Технологическая карта по окружающему миру 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

«Во времена Древней Руси»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema._vo_vremena_drevney_rusi.doc116.5 КБ
Файл test.docx11.31 КБ
Office presentation icon drevnyaya_rus.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

                    Учебное занятие по окружающему миру 4 класс (1-4)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели:

      - познакомить учащихся с жизнью древних славян; сформировать представление о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства;

      - развивать познавательную активность учащихся, речь учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал; прививать интерес к истории родного государства;

     - воспитывать уважение к прошлому своей страны.

Учащиеся должны

                   ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;
  • деятельность князя Владимира;
  • историю принятия Русью христианства.

  • показывать на карте территорию древней Руси;
  • рассказывать о принятии христианства на Руси;
  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

УЭ

               

               Содержание учебного материала          

       

Деятельность

учащихся

Ι

Организационный момент.

1.0.

1.1.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия; настроить учащихся на работу.

- Проверьте, все ли готово у вас к началу урока?

- Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их, улыбнёмся гостям, теперь друг другу и начнём наш урок.

- У меня хорошее настроение , а у вас?

Эмоционально-психологический настрой

(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)

Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

И князь Владимир в ней.

- Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна?

Государство Русь.

- Сегодня мы совершим путешествие во времени. Мы вернёмся на 1000 лет назад к нашим предкам.

- Кто такие предки? (лексическое значение слова предки).

предки – это люди, которые жили перед нами.

- Исходя из этих рассуждений, подумайте, а кто тогда мы с вами?

(по отношению к предкам мы – потомки)

- Как вы думаете, а нужно ли нам, потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

(знать историю своей семьи, древо семьи)

- Прежде чем путешествовать по нашей великой стране, мы проверим домашнее задание.  

- Кем были наши предки? (славянами)

- С ними связана тема прошлого урока и дом. задание.    

                                                                                                                       

Самоорганизация,

самопроверка

Психологический настрой на урок

Самоосмысление

Фронтальная беседа

Работа со словарем

Фронтальная беседа

ΙΙ

Проверка домашнего задания

2.0.

Цель: проверить знание жизни древних славян.

Проверочное тестирование.

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

5. Посуду делали Древние славяне из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

6. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

7. Богом грома и молнии у Древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

8. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

- У кого так же?

- Поднимите руки у кого нет ошибок; кто допустил ошибки.

 - Кто затруднялся? (рекомендации: прочитать еще раз статью про жизнь древних славян с. 34- 39)

- Молодцы, вы почти все хорошо приготовили домашнее задание о жизни древних славян.

Работа с тестом по карточке.

Самоосмысление.

Самовыражение

Самопроверка

(доска)

Самооценка

ΙΙΙ

Актуализация опорных знаний

3.0.

Цель: подвести учащихся к теме урока, вывести тему урока и целеполагание.

3.1.

3.2.

 - В какие времена жили древние славяне? Слайд№1

Ответы детей (во времена Древней Руси)

- Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.

Тяжелым трудом добывали славяне себе

пропитание.

  • Назовите тему урока.

Во времена Древней Руси

  • Что мы должны знать по данной теме?
  • Читаем умения по данной теме.

(На экране появляется тема урока: «Во времена Древней Руси», слайд № 2

- В конце урока вы должны ответить на вопросы:

  • Кто был первым князем на Руси?
  • Где возник г. Киев и кто княжил там?
  • Зачем Владимир крестил Русь?
  • Значение христианства для Руси.

Вопросы перед вами на парте.

Самоосмысление

Фронтальная беседа

Самовыражение

Выводится тема урока и целеполагание

Самоосмысление

главных вопросов урока

ΙV

 Изучение темы.

4.0.

Цель: сформировать у учащихся представление  о Великом князе земли Русской – Владимире, о принятии Русью христианства.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

 - Итак, в путь, изучать новую тему.

 - Откуда мы узнали о жизни древних славян?

 - Чтобы более точно ответить на этот вопрос предлагаю фрагмент театрального представления.

Театрализация.

- Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача - узнать, кто это и чем он занимается.

В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, который одет в костюм монаха, с гусиным пером в руке, изображает, периодически макая пером в чернильницу, пишущего по свитку (свернутая трубкой рукопись) человека и декламирует наизусть переделанное стихотворение М. Богдановича:

На девственном листе, под узеньким окном,

Не спешно буковки вывожу я пером

И между ярко-красными рядами

Вставляю я строку; веселыми цветами

И разноцветными головками зверей

И птиц невиданных – фантазией своей

Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки –

Украшу я заставки и концовки

И заголовки все, - ведь некуда спешить!

Порою труд прерву, чтоб лучше заострить

Перо гусиное … и гляну: радость – солнце

Столпами падает на стол через оконце;

И чудится: в них вовсе не остыл

Чуть синеватый дым невиданных кадил!

Беседа.

- Ребята, вы узнали кто это? (Летописец.)

- Верно, это летописец. Задайте ему вопросы.

Дети:

- Почему вас так называют?

- Какой документ вы писали? (Летопись.)

- Какое историческое событие записывали? (Крещение Руси).

Итог:

- Так откуда мы узнали о временах древней Руси?

(Из летописи)

Работа со статьей учебника.

Ученик зачитывает статью со страниц  (с.9 - 10 Введение в историю).

Беседа о прочитанном.

- Что вы узнали нового? (Летописец - это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал. События одного года назывались статьей.)

- Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестор) слайд № 3

- Верно, это был монах Киево-Печерской Лавры - Нестор. Какой документ он написал? (Летопись “Повести временных лет”.) слайд № 4

Поведите итог работы.

Итог:

Летопись является литературным памятником. Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Сообщение учителя.

(анимированная карта)

- С давних времён людей волнует вопрос образования Русского государства. “... откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть” – Такой вопрос задаёт Нестор в летописи.

Обратимся к карте и послушаем о наших предках, кто управлял государством.

- Назовите князей Киевской Руси. (Князь Рюрик,  Олег, Игорь, княгиня Ольга, Святослав, Владимир)

Работа учащихся по группам

- Как же происходило образование, объединение поселения славян в единое Русское государство, нас познакомят ребята. Объединитесь в группы, прочитайте задание, после работы каждая группа поделится информацией, что они нового узнали.

1 группа

Кто управлял славянами в Древней Руси?

2 группа

Как  была построена столица Руси - Киев?

3 группа

Как  попал Аскольд и Дир в Киев?

4 группа

Как  Киев стал столицей Киевского государства?

Муз. сопровождение

Обратимся к вопросам данных в начале урока и отметим  + все что узнали.

Дополнение учителя

1 группа

- Существует две версии откуда взялось слово “Русь”. “Русь” – так называлось племя славян, которое жило на реке Рось, притоке Днепра. Отсюда пошли и русские князья, и название Русь.

- Почему разные племена стали жить вместе?

Итог:

Давайте сравним по размерам Древнюю Русь с соседними государствами. Слайд №5Она больше, чем соседние государства! Поэтому многие хотели завоевать земли русичей.  Реки были полны рыбы, в лесах много дичи и зверья, земли плодородны и богаты. Приходилось обороняться, охранять свои земли поэтому разные племена и объединились.

ФИЗМИНУТКА

– Чтобы обороняться, охранять, нужны были сильные люди здоровые. И мы должны быть сильные и здоровые. Давайте отдохнём. Встали, потянулись вверх. Ещё раз….

- Кому поклонялись славяне? (Перуну) Слайд №6

- Катя расскажет о том, кому поклонялись древние славяне.

Сообщение №1

- Что вы знаете о языческих богах древних славян?

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Свои первые знания о других верах они получали от заморских купцов и проповедников, в военных и торговых походах. Слайд №7

- При каком князе Русь приняла христианство? (при князе Владимире)

- Как распространилось христианство на Руси? 

Вы узнаете, посмотрев фильм «Крещение Руси»

Перед вами карточка внимательно изучите, после просмотра ответьте на вопросы.

Самовыражения

Наблюдение за представлением

Самоосмысление

Фронтальная беседа

Вывод детей

Работа с учебником «Введение в историю»

Фронтальная беседа

Самоосмысление

Учащиеся делают вывод

Самоосмысление

Прослушивание и просмотр слайдов

Самоосмысление

Самовыражение

Коллективная

работа.

Самоосмысление.

Самовывод по проделанной работе

Самовыражение

Сообщение ученика

Самовыражение

Просмотр фильма

Самоосмысление

4.8.

Первичное закрепление знаний.

Викторина

Кто крестил Русь?

  • Святослав
  • Владимир
  • Олег

На какой реке произошло крещение Руси?

  • Дунай
  • Днепр
  • Волга

Из какой страны пришло христианство?

  • Византии
  • Греции
  • Турции

Почему до Х века на Руси не строили храмы?

  • Не умели строить
  • Поклонялись идолам
  • Не было нужды молиться

Когда было введено христианство? 

  • В 998 г
  • В 988 г
  • В 898 г

- Молодцы!

Подведем итог.

- Обратимся к вопросам данных в начале урока

- В чем культурное значение введения христианства?

Значение крещения Руси Слайд №8

1. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.

2. Подъем духовности Руси, появление монастырей.

3. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.

4. Укрепление государственной власти и порядка в стране.

5. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.

6. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.

7. Укрепление семьи и нравственных основ жизни. - Отметим  + все что узнали.

- Благодаря какому князю Киев стал городом первых русских храмов, колыбелью христианства на Руси? (Князь Владимир) Слайд №9,10

Величайшим национальным героем и духовным вождем русского народа  признан – святой равноапостольный великий князь Владимир. 

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…

Работа с сигналами

Самовыражение

Самовывод

V

Домашнее задание.

5.0.

5.1.

Цель: дать учащимся возможность выбрать  и выполнить задания различного уровня сложности.

Прочитать и пересказать статью из учебника с. 40 – 45, ответить на вопросы с. 45

Выполнить тест по теме «Во времена древней Руси»

Найти и прочитать былину об Илье Муромце.

Рефлексия.

 - А теперь, потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передавайте тепло другу, соединив, свою ладонь с его ладошкой. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Самовыбор домашнего задания

VΙ

 Итог урока

6.0.

Цель: подвести общий анализ урока

- Что нового узнали?

- Кому было трудно?

Я думаю, что вы после этого урока станете еще более внимательны друг к другу и к свои родным. Пусть любовь поможет сохранить вашу духовную жизнь, ваши души.

Звучат стихи Н. Гумилева:

Есть Бог, есть мир,

Они живут вовек,

А жизнь людей – мгновенна и убога.

Но все в себе вмещает человек,

Который верит в мир и верит в Бога.

Спасибо за работу!

Самоосмысление

Составила: Морозова О.В.

Словарь:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

Летопись – описание событий по годам. Слово “летопись” произошло от древнерусского слова «лето», что значит «год». (Лето – год, писать.)

Хартия – старинная рукопись, грамота, общественный договор.

Летописец –  это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал.

Князь – у древних славян вождь. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник.

Словарь:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

Летопись – описание событий по годам. Слово “летопись” произошло от древнерусского слова «лето», что значит «год». (Лето – год, писать.)

Хартия – старинная рукопись, грамота, общественный договор.

Летописец – это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал.

Князь – у древних славян вождь. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник.

Словарь:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

Летопись – описание событий по годам. Слово “летопись” произошло от древнерусского слова «лето», что значит «год». (Лето – год, писать.)

Хартия – старинная рукопись, грамота, общественный договор.

Летописец – это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал.

Князь – у древних славян вождь. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник.

Словарь:

Предки – это люди, которые жили перед нами.

Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении.

Летопись – описание событий по годам. Слово “летопись” произошло от древнерусского слова «лето», что значит «год». (Лето – год, писать.)

Хартия – старинная рукопись, грамота, общественный договор.

Летописец – это человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Он был очевидцем многих событий, которые он описывал.

Князь – у древних славян вождь. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник.

В конце урока вы должны ответить на вопросы:

  • Кто был первым князем на Руси?
  • Где возник г. Киев и кто княжил там?
  • Зачем Владимир крестил Русь?
  • Значение христианства для Руси.

ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;
  • деятельность князя Владимира;
  • историю принятия Русью христианства.

  • рассказывать о принятии христианства на Руси;
  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;
  • деятельность князя Владимира;
  • историю принятия Русью христианства.

  • рассказывать о принятии христианства на Руси;
  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.

ЗНАТЬ:                                                          УМЕТЬ:

  • жизнь древних славян;
  • деятельность князя Владимира;
  • историю принятия Русью христианства.

  • рассказывать о принятии христианства на Руси;
  • подготовить небольшое сообщение, используя дополнительную литературу об интересных фактах из жизни древних славян, князя Владимира.



Предварительный просмотр:

Тест

1. Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3. Поселение древних славян раскинулось:

а) в западной части Европы;

б) в восточной части Европы;

в) в центральной Европе.

4. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) бортничеством;

в) рыболовством.

5. Посуду делали Древние славяне из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

6. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

7. Богом грома и молнии у Древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

8. Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Нестор Летописец - монах Киево-Печерской Лавры

Слайд 4

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

Слайд 5

Древняя Русь

Слайд 6

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

Слайд 7

Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы, устраивали ритуальные пиршества. «Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян

Слайд 8

Значение крещения Руси. 1. Распространение славянской письменности, грамотности на Руси. 2. Подъем духовности Руси, появление монастырей. 3. Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами. 4. Укрепление государственной власти и порядка в стране. 5. Приобщение к греческой (византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи. 6. Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д. 7. Укрепление семьи и нравственных основ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающего мира «Россия на карте. Проект «Города России» ( УМК " Школа России" ,2 класс)

Тема урока «Россия на карте. Проект «Города России» Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование условий для ознакомления обучающихся с понятием «Геогр...

Технологическая карта урока окружающего мира «Земля на карте» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Земля на карте» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представлений о понятии «физическая карта мира»; знакомство с океанами и мат...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...