Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа для учителя начальных классов для 2 класса по ФГОС. Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 2 класса по УМК «Школа России» на 2019-2020 учебный год (68 часов). В программе рассмотрены планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzhayushchiy_mir_2_klass_shkola_rossii.doc | 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(модифицированная)
начального общего образования
учебного предмета «Окружающий мир»
для 2 класса
Составил: Бронникова Ольга Эдуардовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе концептуального положения программы «Школа России», соотнесена с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) с учетом требований, изложенных в Примерной основной образовательной программе начального общего. Программа обеспечена учебником: Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А.А. Плешаков. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2018 г. На изучение данного предмета в учебном плане МАОУ «Байкаловская СОШ» отводится 2 часа в неделю, 68 часа в год.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
-в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
-учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
-учиться планировать учебную деятельность на уроке;
-высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
-работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
-ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
-делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
-добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать и пересказывать текст;
-вступать в беседу на уроке и в жизни;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
-связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
-наблюдать за погодой и описывать её;
-уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
-пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
-различать изученные группы растений и животных;
-приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга;
-оценивать правильность поведения людей в природе;
-уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
-неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
-строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
-имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
-основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
-названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
-различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; -распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
-различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
-выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
-использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
-определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
-приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- Содержание учебного предмета.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
Где мы живем 3 ч. Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа 21 ч Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
От загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села 10 ч. Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).Здоровье и безопасность 10 ч
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах. Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение 6 ч. Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия 15 ч. Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Резерв(3ч)
Что мы узнали и чему научились за год.
№ п/п | Наименование разделов тем | Всего часов |
1 | Где мы живем? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого: | 68 |
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ раздела | Наименование раздела программы | № урока | Темы уроков раздела | Кол-во часов |
1. | Где мы живём? | Родная страна. | 1 | |
Город и село. Проект «Родной город».. | 1 | |||
Природа и рукотворный мир.. | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | |||
Всего: 4 | ||||
2. | Природа. | Неживая и живая природа. | 1 | |
Явления природы. | 1 | |||
Что такое погода. | 1 | |||
В гости к осени (экскурсия). | 1 | |||
В гости к осени.. | 1 | |||
Звёздное небо.. | 1 | |||
Заглянем в кладовые Земли. | 1 | |||
Про воздух. | 1 | |||
…И про воду. | 1 | |||
Какие бывают растения. | 1 | |||
Какие бывают животные.. | 1 | |||
Невидимые нити.. | 1 | |||
Дикорастущие и культурные растения.. | 1 | |||
Дикие и домашние животные. | 1 | |||
Комнатные растения. | 1 | |||
Животные живого уголка. | 1 | |||
Про кошек и собак. | 1 | |||
Красная книга.. | 1 | |||
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | 1 | |||
Всего: 20 | ||||
3. | Жизнь города и села | Что такое экономика. | 1 | |
Из чего что сделано. | 1 | |||
Как построить дом. | 1 | |||
Какой бывает транспорт. | 1 | |||
Культура и образование. | 1 | |||
Все профессии важны. Проект «Профессии». | 1 | |||
В гости к зиме (экскурсия).. | 1 | |||
В гости к зиме. | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | 1 | |||
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | 1 | |||
Всего: 10 | ||||
4. | Здоровье и безопасность. | Строение тела человека. | 1 | |
Если хочешь быть здоров. | 1 | |||
Берегись автомобиля! | 1 | |||
Школа пешехода. | 1 | |||
Домашние опасности.. | 1 | |||
Пожар! | 1 | |||
На воде и в лесу. | 1 | |||
Опасные незнакомцы. | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | 1 | |||
Всего: 9 | ||||
5. | Общение. | Наша дружная семья. | 1 | |
Проект «Родословная». | 1 | |||
В школе.. | 1 | |||
Правила вежливости. | 1 | |||
Ты и твои друзья. | 1 | |||
Мы – зрители и пассажиры. | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | 1 | |||
Всего: 7 | ||||
6. | Путешествия. | Посмотри вокруг.. | 1 | |
Ориентирование на местности. | 1 | |||
Ориентирование на местности. | 1 | |||
Формы земной поверхности. | 1 | |||
Водные богатства. | 1 | |||
В гости к весне (экскурсия). | 1 | |||
В гости к весне. | 1 | |||
Россия на карте. | 1 | |||
Проект «Города России». | 1 | |||
Путешествие по Москве. | 1 | |||
. Московский Кремль. | 1 | |||
Город на Неве | 1 | |||
Путешествие по планете. | 1 | |||
Путешествие по материкам. | 1 | |||
Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | |||
Впереди лето. | 1 | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 | |||
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | |||
Всего: 18 |
Приложение
График проведения экскурсий, практических и проверочных .
Период обучения | Кол-во часов | Проверочная | Практическая | Экскурсия | Тест | Диагностика |
1 четверть | 18 | 1 | 4 | 1 | 1 | 1 |
2 четверть | 14 | - | 2 | 1 | 1 | 1 |
3 четверть | 20 | 1 | 3 | - | 2 | - |
4 четверть | 16 | - | 1 | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 68 | 2 | 10 | 4 | 5 | 3 |
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
2 | Стартовая диагностика | Входная |
6 | Практическая работа № 1 | Измерение температуры |
8 | Экскурсия № 1 | В гости к осени |
12 | Практическая работа № 2 | Знакомство с горными породами и минералами |
15 | Практическая работа № 3 | Распознавание деревьев, кустарников, трав |
15 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за 1 четверть |
18 | Практическая работа № 4 | Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений |
20 | Практическая работа № 5 | Отработка приемов ухода за комнатными растениями |
21 | Практическая работа № 6 | Отработка приемов ухода за животными живого уголка |
24 | Тест № 1 | Природа |
29 | Промежуточная диагностическая работа | Итоговая работа за 1 полугодие |
31 | Экскурсия № 2 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе |
34 | Тест № 2 | Жизнь города и села |
38 | Практическая работа № 7 | Отработка правил перехода улиц |
44 | Тест № 3 | Здоровье и безопасность |
48 | Практическая работа № 8 | Отработка основных правил этикета |
49 | Проверочная работа | Качество усвоения программного материала за 3 четверть |
50 | Тест № 4 | Общение |
52 | Практическая работа № 9 | Определение сторон горизонта по компасу |
55 | Экскурсия № 3 | В гости к весне |
57 | Практическая работа № 10 | Освоение основных приемов чтения карты |
63 | Тест № 5 | Путешествия |
64 | Итоговая диагностическая работа | Качество усвоения программного материала за год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс
В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...
Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс
Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...