"Лес- единство живой и неживой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Зобова Елена Васильевна

Методическая разработка и презентация по окружаещему миру, 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экосистема леса. Единство живой и неживой природы.

Цели:

 – Ознакомить учащихся с деревьями и их особенностями, с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг к другу.

 – Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; приводить примеры организмов разных профессий.

– Называть, из чего состоит экосистема.

Оборудование: иллюстрации различных деревьев, гербарий с листьями, : иллюстрации обитателей леса, ), картины с изображением разных лесов, коллекции насекомых (короеды).

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

– Какие экосистемы мы прошли с Вами на прошлых занятиях? (Озеро, болото, луг.)

– Чем каждая из них отличается от других?

Рассказывают об отличительных особенностях изученных экосистем.

– Что с ними происходит со временем? (Озеро превращалось в болото, которое зарастало и превращалось в луг.)

--Предположите, а это вся цепочка превращений одной экосистемы в другую?!

--Что произойдёт с лугом со временем? (станет лесом)

--Правильно! Наш предыдущий урок нас с вами к этому подвёл.

--Назовите участников экосистемы леса? Сможете Вы ответить на этот вопрос? (нет)

Тема нашего сегодняшнего урока  Лес. Единство живой и неживой природы.

Давайте составим план урока, по которому будем работать: Составляется план на основе мнений, которые высказывают дети.

1.Что мы выделяем главное в каждой экосистеме?

2. Участники экосистемы: едоки, кормильцы, мусорщики.

3. Роль участников экосистемы.

Вывести цели урока на экран. Слайд 2

--Мы сегодня начнём знакомиться с экосистемой леса.

И начнём с самого главного. С чего? Отгадайте.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. 

  (Деревья)

– Прочитайте диалог наших героев в учебнике на с. 58. Чем различаются их мнения? Какой у вас возникает вопрос? Слайд 3

Какую роль деревья выполняют в экосистеме?

.ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Работа в парах. Работа в учебнике.

– Давайте познакомимся с лесом. Отправимся на воображаемую экскурсию в лес. Рассмотрите рисунок на с. 58 и вопрос к нему. Расскажите, что можно увидеть в лесу. Слайд 4 (Лес – экосистема многоэтажная: деревья, кустарники, травы. Растения приспособились жить на разных «этажах».)

Леса на нашей планете представлены разными видами.  ( Опережающее сообщение о разных видах лесов: тайга, лиственные, дубрава, 2-3мин.)слайд 5,6,7

– Познакомимся поближе с каждой группой растений. Задания для пар:

1ряд. Рассмотрите рисунок на с. 59, ответьте на вопрос к нему. Выделите отличительный признак для деревьев. (Деревья бывают лиственные и хвойные. Это многолетние растения с твёрдым стеблем.)

2ряд. Рассмотрите рисунок на с. 60, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для кустарников. (Эти кустарники используются в медицинских целях, декоративных. Они имеют несколько твёрдых стеблей.)

3ряд. Рассмотрите рисунок на с. 61, ответьте на вопрос. Выделите отличительный признак для трав. (Травам характерен мягкий зелёный стебель. Рассказывают о растениях, которые встречались детям.)

Какие преимущества имеют деревья перед травами? Что дают деревья растениям нижних «этажей»? (Деревья, поскольку высокие, получают больше света и защищают растения нижних «этажей».)

– Давайте поближе познакомимся с деревьями. Рассмотрите рисунок, прочитайте текст на с. 59–60 и ответьте на вопросы:

Где образуются органические вещества в дереве? Каким же образом они оказываются в корне? А какая часть дерева отвечает за добычу воды и минеральных веществ? Но ведь эти же вещества нужны и листьям. Как они там окажутся? (Органические вещества образуются в листьях, затем перемещаются в корень по стеблю. Минеральные вещества и воду впитывает корень, а затем они по стеблю перемещаются в листья.)

 1) Какую роль выполняет ствол дерева? (По стволу перемещаются вещества.)

2) Каким должен быть ствол, чтобы удержать такое количество веток с листьями? (Ствол деревьев должен быть крепким. Это используется человеком в строительстве.)

3) Какими должны быть корни, чтобы удержать в почве таких великанов да и ещё добыть такое количество воды, чтобы на всех хватило? (Корни должны быть большими, длинными.)

– Почему же деревья – главные производители экосистемы леса? (Деревья – многолетние растения с большой кроной, производящие много веществ.)

Вывод: Какие группы растений являются главными в экосистеме леса?(деревья, кустарники, травы).

Давайте проверим, на сколько каждый усвоил новые знания.

Самостоятельное применение знаний.

Работа в рабочей тетради.

– Задания из рабочей тетради на выбор, с.29 №1(поменяться тетрадями и проверить правильность выполнения) и №4 (попросить детей назвать, что написали).

Вывод: Итак, мы познакомились с кормильцами экосистемы леса. А теперь переходим к едокам.

Мы очутились в сосновом бору (слайд 14). Встаньте, вытяните руки вверх, как деревья тянутся к солнышку, закройте глаза, представьте что вы в лесу, глубоко вдохните этот бодрящий воздух, покачайте руками влево и вправо. Чье присутствие вы ощущаете? Слайд 15

Мы ощущаем обитателей леса – животных! Может быть, они в лесу не так важны?  Какова роль животных в экосистеме леса?)

– Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос.

– Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. Слайд 16

Представляют различные цепи питания.

– Итак, какова роль животных потребителей? (Потребители участвуют в круговороте веществ.) Слайд 17

– Только ли в этом заключается их роль? Хотите узнать ещё? (Да.)

– Короеды. Что о них знаете? Почему так названы? (Наверно, это животные, питающиеся корой.)

– Что произойдёт с растениями, если короед поселится на:

  1. молодом, здоровом растении;

  2. старом, больном растении.

Высказывают различные мнения.

– Давайте проверим наше предположение по учебнику, с. 63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.)

– А может, ещё они выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование. (Животные, например птицы, регулируют круговорот веществ.)

– Прочитайте текст на с. 63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить на вопрос урока? (Животные экосистемы леса регулируют круговорот веществ.) Слайд 18, 19(животные леса)

– Какое это животное? Слайд 20(Показать рисунок дождевого червя.) Узнаёте? Какую роль он играет в экосистеме? Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Дождевой червь в экосистеме выполняет роль разрушителей. Микроорганизмы, грибы.)

– В каких условиях живут разрушители? ( Им необходимы питательные вещества, влага.)

– Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? Что заметили? (В лесу влажно.)

– А если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? Какой он будет? (Разрушителей в экосистеме будет много, и они справятся со своей работой. Значит, круговорот будет замкнутым.)

– Что можно сказать об экосистеме леса? Сделайте вывод. (Лес – устойчивая экосистема).Слайд 21

– Какой был вопрос урока? Как мы на него ответим? (Лес является экосистемой с замкнутым круговоротом веществ.)

– Какова была тема урока? (экосистема леса.)

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

--Найдите ошибку в пищевой цепи, перед вами листки с заданием, возьмите и выполните его.

Вывод: неправильная цепочка 4 слайд 21

– (по времени) Задания из рабочей тетради на выбор с.31 №3(кроссворд).

1V. Итог урока. Рефлексия.

– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?

Возврат к плану и целям урока. (познакомились с участниками экосистемы леса , узнали их роль, а самое главное Экосистема леса устойчивая и замкнутая )

ΙV. Домашнее задание.

Чтение текста темы 15 и 16, ответить на вопросы с. 61 №1-3, с.64 №4

Если останется время, выставить оценки детям за работу на уроке.

V. Итог урока.

Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь какой,

Может вырасти дуб в три обхвата.

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод,

Так, пожалуй, считать – не сочтёшь.

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Спасибо большое за работу на уроке, вы все молодцы!        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живая и неживая природа (задания на актуализацию знаний)

Задания, которые представлены на слайдах направлены на:- систематизацию знаний учащихся о живой и неживой природе, о классификации грибов на съедобные и несъедобные;- развитие мышления младших школьни...

Урок окружающего мира по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа"

Конспект урока по теме: "Как связаны между собой живая и неживая природа". В уроке сочетаются разные формы: работа в группах. парах. просмотр видефильма, тест по проверки знаний....

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Урок окружающего мира по программе ПНШ в 3 классе "Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе ПНШ по учебникам  Федотовой О.Н....