Урок окружающего мира по программе ПНШ в 3 классе "Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по программе ПНШ по учебникам Федотовой О.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lug_i_ego_obitateli.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир (УМК «Перспективная начальная школа»)
Ф.И.О. учителя Краева Ольга Владимировна
Класс 3
Тема урока: «Природное сообщество луг - единство живой и неживой природы»
Место урока в изучаемой теме:2-й урок в теме «Природные сообщества »
Тип урока: ОНЗ с применением ИКТ и игровых технологий.
Оборудование: презентация, карточки с названиями растений и животных, картинки смайликов, энциклопедический словарь в Интернете,
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 3 класс: Учебник. 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник.
карточка с заданиями, взятыми из тетради для самостоятельной работы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. –М.:Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Цель (для учителя) | Цель (для обучающихся) | Планируемый результат | Критерии оценки |
Организовать работу по знакомству с природным сообществом – поле, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны. | Познакомиться с природным сообществом – поле, с его обитателями и раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы. | Знание существенных признаков поля и его обитателей. Умение различать вредителей и полезных животных поля. Умение составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. | Знание представителей растительного и животного мира природного сообщества –поле. Умение называть растения поля. Умение называть животных поля. Умение составлять цепи питания |
Задачи (для учителя) | Задачи (для обучающихся) | ||
1. Формировать представления у учащихся о поле, как о природном сообществе, о взаимосвязи живой и неживой природы. 2.Познакомить с разнообразием живых организмов данного природного сообщества. 3.Формировать умение ориентироваться в книге и находить ответы на вопросы. 4.Формировать умение добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, делать обобщения. 5.Обеспечить наглядное представление нового материала в виде презентации 6.Формировать умение применять полученные знания в ходе самостоятельной работы 7.Учить оценивать свою деятельность по критериям 8.Развивать умение рассуждать и делать выводы. 9.Развивать познавательный интерес 10.Воспитывать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды. | 1.Объяснить значение слова поле 2.Узнать о растениях поля. 3.Узнать о животных поля. 4.Составить цепи питания. 5.Применить полученные знания в ходе самостоятельной работы. 6.Оценить свою работу. |
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный | Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок. | Фронт | Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои солнечные лучики маме, папе, всем своим друзьям и близким и пожелайте им любви и добра | Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах. | Познавательные УУД Общеучебные (контроль процесса) | ||
Актуализация знаний обучающихся | Повторить тему предыдущего урока «Луг и его обитатели» | - Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Вспомним определение леса Игра «Убери лишнее» -Рассмотрите картинки с растениями и животными леса. Уберите лишние. - Проверим правильность выполнения задания. - Вспомним определение природного сообщества. - Лес является природным сообществом? Почему? -Какая связь между живой и неживой природой существует в лесу? | Взаимоконтроль Наблюдение. | Групп Фронт | Контролирует правильность выполнения задания. Подводит итог. | Работая в группе, обсуждают правильность выбранных слов. Заполняют таблицу. | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение с товарищами в группе. Познавательные УУД Логические (подведение под понятие) |
Определение темы урока | Определить тему урока | - Сегодня мы продолжаем изучать главу «Природные сообщества». Прочитайте тему урока в учебнике «Луг и его обитатели» | Работа с книгой. Наблюдение. | Инд. Фронт | Слушает ответы, контролирует и вносит коррективы в случае необходимости. | Смотрят в учебник, определяют тему урока, проговаривают её вслух. | Познавательные УУД Поиск и выделение необходимой информации |
Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели) | Сформулировать цель урока на основе темы. Определить задачи. | -Определим цель нашего урока (познакомиться с природным сообществом – луг, с его обитателями и раскрыть взаимосвязь живой и неживой природы) - Поставим задачи урока: *Объяснить значение слова луг *Узнать о растениях луга. *Узнать о животных луга. *Составить цепи питания. *Применить полученные знания в ходе самостоятельной работы. *Оценить свою работу. - Найдём значение слова «луг»? (Работа со словарями Интернета) Слайд Пиктограмма «Повтори пройденное» стр. 29 учебник 1 часть. Учитель просит найти план села Мирного. Внимание детей обращается на условные обозначения реки Татьянки, лугов, которые, словно ковром , раскинулись на её низких берегах. Татьянка часто заливает эти луга, поэтому их и называют – заливными. Вдали от реки располагаются суходольные луга. Они получают влагу от выпадающих осадков. Слайд - Чем луг отличается от леса? - О каких растениях и животных луга ты знаешь из книг? - Есть ли в твоём крае луга? | Эвристич беседа. | Фронт. | Организует беседу с обучающимися, в ходе которой конкретизирует известные и неизвестные понятия. Оказывает помощь в формулировании цели и задач урока. | Анализируют название темы урока. Формулируют цель и задачи урока вслух. | Регулятивные УУД Выделение и формулирование познавательной цели и задач в совместной с учителем деятельности. Личностные УУД Смыслообразова ние (учебная мотивация) Познавательные УУД: Формирование умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач Извлечение необходимой информации из дополнительных источников Умение проводить доказательства . |
Открытие новых знаний | Обеспечить получение обучающимися информации из разных источников. Учить выполнять действия по изучению нового природного сообщества по плану. | План изучения природного сообщества: 1.Растения … 2.Животные … 3.Цепи питания… - Переходим ко 2-ой задаче урока: Познакомиться с растениями луга. Работа в группах: 1гр изучают материал о кормовых растениях 2гр – о декоративных. Проверка: обмен опытом Слайды - Есть ли среди травянистых растений лекарственные и ядовитые? Слайд - Будут ли растения луга зависеть от неживой природы? Вывод: Следовательно, существует взаимосвязь между растениями и человеком, между живой и неживой природой. | Интеракт. Частично- поисковый | Груп- повая. Фронт. | Предлагает работу по извлечению информации из учебника Наблюдает за работой обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями. Самостоятельно изучают по учебнику материал о растениях | Работая в группе, находят ответы на заданные вопросы. | Коммуникативные УУД Умение договариваться, находить общее решение с товарищем. Умение продуктивно взаимодействовать в группе. Познавательные УУД -Построение логической цепи рассуждений. -Извлечение необходимой информации из учебника. -Знаково- символические действия: заполнение таблицы. Регулятивные УУД Использование речи для регуляции своего действия. |
Формировать умение работать в паре, умение слышать и понимать товарища; извлекать необходимую информацию из учебника | Работаем по 3-ей задаче урока. Изучаем животных луга Работа в парах Ребятам предлагается рассказать соседу по парте , каких животных можно встретить на лугу. Следует обратить внимание детей на то, что на лугу крупные животные не живут. Проверка. Игра «Узнай животных луга» Слайды - Будет ли жизнь животных луга зависеть от растений? -Будет ли жизнь животных зависеть от неживой природы? Вывод: жизнь животных луга зависит от неживой природы. | Работают в парах по рисункам учебника и участвуют в игре | |||||
Формировать умение слушать товарища; извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительного источника-хрестоматии | Сообщение - Рассказ ученика о значении луга для животных и человека. Слайд -Прочитайте по хрестоматии интересные сведения Вывод. | 1 уч-ся рассказывает о значении леса | |||||
Формировать умение применять и использовать полученные знания под руководством учителя | Задача 4 Составьте цепи питания, пользуясь учебником (Определение: Цепи- это цепочки разных живых организмов) Вывод: Нарушение цепей питания может привести к исчезновению растений или животных. -Установим связь живой и неживой природы. Для этого посмотрим, как выглядит луг в разные времена года. Слайд Вывод: Живые организмы не только не могут жить без взаимодействия друг с другом. Но и не могут жить без неживой природы, которая оказывает существенное влияние на произрастание растений и существование животных. | Фронт. | Познавательные УУД -Построение логической цепи рассуждений. -Установление сходства и различия -Подведение под понятие Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
Формировать умение находить сходства и различия между природным сообществом луга и поля. | - Вернёмся к определению природного сообщества. Можно ли луг назвать природным сообществом? -В чём сходство леса и луга? - Чем луг будет отличаться от леса? | ||||||
Формирование первичных умений на основе самоконтроля | Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные знания. | Самостоятельная работа на карточках - Выделим критерии оценивания: 1.Знание представителей животного и растительного мира. 2. Умение выделять растения луга 3. Умение выделять животных луга 4. Умение составлять цепи питания -Оцените свои знания по каждому критерию и отметьте на волшебной линейке уровень знаний. Задания: 1)Прочитай названия растений. Подчеркни те, которые растут на лугах: Клевер, рожь, мятлик, тимофеевка, берёза, лютик тысячелистник, колокольчик 2)Прочитай названия животных. Подчеркни те, которые обитают на лугах. Мыши, лось, лиса, перепел, коростель, дятел, шмели, жук- навозник. 3) Устно составьте 2цепи питания, которые сложились в поле. | Самостоятельная работа | Инд. | Предлагает задание для самостоятельной работы, слушает критерии оценивания, прогнозирование результата. Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенный способ действий в новых условиях. | Знакомятся с заданием, предлагают критерии оценивания, прогностическую самооценку. Отмечают на волшебных линейках уровень своих знаний Комментируют выполнение задания «про себя», сопоставляют усвоенный способ действий и реальный процесс | Познавательные УУД Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные УУД Осуществлять самоконтроль и контроль, прогнозирование результатов. |
Рефлексивно-оценочный | Обеспечить условия для пооперационного контроля хода выполнения задания. Формировать умение оценивать себя. | Проверка (по слайду) - Растения поля: - Животные поля: - Устно называют цепи питания. | Самостоятельный контроль по слайду. | Фронт. | Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенный способ действий в новых условиях. Организует проверку по образцу. Слушает ответы детей. Акцентирует внимание на конечном результате Обобщает обнаруженные ошибки. Организует работу по внесению соответствующих исправлений. | Сверяют результат с образцом. Выполняют ретроспективную самооценку. Сообщают результаты. Исправляют ошибки, вносят необходимые коррективы в действие. Анализируют свои действия. | Регулятивные УУД Умение поиска и выделения нужной информации. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Оценка ( осознание уровня и качества усвоения) |
Формировать умение устанавливать причинно –следственные связи | (Устно) игра «Подумай» Что произойдет с лугом, если: Вывод: человек не имеет права нарушать жизнь поля, потому что любое вмешательство в природное сообщество отразится на самом человеке. Например, ловля бабочек – не опыляются растения. Сжигание сухой травы – истощение почвы. | Личностные УУД Умение дать адекватную оценку происходящему Регулятивные УУД Оценка ( осознание уровня и качества усвоения) Познавательные УУД Установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений. | |||||
Домашнее задание | Обеспечить условия для самостоятельного выбора домашнего задания. | Предлагает задания обязательное: Подготовить пересказ по учебнику и дополнительное: Подготовить рисунки по теме «Природное сообщество- луг» | Воспринимают информацию | Личностные УУД осмысление | |||
Итог урока | Подвести итог урока. | - Какую цель мы ставили в начале урока? - Все ли задачи урока выполнили? -Как вы можете оценить свою работу на уроке? | Беседа | Фронт. | Слушает ответы. Зачитывает советы: Не жги сухую траву на лугах весной! Не оставляй на лугу мусора! Не разоряй птичьи гнёзда! Не разоряй гнезд шмелей! Не рви цветы ! Бабочка – махаон, многие виды шмелей, растения купальница, колокольчик уже стали редкими и занесены в Красную книгу. Вы, школьники, можете стать друзьями природы и участвовать в охране лугов. | Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке. Переформулируют недостатки в позитивные цели. Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Регулятивные УУД Умение удерживать цель Личностные УУД Умение дать адекватную оценку происходящему |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 - ом классе по теме "Золотая осень. Путешествие в неживую природу".
Данный урок является одним из уроков при изучении в первом классе темы «Осень». Выбрана нетрадиционная форма проведения урока. На уроке осуществляется дифференцированный подход к обучению, используютс...
Урок по окружающему миру. 2 класс. Обобщение по теме: "Осенние изменения в живой и неживой природе"
Цель урока:1. Проверить, ка дети усвоили изученную тему.2. Развитие интереса к предмету "Окружающий мир".3. Воспитание чувства товарищества, дружбы....
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе(УМК "Школы России"). Тема: Зимние изменения в неживой природе. Заочная экскурсия.
Презентация иллюстрирует зимние изменения в неживой природе. Её можно показывать и в том случае, если реальная экскурсия невозможна по каким-либо причинам. Использован текст учебника, который проиллюс...
«Лес – волшебный дворец. Единство живой и неживой природы. Природные сообщества леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество».
План-конспект урока с презентацией....
Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".
В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....
"Лес- единство живой и неживой природы"
Методическая разработка и презентация по окружаещему миру, 3 класс....