах их гнездования и питании;
  • Отработка навыков сложения и вычитания в пределах 10;
  • Закрепление умения решать задачи;
  • продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

2. Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ и вовлечения в  исследовательскую деятельность;
  • учить наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать знания;
  • развивать речь учащихся; способность обобщать полученные знания, приводить аргументы.

3. Воспитательные:

  •     воспитывать интерес к предмету окружающий мир;
  • умение распределять роли в общем деле и оценивать собственный результат.

Формы обучения: работа в парах и самостоятельная работа.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: закрепить знания о составе числа 10, уметь складывать и вычитать в пределах 10, иметь представления о перелетных птицах, местах их гнездовий, повадках.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:        презентация, индивидуальные листы для выполнения заданий, карточки для работы в парах, картинки с изображением птиц, их корма.

Этап урока

Содержание

слайд/ задание №

Примечание

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Раиса Александровна. Сегодня я буду вести у вас урок…

Создать положительный настрой.

Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня к нам в гости на урок должна была прилететь сова, но пока я шла к вам, мне на телефон пришло голосовое сообщение. Давайте послушаем его:

Голосовое сообщение: Здравствуйте, ребята! Я, Учёная Сова, веду свой репортаж из весеннего леса, тут очень шумно и мне трудно говорить… Сюда прилетают всё новые и новые гости. Ребята, мне понадобиться ваша помощь…(запись прерывается и слышны только птичьи голоса)

- Ребята, как вы думаете, где находится Учёная Сова? (В весеннем лесу).

- Кого же встречает Учёная Сова в весеннем лесу? (Птиц).

- Ребята, разве птицы не живут в лесу круглый год? (Живут)

- Да, ребята, многие птицы остаются в лесу круглый год. Каких же птиц встречает Учёная Сова? (Птиц, которые улетают на зиму в другие края).

Если дети не отвечают: Ребята, Учёная Сова встречает птиц, которые улетали на зиму в тёплые края.

- Как мы называем птиц, которые к нам прилетают из тёплых стран? (Перелетные)

(Даю определение «перелетные птицы»)

- А как вы думаете, почему птицы зимой улетают в тёплые края? (становится холодно, им трудно найти пищу)

- Молодцы, а почему птицы возвращаются? (становится тепло, появляется корм, прилетают создавать потомство)

- Ой, ребята, сейчас пришло новое сообщение от Умной Совы.

- Сова: ребята, я надеюсь, вы поняли, что я встречаю в весеннем лесу перелётных птиц, и мне понадобится ваша помощь! Их так много, что я одна не справлюсь! Помогите мне собрать информацию о перелётных птицах, чтобы каждого расселить в весеннем лесу.

- Итак, ребята, какое задание нам задала Учёная Сова? (Помочь ей расселить перелетных птиц в лесу)

Слайд 2.

Слайд 3.

Слайд 4

Слайд 5

Постановка учебной задачи:

  • Определение темы урока.
  • Определение этапов работы

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, Учёная Сова просит у нас помощи, чтобы помочь Сове расселить птиц в весеннем лесу, нам надо провести настоящее исследование! Сегодня мы станем учёными, которые изучают птиц. Учёные, которые изучают жизнь, и повадки птиц называются – орнитологами.

На ваших партах лежат папки. Откройте, посмотрите,  что лежит внутри.

Рассматриваем содержимое папки.

- Ребята,  найдите в своих папках Задание от Учёной Совы. (Показываю лист, который надо достать).

- Положите его посередине парты, заполнять его мы будем в парах.

- Что нам нужно знать, чтобы выполнит это задание от Учёной совы? (Нам нужно знать, где птицы стоят гнёзда, чем питаются)

Слайд 6

Слайд 7

Актуализация знаний.

И вот к нам летит самая ранняя перелетная птица.

Всех перелетных птиц черней,

Червякам враг, друг полей,

Взад - вперед по пашне вскачь

И зовется птица: (грач)

- Ребята, что вы узнали из загадки? Чем питается грач? (Червяками)

- Грачи прилетают одними из первых на родину. Они не боятся холодов. Грач и грачиха строят гнездо вместе.

Видео: грачи строят гнезда.

- Где грачи строят гнёзда? (на дереве)

- Из чего строят гнёзда? (из веток, прутиков)

Задача №1

Нахождение части от челого. Вычитание в пределах 10. Сравнение чисел: насколько больше/меньше.

- В наших папках от Учёной Совы есть для нас задание (Показываю лист с заданием, на которм изображен грач). Положите его перед собой.

Смотрите, грач принёс 7 прутиков (показываю 7 прутиков).

Чтобы закончить строительство гнезда им нужно принести всего 10 прутиков. Как узнать, сколько прутиков не хватает?

Ребята, как называет такой вид задания? (задача)

-Как вы поняли, что перед вами задача? (есть условие и требование)

При затруднении помогаю вопросами: Что нам известно? Что нужно найти? Как найти часть, если знаем целое и вторую часть? Каким математическим действием решить задачу?

- Запишите решение задачи на ваших листах.

- Ребята, а как узнать, насколько грач принёс прутиков больше, чем грачиха?

- Запишите решение.

-  Ах, как сейчас весело в весеннем лесу! Прилетают все новые и новые гости! Давайте представим, что мы перелетные птицы…

-А вот ещё одна птица подлетает! Угадайте, кто это?

На дереве – дворец

Во дворце – певец

А зовут его: Скворец

- Скворец, птица певчая. Живёт птица в лесу и городах. Вьёт гнезда в дуплах деревьев или под крышами домов.

- Ребята! Учёная Сова хочет узнать,чем питается скворец.

 Давайте посмотрим в наши информационные листы. (Показываю лист с заданием)

Задача№2        

Сложение в пределах 10. Расположение чисел в порядке возрастания. Заполнение таблицы нужной информацией.

- Отлично потрудились, ребята! Теперь Учёной Сове будет легче расселить перелетных птиц.

Физкультминутка.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  («улетают», садятся)

- И вот взошло и заиграло над лесом весеннее солнышко, зажгло янтарным светом журчащие ручейки. Набухли почки на деревьях. И послышался в лесу чей - то голосок (звучит запись голоса кукушки).

- Чей это голос? Что вы знаете об этой птице? Живёт в лесу, в камышах, кустарниках.

- Посмотрите на картинку. Чем питается птица? питается насекомыми (гусеницами, жучками).

(Зрительная гимнасимка) Давайте последим за кукушкой на экране монитора и посчитаем сколько раз она переместилась с места на место (Считаем вслух, прыгнула 10 раз)

- Что вы знаете о числе 10? (двухзначное, круглый десяток,  состоит из разряда десятков и единиц)

- Кажется еще одна птица подлетает. Отгадайте, кто она?

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста?

- Наша гостья ласточка (изображение ласточки).

Ласточки прилетают в середине мая. Ее легко узнать по черному оперению и белой грудке. У ласточки быстрый непрерывный полет, она не просто летает, а ловит в воздухе мух и комаров.

Лепят гнезда ласточки под крышами домов, или делает узкие норы на обрыве берега реки. Норка имеет узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал: грязь, глина, а склеивается все слюной самой птицы.

-  Ребята, ласточки такие быстрые, всё время перелетают с места на место  чтобы поймать мошку. Помогите Умной сове их сосчитать!

Пять ласточек на крышу село (Считаем 1,2,3,4,5 пальцы на правой руке)

Пять еще к ним прилетели. (Считаем 1,2,3,4,5 пальцы на левой руке)

Две взлетели с крыши вмиг,

Сколько же на крыше их?

(на крыше 8 ласточек)

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Фронтальная и индивидуальная работа.

Составление задачи. Помощь при затруднении.

Первичное закрепление.

- Ребята, давайте вспомним, какие птицы прилетели к нам в весенний лес  (грач, скворец, кукушка, ласточка).

- Что мы о них узнали? (где строят гнезда, чем питаются)

- Молодцы, вы очень внимательные!  И теперь пришло время выполнить задание Учёной Совы. Посмотрите еще раз в таблицу, что вам понадобится? (изображение птиц, и чем они питаются)

- Посмотрите, есть в ваших папках изображения птиц и их корма? (Да)

- Заполните таблицу, работая в парах.

Дети заполняют таблицу, вклеивая изображения птиц и изображение их корма.

Слайд 19

Работа в парах.

Рефлексия

Покажите ваши проекты. Я сфотографирую и передам фотографию умной Сове. А пока мы ждём ответа, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке.

Итог урока:

- О каком явлении в природе весной мы говорили на уроке?

(Возвращение перелётных птиц).

- Что нового вы узнали?

- Какие знания помогли нам заполнить таблицу? (название птиц, место их обитания, корм).

- Вам было интересно на уроке?

Сообщение от Умной Совы: Ребята, спасибо за помощь! Мне удалось расселить птиц в весеннем лесу! Вы настоящие ученые-исследователи! И каждый из вас получает значок Юного орнитолога!

- Спасибо за урок.

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Награждение значками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект устного журнала "Птицы - наши друзья"

Данное мероприятия проводится для учащихся начальной школы. Детей ждут разнообразные конкурсы, кроссворды. В ходе мероприятия дети знакомятся с птицами, узнают, как им помочь зимой....

Конспект урока "Праздник птиц". 2 класс

Здесь подобран материал для повторения темы "Птицы"....

конспект мероприятия "Зимующие птицы"

Внеклассное воспитательное мероприятие можно провести во 2 классе, когда проходите тему "Зимующие птицы" по окружающему миру. Оно очень хорошо помогает детям запомнить птиц в игровой форме, а также зн...

Конспект занятия "Зимующие птицы"

Конспект занятия предназначен для детей в возрасте от 8 до 12 лет, занимающихся в объединениях экологической направленности, а также может быть использован учителями начальных классов для проведения у...

Слайды к конспекту занятия: "Зимующие птицы"

Конспект разработан для детей раннего возраста. Малыши мыслят предметно, поэтому слайды с картинками им помогают освоить материал занятия...

Конспект воспитательного часа "Птицы наши друзья"

Конспект воспитательного часапо теме «Птицы наши друзья»....

План- конспект урока технологии. Птица счастья. Оригами.

План- конспект урока технологии. Птица счастья. Оригами. Программа Школа России....