"Лес- единство живой и неживой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Методическая разработка и презентация по окружаещему миру, 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экосистема леса. Единство живой и неживой природы.
Цели:
– Ознакомить учащихся с деревьями и их особенностями, с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу.
– Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий.
– Называть, из чего состоит экосистема.
Оборудование: иллюстрации различных деревьев, гербарий с листьями, : иллюстрации обитателей леса, ), картины с изображением разных лесов, коллекции насекомых (короеды).
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Какие экосистемы мы прошли с Вами на прошлых занятиях? (Озеро, болото, луг.)
– Чем каждая из них отличается от других?
Рассказывают об отличительных особенностях изученных экосистем.
– Что с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг.)
--Предположите, а это вся цепочка превращений одной экосистемы в другую?!
--Что произойдёт с лугом со временем? (станет лесом)
--Правильно! Наш предыдущий урок нас с вами к этому подвёл.
--Назовите участников экосистемы леса? Сможете Вы ответить на этот вопрос? (нет)
Тема нашего сегодняшнего урока Лес. Единство живой и неживой природы.
Давайте составим план урока, по которому будем работать: Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.
1.Что мы выделяем главное в каждой экосистеме?
2. Участники экосистемы: едоки, кормильцы, мусорщики.
3. Роль участников экосистемы.
Вывести цели урока на экран. Слайд 2
--Мы сегодня начнём знакомиться с экосистемой леса.
И начнём с самого главного. С чего? Отгадайте.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Деревья)
– Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 58. Чем различаются их мнения? Какой у вас возникает вопрос? Слайд 3
Какую роль деревья выполняют в экосистеме?
.ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в парах. Работа в учебнике.
– Давайте познакомимся с лесом. Отправимся на воображаемую экскурсию в лес. Рассмотрите рисунок на с. 58 и вопрос к нему. Расскажите, что можно увидеть в лесу. Слайд 4 (Лес – экосистема многоэтажная: деревья, кустарники, травы. Растения приспособились жить на разных «этажах».)
Леса на нашей планете представлены разными видами. ( Опережающее сообщение о разных видах лесов: тайга, лиственные, дубрава, 2-3мин.)слайд 5,6,7
– Познакомимся поближе с каждой группой растений. Задания для пар:
1ряд. Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев. (Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твёрдым стеблем.)
2ряд. Рассмотрите рисунок на с. 60, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для кустарников. (Эти кустарники используются в медицинских целях, декоративных. Они имеют несколько твёрдых стеблей.)
3ряд. Рассмотрите рисунок на с. 61, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для трав. (Травам характерен мягкий зелёный стебель. Рассказывают о растениях, которые встречались детям.)
– Какие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних «этажей»? (Деревья, поскольку высокие, получают больше света и защищают растения нижних «этажей».)
– Давайте поближе познакомимся с деревьями. Рассмотрите рисунок, прочитайте текст на с. 59–60 и ответьте на вопросы:
Где образуются органические вещества в дереве? Каким же образом они оказываются в корне? А какая часть дерева отвечает за добычу воды и минеральных веществ? Но ведь эти же вещества нужны и листьям. Как они там окажутся? (Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья.)
1) Какую роль выполняет ствол дерева? (По стволу перемещаются вещества.)
2) Каким должен быть ствол, чтобы удержать такое количество веток с листьями? (Ствол деревьев должен быть крепким. Это используется человеком в строительстве.)
3) Какими должны быть корни, чтобы удержать в почве таких великанов да и ещё добыть такое количество воды, чтобы на всех хватило? (Корни должны быть большими, длинными.)
– Почему же деревья – главные производители экосистемы леса? (Деревья – многолетние растения с большой кроной, производящие много веществ.)
Вывод: Какие группы растений являются главными в экосистеме леса?(деревья, кустарники, травы).
Давайте проверим, на сколько каждый усвоил новые знания.
Самостоятельное применение знаний.
Работа в рабочей тетради.
– Задания из рабочей тетради на выбор, с.29 №1(поменяться тетрадями и проверить правильность выполнения) и №4 (попросить детей назвать, что написали).
Вывод: Итак, мы познакомились с кормильцами экосистемы леса. А теперь переходим к едокам.
Мы очутились в сосновом бору (слайд 14). Встаньте, вытяните руки вверх, как деревья тянутся к солнышку, закройте глаза, представьте что вы в лесу, глубоко вдохните этот бодрящий воздух, покачайте руками влево и вправо. Чье присутствие вы ощущаете? Слайд 15
Мы ощущаем обитателей леса – животных! Может быть, они в лесу не так важны? Какова роль животных в экосистеме леса?)
– Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос.
– Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. Слайд 16
Представляют различные цепи питания.
– Итак, какова роль животных потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.) Слайд 17
– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Да.)
– Короеды. Что о них знаете? Почему так названы? (Наверно, это животные, питающиеся корой.)
– Что произойдёт с растениями, если короед поселится на:
1. молодом, здоровом растении;
2. старом, больном растении.
Высказывают различные мнения.
– Давайте проверим наше предположение по учебнику, с. 63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.)
– А может, ещё они выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование. (Животные, например птицы, регулируют круговорот веществ.)
– Прочитайте текст на с. 63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить на вопрос урока? (Животные экосистемы леса регулируют круговорот веществ.) Слайд 18, 19(животные леса)
– Какое это животное? Слайд 20(Показать рисунок дождевого червя.) Узнаёте? Какую роль он играет в экосистеме? Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Дождевой червь в экосистеме выполняет роль разрушителей. Микроорганизмы, грибы.)
– В каких условиях живут разрушители? ( Им необходимы питательные вещества, влага.)
– Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? Что заметили? (В лесу влажно.)
– А если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым.)
– Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).Слайд 21
– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Лес является экосистемой с замкнутым круговоротом веществ.)
– Какова была тема урока? (экосистема леса.)
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
--Найдите ошибку в пищевой цепи, перед вами листки с заданием, возьмите и выполните его.
Вывод: неправильная цепочка 4 слайд 21
– (по времени) Задания из рабочей тетради на выбор с.31 №3(кроссворд).
1V. Итог урока. Рефлексия.
– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?
Возврат к плану и целям урока. (познакомились с участниками экосистемы леса , узнали их роль, а самое главное Экосистема леса устойчивая и замкнутая )
ΙV. Домашнее задание.
Чтение текста темы 15 и 16, ответить на вопросы с. 61 №1-3, с.64 №4
Если останется время, выставить оценки детям за работу на уроке.
V. Итог урока.
Каждый куст берегите, ребята.
Где росток ты увидишь какой,
Может вырасти дуб в три обхвата.
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод,
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Спасибо большое за работу на уроке, вы все молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)
Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...
Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"
Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....
Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.
Тема: Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....
Урок окружающего мира по программе ПНШ в 3 классе "Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе ПНШ по учебникам Федотовой О.Н....
Урок мир природы и человека. Тема: Объекты живой и неживой природы.
Урок для проведения в 1 классе....
2 класс. Окружающий мир Тема: "Живая и неживая природа, Явления природы."
Урок по предмету "Окружающий мир" 2 класс...